Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Социальная мысль в Древнем мире



Несмотря на то, что социология – наука относительно молодая, социологические взгляды развивались еще далеко до возникновения социологии как самостоятельной науки. Уже в странах Древнего мира известна социологическая мысль. Можно сказать, что социологические взгляды начали формирование практически с момента возникновения самого общества. Социологическая мысль Древнего Китая

Разные представления о социуме как систему общественного сожительства людей формировались с древнейших времен развития интеллектуальной культуры человечества. Одними из первых веское слово в этой области сказали китайский философ Конфуций.Социум в теоретически-философской воображении древних мыслителей в буквальном смысле этого слова отождествлялся с государством. Общественная жизнь не мыслилось иначе, как государственное. Человек трактовалась как политическая (государственная) существо. Закономерности развития общества и государства отождествлялись. Можно сказать, что теоретики "донульового времени" (времени до рождения Христа) обнаружили и описали почти все основные элементы общественного сожительства людей как государственного. И хотя их учение имеет исторически обусловленный характер, следует подчеркнуть то большое значение, которое оно имело для развития поздних теоретических конструкций.Общеизвестным является то, что Конфуций не обращал внимания на изучение и разработку общетеоретических проблем, он не создал социально-философской системы крайней направления. Все внимание он сосредоточил на вопросах этики, поскольку этого требовали исторические условия того времени, социальный интерес. Свою этику он построил на почве религиозно-философских представлений об окружающей действительности. Этика Конфуция – это рационализированной древнекитайская религиозная мораль. В основу этой морали положены принципы: 1) человечность (жень) 2) справедливость и обязанность (и), 3) ритуальность (ли) 4) знания (чжи), 5) доверие (синь).Центральным принципом морали Конфуция является гуманность, которая и составляет основу добропорядочности. Быть "гуманнним" – значит любить не столько себя, сколько других, на несправедливость отвечать справедливостью, за добро платить добром. Быть гуманным – значит уметь вовремя пожертвовать своими интересами.Таким образом, философия Конфуция – это яркое отражение тенденции к стабилизации в человеческих отношениях. Эта стабилизация достигается за счет иерархии в господстве и подчинении, которое осуществляется с вечной течения законов неба.Отстаивая крепкую государственную власть, Конфуций всегда говорил, что правитель имеет божественную сущность. Царь, монарх, император, по его мнению, – это "сын неба". А воля неба распространяется и на общественную жизнь. Общество должно придерживаться не законов естественности, как говорил Лао-цзы, а вечных законов неба, носителем которых и является "сын неба". Принцип подчинения, послушания, смирения и примирения является одной из главных в социальной философии Конфуция (Чжун-пи).Противоположную конфуцианству позицию занимала школа "Фа-цзя". Представители школы "Фа-цзя" отрицали существование сверхъестественного мира и священность неба. Они утверждали, что в природе все происходит без вмешательства потусторонних сил. Теоретик этой школы Сюнь-цзы что судьба людей зависит не от неба, а от них самих, от пи-знание природы и использования ее законов. В области теории познания Сюнь-цзы отстаивал и пропагандировал принцип сенсуализма, отводя при этом большую роль в познание истины мышлению, логике.Сюнь-цзы выступал против незаслуженных привилегий и требовал, чтобы мерилом общественной значимости человека был не род и не богатство, а личное достоинство, чувство долга, образованность.Значительно меньшее влияние по сравнению с предыдущими, имела школа "Мин-цзя", которая своеобразно перерабатывала лаосские учение, абсолютизируя момент относительности в процессе познания.Философия Древнего Китая нашла свое дальнейшее развитие и достигла своего завершения в учении выдающегося философа и просветителя Ван Чуна (27-97 г. н.э.).Основное произведение Ван Чуна – "Критические рассуждения" – посвящен критике тогдашнего общественного строя, существующей социальной системы.Ван Чун прежде отвергает учение конфуцианства о священности неба, рассматривая небо как естественную часть безграничной Вселенной, доказывая, что небо и земля имеют единую природу, единое начало и единое происхождение. Началом как неба, так и земли есть субстанция ци.Своеобразно решают Ван Чун проблему движения природы, указывая, что телесность и движение тесно связаны между собой, что источник движения находится в системе объективной реальности.Раскрывая природу человека, Ван Чун указывает, что жизнь и человек появились на основе естественной закономерности из единственной субстанции – ци. Человек, считал он, как и все живые организмы, имеет жизненную энергию, порождаемая кровообращением. Вне тела никакой души, никакой жизненной силы нет.





Социологическая мысль Древней Индии

Индийская культура занимает одно из ведущих мест в истории мировой культуры. Она характеризуется грандиозными достижениями на протяжении более чем трехтысячелетней периода развития, ей присущи не только долговечность, но и творческое восприятие достижений чужеземных культур и способность не терять собственные основополагающие ценности. Преемственность индийской культуры в значительной степени основывается на социальных институтах (варны, касты, семья) и большом распространении общеупотребительного перечня религиозных ценностей среди состояний и общин.Первые известные нам центры индийской культуры существовали уже в ПИ тыс. до н. н.э. на берегах Инда, однако подлинного расцвета она достигла в II тыс. до н. н.э., в эпоху "Ригвед". На основе большого собрания гимнов "Ригвед" было сотворено своеобразную духовно-мировоззренческую систему индуизма – сердцевину индийской культуры. В эту же эпоху сложился разделение общества на касты – явление, без выяснения которого невозможно понять характер и своеобразие индийской культуры. Именно в "Ригведа" были обоснованы морально-правовые мотивы разделения общества на четыре состояния (варны) – брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшвив (земледельцев, ремесленников) и шудр (слуг).Было выработано целую систему жизни и поведения человека в зависимости от состояния. Например, законным считался только брак в пределах одной варны (эндогамия), это же касалось выбора профессии, занятия определенным ремеслом.Индийская каста – результат длительного процесса становления производственных, правовых и культурных отношений между людьми, которые разделены между собой по происхождению, профессии, обычаями и законами. Окончательное разделение общества на касты закрепился в период раннего средневековья и составляет чрезвычайно сложное явление: так, в 1947 г. на время провозглашения Индии независимым государством количество каст достигла почти 3,5 тыс.Главные взгляды на жизнь общества были отражены в сутрах (священное короткое руководство к обычного права, законодательства, ритуала пожертвования, домашней жизни и общественных обязанностей), в которых изложена суть их учений. И доныне Сутры являются предметом комментариев, дополнений и обновление в соответствии с потребностями исторических условий.Среди тогдашних научных школ Древней Индии исключительное место занимает чарвака-локаята, которая не признает авторитет Вед, не верит в жизнь после смерти, отрицает существование Бога, оригинальное определяет начала бытия и сущность процесса познания.Решая вечную проблему – смысл человеческой жизни – чарвака-локаята видит смысл человеческого существования в счастье. А счастье понимает как наслаждение, что добываться за деятельности человека, человек сам должен это счастье создать.Другим важным фактором, который обусловил специфику индийской культуры, была система общественно-политической жизни основана Буддой во второй половине I тысячелетия до н. э Особого развития государственно-политическая жизнь на принципах буддизма приобрело во времена царствования Ашоки (середина III века до н.э.). Сохранились многочисленные эдикты – выбиты на камне по приказу царя надписи, расшифровка которых позволяет реконструировать форму государственной жизни, мораль и культуру древних индейцев. Выяснено, что Ашока пропагандировал и утверждал в своем царстве довольно интересные морально-политические принципы, которые базировались на буддизме. В культуре центральное место отводилось религии, которая должна духовно объединить разорванное на варны общество. Ашока выдвинул идею завоевания мира не путем вооруженных нападений на соседей, а через провозглашение учения Будды, на котором базировалось справедливое правление страной, то есть через хороший пример праведной жизни вообще. Отсюда те странные, как на то время, принципы человечности в управлении государством, которые пропагандировал Ашока. Подданных он объявил своими детьми, для управления которыми применял учение о ахимса – незашкодження людям и животным. Хотя поздние преемники проигнорировали эти принципы и проводили типичную захватническую политику внешне и тоталитарно-диктаторскую внутри страны, все же в индийской культуре остались довольно глубокие следы ашокизму. Так, общеизвестный влияние на весь мир политики ненасилия, которую вел Махатма Ганди и благодаря которой Индия получила независимость, – политики, которая находит все больше сторонников и сегодня.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!