Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Методы социологического исследования



· Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является ОПРОС. Метод опроса - не изобретение социологов. Во всех отраслях знания, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. Например, врачи, выясняя течение болезни и предшествующее состояние здоровья пациента, проводят анамнестические опросы. Юристы, выясняя у свидетелей обстоятельства расследуемого происшествия, также пользуются методом опроса, специально изучают его психологические аспекты и возможные оценки достоверности ответов. Журналисты, педагоги, работники служб социального обеспечения и многих других сфер социальной практики используют этот метод для получения интересующей их информации.

· Метод опроса широко практикуется в российской социологии с 20-х годов. В настоящее время можно с утверждением сказать, что этот метод является наиболее распространенным методом сбора первичной социологической информации. Его популярность среди российских социологов можно объяснить тем, что вербальная информация, полученная этим методом, легче поддается количественной обработке, чем невербальная. Кроме того, практика социологических исследований показывает, что вербальная информация в целом надежнее, чем невербальная.

· Существует несколько видов опроса, прежде всего анкетирование и интервьюирование.

· Анкетирование. Предполагает самостоятельное заполнение анкеты респондентами. Возможно индивидуальное и групповое анкетирование, очное и заочное. Примером заочного анкетирования является почтовый опрос или опрос через газету.

· Интервьюирование представляет собой личное общение социолога с респондентом, когда он задает вопросы и записывает ответы респондента.

Общество как система

  • • Существует несколько подходов к классификации структуры общества как системы:
  • • • субъективно-деятельностный подход («кто действует?»). Согласно этому подходу общество состоит из: индивида (человека), больших группы индивидов (этнос, класс, слой, страт) и малых социальных групп (семья, школьный класс);
  • • • функциональный подход («на что направлена деятельность?»). Сторонники этого подхода делят общество в зависимости от видов деятельности людей на следующие сферы: политику, экономику (включая производство и торговлю), науку, культуру, транспорт и связь, образование, экологию, сферу информационно-компьютерного обеспечения;
  • • • социокультурный подход предлагает деление на подсистемы: социально-классовую (классы, страты, сословия), этническую (этнос, нация, народ), демографическую (половозрастная), поселенческую (селяне и горожане), профессиональную (работники физического и умственного труда).

Подсистемы общества



Общество - совокупность людей:
- объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей;
- характеризующаяся (1) устойчивостью, (2) целостностью, (3) саморазвитием и (4) наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение.
Общество - человеческая общность, специфику которой составляют отношения людей друг к другу. Общество есть продукт взаимодействия людей.
Общество - целостная система социальных институтов, выполняющих функции регулирования экономических, политических, правовых, нравственных и иных отношений.

  1. .

Существование в обществе социальных групп с различным имущественным положением еще не означает неизбежности конфликта между ними. Состояние социальных отношений на каждый данный момент времени зависит от множества политических, экономических, историко-культурных факторов. Так, истории прошлых веков была свойственна низкая динамика социальных процессов. В феодальной Европе сословные грани существовали столетиями, многим поколениям людей этот традиционный порядок представлялся естественным, незыблемым. Бунты горожан, крестьян, как правило, порождались не протестом против существования высших сословий, а попытками последних расширить свои привилегии и тем самым нарушить привычный порядок.



Социальные отношения

Социальные отношения - это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т.д.). В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения – это устойчивая система, ограниченная определенныминормами (формальными и неформальными).

Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл

Например, любовь со стороны индивида может наткнуться на презрение или ненависть со стороны объекта его любви.

Причиной того, что подчас сходные взаимодействия отличаются друг от друга по содержанию являются ценности. Ценность в данном контексте можно определить как целевое желательное событие.

То, что субъект Х ценит объект Y, означает, что Х действует так, чтобы достичь уровня Y или хотя бы приблизиться к этому уровню.

Содержание и смысл социальных отношений зависит от того, как соединяются во взаимодействиях потребность в ценностях и владение ими. Если один индивид обладает ресурсами в виде богатства, а другой не заинтересован в их приобретении, то в этом случае возможен лишь один тип отношений – независимость каждого из индивидов, незаинтересованность и равнодушие.

Например случай когда Александр Македонский, обладавший властью, богатством и престижем, предложил воспользоваться этими ценностями философу Диогену Синопскому. Царь попросил философа назвать желание, предъявить любое требование, которое он немедленно выполнит. Но Диоген не имел потребностей в предложенных ценностях и выразил единственное желание: чтобы царь отошел и не загораживал солнца. Отношения почтения и благодарности, на которые рассчитывал Македонский, не возникли, Диоген остался независимым, как, впрочем и царь.

 

 

Социальные связи

Социальная связь это не просто совокупность разного рода отношений и зависимостей, она представляет собой организованную систему отношений, институтов и средств социального контроля, объединяющих индивидов, подгруппы и другие составные элементы в функциональное целое, способное к устойчивости и развитию. Установление социальной связи не зависит от личных характеристик индивида, оно объективно. Их установление обусловлено социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды, а сущность данных связей проявляется в содержании и характере действий людей.

Социальное действие

Социа́льное де́йствие — "действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него"[1]. Впервые понятие социального действия ввел в научный оборот немецкий социолог Макс Вебер. Кроме того, Макс Вебер разработал первую классификацию типов социального действия, основанную на степени рациональности поведения индивидов. Так, им выделялись: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное. У Т. Парсонса проблематика социального действия связана с выделением следующих признаков: • нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм). • волентаричность (т.е. связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды) • наличие знаковых механизмов регуляции. Любое социальное действие представляет собой систему, в которой можно выделить следующие элементы : • субъект действия, воздействующий индивид или общность людей; • объект действия, индивид или общность, на которых направлено действие; • средства (орудия действия) и методы действия, с помощью которых осуществляется необходимое изменение; • результат действия - ответная реакция индивида или общности, на которых было направлено действие. Следует различать два следующих понятия: «поведение» и «действие». Если поведение - это ответная реакция организма на внутренние или внешние раздражители (оно может быть рефлекторным, неосознанным или намеренным, осознанным), то действие - это только некоторые виды поведения. Социальные действия - это всегда преднамеренные комплексы поступков. Они связаны с выбором средств и направлены на достижение определенной цели - изменения поведения, установок или мнений других индивидов или групп, которое удовлетворяло бы определенные потребности и интересы воздействующих.

 

Социальные коммуникации

Коммуникация - это взаимный обмен информацией, предполагающий ориентацию обоих участников на ответную открытость партнера. Такой обмен происходит не обязательно в словесной форме (вербальной), но и в невербальной. Невербальная коммуникация значительно древнее вербальной. Она включает в себя жесты и мимику, танец, музыку, изобразительное искусство, скульптуру и архитектуру. В самом деле, оставшиеся от прошедших веков инженерные сооружения, храмы, дворцы, скульптуры, картины передают без слов информацию о жизни, чувствах, взаимоотношениях давно умерших людей.

Суть процесса коммуникации, как следует из определения, состоит в передаче другому участнику сообщения, содержащего информацию. Сам акт раскрытия содержания своего сознания в ходе коммуникации в социологии называют сигналом.

Но сигнал — это не всегда сообщение или информация. Например, если на улице к нам обратится прохожий на иностранном языке, которого мы не знаем, то мы примем такой сигнал, но не получим реального сообщения. Конечно, в таком случае не состоится ни коммуникации, ни получения информации. Если говорится что-то такое, что нам уже известно, мы получаем сообщение, но оно не является для нас информацией. Сообщение будет информацией только в том случае, если оно содержит нечто для нас неизвестное.

 

Социальные статусы

Каждая личность в обществе имеет свой социальный статус и играет свою социальную роль.

Типы личности. Под типом понимается обобщенный образ, характерные черты определенной группы людей или образцы моделей для групп предметов, явлений и личностей.

Социальный тип личности - это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.

Понятие социальный тип личности фиксирует отражение совокупности повторяющихся социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность.

 

Социальные роли

Категория социального статуса характеризует социальное значение человека в аспекте его социальных функций, прав и обязанностей. Динамическим дополнением этой статической категории служит понятие социальной роли -поведенческой характеристики человека, в том числе и его личностных черт.
Социальная роль – это ожидаемое поведение, ассоциируемое с данным статусом, т.е. типичное (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данном обществе.
Например, статус преподавателя вуза – это вполне определенные права и обязанности, большинство из которых зафиксированы юридически. Социальная же роль преподавателя включает в себя и то, как он должен вести себя со студентами, коллегами, и уровень общей культуры и т.д., и, таким образом, представляет собой ожидание логически, внутренне связанных друг с другом поступков, черт личности. Правда, строго говоря, речь должна идти скорее о норме поведения личности определенного статуса. Социальная роль, следовательно, представляет собой образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей данного статуса в данном обществе.
Иначе говоря, это деиндивидуализированные нормы поведения личности, представленные достаточно полнокровно, как необходимые черты личности, включая эмоциональные и психологические качества.
Вместе с тем в ролевых ожиданиях содержится именно столько качеств и делается акцент только на тех чертах, которые гарантируют выполнение данных социальных функций. Так что не следует расширительно толковать социальную роль, делая ее всеобъемлющей личностной характеристикой.

Социальная мобильность

Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году П.Сорокиным. Он же различил вертикальную (возвышающуюся – социальный подъем, движение вверх /повышение в знании, в должности, превращение идеи в господствующую, утверждение моды/, и падающую – социальный спуск движение вниз /лишение статусов, деградация, банкротство/) мобильность, связанную с переходом из одного слоя в другой, и горизонтальную, при которой перемещения происходят внутри одного слоя, а статус и престиж позиции не меняются. Этот тип мобильности может быть связан с изменением места проживания (миграция), переходом в иную религиозную группу и т.д.

 

Социальная стратификация

Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни.

В случае первобытного общества то неравенство было не столь значительным, и в силу этого явление стратификации почти отсутствовало. С тем как общество развивалось - неравенство только росло и росло. В сложных обществах оно поделило людей по уровню образования, доходам, власти. Возникали касты, потом сословия, а не так давно классы. Некоторые общества запрещают переход от одного класса к другому, некоторые его ограничивают, а есть и такие где он разрешен полностью. Именно свобода социальных перемещений помогает определить то, каким является общество: открытым или закрытым.


Просмотров 442

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!