Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Международные организации по стандартизации




Название организации Цели и основные направления деятельности
Международная электротехническая комиссия — МЭК Цель: содействие международному сотрудничеству в решении вопросов стандартизации и смежных с неи-про-блем в области электротехники и радиоэлектроники. Направление деятельности: разработка международных стандартов в областях электротехники, радиоэлектроники и связи.
Международная организация законодательной метрологии — МОЗМ Цель: международное согласование деятельности национальных метрологических служб, направленное на обеспечение сопоставимости, правильности и точности результатов измерений. Направления деятельности: — установление единых методов нормирования метрологических характеристик средств измерений; — гармонизация поверочной аппаратуры, методов сличения, поверок и аттестации измерительных приборов; — обеспечение применения унифицированных единиц измерений; — выработка оптимальных форм организации метрологических служб, обеспечение единства требований по их ведению; — оказание научно-технического содействия развивающимся странам в создании и организации работ метрологических служб; — установление единых принципов подготовки кадров в области метрологии.

 



Часть). СТАНДАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИКАЧЕ^


 


Таблица 3.2. Продолжен


 


Европейская организация по качеству — ЕОК

Цель: содействие, распространение, совершен' -,,_ ние с помощью всех возможных средств применеЦ практических методов и теоретических принципе управления качеством, в целях повышения качества; надежности продукции и услуг. I Направления деятельности: _ — организация ежегодных конференций, симпозиуме семинаров,курсов; —) — работа технических комитетов и отраслевых секции рабочих групп для изучения актуальных проблв! качества; — разработка руководящих документов, пособ] справочников, рекомендаций и других методач документов по вопросам качества

 


 


Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий — ИЛАК

Цель: обмен информацией и опытом по системам кредитации испытательных лабораторий и оце| качества результатов испытаний; содействие взаим! му признанию результатов испытаний, проводи национальными лабораториями, на основе соглацп по признанию систем аккредитации лабораторий. Направления деятельности: — разработка рекомендаций по заключению соглад ний по взаимному признанию протоколов испытание сертификатов без аккредитации лабораторий; — разработка рекомендаций и типовых соглашений взаимному признанию национальных систем аккрй тации испытательных лабораторий и сертификатов; — разработка рекомендаций по качеству испыта— проводимых испытательными лабораториями; — подготовка информации о действующих в стр. системах аккредитации лабораторий и системах ш таний продукции.

 




 


Европейский комитет по стандартизации — СЕН

Цель: устранение в рамках Европейского Союза (Б так называемых технических барьеров, связанных различием национальных стандартов на изделия, прж тиворечивыми правилами по их эксплуатации, с о'в личающимися нормами по технике безопасности, охре не здоровья и природы. Направления деятельности: — гармонизация стандартов — стран членов СЕН разработка европейских стандартов; — представление ЕС и другим межправительственнь^ организациям европейских стандартов, на которые онш могли бы ссылаться в своих директивах и других офг циальньк документах; • — сотрудничество с правительственными, научно-те» ническими и экономическими организациями в стр>» нах ЕС по вопросам стандартизации; Г — поддержка международной стандартизации чер» ИСО и МЭК и единообразного применения в Европе стандартов ИСО и других международных стандар""' и рекомендаций; — предоставление услуг, связанных с сертифика: на основе европейских стандартов.

 


I ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ____________177

Таблица 3.2. Продолжение


 


Европейский комитет по стандартизации в электротехнике— СЕНЭЛЕК

Цель: устранение всех технических различий в национальных стандартах и процедурах сертификации соответствия изделий стандартам в странах — членах СЕ-НЭЛЕК для недопущения технических барьеров в торговле. Направления деятельности:



— разработка европейских стандартов на различные виды электрооборудования;

— разработка стандартов в области информатики.


 


Европейская организация по испытаниям и сертификации — ЕОИС

Цель: определение политики по всем аспектам деятельности в области оценки соответствия продукции и систем качества стандартам. Направления деятельности:

— стимулирование и управление европейскими системами сертификации и заключение договоров о взаимном признании;

— помощь европейским органам стандартизации по вопросам оценки степени соответствия стандартам;

— обеспечение информацией и организация обмена опытом.


 


Комиссия «Кодекс Алиментариус». Организована совместно ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) и ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения)

Цель: ограждение потребителя от опасных для здоровья продуктов и от мошенничества: обеспечение выполнения справедливых норм торговли пищевыми продуктами. Направления деятельности: — координация работ по стандартизации, проводимых правительственными и неправительственными организациями; — руководство деятельностью по созданию проектов стандартов; — публикация принятых правительственными организациями стандартов в «Кодекс Алиментариус» в качестве региональных или международных стандартов.

 


 


Приведенный далеко не полный перечень международных и международных региональных организаций по стандартизации, цели их работы и направления деятельности наглядно свидетельствуют о той огромной роли, которую играет стандартизация, как средство интеграции в международных связях, в устранении барьеров в производстве и торговле, в регулировании взаимоотношений между государством, изготовителями и потребителями продукции.

Признание возрастающей роли стандартизации подтверждается также широким участием стран в международных и международных региональных организаций по стандартизации, а также количеством ме-"ЗДународных стандартов.

Так, в настоящее время членами ИСО являются национальные организации по стандартизации почти 100 стран, участвующих в работе бо-"ее 2500 технических органов ИСО (ТК, ПК, РГ), разрабатывающих ме-"ЗДународные стандарты, общее число которых на сегодняшний день Уставляет более 8000.



Часть 3. СТАНЦАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КА ЧЕСТВС


 


Более 40 стран имеют своих представителей в МЭК. Почти 200 р бочих органов МЭК, разработали около 2500 стандартов.

В работе комиссии ФАО/ВОЗ «Кодекс Алиментариус» участвуют более 130 стран. Комиссией к настоящему времени разработано свьтц| трехсот международных стандартов на пищевые продукты и несколько десятков сводов гигиенических правил.

Европейским комитетом по стандартизации (СЕН) и Европейски комитетом по стандартизации (СЕНЭЛЕК) создано 239 техничео комитетов по стандартизации, которыми разработано более 1200 ст дартов.

Госстандарт России, как национальный орган по стандартизац активно расширяет свое участие в развивающемся международном сотрудничестве в области стандартизации.

В последние годы более динамично развивается сотрудничество с региональными международными организациями по стандартизации, причем не только с западноевропейскими, но и с расположенными на востоке. Например, на 15-м Конгрессе по стандартизации тихоокеанского региона (1992 г.) Госстандарт России был единогласно принят в члены этой организации. В ней представлены более 20 стран (Китай, Япония, США, Канада и др.).

Весьма важным для развития экономики нашей страны должно стать участие в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразуемом в настоящее время во Всемирную торговую организацию (ВТО), членами которой является более 100 стран мира. |

Основными целями вступления являются:

• устранение дискриминационных ограничений в отношении российского экспорта и расширение доступа на мировой рынок российских товаров и услуг;

• перевод торгово-экономических отношений России с зарубежными странами и их региональными группировками на равноправную, стабильную и долгосрочную экономико-правовую основу;

• возможность использования действующего в рамках ГАТТ механизма разрешения споров в торгово-экономических отношениях.

Несмотря на сложность процесса интеграции российской экономики в мировую торговую систему, полноправное участие России в ГАТТ/ВТО полностью отвечает ее долгосрочным интересам по решению экономических и социальных задач, дальнейшему развитию экономических реформ. |

Прогресс переговоров по присоединению России к ГАТТ/ВТО означает готовность России к приведению своих законодательных акт^в и нормативных документов, регулирующих отношения во внешнеэкономической деятельности и торговле, в соответствие с требованиям^ ГАТТ/ВТО, и том числе Соглашениями ГАТТ по техническим барьерам в торговле (Кодекс ГАТТ по стандартам). В настоящее время Госстандарт твердо нацелен на соблюдение основных принципов и положений, которыми должны руководствоваться участники ГАТТ/ВТО,^ том числе Кодекса по стандартам. ^

Формируемая система стандартизации в России способствует устр4' нению технических барьеров в торговле как для отечественной, так!» импортируемой продукции, путем гармонизации государственна стандартов России с национальными стандартами других стран, а тя-


179

^да2. МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНЦАРТИЗАЦИЯ


же путем прямого применения международных стандартов в качестве государственных стандартов России.

Наша система сертификации строится на международных принципах, что позволит обеспечить признание другими странами российских испытательных лабораторий, результатов проводимых ими испытаний, сертификатов и знаков соответствия. Система сертификации открыта для других стран и предусматривает признание результатов испытаний и сертификатов, выданных компетентными зарубежными организациями.

2.3. Работа по стандартизации в рамках Содружества независимых государств

Одним из важнейших направлений в работах по международной стандартизации в настоящее время является проведение согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации в рамках Содружества независимых государств (СНГ).

Существование единого экономического пространства стран — членов СНГ, успешное функционирование и развитие промышленности и других сфер хозяйства, в том числе обороны, каждого из суверенных государств, бывших республик СССР, возможно только при условии сохранения единства стандартов.

В марте 1992 года Главами Правительств стран — членов СНГ подписано «Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации».

В соответствии с Соглашением был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС), членами которого являются руководители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации государств — участников Соглашения, а также принятые Советом представители межгосударственных организаций, отвечающие за стандартизацию по специальной тематике.

Деятельность МГС регулируется Соглашением и «Положением о Межгосударственном совете по стандартизации, метрологии и сертификации».

Порядок деятельности МГС и его Технического секретариата определяется в соответствии с «Правилами процедуры Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации».

Рабочими органами МГС являются Межгосударственные технические комитеты по стандартизации (МТК), которые создаются для разработки межгосударственных стандартов и проведения конкретных работ в области межгосударственной стандартизации и метрологии по закрепленным за ними объектами стандартизации и областями деятельности.

МТК, как правило, создаются в соответствии с номенклатурой технических комитетов международных организаций по стандартизации ИСО, МЭК, МОЗМ.

Работа свыше 300 МТК по разработке межгосударственных стандартов проводится в соответствии с годовыми планами.

Межгосударственные стандарты и изменения к ним принимаются "о решению МГС, заседания которого проходят два раза в год.



Часть 3. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВ


 


Необходимо отметить, что на одном из первых заседаний МГС бЬ. ло принято решение о признании действовавших в СССР стандартов «ГОСТ» в качестве межгосударственных и, учитывая, что эта аббревиатура известна во всем мире, сохранить ее для вновь вводимых межго@у. дарственных стандартов. 8

Одними из первых в качестве межгосударственных стандартов, р&. работанных МТК, были ГОСТ 1.0-92 «Правила проведения работ йо межгосударственной стандартизации. Общие положения», ГОСТ 1.5-$2 «Правила проведения работ по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов».

К настоящему времени МТК разработано, а МГС принято свыше 1000 межгосударственных стандартов. Порядков и рекомендаций в области межгосударственной стандартизации.МГС, являясь межгосударственным органом СНГ, участвует в работе Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ по разработке модельных законодательных актов и рекомендаций в области стандартизации, метрологии и сертификации.

Отдавая должное большой работе по международной стандартизации, проводимой МГС в рамках СНГ, в октябре 1995 г. ИСО признала МГС в качестве международной региональной организации по стандартизации. Подготовлен проект соглашения о сотрудничестве МГС с ИСО.

При проведении государственной политики в области стандартизации в новых экономических условиях, с учетом опыта и требований международных организаций по стандартизации, основными задачами Госстандарта России в настоящее время являются:

• гармонизация государственной системы стандартизации Российской Федерации с международными, региональными, прогрессивными национальными системами стандартизации других стран;

• совершенствование фонда отечественных нормативных документов по стандартизации на основе применения международных и национальных стандартов других стран и максимального использования достижений научно-технического прогресса;

• гармонизация стандартов с международными, региональными стандартами и национальными стандартами других стран;

• повышение качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке;

• разработка международных и региональных стандартов на основе отечественных стандартов на новые конкурентоспособные виды продукции и технологии, в том числе созданные в результате двустороннего и многостороннего сотрудничества;

• нормативное обеспечение торгово-экономического и научно-технического сотрудничества Российской Федерации с другими странами и участие Российской Федерации в международном разделении труда;

• обеспечение защиты интересов Российской Федерации при разработке международных и региональных стандартов; ,

• обеспечение единства измерений с другими странами. "


Глава 3

СТАНДАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ИСО СЕРИИ 9000 НА СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА

3.1. Управление качеством на основе политики в области качества

В 70—80-х годах ученые и специалисты многих стран пришли к выводу, что качество не может быть гарантировано только путем контроля готовой продукции . Оно должно обеспечиваться гораздо раньше — в процессе изучения требований рынка, на стадии проектных и конструкторских разработок, при выборе поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий, на всех стадиях производства и, конечно, при реализации продукции, ее техническом обслуживании в процессе эксплуатации у потребителя и утилизации после использования.

Такой комплексный подход обеспечивает создание замкнутого процесса, который начинается с определения потребностей рынка и включает в себя все фазы совершенствования выпускаемой или разрабатываемой новой продукции, подготовку производства, изготовление, реализацию и послепродажное обслуживание на основе эффективной системы «обратной связи» и планирования, учитывающего конъюнктуру рынка, при минимальных расходах на обеспечение качества.

О необходимости учета и опыта работы за рубежом по комплексному подходу и обеспечению качества подробно сказано в части 2 настоящего учебника.

Совокупность организационных и технических мер, необходимых для обеспечения потребителю гарантий стабильно высокого качества продукции и ее соответствия требованиям стандартов и контракта, называется системой качества.

При разработке подходов к созданию систем качества в это время были сформулированы основные принципы и понятия, которые в дальнейшем были использованы при разработке ИСО международных стандартов на системы качества.

Создаваемые в этот период на предприятиях в ряде стран мира системы качества определяли круг полномочий организационных структур, а также способы, методы и технологию производства, средства обеспечения качества и являлись механизмом проведения определенной политики для достижения поставленных целей в области качества.

Политика в области качества — это основные направления и цели предприятия в области качества, официально сформулированные руководством предприятия. Она формируется таким образом, чтобы охватить деятельность каждого работника и ориентировать весь коллектив предприятия на достижение поставленных целей.

Документальное оформление политики в области качества дает возможность работникам предприятия, а также его поставщикам и потребителям получить четкое представление об официальном отношении Руководителей предприятия к качеству.



Част» 3. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КА чество!


 


Я Руководство предприятия должно принимать все необходимые меИ

ры, обеспечивающие понимание этой политики, ее неуклонное проведе| ние всеми работниками предприятия. В отсутствие четкой и докумея тально оформленной политики деятельность предприятия в областя качества неопределенна и случайна. Поэтому формирование и документ тальное оформление руководством предприятия политики в областтд качества является первичным при создании системы качества на пред приятии (рис. 3.2.)

Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельно1 ста предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадий жизненного цикла продукции — «петли качества» (рис. 3.3). ',

Система качества должна: и

1. Обеспечивать управление качеством на всех участках «петлщи качества». -Я

2. Обеспечивать участие в управлении качеством всех работнике] предприятия.

3. Устанавливать ответственность руководства. •

4. Обеспечивать неразрывность деятельности по качеству с деятеле ностью по снижению затрат.

5. Обеспечивать проведение профилактических проверок по преду" преждению несоответствий и дефектов. ;

6. Обеспечивать обязательность выявления дефектов и препятство! вать их допуску в производство и к потребителю.

7. Устанавливать порядок проведения периодических проверок анализа и совершенствования системы.

8. Устанавливать и обеспечивать порядок документального оформ ления всех процедур системы.

Система качества может быть эффективной только при условии, чт( она функционирует одновременно и в тесном взаимодействии со всем! видами деятельности, влияющими на качество продукции. Среди ню одним из основных выступает маркетинг, который кратко можно оха рактеризовать как поиск и изучение рынков сбыта для продвижения ш них продукции фирмы.

Если рассмотреть «петлю качества», то первым и последним этапом завершающим один ее виток и начинающим следующий, является маркетинг. Маркетинг считается средством обеспечения конкурентоспособности продукции. Его главная формула — производить только то что продается.

!;

3.2. Международные стандарты на системы качества (МС ИСО серии 9000)

В ряде стран национальные стандарты по управлению качеством существуют уже с середины 70-х годов. В первую очередь они разрабатывались и применялись в целях обеспечения качества на этапах проектирования и производства в важнейших отраслях промышленности: ядерная энергетика, авиация, космонавтика, производство военной техники и др.

В Великобритании, например, начиная с середины 70-х годов все отрасли государственного сектора экономики разработали требования по



-^д д СТАНЦАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ___________________Ш

обеспечению качества, которые были изложены в стандарте В8 5750 «Системы обеспечения качества, ч. 1,2,3». Эти требования сводились к тому, что «поставщики обязаны разрабатывать эффективную и экономически пригодную систему обеспечения качества, выпускать документацию на нее и способствовать ее функционированию». Стандарт применялся в целях обеспечения качества на этапах проектирования и создания атомных электростанций, установок для добычи нефти и газа в районе шельфа, общественных и производственных зданий и др.

С целью разработки единообразного подхода к решению вопросов управления качеством, устранения различий и гармонизации требований на международном уровне в составе ИСО был создан ТК 176 «Управление качеством и обеспечение качества», в задачу которого входила стандартизация и гармонизация основополагающих принципов на системы качества.

Опираясь на национальный опыт в области стандартизации и применения систем обеспечения качества, ИСО/ТК 176 разработал и в 1987 году опубликовал первые пять стандартов МС ИСО серии 9000. Кроме того, был разработан трехъязычный словарь терминов и их определений в области обеспечения качества — МС ИСО 8402.

Структура МС ИСО серии 9000 приведена на рис. 3.4.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!