![]() Дисциплины:
Архитектура (936) |
Правовое регулирование расчетов наличными деньгами
В первую очередь среди источников правового регулирования расчетов следует выделить ГК, в гл. 46 которого закреплены основные положения, связанные с осуществлением безналичных расчетов, федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности". Основной массив актов, регулирующих данную сферу общественных отношений, составляют акты ЦБ РФ. В соответствии с п. 2 ст. 861 ГК расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу. Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, а выдача – по расходным кассовым ордерам или другим надлежаще оформленным документам. Получение наличных денег из банка происходит посредством выставления кассового чека. Расходование наличных денег, полученных в таком порядке, осуществляется на цели, указанные в чеке. Все поступления и выдачу наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями его руководителя и главного бухгалтера. Порядок ведения кассовых операций в России регулируется Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утв. указанием ЦБ РФ от 13.12.2011 № 2750-У, Положением о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утв. ЦБ РФ 24.04.2008 № 318-П, а также указанием ЦБ РФ от 14.08.2008 № 2054-У "О порядке ведения кассовых операций с наличной иностранной валютой в уполномоченных банках на территории Российской Федерации". Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов (ст. 15.1 КоЛП). Законодательством и подзаконными актами введены ограничения на осуществление расчетов наличными деньгами. Так, в соответствии с указанием ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" установлен предельный размер расчетов наличными деньгами по одной сделке между юридическими лицами – 100 тыс. руб. Данное ограничение распространяется только на юридических лиц. Действующими законодательными актами РФ ограничения расчетов наличными деньгами с участием граждан-предпринимателей не предусмотрены. Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории РФ должны производиться всеми организациями и индивидуальными предпринимателями с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Данное требование установлено Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Отдельным категориям хозяйствующих субъектов в силу специфики их деятельности либо особенностей местонахождения разрешено осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин. В частности, без применения контрольно-кассовых машин может осуществляться торговля на рынках, ярмарках (за исключением обустроенных торговых мест), мелкорозничная торговля с ручных тележек, из цистерн и др. Хозяйствующие субъекты, которые должны применять контрольно-кассовые машины, обязаны: • регистрировать контрольно-кассовые машины в налоговых органах по месту нахождения организации; • использовать исправные контрольно-кассовые машины; • выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием; • обеспечивать работникам налоговых органов и центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин беспрепятственный доступ к контрольно-кассовым машинам. Законодательством устанавливаются требования к самим контрольно-кассовым машинам, определяются порядок и условия их применения и регистрации. Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам определяет допускаемые к использованию модели и вносит их в реестр. Законодательством предусмотрена ответственность в данной сфере. В частности, ст . 14.5 КоАП устанавливает административную ответственность в виде штрафа за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники.
|