Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Афашагова З.Х., Хадзегова С.Б



А.Х. Маламатов, А.В. Шевченко,

З.Х. Афашагова, C.Б. Хадзегова

 

Безопасность жизнедеятельности

Экстремальные

И чрезвычайные ситуации

Рекомендовано в качестве учебного пособия

Редакционно-издательским советом университета

 

Нальчик 2008


УДК 355.58:551.515. 9:65 0128(075)

ББК 68.69-5:20 1.я73

М 18

 

Рецензент:

академик РАН

М.Ч. Залиханов

Маламатов А.Х., Шевченко А.В.,

Афашагова З.Х., Хадзегова С.Б.

М 18. Безопасность жизнедеятельности. Экстремальные и чрезвычайные ситуации. 3-е изд., перераб. и доп. – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2008. – 121 с.

В пособии рассмотрены экстремальные и чрезвычайные ситуации в природе, быту и на производстве, возникающие в результате стихийных бедствий, катастроф, производственных аварий, и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Кроме теоретического материала имеются наглядные иллюстрации и тесты, которые способствуют закреплению знаний.

Издание предназначено для студентов всех специальностей.

 

Рекомендовано РИС университета

 

УДК 355.58:551.515. 9:65 0128(075)

ББК 68.69-5:20 1.я73

 

ã Кабардино-Балкарский

государственный университет, 2008


 

введение

 

Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек.

Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют вред здоровью человека, который проявляется в нервных потрясениях, травмах, болезнях, инвалидных и летальных исходах. Следовательно, опасности – это то, что угрожает не только человеку, но и обществу и государству в целом. Значит, профилактика опасностей и защита от них – актуальнейшая гуманитарная и социально-экономическая проблема, в решении которой государство не может не быть заинтересованным.

Обеспечение безопасности деятельности – приоритетная задача личности, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смирить­ся. Безопасность – это приемлемый риск.



Опасности по своей природе вероятностны (т.е. случайны), потен­циальны (т.е. скрыты), перманентны (т.е. постоянны, непрерывны) и тотальны (т.е. всеобщи, всеобъемлющи). Следовательно, нет на Земле человека, которому не угрожают опасности. Но зато есть множество людей, которые об этом не подозревают.

Первый и главный способ обеспечения безопасности жизнедеятельности – общая грамотность населения в этой области.

Для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения и была предложена новая учебная дис­циплина –безопасность жизнедеятельности. Безопасность жизнедеятельности – (БЖД) – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку, и разрабатывающая соответствую­щие способы защиты от них в любых условиях обитания человека. БЖД не решает специальных проблем безопасности. Это удел специальных дисциплин (отраслевая безопасность труда, радиаци­онная безопасность, электробезопасность, космическая безопас­ность и т.д.). Но БЖД обеспечивает общую грамотность в области безопасности, это научно-методический фундамент для всех без исключения специальных дисциплин безопасности. Человек, освоивший БЖД, надежно защищен от опасностей, не навредит другому, способен грамотно действовать в условиях опасности. БЖД – это не средство личной защиты, как полагают некоторые. БЖД – это защита личности, общества и государства. Введение БЖД в вузах (1990) и ОБЖ в школах (1991) – величайшее достиже­ние советской образовательной системы в области безопасности. Эта дисциплина решает следующие основные задачи:

- идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;

- защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

- ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;



- создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

БЖД рассматривает все опасности, с какими может столкнуться человек в процессе своей жизни и деятельности. Их можно разделить по происхождению на 6 групп: природные, антропогенные, биологические, техногенные, социальные, экологические.

Исходя из изложенного, можно сделать следующие выводы:

1) БЖД – неотъемлемая составная часть и общая образовательная компонента подготовки всесторонне развитой личности;

2) БЖД как предмет должен входить в государственные образовательные стандарты всех специальностей и направлений в интересах личности, общества, государства.

 


ПОНЯТИЕ ОБ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ

И ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

 

Условия, при которых создается возможность возникновения несчастного случая, называют опасной ситуацией.

Ситуации бывают двух видов: экстремальные и чрезвычайные.

В процессе жизни и деятельности человек может оказаться в такой опасной ситуации, когда физические и психологические нагрузки достигают таких пределов, при которых индивидуум теряет способность к рациональным поступкам и действиям, адекватным сложившейся ситуации.

Это происходит тогда, когда каждый человек в быту, на работе или в условиях окружающей его природной среды может попасть в такие ситуации, для которых характерны новизна и неожиданность возникновения, длительное и интенсивное воздействие внешних неблагоприятных факторов, а иногда и наличие непосредственной угрозы жизни. Такие ситуации, выходящие за рамки обычных, принято называть экстремальными ситуациями.

В экстремальной ситуации у человека неизбежно возникает особое состояние эмоционального напряжения, именуемое стрессом.Оно вызывает возбуждение всех систем организма и оказывает большое влияние на поведение и работоспособность человека. Влияние стресса на поведение и возможности конкретного индивидуума, на изменение его работоспособности чрезвычайно индивидуально. Одни действуют наиболее эффективно именно в состоянии высокого эмоционального напряжения – на экзаменах, ответственных соревнованиях и в любых опасных для жизни обстоятельствах. А других подобные ситуации психологически травмируют. Наступает «психологический шок» – появляется сильная заторможенность или, наоборот, суетливость, поспешность, неспособность к разумным действиям.

Человек оказывается в экстремальных ситуациях по разным причинам, но, пожалуй, чаще всего это случается по его собственной вине – в результате отсутствия опыта безопасного поведения либо пренебрежения к нормам, правилам безопасности, непредусмотрительности, а порой и легкомыслия. К примеру, человек не знает, как поступить в той или иной жизненно опасной ситуации, или знает, но не может себе помочь. В ином случае он знает и может, но не хочет сделать то, чего требуют условия безопасности (или просто не хочет знать, что именно нужно делать). Столкнувшись с непредви­денными обстоятельствами, очутившись в сложной, непривычной обстановке, когда нужны быстрые, точные действия, люди становятся совершенно беспомощными, неспособными решить простейшие, но жизненно важные вопросы.

Чтобы уменьшить вероятность оказаться в экстремальной ситуации и увеличить свои шансы на сохранение здоровья и самой жизни, нужно:

- знать и учитывать факторы риска (опасности), сопровождающие нашу жизнь;

- выработать умение предвидеть возможность возникновения опасных ситуаций;

- стремиться избегать попадания в эти ситуации.

И, наконец, оказавшись в экстремальной ситуации, необходимо быстро оценить ее и свои возможности, принять грамотное решение и действовать. Таким образом, проблема выживания в экстремальных ситуациях сводится к четырем: надо знать, надо желать, надо уметь, надо действовать.

Чрезвычайные ситуации отличаются от экстремальных прежде всего своими масштабами и тяжестью последствий. Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Рассмотрим различные экстре­мальные ситуации и проблемы обеспечения безопасности человека в быту, в жилище, на транспорте, при взаимодействии с окружающей средой, в связи с нарушением экологического равновесия на производстве.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!