Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






I. Методы обеспечения качества. II. Методы стимулирования качества. III. Методы контроля результатов работы по качеству



К методам обеспечения качества относятся прежде всего инженера математические методы, используемые для анализа и регулирован! процессов на всех стадиях жизненного цикла продукции (разработ изготовление, испытания, эксплуатация и т. д.), а также для отрабоэ характеристик (планирование эксперимента, обеспечение надежное анализ отказов).

К методам стимулирования относятся как обычные методы мотив ции, так и специально разработанные для улучшения качества (пров димые в странах и во всемирном масштабе кампании качества, наци нальные премии по качеству и т. д.).

К методам контроля относятся методы оценки качества продукцн например через анализ экономических показателей, через проверку Д кументации как на продукцию, так и на систему качества. И након^ контроль качества самой продукции.


109

Глава 2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ КА ЧЕСТВОМ


 


Отдельные методы одновременно относятся к разным блокам. Так, статистические методы являются одновременно и методами контроля, и методами обеспечения качества.

Такой метод работы, как кружки качества, одновременно позволяет решать какие-то проблемы качества и является великолепным средством стимулирования творческой активности всех сотрудников фирмы. А получившие широкое распространение в последние годы методы самоконтроля и самооценки могут быть отнесны с равным основанием ко всем трем блокам.

В качестве примера рассмотрим кратко некоторые из методов.

Кружки качества. Анализ показывает, что выпуск недоброкачественной продукции нередко происходит из-за недостаточной квалификации рабочих, отсутствия необходимого социально-психологического климата в бригадах, участках и цехах, слабого использования всех рычагов повышения активности трудящихся.

Наиболее эффективным и массовым методом активизации человеческого фактора являются кружки качества, появившиеся в 1962 г. в Японии и получившие широкое распространение в мире (более чем в 50 странах).

Кружки качества призваны решать одновременно две задачи:

• массовое обучение работников предприятия конкретным методам и приемам повышения качества продукции;

• использовать творческие способности людей для решения проблем производства.

Зарубежный опыт показывает, что для успешной работы кружков качества нужна система обеспечивающих мероприятий, включающая:

1) поддержку первого руководителя. Ему отводится особая роль в организации всей деятельности по обеспечению качества продукции на предприятии. Без внимания директора к кружкам качества невозможно их успешное функционирование, наступает спад активности, первоначальный энтузиазм затухает;



2) инженерное обеспечение: создание производственных условий, помощь в выборе тематики, обучение приемам работы, творческий поиск решений; активная работа «штабов кружков качества», координационных советов по всем уровням управления на фирме;

3) систему сбора, рассмотрения и внедрения предложений кружков, контроль за этим процессом со стороны администрации;

4) систему обмена передовым опытом как внутри предприятия, так и в региональном, отраслевом и общенациональном масштабе;

5) систему поощрений (и не только материальных): призы лучшим кружкам, поощрительные поездки и т. п.

Надо стремиться к неформальному объединению людей с психологической совместимостью, с учетом возраста, интересов, квалификации.

Наилучшие результаты достигаются тогда, когда в кружок качества "ходит от 5 до 15 человек, работающих на одном производственном Участке и связанных одним технологическим циклом. Если в кружке слишком мало (менее 5 человек) или слишком много (более 15 человек) Участников — работа менее эффективна.

Для управления кружком из числа его участников избирается руководитель. Это преимущественно неформальный лидер, хотя и не ис-


110________Часть 2. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ КА ЧЕСТВОМ

ключей вариант, когда руководителем кружка становится старший по производственным обязанностям (бригадир или мастер). :

Кроме того, должен быть назначен куратор кружка от администрации, который поддерживает и организационно обеспечивает его работу, помогает руководителю в управлении, сборе необходимой информации, подготовке предложений и отчетов.



Процесс обучения имеет особое значение для успешной деятельности кружков качества. Отдача от этих творческих объединений може! быть получена не сразу после их создания. Объективно требуется совершенно определенный и довольно продолжительный (не менее трех месяцев) период «акклиматизации», «вживания в образ», прежде чем заработает творческая лаборатория единомышленников — энтузиастов.

Наличие кружков качества на всех уровнях управления и во все:

подразделениях предприятия создает условия саморегулирования про цесса их работы, наличия «обратной связи» и контроля исполнения.

Наиболее полный цикл работы кружка качества приведен н;

рис. 2.16. Из этой схемы видна не только последовательность действий, но и «технология» работы, указаны участники и ожидаемые результаты на каждом этапе.

Метод самоконтроля. Обычный контроль качества имеет следующи негативные последствия:

• не повышает качества, а предназначен лишь для отделения плохо го от хорошего;

• не способствует повышению ценности, однако повышает расходы;

• нужен только там, где процессы освоены ненадежно, ибо то, что » без того налажено, не требует проверки (исключение — проверка безо пасности изделий);

• не обеспечивает совершенствования изделий, процессов и мета дов работы. |

Из этого следует вывод: качество должно быть заложено в изделии а не доказано контролем.

Переход на принципы всеобщего управления качеством (ТОМ) позволяет по-другому построить производственные взаимоотношения. Основным правилом работы становится постоянное удовлетворение всех требований потребителя за счет совершенствования своей деятель";

ности. При этом под потребителем понимаются покупатели внутри страны и покупатели за рубежом, дилеры, а также все смежные подразделения и исполнители внутри производства собственной фирмы, т. е. реализуется принцип японских специалистов по качеству: «исполнитель последующей технологической операции — твой потребитель».

Улучшение собственной работы обеспечивается за счет правильного, грамотного руководства, с одной стороны, и сознательного поведения каждого работника фирмы, его добросовестного отношения к делу — с другой. В результате на фирме складывается «корпоративная культура», содержанием которой является задействование человеческого фактора, понимание того, что качество — забота каждого.

Созданиюкорпоративной культуры содействуют следующие приемы:

• рассматривать сотрудников предприятия в качестве «активной статьи оаланса», а не в качестве показателя затрат;

• находить причины ошибок вместо поиска виновных и доказатель- ' ства вины;


112________Часть 2. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ КА ЧЕСТВОА

предотвращать ошибки, а не ждать, когда их придется устранять руководить на основе личного примера вместо выдачи указаний:

стимулировать мероприятия по повышению качества, а не тормо зить их осуществление;

использовать факты, а не предположения;

работать над усовершенствованием всех процессов вместо прове дения оптимизации какой-либо сферы.

Освоив эти принципы и приемы, внедрив их в систему качества, фир ма может перейти к поэтапному использованию метода самоконтроля.

Последовательность операций контроля качества, содержатель ность компетенции персонала фирмы в вопросах контроля качес тва представлены на рис. 2.17. На первом этапе рядовым испол нителем на фирме (рабочим или оператором) освоены первьн четыре задачи: текущий контроль технологического процесса как без регистрации, так и с регистрацией данных о качестве, запол' нение сопроводительной документации при заданном качестве исполнения порученной операции и принятие решения на проведение дальнейших операций. Целями следующего этапа являются освоение исполнителем в режиме самоконтроля таких задач, как решение о доработке операции, исправлении обнаруженных дефектов и недостатков выполненной операции с административным оформлением всей работы. Заключительным этапом внедрения принципов самоконтроля является проведение исследований и анализа технологического процесса силами исполнителей и окончательный выходной контроль продукции. После внедрения самоконтроля в полном объеме функцией службы качества фирмы остается лишь проведение испытаний образцов и общий контроль за соблюдением требований нормативно-технической документации.

Внедрение автоматизированного оборудования во всех случаях требует обеспечения организационной автономии операторов и расширения выполняемых ими функций, в число которых в обязательном порядке включается и самоконтроль. Необходимыми условиями перехода к самоконтролю являются переподготовка персонала и изменение организационной структуры предприятия. В комплексе эти меры обеспечивают существенное повышение производительности труда и рентабельности.

О методе самооценки всей деятельности фирмы рассказано в пунктах 4 и 5 параграфа 3.2.

2.6. Статистические методы управления качеством

Один из основоположников применения статистических методов при серийном производстве американский математик У. А. Шухарт писал: «В течение длительного времени эффективность статистики будет зависеть в меньшей степени от существования отряда статистиков, имеющих превосходную подготовку, чем от подготовки всего поколения, воспитанного в духе статистики, с физиками, химиками, инженера-


Задачи Компетенция

———————————————д———————————

Контроль за соблюдением НТД по качеству / \

————————————————————————————————————————Л——1

Разрешение на производство (по результатам / \ испытаний образца) ./ \_

_____________________________________/7"~"~"\^

Выходной контроль ! \\

Изучение и анализ технологического процесса // \\ § 8

—————————————————————————————————————————//^—--—:=—\^ | 8 I

Административное завершение операции //'''" "\\\ I I 3

——————————————————————————/л„~.'„7^„"-'-"--\'\ з ? *§

Указание о доработке, исправлении /'// "\\\ '8 5 I?

_________________________________________, ./ ь-————————^\'______________ ^, 3 ^

Разрешение на проведение последующих /// \.\ ь. ^ §

операций /// \\\ 8 § 5 §

_-_-_____________- I II___________\ \ 1 3, 'Л ^ О

,.1 д я Б< 8

Качественное завершение операции с /•.^^^В^^^^^ДЮЯэ'!!!!^^ § б " §

заполнением сопроводительной документации //^^КЙЕ^^ЗЙбВ^ЙЙЙВ!®^^^ о. а 5 1 §

Текущий контроль технологического процесса //^^ЙЙЗКЙ^Й^1;'^^ & 1 5 1^ 5

с регистрацией данных о качестве //^^ДЮ^ЙВ''!-^^-5?''1'-'^^^^^^ § Э р. О и

Текущий контроль технологического процесса //.^^Юй^З^Я^Й^^^^ '-'йй^й »ДЭМ1|^\\ 1 ^ & 5 || 3

без регистрации данных о качестве I | 3 а 5 §'

^"с' ^'*^' ^"ВДР6""'1 принципов самоконтроля на производстве.

^тапь1 " рабочий, наделенный правами самоконтроля; ^ ^- фактическое состояние по внедрению самоконтроля;

- бяяжайшие цели; —. —. — -зшершение внедрения принципов самоконтроля (создание групп самоконтроля).


114 ___ Часть 2. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ КА ЧЕСТВОИ

ми и многими другими специалистами, которые будут отвечать в то! или иной мере за подготовку и управление новыми процессами произ водства».

Обострение конкуренции на национальном и международном уров нях заставило многих вновь обратиться к статистическим методам Статистические методы признаются важным условием рентабельной управления качеством, а также средством повышения эффективност) производственных процессов и качества продукции.

В стандартах ИСО 9001 — ИСО 9003, где рассматриваются систем! качества, записано: «В случае необходимости поставщик должен разра батывать процедуры, обеспечивающие выбор статистических методов необходимых для проверки возможности технологического процесса 1 приемлемости характеристик продукции».

Какие же мероприятия требуют применения статистических мето дов? Все без исключения. И по всему жизненному циклу продукции, о определения требований в самом начале до их выполнения в конце.

Какие статистические методы следует использовать? Ответ :

значительной степени зависит от специалистов, но существует прин цип, согласно которому важность статистического метода равна еп математическому потенциалу, умноженному на вероятность его приме нения. Следовательно, когда речь идет о широком применении стати стических методов, рассматривать следует только те из них, которы понятны и которые могут легко применяться нестатистиками.

Для решения проблем, связанных с качеством продукции, ши роко применяются 7 традиционных методов (так называемых «инс трументов» качества), а именно: гистограммы, временные ряды диаграммы Парето, причинно-следственные диаграммы, контроль ные листки, контрольные карты, диаграммы рассеяния.

В настоящее время эти методы, получив дальнейшее развитие, стан дартизированы и рекомендуются для использования в работе по повы шению качества (международный стандарт ИСО 9004-4:1993).

Известный японский специалист по качеству профессор К. Исикава го ворил: «Основываясь на опыте своей деятельности, могу сказать, что 95°/ всех проблем фирмы могут быть решены с помощью этих семи приемов»

Области применения упомянутых «инструментов» качества показа ны на рис. 2.18; там же приведены еще два приема, часто используемы на начальной стадии работы: мозговая атака и схема процесса.

Рассмотрим суть указанных методов.

Мозговая атака используется, чтобы помочь группе выработат наибольшее число идей по какой-либо проблеме в возможно коротко время, и может осуществляться двумя путями:

1) упорядоченно — каждый член группы подает идеи в поряда очередности по кругу или пропускает свою очередь до следующее раза. Таким способом можно побудить к разговору даже самы 1 молчаливых людей, однако здесь присутствует некоторый элемент дав 1 ления, что может помешать;

в 2) неупорядоченно — члены группы просто подают идеи по мере то ^ го, как они приходят на ум. Так создается более раскованная атмосфе р ра, правда, есть опасность, что самые говорливые возьмут верх. | В обоих методах общие правила поведения одинаковы. Желательн' придерживаться такой линии поведения:


Рис. 2.18. Область применения «инструментов» качества:


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!