Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ТЕМА I. ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ОСНОВ ПРАВА, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ГОСУДАРСТВЕ ( 2 кредит)



Семинарское занятие

Цель занятия:

Ø выявить сущность института государства и права, изучить методы теории государства и права;

Ø объяснить связь теории государства и права с другими науками;

Ø познакомиться с основными направлениями развития юридической науки.

 

Вопросы для обсуждения.

1. Общая характеристика теорий происхождения государства.

2. Восточный (азиатский) путь возникновения государства. Западный путь возникновения государства.

3.Исторические типы государства.

4.Современные подходы к пониманию права.

5. Система права.

6. Источники права.

 

 

Тесты для самоконтроля знаний. Необходимо найти единственно верный ответ. Вопросы в виде тестов облегчат понимание разнообразия правовых категорий.

 

1.Теория государства и права – это…

a) юридическая наука, изучающая общественные явления;

b) система обобщенных знаний об основных и общих

закономерностях государства и права.

c) совокупность приемов способов постижения предмета;

d) наука имеющая свой предмет исследования объективной

действительности;

е) социальный институт обеспечивающий эффективное действие

государства.

2.Методы теории государства и права:

a) теологический;

b) договорной;

c) материалистический;

d) частнонаучный.

e) нет верного ответа.

3.Государство – это…..

a) политико-территориальная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом;

b) исходные идеи, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов;

c) структурная организация общества;

d) организация и учреждения, выполняющие задачи и наделенные властными полномочиями.

e) совокупность правовых норм.

4.Признаки государства:

a) форма правления государства;

b) форма государственного устройства;

c) государственно-политический режим;

d) суверенитет;

e) правотворчество.

5.Форма государства складывается из:

а) публичной власти;

b) системы налогов;

c) формы правления государства

d) армия;

e) территория.

6. К формам правления относят:

а) республику;

b) федерацию;

c) содружество;

d) империю;

е) армию.

7. К формам территориального устройства относят:

а) суверенитет;

b) унитарное государство;

c) монархию;

d) республику;

е) государственные символы.

8. К государственно- политическому режиму относят:

а) республиканский;

b) авторитарный;



c) монархический;

d) федеративный.

е) нет верного ответа.

9. Носителем власти в родовой общине является:

а) совет старейшин;

b) общее собрание взрослых членов рода;

с) военачальник;

d) старейшина;

е) вождь.

10. Причины возникновения родовой общины:

а) изменение климата;

b) стихийные катаклизмы;

с) развитие производственных сил;

d) развитие семейных отношений;

е) захват земель.

11. Функциями права является следующее:

а) законодательная;

b) регулятивная;

с) воспитательная;

d) все ответы верны;

е) взыскания.

12. Деликт- это:

а) гражданство;

b) правонарушение;

с) доверенность;

d) вид наказания;

е) взыскание.

13. Система права - это:

а) ассоциация банкиров;

b) совокупность отраслей права и правовых институтов;

с) налоговая декларация;

d) брачный контракт;

е) договор.

 

 

Тренировочные и познавательные задания

Задание № 1

Рассмотрев общество в качестве системы общественных отношений, основу которых составляют экономические (материальные), отношения, позволяет, во-первых, подходить к нему конкретно исторически. Во-вторых, выявляет специфику главных сфер общественной жизни. В-третьих, четко определяет субъектов социального общения.

1. Назовите исторические типы общества?

2. Определите специфические сферы общественной жизни?

3. Определите субъектов социального общения?

Задание № 2

Люди-существа общественные, они не могут жить, трудиться, не объединяясь по потребностям и интересам, целям. Так, социальные и политические институты возникают в силу биологических, социальных, политических и других причин с объективной необходимостью.

1. В чем состояла причина формирования первого социального института?

2. Как сформировался первый политический институт?

3. При развитие демократии также сформировались социально-производственные, политические институты. Каково их определение?



Задание № 3

В 15 веке с территории Моголистана Узбекского ханства Абулхаира 200 тысяч людей откочевали с предводителями Джанибеком и Кереем на территорию Семиречья. Причиной явилась политическая, экономическая и социальная нестабильность, но самой главной причиной явилась проблема исчезновения нации. В результате этих событий сформировалось Казахское ханство.

1. Какая из существующих теорий происхождения государства подпадает под данный пример?

2. Проанализируйте данный исторический факт?

3. Назовите современные государства, которые сформировались согласно данной теории?

Задание № 4

Территория Африки, Южной и Северной Америки являлись колониями развитых государств Западной Европы. И по сей день, во многих из них укоренился язык, строение государственного аппарата, политический режим.

1. Определите причины колонизации?

2. Назовите теорию, согласно которой сформировались колонии?

3. Действует ли эта теория в наши дни?

Задание № 5

История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением структурой, т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизованной власти.

1.Назовите основные формы государственного устройства?

2.Приведите примеры к каждой форме?

3. Какая форма государственного устройства в Казахстане?

 

Дать определение основным понятиям и категориям (студентам

необходимо дать определение основных юридических категорий):

государство

право

формы правление государства

государственно - политический режим

формы устройство государства

источники права

монархия

республика

унитарное государство

федерация

конфедерация

империя

содружество

гражданское общество

нормы морали.

 

Задания для самостоятельной работы студента с преподавателем

Дискуссия на тему: «Теории возникновения государства и права»

Цель дискуссии:

- ознакомиться с основными теориями и представителями направлений возникновения теорий государства и права;

- выявить различия между теориями возникновения государств и провести взаимосвязь между современными государствами и существовавшими ранее теориями.

- основные направления деятельности государства.

 

Порядок проведения дискуссии:

Группа делится на несколько подгрупп по количеству теорий возникновения государств. Каждая подгруппа, заранее подготовившая информацию по какой-либо одной теории, анализирует информацию и готовит краткое сообщение. В сообщении должны быть названы родоначальники (основатели) теорий, предмет исследования, основные положения данного направления. Затем проводится сама дискуссия, в процессе которой студенты определяют, какая из теорий возникновения государства наиболее полно выражает взгляды на государство современного общества. Студенты доказывают свою точку зрения, приводя аргументы.

В конце занятия подводятся итоги дискуссии. Преподаватель определяет, какая подгруппа лучше справилась с заданием.

Вопросы, выносимые на дискуссию:

1 Виды существующих теорий возникновения государств.

2 Характерные особенности устройства и правления государств, согласно

данным теориям происхождения государств.

Задание для самостоятельной работы студента

Вопросы для самостоятельного изучения.

1. Основные теории возникновении государств и представители в

юридической науке и их различие.

2. Взаимосвязь государства и права.

3. Функции государства.

 

Форма контроля: краткий конспект.

Литература:

1. С.С.Алексеев Государство и право (начальный курс) М., 1994 Часть I, гл 11, 14,18

2. Д.А.Булгакова Теория государства и права (учебно-методическое пособие) А.,1999 Тема 1,2,3,7,8

3. М.Н. Марченко Теория государства и права 2-е издание М., 2007 Глава 2,5,6,9

4. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов Теория государства и права 2-е издание М., 2000 Глава 4,5,10,11,13, 14

5. История государства и права Казахстана 15-17 века (учебное пособие) в 4-х томах А., 2000- Том 3

 

 

Тема II. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО – ВЕДУЩАЯ ОТРАСЛЬ ПРАВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2 часа)

Семинарское занятие

Цель занятия:

Ø Изучить Конституцию как главный закон государства.

Ø Ознакомиться с понятием и сущностью Конституции. Общая характеристика Конституции.

Ø Узнать этапы Конституционного развития Казахстана. Виды Конституции.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика Конституции. Виды Конституции.

2. Понятие основ правового статуса гражданина и человека.

3. Понятие и принципы гражданства Республики Казахстан.

4. Каковы права и обязанности иностранцев и лиц без гражданства.

5.Конституционно-правовой статус общественно-политических

институтов.

6.Статус Президента Республики Казахстан, статус Парламента,

Конституционный Совет, правительства Республики Казахстан.

7.Конституционные основы судебной власти, основы местного

государственного управления и местного самоуправления в

Республики Казахстан.

8.Понятие избирательной системы, принципы, избирательные

органы, предвыборная агитация, гаранты свободы выборов,

референдум.

 

 

Тесты для самоконтроля знаний (найти единственно верный ответ):

1. Основной закон государства:

a) Указ Президента;

b) Решение суда;

c) Конституция;

d) Декларация прав человека;

e) Декларация прав ребенка.

2. Единственным источником власти в государстве является:

a) Президент;

b) Парламент;

c) Правительство.

d) народ;

e) Аким.

3. В каком году была принята первая Конституция Республики Казахстан:

a) 16 декабря 1991 г;

b) 23 января 1993 г;

c) 30 августа 1995 г;

d) 7 октября 1998 г;

e) 21 мая 2007 г.

4 Закончите следующее утверждение « во внутригосударственном законодательстве положение о правах человека могут существовать в виде..»:

a) разделы (главы) Конституции;

b) Декларация прав и свобод;

c) положение отраслей законодательства отдельных законодательных актов;

d) во всех перечисленных видах;

e) нет верного ответа.

5 Закончите следующее определение «Всенародное голосование

граждан по законопроектам, действующим законом и другим вопросам государственного значения называется…..»:

a) Консилиумом;

b) Всенародным советом;

c) референдумом;

d) собранием;

e) протоколом.

6 Конституция Республики Казахстан включает в себя:

a) 3 раздела;

b) 5 разделов;

c) 7 разделов;

d) 9 разделов;

e) 11 разделов.

7 Гражданство – это…

a) учреждение выполняющее государственные задачи;

b) устойчивая политико-правовая связь государства и человека;

c) замкнутое и локальное состояние общества;

d) политико-территориальная организация публичной власти;

e) территориальное устройство государства.

8 C согласия, какого государственного органа Президент Республики Казахстан назначает на должность Премьер-министра:

a) Парламента РК;

b) Конституционного Совета;

c) Прокуратуры;

d) Мажилиса Парламента;

е) Верховного суда.

9. Какие из перечисленных актов издает Президент Республики Казахстан:

a)постановления;

b) инструкции;

c) решения;

d)распоряжения4

е) договора.

10. Кто назначает послов Республики Казахстан:

a) Президент;

b) Министр иностранных дел;

c) Сенат;

d) Правительство;

е) Генеральный прокурор.

11. Верховным главнокомандующим в Казахстане является:

a) Премьер – министр;

b) Министр обороны;

c) Председатель Конституционного Совета;

d) Президент;

е) Председатель Сената.

12.. Вопрос о предоставлении политического убежища решает:

a)Президент;

b) Парламент;

c) Сенат;

d)Мажилис;

е) Министерство иностранных дел.

13 С какого момента вступает в силу законы Республики Казахстан:

a)после ратификации их Конституционным Советом;

b) после ратификации их Парламентом;

c) после подписания их Президентом;

d)после подписания их Премьер – министром;

е) нет верного ответа.

14. На сколько сроков подряд может быть избран Президент Республики Казахстан:

a) не более чем на 2 срока подряд;

b) на любое количество сроков;

c) на 1 срок;

d) на 3 срока;

е) нет верного ответа.

15. Полномочия Президента прекращаются:

a)с момента вступления в должность вновь избранного Президента;

b) в случае досрочного освобождения;

c) в случае отрешения его от должности;

d)в любом из перечисленных случаев;

е) нет верного ответа.

. 16.Сколько человек входит в состав Конституционного Совета

Республике Казахстан:

a) 10 человек;

b) 7 человек;

c) 8 человек;

d) 4 человека4

е) 9 человек.

17.Какому из перечисленных ниже органов принадлежит право

законодательной инициативы:

a) Президенту;

b) Правительству;

c) Генеральному прокурору и Правительству;

d) Председателю Верховного Суда и Правительству;

е) ни кому.

18. В какой форме Парламент принимает законодательные акты:

a) решений;

b) декретов;

c) указов;

d) законов;

е) предложения.

19. Как называется нижняя палата Парламента Казахстана:

a) маслихат;

b) сенат;

c) совет депутатов областей;

d) мажилис.

е) акимат.

20. Как называется верхняя палата Парламента Казахстана::

a) маслихат;

b) сенат;

c) совет депутатов областей;

d) мажилис.

е) акимат.

 

Вопросы по принципу Верно/Неверно:

1. Конституция свод законов.

2. Устойчивая политико-правовая связь человека и государства – это гражданство.

3. Срок полномочий депутатов Сената 5лет.

4. Правительство образуется Президентом по представлению Председателя Сената.

5. Количество депутатов Сената 39.

6. Срок полномочий Президента 7 лет.

Тренировочные и познавательные задания:

Задание № 1

В Конституции республики Казахстан в разделе «Общие положения» раскрывается полная характеристика нашего государства. Как суверенного, независимого, демократического, светского с президентской формой правления и с унитарной формой государственного устройства.

1. Согласно историческому развитию государства назовите этапы становления действующей Конституции?

2. В чем состоит суть и значение Конституции?

3. Каковы основные позиции суверенного Казахстана?

Задание № 2

В связи с обретением независимости в Республики Казахстан действует принцип разделения властей. В Конституции РК определены компетенция и полномочия депутатов Сената и Мажилиса заседающих в Парламенте.

1.Определите исторический факт законодательной власти?

2.Что означает вотум недоверия?

3.Что означает депутатская неприкосновенность?

 

Задание № 3

Граждане Монголии, Китая, Горного Алтая были приглашены в качестве представителей исторической Родины. На протяжении 5 лет, проживая в Республике Казахстан, при совершении административных проступков они не привлекаются к ответственности.

1. Что означает статус неприкосновенности для данных лиц?

2. Каковы общие права, перечислите их?

 

Задание № 4

Депутат Парламента Республики Казахстан был, подвергнут административному аресту наложенному в судебном порядке.

1. Какие права гражданина ущемлены в данном случае?

2. Согласно какой, статье регламентируется данные права и обязанности?

3. Какова ответственность должностных лиц?

 

Задание № 5

Казахстан многонациональное, мирное государство в котором, на равных правах действует множество конфессий. Так, на территории города Астана разместилось одно, из религиозных объединений, которое ведет антиобщественную пропаганду. Так же, это религиозное объединение распространяет листовки о привлечении в ряды движения за религию.

1.Что означает свобода вероисповедания?

2.К какому виду юридических лиц относится религиозное объединение.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!