Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Верхнюю часть пирамиды занимает Руководство по качеству для всей фирмы



Руководство (или Справочник) содержит сформулированную дирекцией политику фирмы в области качества, цели по качеству и утвержденную организационную структуру производства.

Среднюю часть пирамиды составляют методические документы об-Щего характера, мероприятия и последовательность операций по обеспечению качества.

Нижняя часть пирамиды представляет собой набор рабочих инструкций для исполнителей.

Все эти документы охватывают следующие сферы деятельности:

• организационная работа;

• проектирование;

• Документация;

• материально-техническое обеспечение;


ГуиаЗ- СТАНДАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ____________________1М

производство (изготовление);

испытания и приемка продукции;

корректирующие действия при отклонениях;

связь с потребителями;

надзор;

хранение,транспортировка.

Как показывает опыт, объем Руководства составляет 100—120 листов. Состоит он из 20 глав по числу основных элементов системы (согласно МС ИСО 9001).

Содержание и последовательность работ по разработке Руководства по качеству приведены на рис. 3.6.

Следующую группу документов составляют стандарты предприятия (процедуры), которые регламентируют управленческие и рабочие процедуры по обеспечению качества. В составе документации системы качества, как показывает опыт, их может быть до 200 на 250—400 листах. В них есть ответы на все вопросы: «что», «кто», «как» делают сотрудники предприятия по обеспечению качества.

И последняя группа документов системы качества — это рабочие инструкции, справочники и другая документация системы. Количество и объем этих документов зависит от типа производства, продукции и др.

Наглядное представление о соотношении документации, входящей в систему качества, дает рис. 3.7.

В стандартах ИСО 9000 подчеркивается, что система качества предприятия должна быть тщательно документирована в целях:

• четкого установления требований к качеству и выполнению работ по его обеспечению;

• регулярной фиксации данных о фактическом качестве и функционировании системы качества;

• прослеживаемости и идентификации продукции и действий по обеспечению ее качества;

• закрепления лучших традиций и накопленного опыта организации работ в системе качества;

• объективного доказательства правильности выполнения работ в области качества.

Как показывает опыт, функционирование системы качества создает благоприятный психологический климат на предприятии: выполнение процессов идет без помех, без ошибок и отступлений, улучшается сотрудничество между подразделениями, ощущается более сознательное отношение к обеспечению качества у всех сотрудников, а новые из них быстрее и лучше включаются в работу, чем до внедрения системы.



Систему может спроектировать любая организация, способная веста разработки (можно пригласить даже консультантов из другой орга-чизации), главное, чтобы в проекте были должным образом учтены по-яитика предприятия, организация производства и вид продукции.

За практическое использование системы отвечает директор, чьи "олномочия не могут быть переданы никому другому. Планирование "ероприятий в области качества координирует отдел обеспечения Ячества. Он же отвечает за эффективность работы системы, выявляет эномалии и согласовывает корректирующие действия.

Предприятие своими силами или с привлечением консультантов Разрабатывает проект создания системы качества.



Цели проекта:

• повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции,

• приобщение к комплексному управлению качеством,

• внедрение эффективной системы качества для конкретных усло-ий фирмы.

Процесс проектирования системы качества на предприятии должен ыть тщательно спланирован. Существуют четыре фазы такого плана.

Первая фаза — обоснование проекта. Первым действием на этой фа-е должна быть подготовка и представление проекта на рассмотрение руководству. Решение руководства — очень важная веха в проекте. 1роект планируется в деталях, включая интенсивную информацию все-о персонала с использованием различных информационных средств.

Вторая фаза — расшифровка, детализация проекта. Цель этой фазы — юбиться ясного представления о форме и содержании всех элементов истемы, упорядочить составляющие этого проекта, внести стабиль-юсть в процесс. В этой фазе в основе существующих систем качества Юлжен быть разработан (написан) макет Руководства по качеству.



Третья фаза — осуществление. На этой фазе главными действующи-•и лицами должны быть отдельные проектные рабочие группы. Вместе основной рабочей группой, возглавляемой директором, они создают 'уководства по качеству для всей фирмы и для своих подразделений. 'та фаза является наиболее трудной и из макета Руководства по качес-^У. Та часть Руководства, которая относится к жизненному циклу про-(укции, должна быть написана соответствующей рабочей группой и '"Догнана под конкретную продукцию. Локальные проектные группы юлжны заниматься также внесением изменений в систему качества.

Четвертая фаза — внутренний контроль. Она предусматривает использование внутрифирменного контроля результатов проекта и эф-Гбктивности его осуществления.



Часм.3. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧеством1


 


3.4. Новые версии стандартов ИСО серии 900й

Международные стандарты на системы качества (стандарты ИСо серии 9000), появившиеся впервые в 1987 г., приобрели к настоя. щему времени такую популярность в мире, которая, по мнению специалистов, не имела прецедентов в современной истории Дан. дартизации. Достаточно сказать, что в настоящее время боле| 70 стран имеют национальные стандарты, эквивалентные стандарта ИСО серии 9000. В мире насчитывается более 200 000 компании сертифицировавших (зарегистрировавших) свои системы качества и число их растет. В 52 странах созданы системы сертификации систем качества, развиваются региональные и международные Системы сертификации систем качества. Т

Необходимо отметить возрастающую роль стандартов ИСО серии 9000 как основы требований к системам качества и при оценке соответ ствия продукции. Их широкое применение позволило учесть накоплен ный опыт при пересмотре, которому подвергаются все стандарты опубликованные ИСО.

В 1994 г. ИСО/ТК 176 завершил первый пересмотр («Фазу I») стандартов ИСО серии 9000.

Работа по пересмотру стандартов основывалась на стратегии внедрения международных стандартов по качеству на 90-е годы и прогнозе некоторых аспектов решения проблемы качества к 2000 году (документ «Прогноз 2000», подготовленный специальной группой ИСО/ТК 176).

При пересмотре, в соответствии с требованиями рынка, рабочие группы ориентировались на достижение следующих целей:

• обеспечить отражение в стандартах лучшего практического опыта их применения;

• обеспечить стабильность и согласованность стандартов;

• содействовать применению стандартов любыми компаниями, независимо от их размеров, отрасли или продукции (в упомянутом «Про гнозе-2000» все возможные результаты производственной деятельности разделены на четыре категории продукции по признакам специфики е обеспечении качества: оборудование (технические средства), программное обеспечение, перерабатываемые материалы, услуги).

Изменения, внесенные в стандарты на 1-й фазе пересмотра, не противоречат основным подходам и структуре стандартов 1987 г. Вместе с тем они отражают прогресс в области управления качеством и практический опыт компаний в применении стандартов 1987 г.

В соответствии с концепцией пересмотренных стандартов ИСО серии 9000 общие требования к системам качества являются, по существу, одинаковыми для всех четырех категорий продукции. На званные четыре категории, определения которых приведены в стан' дарте ИСО 9000-1:94, и их всевозможные сочетания охватываю1 любые виды продукции, предлагаемой организацией (компанией)' поставщиком.

В новых версиях подчеркивается, что стандарты ИСО серии 9004 описывают, какие элементы следует включать в системы качества, но я1 устанавливают, каким образом конкретная организация должна вн6' дрять эти элементы. В стандартах не ставится цели добиться полног0 сходства систем качества. На содержание конкретной системы оказыв8'


199

Гюва ). СТАНЛАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КА ЧЕСТВОМ


 


ют влияние приоритеты организации, стоящие перед ней задачи, накопленный опыт, продукция и процессы.

Наибольшие изменения претерпел стандарт ИСО 9000 (в новой версии — ИСО 9000-1:94). Его основное назначение — помочь предприятию в выборе и применении стандартов «семейства ИСО 9000» (табл. 3 .4.). Но если версия стандарта 1987 г. была, в основном, «путеводителем» по серии ИСО 9000, то версия 1994 г. содержит ряд основополагающих концептуальных положений современных систем качества.

В методологическом плане принципиально важным для всего семейства ИСО 9000 является вновь введенное положение о том, что вся работа, выполняемая организацией, рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов. Соответственно общее руководство (административное управление) качеством осуществляется через управление всей совокупностью процессов, осуществляемых в организации. Такой подход имеет много общего с хорошо известным в нашей стране комплексным (системным) подходом к управлению качеством.

Пересмотренные стандарты ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 имеют идентичную структуру, однако если какое-либо из требований не входит в область деятельности стандарта (п. 4.4. в ИСО 9002, пп. 4.4, 4.6,4.9 и 4.19 в ИСО 9003), то после заголовка такого пункта следует соответствующее замечание.

Стандарт ИСО 9002 охватывает теперь стадию технического обслуживания и в него включены требования п. 4.19.

Дополнительные требования включены и в стандарт ИСО 9003: анализ контракта (п. 4.3), управление продукцией, поставляемой потребителем (п. 4.7), корректирующие действия (п. 4.14), внутренние проверки качества (п. 4.17).

Внесены изменения и в отдельные требования к системе качества.

Так, в п. 4.2 уточнены требования к Руководству по качеству (основному документу системы) — оно должно определять общую структуру документации системы, а также включать или содержать ссылки на документированные процедуры системы качества. Сделана ссылка на стандарт ИСО 10013 как на методические указания по разработке Руководства.

Отмечено, что степень документированное™ процедур должна зависеть от используемых методов, навыков и подготовки персонала.

Введены дополнительные требования в части планирования качества, которое должно соответствовать всем другим требованиям системы. Процедуры планирования должны быть документированы в форме, Удобной для организации-поставщика. При этом программы (планы) качества могут быть оформлены в виде ссылок на соответствующие документированные процедуры системы качества.

Изменены требования и в ряде других пунктов. В сравнении с другими в стандарты ИСО 9004 (в новой версии — ИСО 9004-1) внесено наименьшее число изменений. Отметим некоторые из них.

Понятие «петля качества» заменено понятием «типичные этапы жизненного цикла продукции», в число которых за этапом «Техничес-^я помощь и обслуживание» включена «Послепродажная деятельность».

Дополнительно введен подраздел 5.6 «Улучшение качества», в котором рекомендуется принятие мер на всех уровнях организации для по-


200____________________Часть 3. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВО.

Таблица 3. СТАНДАРТЫ «СЕМЕЙСТВА ИСО 9000» НА СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!