Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Тема 11. Финансовая деятельность государства, финансовое право Республики Казахстан как отрасль права



1. Финансовое право как отрасль права.

2. Методы правового регулирования, используемые в финансовом праве.

3. Правовые основы денежной системы, финансовое планирование. финансовый контроль.

 

1 вопрос. Финансовое право как отрасль права. Финансовое право – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения, использование денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач. Финансовое право является самостоятельной отраслью права, обладающей определенным предметом и структурой (общая и особенная часть). Финансы как явление общественной жизни возникают с появлением государства и денег. Деньги, выполняя функцию средства обращения, являются предпосылкой появления финансов как самостоятельной сферы денежных отношений.

Финансовое право, как и любая иная отрасль казахстанского права, имеет свой предмет правового регулирования.

Предметом правового регулированияфинансового права являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением государством и местным самоуправлением финансовой деятельности, обусловленной наличием в стране товарно-денежных отношений, необходимостью распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального дохода. Финансы как предмет правового регулирования – это экономическая категория, совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству и местному самоуправлению для выполнения своих задач и функции. Финансы в обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимы. Но они проявляются не стихийно, а только в процессе планомерной деятельности государства и местного самоуправления.

Деятельность, направленная на создание, распределение и перераспределение определенных фондов денежных средств, определяется как финансовая деятельность.

Финансы являются материальной основой существования государства, так как главное назначение финансов – это денежное обеспечение функционирования государства. Финансы и финансовая деятельность неразрывно связаны.

Финансовая деятельность государства – это деятельность, выступающего в целом или в лице уполномоченных на то органов, по созданию денежной инфраструктуры страны и по обеспечению ее надлежащего функционирования, а так же по формированию, распределению и организации использования государственных денежных фондов.



В процессе финансовой деятельности государства, выступая предметом финансового права, возникает две группы финансовых отношений: материальные и организационные.

Материальные отношения опосредуют движение денежных средств, выражая процессы формирования или распределения государственных денежных фондов. Эти отношения связаны с движением конкретных денег от плательщика в тот или иной фонд.

Организационные отношения возникают в процессе организации денежной системы страны в целом, системы финансовых учреждений государства, обеспечение их деятельности.

Определяя предмет финансового права как отношения возникающие в процессе финансовой деятельности государства, финансовое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе формирования государством денежной системы и обеспечения её нормального функционирования, а также в процессе формирования, распределения и организации использования государственных денежных фондов.

Формой существования финансового права выступает финансовое законодательство. Финансовоезаконодательство – это совокупность нормативных правовых актов, регулирующих финансовые правоотношения.

Источниками финансового права являются нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти, в которых содержатся финансово-правовые нормы. Главным и важным источником является Основной Закон Республики Казахстан, который устанавливает основы финансовой деятельности государства, компетенции высших органов государственной власти в области финансов, предусматривает обязанность граждан по уплате законно установленных налогов. Финансово-правовые рычаги являются мощным средством воздействия на экономику.



2 вопрос. Методы правового регулирования, используемые в финансовом праве.Под методом правового регулирования понимаются способы воздействия государства на поведение участников финансовых правоотношений посредством определения их прав и обязанностей.

Финансовое право использует два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Основным методом выступает императивный метод, который в юридической литературе иногда называют односторонне-властным, методом властных предписаний, директивным, а ранее именовали административным.

Применяя данный метод, государство требует безусловного подчинения и безоговорочного исполнения своих предписаний, выраженных в нормах финансового законодательства. Характеризуясь жесткостью и тщательностью регулирования поведения субъектов финансовых отношений, императивный метод реализуется посредством издания правовых норм, где детально описываются их права и обязанности. Субъектам остается лишь выполнять эти предписания, их внутренняя воля подавляется принудительной силой государства.

Таким образом, императивный метод, применяемый финансовым правом, представляет собой довольно острое в социальном смысле средство, основанное на принуждении и насилии.

Преимущественное применение финансовым правом императивного метода объясняется спецификой финансовой деятельности государства. В процессе формирования своих денежных фондов оно чаще всего вынуждено добывать денежные средства, отбирая их у кого-либо, т.е. путем принудительного и безвозвратного изъятия их у владельцев. Поскольку деньги изымаются у владельца помимо его воли и желания, причем на условиях безвозвратности и без зримой компенсации, то какой-либо иной метод правового регулирования здесь просто-напросто не сработает. Деньги у плательщиков можно отобрать только силой, т.е. с помощью императивного метода.

Императивный метод регулирования финансовых правоотношений характеризуется следующими признаками:

1) государство определяет поведение субъектов финансового отношения (через установление их прав и обязанностей) путем односторонне-властных предписаний, содержащихся в правовых актах, носящих, как правило, нормативный характер;

это предписание детально регламентирует поведение сторон;

3) взаимные права и обязанности сторон порождены государством, а не, скажем, взаимным соглашением, и вытекают из того нормативного акта, который регулирует данное отношение;

4) стороны не вправе отступать от исполнения предписаний государства, которые носят для них обязательный характер;

5) исполнение предписаний государства обеспечивается механизмом

принуждения, реализуемым уполномоченным органом государства либо через суд, либо в одностороннем порядке;

6) возможность выбора поведения сторон, в том числе на основе их

взаимного соглашения, либо вообще отсутствует, либо касается несущественных моментов;

7) неисполнение предписания влечет за собой юридическую

ответственность нарушителя (финансово-правовую, административную или даже уголовную);

8) субъект, представляющий в финансовом правоотношении государство, наделен более широкими правами, чем другой, и, как правило, обладает такими властными полномочиями, которые дают ему возможность принудительной реализации предписаний государства.

Императивный метод является наиболее типичным для финансового права.

Диспозитивный метод(иначе называемый договорным, автономным, методом согласования) – по сравнению с императивным методом более мягок в воздействии на поведение субъектов финансового отношения, правовой акт государства, регулирующий данное отношение, не содержит полного комплекса предписаний, некоторые права и обязанности сторон определяются на основе их соглашения. В итоге возникает договорная форма финансового отношения. То есть одностороннее веление государства, выраженное им в своем правовом акте, дополняется двухсторонним актом субъектов финансового отношения (даже если одним из них является само государство).

Выбор метода правового регулирования финансовых отношений предопределяется методом финансовой деятельности государства.

Существует даже определенная закономерность: для финансовых отношений, опосредующих одностороннее движение денег, характерен принудительно-безвозвратный метод финансовой деятельности, реализуемый посредством императивного метода правового регулирования. Финансовым отношениям, опосредующим двухстороннее движение денег (т.е. кредитным финансовым отношениям), свойственен добровольно-возвратный метод финансовой деятельности, реализуемый через диспозитивный метод правового регулирования. Таким образом, способ движения денег в рамках финансового отношения определяется методом финансовой деятельности государства, метод финансовой деятельности реализуется через определенный метод правового регулирования финансового отношения, используемый финансовым правом.

3 Вопрос. Правовые основы денежной системы: финансовое планирование, финансовый контроль.Правовые основы денежной системы. Под денежной системой понимается сложившиеся исторически и закрепленные национальным законодательством организационные формы функционирования денег в стране.

Денежная система включает в себя следующие элементы:

официальная денежная единица;

виды денежных знаков;

порядок эмиссии денег;

режим валютного обращения;

организация денежного обращения.

Денежная единица –это установленный государством денежный знак, обозначающий наименование национальной валюты. Денежная единица страны иногда обобщенно выражается термином «национальная валюта». Денежная единица обычно имеет внутреннее строение, т.е. делится на более мелкие и, как правило, пропорциональные части.

Виды денежных знаков – организационное строение денежной массы и номиналы денежных знаков. Обычно выпускается два вида денежных знаков:

а) бумажные деньги – купюры, которые в разных странах могут иметь различные наименования;

б) металлические монеты разных достоинств и разных сплавов.

Порядок эмиссии денег. В современных условиях единственным эмитентом денег является само государство. В качестве непосредственного эмиссионного центра обычно выступает центральный государственный банк страны, однако эмитентом может и быть казначейство (министерство финансов).

Режим валютного обращения определяется установленными государством валютными ограничениями, которые действуют в отношении как своей национальной валюты, так и, главным образом, иностранных валют.

Денежное обращение – это движение денег в наличной и безналичной форме, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.

Налично-денежное обращение обслуживается бумажными деньгами и металлической монетой, безналичное – через банковские счета посредством платежных поручений (требований), чеков, кредитных карточек и т.п.).

Государство, устанавливая порядок денежного обращения, стремится не только к повышению эффективности расчетных операций, но и к стабилизации своей денежной системы и преодолению инфляционных процессов в экономике.

Формирование национальной денежной системы Республики Казахстан как суверенного государства было положено Указом Президента Республики Казахстан от 12 ноября 1993 г. «О введении национальной валюты Республики Казахстан». Указ предусматривал введение национальной валюты с 15 ноября 1993г.

Денежной единицей (национальной валютой) Республики Казахстан является казахстанский тенге.

Казахстанский тенге является законным платежным средством в Республике Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами, нормативными правовыми актами Нацбанка.

В подкрепление платежной силы тенге предусмотрено, что банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным Банком, обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории Республики Казахстан по всем видам платежей. А также для зачисления на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода, без ограничения размениваются и обмениваются во всех банках Республики Казахстан.

Никто, кроме Национального Банка Казахстана, не может объявить недействительными банкноты и монеты, выпущенные этим Банком.

Право на замену денежной единицы (скажем, переход с тенге на некую другую денежную единицу) имеет Президент Республики Казахстан.

Финансовое планирование(как направление финансовой деятельности) – это процесс составления, рассмотрения, утверждения и организации исполнения финансовых планов.

Объектом финансового планирования всегда выступает денежный фонд.

Процесс финансового планирования распадается на несколько стадий:

а) составление проекта финансового плана;

б) рассмотрение финансового плана;

в) утверждение финансового плана;

г) организация исполнения финансового плана и контроль за этим исполнением; подведение итогов выполнения финансового плана.

Составление проекта финансового плана обычно возлагается на тот финансовый орган, который является исполнительным аппаратом денежного фонда, выступающего объектом финансового планирования. Так, проект республиканского бюджета разрабатывает Правительство (опираясь, естественно, на Министерство финансов и Министерство государственных доходов), которое в соответствии с Конституцией обеспечивает исполнение бюджета.

Финансовые планы обычно подразделяются на годовые и долгосрочные.

Финансовый год означает отрезок времени, в течение которого исполняется финансовый план. Финансовый период – отрезок времени, охватывающий все стадии финансового планирования, т.е. начинается он с начала работы по составлению проекта финансового плана и завершается утверждением отчета о его исполнении.

Принципы финансового планирования во многом зависят от типа государства и той финансовой политики, которую оно проводит.

В демократических странах руководствуются следующими принципами:

гласность и публичность финансового планирования;

верховенство представительных органов власти в таком вопросе, как

утверждение финансового плана;

контроль представительных органов государства за исполнением любых

финансовых планов, независимо от того, кем они не утверждены;

строгая законодательная регламентация всех стадий финансового

планирования;

подготовка финансовых планов на научной основе;

детализированности финансового планирования, максимальное

сближение показателей акта об утверждении финансового плана с фактическими реалиями этого плана;

 

Юридической формой осуществления финансового планирования являются планово-финансовые акты. Это особая разновидность финансового правовых актов.

Планово-финансовые акты – это правовые акты, посредством которых происходит утверждение финансовых планов, в силу чего они приобретают свойство обязательного исполнения предписания.

Правовая форма планово-финансовых актов предопределяется тем, какой государственный орган утверждает финансовый план.

Совокупность правовых норм, устанавливающих основные правила разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения и заключения финансовых планов, формирует институт общей части финансового права, именуемый «Правовые основы финансового планирования».

Этот институт устанавливает общие начала финансового планирования и подобно другим институтам общей части финансового права реализует себя через соответствующие институты его особенной части.

Финансовый контрольпредставляет собой довольно сложную организационную систему и состоит из следующих элементов:

а) субъект контроля;

б) объект контроля;

в) предмет контроля;

г) цели контроля;

д) методы осуществления контроля.

Субъектамигосударственного финансового контроля выступают либо непосредственно государственные органы, наделенные соответствующими властными полномочиями для осуществления контроля, либо негосударственные субъекты, действующие от имени и по поручению государства, чьи властные полномочия возникают на основе этого поручения. То есть для проверяемого объекта они выступают в качестве государственного контроля.

Объектами государственного финансового контроля являются лица, оказавшиеся в сфере финансовой деятельности государства, а именно: а) государственные органы;

б) государственные юридические лица;

в) негосударственные юридические лица; г) граждане.

Предметом государственного финансового контроля выступает поведение объектов этого контроля с точки зрения соблюдения ими своих обязанностей как субъектов финансовых правоотношений.

Если объектом финансового контроля выступают финансовые органы государства, то предметом контроля обычно выступает реализация этими органами своих функций в области государственных финансов, т.е. финансово-правовых обязанностей перед государством.

Сфера государственного финансового контроля совпадает со сферой финансовой деятельности государства, которая в свою очередь ограничена сферой государственных финансов.

Целью финансового контроля выступает:

выявление фактов нарушения финансового законодательства или

некачественного исполнения участником финансового правоотношения своих обязанностей;

выявление виновных и привлечение их к установленной

законодательством ответственности;

установление нарушений финансовой дисциплины и ликвидаций

последствий этих нарушений.

К основным задачам государственного контроля относится следующее:

обеспечение соблюдения финансового законодательства;

содействие правильной реализации финансовыми органами своих

функций, связанных с формирование, распределением и организацией использования государственных денежных фондов, а также обеспечением нормального функционирования денежной системы государства;

обеспечение законного, целевого и рационального использования

государственных денежных средств, а также их сохранности;

содействие полному и своевременному исполнению субъектами

финансовых отношений своих финансовых обязательств перед государством;

устранение и предупреждение нарушения финансовой дисциплины.

Государственный финансовый контроль можно определить как действие государственный органов по проверке выполнения участникамифинансовой деятельности государства своих финансовых обязанностей перед ним.

Финансовый контроль можно классифицировать по различным основаниям. В наиболее общем виде формы финансового контроля следующие:

непосредственный контроль;

опосредованный контроль.

Непосредственный контроль характеризуется тем, что имеет место непосредственного контактирования субъекта и объекта контроля.

Опосредованный контроль характеризуется, во-первых, тем, что субъект и объект контроля пространственно разобщены, т.е. проверка носит заочный характер. Во-вторых, проверяющие лица имеют дело главным образом с отчетной или плановой финансовой документацией (финансовые планы, отчеты об их исполнении, справки, балансы, статистические и другие отчетные сведения и т.п.).

Классификация финансового контроля по видам может производиться по различным основаниям.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения какого-либо финансового мероприятия.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе производства какого-либо финансового мероприятия.

Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения финансового мероприятия.

С позиций разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, взаимодействующих между собой, с использованием системы сдержек и противовесов. Финансовый контроль можно подразделить на:

контроль, осуществляемый органами представительной власти;

контроль, осуществляемый органами исполнительной власти;

судебный контроль.

Предметом контроля представительных органов выступает две группы вопросов:

а) исполнение тех нормативных актов, носящих финансово-правовой характер, которые данные представительные органы приняли в пределах своей компетенции;

б) исполнение акта, которым представительный орган утвердил соответствующий финансовый план.

Представительные органы могут создать специальные контрольные органы, которые при осуществлении проверок финансового характера играют роль субъекта финансового контроля.

Предметом контроля исполнительных органов также выступает две группы вопросов:

а) исполнение финансового законодательства;

б) рациональность и эффективность использования государственных денежных средств.

Характер судебного контролявыступает в качестве органа финансового контроля в следующих случаях:

а) при взимании недоимок, пени и штрафов с налогоплательщиков;

б) при рассмотрении жалоб налогоплательщиков на действия финансовых органов, что обычно имеет место в сфере налогообложения;

в) при рассмотрении правонарушений;

г) при рассмотрении споров, вытекающих из финансово-правовых договоров; д) при обжаловании в суд законности финансово-правовых актов.

Исходя из характера и правового статуса финансового контроля, его можно подразделить на :

1) специализированный;

2) функциональный.

Специализированный финансовый контроль– это контроль, осуществляемый специализированными финансовыми органами государства.

Функциональный финансовый контроль– это контроль, осуществляемый теми государственными органами, для которых финансовая деятельность вообще и финансовый контроль в частности представляют лишь одно из направлений (функцию) их деятельности.

В свое время было общепризнанным деление финансового контроля на внутренний (внутриведомственный) и внешний (надведомственный). В основу этой классификации положена форма организационного взаимодействия контролирующего субъекта и подконтрольного объекта.

Внутренний контрольэто когда субъект и объект контроля являются звеньями одной организационной системы.

1. Внешний контрольосуществляется в отношении организационно неподчиненных объектов.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!