![]() Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Социальная мысль в Античности
1. Социальная мысль античности в основном представлена работами Платона и его ученика Аристотеля. Платон одним из первых пытался сформулировать закономерности развития отдельных социальных институтов: государства, семьи, права, используя логикопонятийный метод. Основу воззрений на общество у Платона составляет конструкция "идеального государства". Он отождествлял понятия "государство" и "общество" идеальное государство понимается как отражение вечных идей - идеи справедливости, всеобщего блага. Справедливость: чтобы каждому гражданину было отведено занятие, наиболее соответствующее его природе,• определенные социальные различия между людьми носят характер иерархии (теория социальной стратификации). Все население делится на три сословия в соответствии с тремя началами человеческой души: разумным, яростным, вожделяющим: философы-правители, воины-стражи и ремесленники-земледельцы; развитие и функционирование идеального государства обусловлено наличием четырех добродетелей у граждан: мудрости; мужества; рассудительности и справедливости, назначение государства видел в том, чтобы создавать условия для добродетельной жизни максимального числа граждан. В идеальном государстве отсутствуют частная собственность, имущественное неравенство. 2. Аристотель, используя эмпирико-сравнительный, метод, анализировал общество на примере городов-полисов, которые описал в своей работе «Политика» выдвинул тезис о человеке как существе общественном; государство считал самой совершенной формой человеческого общения, которая ограничивает проявления. животных инстинктов у людей. Государство первично по отношению к индивиду и к семье;. первичной "клеточкой" государства считал гражданина. Граждане - свободные люди, которые занимаются управлением, военными и судебными делами. Им он противопоставлял рабов, удел которых - физический труд; выявил обусловленность форм государства социальными различиями между людьми, разделением труда; определил форму государства, которая отличалась бы стабильностью 9полития), в основе которой лежат добродетель аристократии богатство олигархии и свобода демократии. Социальной базой политии является средний * класс, (объединяет интересы бедных и богатых и предохраняет общество от социальных столкновений). 3. В работе итальянского мыслителя Никколо Макиавелли (1469- 1527) "Государь" общество анализируетсясквозь призму поведения политического лидера. Сформулированы законы, объясняющие общественные явления:поведение людей обусловлено стремлением к власти, поскольку она предоставляет возможность обладания богатством, статусом, престижем;правитель, стремящийся к поддержке подданных, должен знать их чаяния;. эффективность политического лидера опирается на умелое сочетание таких средств властвования, как любовь и страх, при доминирующей роли последнего;подданные могут простить правителю все его жестокости, кроме лишения их имущества;умный правитель не должен выполнять все обещания, которые он дал своим подданным. Если выполнение обязательств выгодно правителю, то их следует исполнить. В политике правит целесообразность, а не мораль (принципы: "Цель оправдывает средства").4. Французский философ Шарль-Луи Монтескье в работе "О духе законов" сформулировал естественные иполитические законы, которые обуславливают поведение людей в естественном состоянии, и формы правления.Естественные законы в догосударственном обществе:мир как первый естественный закон;хозяйственная деятельность как способ удовлетворения потребностей в пище;стремление к общению.Политические законы, диктующие выбор формправления, отражают влияние природных факторов: климата, почвы, ландшафта. На форму правления влияет размер территории. На ранних этапах развития человечества определяющими являются природные факторы, а позднее - социальные, идеологические и политические.В целях наиболее эффективного управления обществом Ш. Л. Монтескье выдвинул теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, которые бы уравновешивали друг друга, и, тем самым, препятствовали сосредоточению власти в одних руках, диктатуре и беззаконию.
![]() |