Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Либеральная конституционная модель



Т. 2. КОНСТИТУЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

(2 ЧАСА)

1. Понятие и сущность конституций.

2. Содержание конституций. Модели конституционно-правового регулирования в зарубежных странах.

3. Юридические свойства конституций.

4. Форма и структура конституций.

5. Функции конституции.

6. Виды конституций и их классификация.

7. Способы принятия конституций.

8. Порядок изменения и дополнения конституций.

9. Общие черты и особенности зарубежных конституций.

 

Введение

В процессе изучения материала предыдущей темы мы с вами выяснили, что источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, правовые обычаи и судебные прецеденты, международные и внутригосударственные договоры. Разбирая каждый из названных источников, мы особо выделяли конституцию как разновидность нормативного правового акта.

Всем известно, сколь значима роль конституции практически в любом государстве. Все возрастающая роль конституции в правовой системе государства, ее влияние на политические процессы бесспорно выводят ее на первое место среди названных выше источников конституционного права.

Чем объясняется такое особое положение конституции?

Ответ на этот вопрос требует детального изучения целого блока вопросов, каждый из которых в отдельности позволяет раскрыть одну из граней конституции.

 

Понятие и сущность конституции

Сам термин «конституция» возник в Древнем Риме, и в переводе с латинского языка приблизительно означает «утверждение» или «установление». В древнеримском праве этим термином именовались отдельные акты императорской власти. Появившись вместе с институтом императорской власти, конституции сразу же обрели значительный «вес» среди прочих правовых актов.

Термин «конституция» применялся и в период феодализма, но он имел совершенно другое содержание. В результате рецепции римского права, понятие конституции попало в некоторые законодательные системы некоторых европейских государств, где стало обозначать постановления монарха, носящие компромиссный с иными властями характер.



Начиная с 18 столетия этот термин наполнился новым содержанием и стал обозначать закон, обладающий высшей юридической силой, устанавливающий основы жизни общества и государства.

Первыми буржуазными конституциями были Американская 1787 года и Французская 1791 года. В эту же эпоху возникает концепция конституционализма, которая понимается как правление, ограниченное конституцией.

Если определять конституцию самым общим образом, то можно сказать, что это система правовых норм, имеющих, как правило, высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством - с другой, а также основы организации самого государства. Эти правовые нормы могут быть сосредоточены в одном или нескольких нормативных актах.

Различают такие понятия как юридическая и фактическая конституции. Юридическая – это всегда система правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений. Фактическая – это сами такие отношения, то есть то, что реально существует.

Расхождение между фактической и юридической конституцией – обычно результат изменения в соотношении политических сил, происходящего после принятия юридической конституции, а также это признак того, что часть норм юридической конституции стала фиктивной и нуждается в пересмотре. Фиктивность конституции также характерна для стран с авторитарным и особенно тоталитарным политическим режимом.



Сущность конституции.

Взгляды учёных на сущность конституции, её функции и значение постоянно менялись. Первым, кто внёс серьёзный вклад в решение вопроса о сущности конституции, был Фердинанд Лассаль. Он определял её как «…фактические отношения, силы, существующие в данном обществе»[1].

В дальнейшем сущность конституции видели исходя из классово-политического подхода. Считалось, что конституции, закрепляя группы общественных отношений, выражают соотношение сил в обществе, поделённом на классы. Наиболее ярким на этот счёт является высказывание В.И. Ленина: «Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенции и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе»[2].

Однако ранее понимаемая сущность конституции уже недостаточна в современных условиях.

В настоящее время сущность конституции заключается в том, что она отражает баланс социальных интересов. В результате этого достигается устойчивость общества как сложной системы.

Кроме того, конституция в силу объективного развития человеческого общества уже не ограничивается лишь утверждением сложившихся отношений, но использует и другие методы. Можно выделить три варианта:

1. Конституция закрепляет уже сложившиеся в обществе отношения.

2. Конституция своими нормами даёт основу для возникновения новых, не существовавших ранее, общественных отношений.

3. Конституция своими нормами программирует общественное развитие на будущее. Используются нормы программного, целеполагающего характера. Правовые нормы, которые определяют программу действий в будущем, то, к чему должно стремиться государство и общество, обычно размещаются в преамбуле конституции либо разделе, закрепляющем основные принципы. Например, статья 3 Конституции Италии говорит о том, что «задача Республики – устранять препятствия экономического и социального порядка, которые, фактически ограничивая свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности и эффективному участию всех трудящихся в политической, экономической и социальной организации страны».

Еще одной характеристикой сущности конституции можно назвать то, что Конституция уже не является сугубо политико-юридическим документом, как было характерно для буржуазных конституций XIX – начала XX веков, когда основной закон рассматривался как документ, обращённый к государству, системе государственных органов.

Конституция должна рассматриваться и как элемент национальной культуры, духовного прогресса. Конституция наполнена сверхъюридическим содержанием. Каждая конституция тяготеет к собственной идеологии, отражающей этнические и духовно-нравственные закономерности развития народа[3].

Конституция должна иметь свою социальную, культурную, идеологическую, духовную основу, учитывать исторические традиции, культурную, социально-экономическую, правовую специфику развития страны. Являясь чисто юридическим документом, конституция не смогла бы полноценно выполнять свои функции. Конституционные положения должны быть направлены не только на регулирование отношений между человеком, обществом и государственными органами, но и иметь одной из своих задач воспитание гражданина, укрепление в обществе признанных человеческих ценностей. Помимо этого демократическая конституция должна содержать гарантии свободного общественного развития, приводить к балансу существующее в обществе множество интересов различных слоёв населения.

Поэтому, говоря о сущности конституции, необходимо рассматривать её как многогранную конструкцию и помнить о различных её аспектах, которые позволяют выполнять ей функции, соответствующие всем сторонам её сущности – учредительную, организационную, юридическую, идеологическую, внешнеполитическую и ряд других.

 

Содержание конституций.

Содержание конституции – это совокупность конституционных норм, институтов и принципов, регулирующих конституционно-правовые отношения. При этом следует различать два элемента: социальное содержание, то есть круг регулируемых общественных отношений (предмет конституционного регулирования), и правовое содержание – правовой материал, из которого состоит конституция (нормы, институты, принципы).

Определяющим элементом содержания конституции являются общественные отношения. Какой круг общественных отношений и в каком объёме должна регулировать современная конституция? Сформировались три основные конституционные модели: либеральная, этатистская, либерально-этатистская.

Либеральная конституционная модель

Характеризуется ограниченностью предмета конституционного регулирования, который практически сводится лишь к политическим и гражданским (в смысле прав личности) отношениям. Его объектами являются организация государственной власти (система высших органов государства, их организация, компетенция, взаимоотношения) и правовой статус личности, ограниченный гражданскими и политическими правами и свободами. Экономические и социальные отношения остаются вне рамок конституционного регулирования.

Данная модель возникла в конце 18-начале 19 века, когда государственное вмешательство в жизнь гражданского общества было ограниченным. В ней нашли отражение господствовавшие в тот период либеральные экономические и политико-правовые концепции. Экономический либерализм провозглашал невмешательство государства в экономические отношения, отводя ему роль «ночного сторожа» (в действительности роль государства никогда не сводилась лишь к охране этих отношений). Концепция прав человека обосновывала невмешательство государства в иные сферы жизни гражданского общества. Согласно этой концепции основные права – это естественные права человека, которые принадлежат ему от рождения, а не созданы государством. Их осуществление полностью зависит от воли человека и не требует каких-либо позитивных действий со стороны государства, на которое конституция возлагает лишь одно обязательство – не вторгаться в сферу индивидуальной свободы гражданина и защищать его права.

Данная модель сохранилась во многих развитых странах Запада, несмотря на изменившиеся исторические условия. Она присуща конституциям «первого поколения». Как и в других развитых странах, и здесь государство давно уже стало регулирующим, активно вмешивающимся в экономические и социальные отношения. Однако новая экономическая и социальная деятельность государства регулируется обычным законодательством, не находя отражения в социальном содержании конституции.

Этатистская модель

Характеризуется чрезмерным расширением предмета конституционного регулирования. Социальное содержание конституции представляет собой общественные отношения, определяющие все системы, подсистемы и элементы общества, образующие его политическую, экономическую, социальную, идеологическую структуры.

Эта модель возникла в России с принятием Конституции РСФСР 1918 года, а после Второй мировой войны утвердилась и в других социалистических странах. В её основе лежит концепция государства как главного орудия строительства нового общества, что предопределяет тотальное государственное вмешательство во все общественные отношения. Этатистская модель не оставляет каких-либо автономных, неурегулированных сфер, отрицает принцип плюрализма во всех областях общественных отношений. Вместе с тем включение в предмет конституционного регулирования новых объектов, прежде всего экономических и социальных отношений, социально-экономических и культурных прав граждан, впервые осуществлённое этатистскими конституциями, означало важный шаг в развитии современного конституционализма. Опыт социализации первых советских конституций оказал известное влияние на конституции многих несоциалистических стран (особенно после Второй мировой войны).


Просмотров 2607

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!