Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Сквозной механизм управления качеством в России I



Для успешной реализации накопленного отечественного и зарубе^ ного опыта необходим единый механизм, позволяющий проводить м| роприятия в области управления качеством на государственном, отра| левом, региональном уровнях управления и на уровне предприятий.

Основные элементы такого сквозного механизма были разработан! в начале 1990-х годов специалистами Госстандарта России.

На рисунке 2.42 представлена структура сквозного механизм управления качеством в России.

Звенья этого механизма включают законодательную базу, создаК щую правовую основу проведения координации всех работ по качеств со стороны уполномоченных на то государственных (или регионал! ных) органов исполнительной власти.

Результатом этой работы должны быть целевые научно-технически программы, разработанные по отраслевому, региональному или пр^ блемному признакам, а также включение механизмов оценки качеств и сертификации продукции, услуг, персонала, фирм и т.д.

На основе оценки качества может быть выполнен анализ причин оч клонений от требований по качеству, который позволяет, во-первьс выработать корректирующие меры и планы улучшения качества, а в( вторых, построить экономические отношения между участниками рьи ка на основе объективных данных о качестве.

Поддержка всех этих действий осуществляется, в частности, среди вами стандартизации (комплексная стандартизация, общетехническн системы стандартов).

Все это позволит организовать планомерную, систематическую р2 боту по освоению нашей промышленностью принципов Всеобщег управления качеством и применять современные методы работы дл повышения конкурентоспособности отечественной промышленности.


Глава 3. ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ_________________1Я

ПРЕДПГИЯ1ИЯ Рис. 2.42. Сквозной механизм управления качеством


152

Часть 2. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ КА ЧЕСТВОИ


 


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЧАСТИ 2

1. Теория и практика управления качеством в России имеет много летнюю историю применения широкого диапазона форм и методов н различных этапах развития производительных сил общества. Управл ние качеством прошло эволюционный путь развития — от простых оп раций контроля параметров изделий до комплексных систем управл ния качеством продукции и производством.

2. На отечественных предприятиях зародились и последовательн применялись такие системы управления, как БИП, СБТ, КАНАРСПИ НОРМ, КСУКП, КС УКП и ЭИР, КС ПЭП. Комплексный, системны! подход, учет всех факторов, влияющих на качество, использование ос нов теории управления, средств и методов стандартизации, метроло гии, контроля качества обеспечили широкое и эффективное примене ние этих систем. •



3. В условиях рыночной экономики комплексные системы управле' ния качеством не утратили своей актуальности и могут с успехом при меняться при внедрении стандартов ИСО серии 9000, разработчики ко торых взяли на вооружение все ценное и полезное из отечественног опыта. Принципиальное отличие создаваемых на предприятиях систе» качества по ИСО 9000 от комплексных систем управления заключаете в их четкой направленности на удовлетворение конкретных запросе! потребителей. Поэтому при разработке систем качества должны учиты ваться такие не предусмотренные ранее аспекты, как защита потребите ля от опасной продукции, участие предприятий в конкурентной борьб< за рынки сбыта и др.

4. Зарубежный опыт управления качеством базируется на еди ных подходах и методах работы. Наиболее распространенные ста тистические методы контроля качества включены в международ ный стандарт ИСО 9004-4 и рекомендованы для широкой применения. На многих фирмах зарубежных стран большое вни мание уделяется кружкам качества, позволяющим активизировал творческий потенциал трудящихся и успешно решать возникаюши на производстве проблемы качества. В то же время каждая стра на имеет характерные особенности в практическом применении об:

щих принципов управления качеством.

5. Американский опыт управления качеством отличается жестки контролем качества изготовления продукции на основе математик статистических методов, планированием производства по количестве ным и качественным показателям с системой административного ко троля за исполнением планов, большой пропагандистской работой н национальном уровне по поддержке своих товаропроизводителей созданию им благоприятных условий на рынке.



6. Японский опыт управления качеством характеризуется шир ким внедрением научных разработок в области технологии и упрг,-ления (менеджмента), высокой степенью компьютеризации всех от раций контроля, анализа и управления производством, максимальны использованием возможностей человека благодаря принимаемым м( рам по стимулированию творческой активности, воспитанию па'


153

КРА ТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЧАСТИ 2


 


пиетизма к своей фирме, систематическому и повсеместному обучению персонала.

7. Страны Западной Европы в последние годы проводят единую политику в области качества, целью которой является достижение превосходства европейских товаров на мировом рынке. Отличительные особенности европейского подхода: создание законодательной базы для проведения всех работ, связанных с оценкой и подтверждением качества, гармонизация требований национальных стандартов, правил и процедур сертификации, развитие региональной инфраструктуры и сети национальных организаций, уполномоченных проводить работы по сертификации продукции и систем качества, аккредитации испытательных лабораторий и регистрации специалистов по качеству. Реализация указанных мероприятий позволяет защитить единый общеевропейский рынок от недоброкачественной продукции и случайных, ненадежных производителей.

8. Обобщение прогрессивного мирового опыта позволило выработать принципы всеобщего управления качеством — концепции целенаправленного применения систем и методов управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции при участии всего персонала фирмы, рациональном использовании технических, экономических и других ресурсов и при лидирующей роли руководителей фирмы.

9. Наиболее полно принципы всеобщего управления качеством реализованы в критериях и требованиях национальных премий по качеству. Поэтому деятельность фирм оценивают на соответствие указанным требованиям. Возможны два варианта такой оценки:

— прямое участие в конкурсе на премию, когда оценка деятельности фирмы проводится независимыми, уполномоченными на то экспертами;

— проведение обследования предприятия собственными силами с целью самооценки ее соответствия критериям премии по качеству и разработки на этой основе мероприятий по совершенствованию деятельности фирмы.

10. Дальнейшее развитие систем управления качеством позволяет перейти к созданию систем общефирменного управления, целью которых является оптимизация соотношения между качеством, затратами и сроками выхода на рынок с конкурентоспособной продукцией. Такая система строится исходя из того, что управление качеством является частью общего управления фирмой. Система представляет трехмерную модель, имеющую три уровня управления: нормативный, стратегический и оперативный (текущий); три аспекта: организационную структуру, процессы и отношения внутри фирмы; три составляющие: затраты, качество, время. Качество оказывается тем комплексным фактором, который увязывает одномерные подходы в многомерном всестороннем процессе деятельности фирмы.

11. Внедрение принципов всеобщего управления качеством на рос-ЗДйских предприятиях осуществляется по нескольким направлениям. Прежде всего ведется разработка систем качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000. Наличие систем качества становится важным фактором повышения конкурентоспособности отечественной продукции и необходимым условием для выхода на мировой рынок. Ужесточение конкуренции требует от предприятий дальнейших Усилий по совершенствованию своей деятельности. Инструментом для


154

155

Часть 2. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ КА ЧССГвОлД

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ


 


этого становятся методы самооценки фирм на соответствие критерия национальных премий по качеству. Поэтому важным и перспективны направлением работ по качеству в стране является широкое использо вание учрежденной премии Правительства Российской Федерации в о& ласти качества, которая должна служить не только стимулом улучшения качества, но и ориентиром в оценке возможностей и достижений предприятий в зависимости от степени удовлетворения ими требований и критериев премии.

12. Для успешного освоения принципов всеобщего управлени» качеством требуется не только проведение комплекса мероприятий внутри предприятия, но и создание благоприятных внешних условий законодательной базы, координации усилий всех заинтересованны) сторон, использования оправдавших себя методов и средств воздейст вия на качество. Интеграция всех участников процесса и реализация не обходимых мер по многим направлениям деятельности возможны толк ко в рамках единого сквозного механизма управления качеством;

который создается в России.


КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!