Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Понятия, особенности и виды Финансово-правовых норм



Финансовое право как отрасль права имеет свои первичные элементы, которыми являются финансово-правовые нормы.

Основным назначением финансово-правовой нормы является регулирование отношений в области финансов.

Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности участников финансовых правоотношений, обстоятельства, при наличии которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают ответственность за невыполнение предписаний государства.

О значении нормы финансового права Поль Мари Годме сказал: «нормы финансового права дают возможность государству: 1) собирать средства, 2) распоряжаться средствами, точно учитывать расходования средств, 3) обеспечивать их использования.

Финансово-правовая норма - это установленное государством и обеспеченное мерой государственного принуждения правило поведения в отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансово-правовая норма - предписания компетентных органов государственной власти и местного самоуправления по поводу средств, выраженные в категорической форме и обеспечены силой государственного принуждения.

Финансово-правовые нормы имеют как общие для любых правовых норм признаки, так и специфические, характерные для норм финансового права.

Общие признаки финансово-правовой нормы:

1) Устанавливаются государством, поэтому их выполнение обеспечивается принудительной силой государства.

2) Правило поведения общего характера, направленное на всех участников общественных отношений.

3) Носит обязательный характер.

4) Всегда выраженная в определенном нормативном акте.

Специфические признаки финансово-правовой нормы, которые обусловлены особенностями предмета и метода финансово-правового регулирования:

1) Значительную часть финансово-правовых норм составляют компетенционные нормы, т.е. такие, которые устанавливают компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности.



2)В финансовое право включаются правовые нормы, устанавливающие права субъектов финансового права в классическом их понимании, то есть не обременяя их признаком обязательности, однако число таких норм относительно невелико (например, право налогоплательщика на использование льгот).

3)Особенность финансово-правовых норм в том, что они являются средством реализации публичных, а не частных интересов (поскольку финансовые ресурсы необходимы государству для реализации социальных интересов, оказание помощи социально незащищенным гражданам и т. д.)

4)Некоторые финансово-правовые нормы имеют периодический характер, то есть отличаются своей нестабильностью (например, те, которые утверждают бюджет). Она может быть обусловлена: 1) различными экономическими колебаниями, которые определяются влиянием политики на экономику, перестройками в системе управления и др.., 2) нестабильные сначала, поскольку бюджетные как часть финансовых периодически вступают в силу с принятием актов о бюджете и теряют свою силу с окончанием финансового года.

5)Финансово-правовые нормы являются императивными, т.е. выступают в форме категорического предписания, что исключает изменение условий нормы по волеизъявлению субъектов отношений.

6)Особенность отношений, составляющих предмет финансово-правового регулирования, обусловливают наличие в системе финансово-правовых норм - норм-расчетов, которые представляют собой показатели, содержащие выраженные в количественном измерении объемы деятельности и уровне развития (например, нормы в Законе "О Государственном бюджете", содержащие цифровые показатели доходов и расходов бюджета).



7)Непосредственное целевое назначение, которое определяется предметом финансово-правового регулирования, т.е. отношениями, возникающими в процессе финансовой деятельности государства по регулированию образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов.

8)Возникают как фактические, т.е. обусловлены общественными потребностями и проявляются не иначе как в формах определенных государством.

Следовательно, сущность юридической природы финансово-правовой нормы состоит в том, что это писано, установленное государством в строго определенном порядке и форме, обеспечено мерами принуждения, правило поведения субъектов финансовых правоотношений.

Финансово-правовые нормы как и все другие имеют структуру - упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность.

Составные части нормы:

1) Гипотеза - это первая часть финансово-правовой нормы, которая определяет условия, при которых могут возникать у граждан и организаций предусмотрены нормой юридические права и обязанности в области финансовой деятельности. Как правило, она формируется с использованием слова «если» или «в случае». Если эти слова отсутствуют, то они подразумеваются. Например, в случае изменения сроков налогов исполнения обязанностей по уплате налогов, обязанность по уплате может быть обеспечен поручительством.

2) Диспозиция - является основой нормы - это часть правовой нормы, которая указывает, каким должно быть поведение сторон финансовых отношений при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств. Содержит требования нормы, устанавливает права, обязанности субъектов финансовых отношений, всегда выражена в безусловно определенной форме. Например, статья налогового закона определяет гипотеза - условия при которых уплачивается налог (наличие источника доходов); диспозиция - приписывает субъектам платить налог.

3) Санкция - это часть правовой нормы, содержащей указание на меру государственного принуждения, которая может быть применена к субъекту, нарушает диспозицию данной правовой нормы. К нарушителям финансовой дисциплины применяются финансовые санкции (правовосстановительные - пеня и карательные - штраф). Чаще всего при нарушении финансово-правовых норм применяется одновременно два вида санкций. Правовосстановительные направлены на устранение материального ущерба, нанесенного государству. Карательные направлены на наказание правонарушителя и не может быть заменен другим взысканиям.

Понятия, содержание и виды финасовая правоотношений, основания их возникновения, с меня и припинненя.

Финансово-правовые отношения: понятие, особенности и виды

В процессе воздействия государства с помощью правовых норм на отношения в сфере финансовой деятельности возникают, изменяются и прекращаются финансовые правоотношения. Участники этих отношений выступают как конкретные носители прав и обязанностей, установленных правовыми нормами. Финансово-правовые отношения являются юридической формой проявления и закрепления финансовых отношений.

В финансовых правоотношениях оказываются субъективные права их участников, то есть происходит непосредственное влияние права на финансы, поскольку предписания государства по поводу мобилизации, распределения или использования денежных средств централизованных или децентрализованных фондов реализуются в поведении людей, участвующих в этой деятельности.

Таким образом, общественные отношения, которые возникают в связи с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, будучи урегулированными нормами права, приобретают форму финансовых правоотношений (финансово-правовых отношений). Эти правоотношения возникают на основе норм финансового права, их участники находятся во взаимосвязи через субъективные юридические права и обязанности, и такие связи (отношения) охраняются принудительной силой государства. За пределами правовых отношений финансовая деятельность осуществляться не может. Финансовые отношения существуют только в форме правоотношений.

Понятно, что фактические (материальные) отношения в сфере финансов могут отклоняться от предписаний (правовых норм), установленных государством (например, сокрытие дохода от налогообложения), является правонарушением, а не финансовыми отношениями вне правоотношений.

Обладая общими с другими правоотношениями чертами, финансовые правоотношения имеют определенную присущую только им специфику. Основными особенностями финансово-правовых отношений являются:

1. Финансовые правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности государства.

2. Объект финансовых отношений - деньги (денежные обязательства), точнее фонды средств, которые формируются, распределяются и используются в результате реализации субъективных прав и юридических обязательств.

3. Одной из сторон в финансовых правоотношениях всегда выступает государство или его уполномоченный орган.

4. В финансовых правоотношениях не бывает равенства сторон.

5. Финансовые правоотношения выражают организующую роль государства в распределении и перераспределении национального дохода страны;

6. Финансовые отношения носят государственно-властный имущественный (денежный) характер, поэтому эти общественные отношения можно определить как властно-имущественные.

7. Права и обязанности сторон финансовых правоотношений определяются непосредственно законом или нормативно-правовым актом. Поэтому возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений всегда связано с законом или иным нормативно-правовым актом.

Совокупность указанных рис определяют специфику финансовых правоотношений. Ни одна из них в отдельности не может охарактеризовать финансово-правовые отношения в полной мере.

Финансовые правоотношения в механизме влияния на финансы государства и органов местного самоуправления выполняют три функции: 1) указывают круг, на которых в конкретный период действует финансово-правовая норма лиц; 2) закрепляют конкретное поведение юридических лиц и граждан в области мобилизации, распределения и использования фондов денежных средств; 3) является условием для возможности приведения в действие юридических средств обеспечения субъективных прав и правовых обязанностей участников финансовых правоотношений. Например, модель поведения участников правоотношений при уплате налога на добавленную стоимость сформулирована Законом Украины об этом налоге. В Законе установлены права и обязанности участников финансовых отношений при внесении налога на добавленную стоимость, который является одним из основных доходов Государственного бюджета. Конкретизируются эти предписания государства в финансовых правоотношениях, возникающих между органом государственной налоговой службы, уполномоченным банком и плательщиком налога. В случае невнесения налогового платежа в срок, непредставления необходимых документов в действие будут приведены юридические средства обеспечения прав органов налоговой службы, представляющие интересы государства в целом и обязанности плательщика. Одновременно с обеспечением юридических прав органов налоговой службы в правоотношениях обеспечивается и право другой стороны - налогоплательщика (например, право обжаловать действия налоговой инспекции).

В финансовых правоотношениях реализуются все финансово-правовые нормы. Предписания государства по поводу мобилизации, распределения или использования фондов денежных средств, содержащихся в нормативно-правовых актах, является юридической формой, которая наполнена материальными средствами при осуществлении позитивных действий (внесении обязательных платежей, использовании средств внебюджетных целевых фондов и др.), этим и достигается цель финансово-правового регулирования.

Материальным содержанием финансовых правоотношений является поведение сторон (например, внесение суммы налога), а юридическим - субъективные права и обязанности, установленные финансово-правовой нормой. Признаки субъективного права и юридической обязанности приведены на рис. 3.1.

Субъективные права - это мера разрешенной (возможной) поведения, принадлежит финансовому или кредитном органа для удовлетворения финансового интереса государства или органа местного самоуправления, от имени которого он выступает, и обеспечена юридическими обязанностями другой стороны отношений (например, плательщиком налога) .


Просмотров 2039

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!