Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Структура речевого дефекта при псевдобульбарной дизартрии



Стертая форма псевдобульбарной дизартрии

 

План

  1. Структура речевого дефекта при псевдобульбарной дизартрии.
  2. Характеристика стертой формы псевдобульбарной дизартрии.
  3. Особенности речевых нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии.

3.1. Особенности фонетических нарушений.

3.2. Особенности фонематических нарушений.

3.3. Особенности лексики.

3.4. Особенности грамматического строя речи.

  1. Нарушения моторной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения лиц с дизартрией.

Структура речевого дефекта при псевдобульбарной дизартрии.

Для детской практики наиболее существенна псевдобульбарная форма дизартрии. Она представляет интерес для логопеда, т.к. детей, страдающих этой формой не так уж мало, причем внешние проявления ее настолько противоречивы, что таких детей нередко путают с олигофренами и направляют их во вспомогательную школу.

При псевдобульбарной дизартрии отмечается:

· Нарушение артикуляционной моторики;

· Нарушение дыхания;

· Нарушение голоса.

Нарушение артикуляционной моторики – это нарушение мышечного тонуса и нарушение подвижности артикуляционных мышц.

Нарушение мышечного тонуса. Выделяют:

а) Спастичность артикуляционных мышц.

Рот находится в положении полуулыбки. Верхняя губа натянута на десна. Язык толстый, малоподвижный. Голос напряженный и быстро устает (фонастения). Речевой выдох ослаблен, поэтому ребенок старается говорить быстро – речь ускоренная. Страдают согласные и гласные звуки. В целом речь напряженная, иногда с носовым оттенком, особенно при произношении гласных, особенно заднего ряда (о, у), и твердых сонорных (р, л), твердых шумных (з, ш, ж) и аффрикаты ц. Встречается гиперсаливация. Речь невнятная. При диффузной спастичности мышц речевого аппарата отмечается озвончение глухих согласных звуков.

Отмечается постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, иногда губ. Язык напряжен, отодвинут кзади, спинка его спастически изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен. Приподнятая к твердому небу напряженная спинка языка будет способствовать смягчению согласных звуков. Особенностью артикуляции при спастичности мышц языка является палатализация, что может способ­ствовать фонематическому недоразвитию. Так, произнося оди­наково слова пыл и пыль, мол и моль, ребенок может затрудняться в дифференцировке их значений.



Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта. Активные движения ограничены. Так невозможность продвигать язык вперед может быть связана с резкой спастичностью подбородочно-язычной, челюстно-подъязычной и двубрюшной мышц, а также мышц, прикрепляющихся к подъязычной кости.

Спастичность артикуляционной мускулатуры нередко сочетается с повышением тонуса в мышцах лица, шеи, а также общей спастичностью скелетных мышц.

б) Паретичность артикуляционных мышц.

Нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры в виде гипотонии. Любое артикуляционное движение производится медленно, часто не доводится до конца. Язык доходит только до зубов, он не удерживается там длительно, и повторное движение производится с еще большим затруднением, а иногда и совсем не может быть выполнено. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта. Губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот обычно полуоткрыт, выражена гиперсаливация. Особенностью артикуляции при гипотонии может быть назализация. В этом случае гипотония мышц мягкого неба препятствует достаточному продвижению небной занавески наверх и ее прижатию к задней стенке зева. Струя воздуха выходит через нос. Струя воздуха, проходящая через рот чрезвычайно слаба. Мягкое нёбо провиса­ет, подвижность его при произношении звуков ограничена.



Страдает произношение смычных губных звуков, требующих достаточных мышечных усилий, особенно двугубных (п, б, м) язычно-альвеолярных, а также нередко и ряда гласных звуков, особенно тех, которые требуют подъема спинки языка вверх (и, ы, у). Кроме того затруднена палатализация, в связи с чем страдает произношение мягких согласных.

Более легко при гипотонии произносятся губно-губные смычные носовые звуки – м, н, а также губно-зубные щелевые шумные согласные – ф, в, артикуляция которых требует неплотного смыкания нижней губы с верхними зубами и образования плоской щели.

При гипотонии нарушается произношение переднеязычных смычных шумных согласных т, д. Нередко наблюдаются различные виды сигматизма. Особенно часто имеют место межзубный и боковой сигматизм.

Речь при паретической форме псевдобульбарной дизарт­рии медленная, афоничная, затухающая, плохо модулирован­ная. Лицо гипомимично и амимично, мышцы вялые, рот открыт. Позу закрытого рта ребенок не удерживает. Голос тихий; речевое дыхание ослаблено.

в) Нарушения тонуса артикуляционной мускулатуры могут проявляться также в виде дистонии (меняющегося характера мышечного тонуса). В состоянии покоя может отмечаться низкий мышечный тонус, при попытках к речи тонус резко нарастает. Дистония резко и многообразно искажает артикуляцию. Причем, характерной особенностью этих нарушений является их динамичность, непостоянство искажений, замена и пропуск звуков.

Нарушение подвижности артикуляционных мышц.

Ограниченная подвижность артикуляционных мышц представляет собой основное проявление пареза или паралича этих мышц. Именно это и определяет структуру дефекта при дизартрии. Недостаточная подвижность артикуляционных мышц обусловливает нарушение звукопроизношения. При поражении мышц губ страдает произношение как гласных, так и согласных звуков. Среди гласных особенно нарушается произношение лабиализованных звуков, произнесение которых связанно со специфической работой губ. Это звуки о, у, при их произнесении требуются активные движения губ: округление, вытягивание вперед. Среди согласных, прежде всего, нарушается произношение губно-губных смычных звуков – п, б, м. Ребенок не может вытянуть губы вперед, округлить их, растянуть углы рта в стороны, поднять вверх верхнюю губу и опустить нижнюю, выполнить целый ряд других движений. Недостаточная подвижность губ, нередко нарушает артикуляцию в целом, т.к. эти движения меняют размер и форму предверия рта, оказывая тем самым влияние на резонирование всей ротовой полости.

Особенно грубо нарушается звукопроизношение при резком ограничении подвижности мышц языка. При этом может отмечаться недостаточность подъема кончика языка вверх в полости рта. Обычно это связано с нарушением иннервации шило-подъязычной, двубрюшной, подъязычно-глоточной, шило-язычной, язычно-глоточной, челюстно-подъязычной и язычно-небной мышц. В этих случаях страдает произношение большинства звуков, требующих как подъема кончика языка вверх, так и сочетаемой работы указанных мышц.

При нарушении иннервации ключично-подъязычной, щитовидно-подъязычной, челюстно-подъязычной, подбородочно-язычной и двубрюшной мышц ограничивается способность языка двигаться вниз. Это может отрицательно сказываться на произнесении шипящих и свистящих звуков, гласных переднего ряда – и, э и некоторых других звуков. При нарушении иннервации подъязычно-глоточной, лопаточно-подъязычной, шило-подъязычной и некоторых других мышц ограничивается способность языка двигаться назад. При этом нарушается артикуляция заднеязычных звуков (к, г, х), а также некоторых гласных, особенно среднего и нижнего подъема (э, о, а).

При парезах мышц языка нередко оказывается невозможным изменять его конфигурацию, выдвигать вперед, оттягивать назад, производить разнообразные боковые движения. Все это нарушает произнесение большинства звуков

Характерным для всех детей с псевдобульбарной дизартрией является то, что при искаженном произнесении звуков, входящих в состав слова, они обычно сохраняют ритмический контур слова, т.е. число слогов и ударность. Как правило, они владеют произношением двусложных, трехсложных слов; четырехсложные слова нередко воспроизводятся отраженно.

Сложным для ребенка является произнесение стечений соглас­ных: в этом случае выпадает один согласный (белка — «бека») или оба (змея—«ия»). Вследствие моторной трудности переключения от одного слога к другому встречаются случаи уподобления сло­гов (посуда — «посюся», ножницы — «носисы»).

Нарушение моторики артикуляционного аппарата приводит к неправильному развитию восприятия речевых звуков. Отклонения в слуховом восприятии, вызванные недостаточным артикуляционным опытом, отсутствие четкого кинестетического образа звука приводят к заметным трудностям при овладении звуковым анали­зом. В зависимости от степени речедвигательного нарушения наблюдаются различно выраженные затруднения в звуковом анализе.

Большинство специальных проб, выявляющих уровень звукового анализа, детям-дизартрикам недоступно. Они не могут правильно отобрать картинки, названия которых начинаются на заданный звук, придумать слово, содержащее определенный звук, проанализировать звуковой состав слова. Например, двенадцатилетний ребенок, три года проучившийся в массовой школе, отвечая на вопрос, какие звуки в словах полка, кот называетп, а, к, а; к, а, т, а. При выполнении задания отобрать картинки, названия которых содержат звукб, мальчик откладывает банку, барабан, подушку, платок, пилу, белку.

Дети с более сохранившимся произношением допускают меньше ошибок, например отбирают на звук с следующие картинки: сумку, осу, самолет, шар.

Детям, страдающим анартрией, такие формы звукового анализа недоступны.

Уровень владения звуковым анализом у подавляющего боль­шинства детей-дизартриков является недостаточным для усвоения грамоты. Дети, поступившие в массовые школы, бывают совершенно не в состоянии усвоить программу 1-го класса. Особенно ярко от­клонения в звуковом анализе проявляются во время слухового диктанта.

Наибольшее количество ошибок в письме детей, страдающих дизартрией, приходится на замены букв. Нередко встречаются замены гласных.

Неточное, носовое произношение гласных звуков приводит к тому, что они почти не различаются по звучанию. Многочисленны и разнообразны замены согласных.

Характерными являются случаи нарушения слоговой структуры слова за счет перестановки букв (книга—«кинга»), пропуск букв (шапка—«шапа»), сокращение слоговой структуры из-за недописывания слогов (собака—«соба», ножницы—«ножи» и др.).

Нередки случаи полного искажения слов: кровать — «дамла», пирамидка — «макте», железная — «неаки» и др.

Такие ошибки наиболее характерны для детей с глубокими нарушениями артикуляции, у которых нерасчлененность звукового состава речи связана с искаженным звукопроизношением.

Кроме того, в письме детей-дизартриков распространены та­кие ошибки, как неправильное употребление предлогов, неверные синтаксические связи слов в предложении (согласование, управ­ление) и др. Эти нефонетические ошибки тесным образом связаны с особенностями овладения детьми-дизартриками устной речью, грамматическим строем, словарным запасом.

Как уже отмечалось выше, непосредственным результатом по­ражения артикуляционного аппарата являются трудности произно­шения, которые приводят к недостаточно четкому восприятию речи на слух. Общее речевое развитие детей с грубыми расстройствами артикуляции протекает своеобразно. Позднее начало речи, ограни­ченный речевой опыт, грубые дефекты произношения приводят к недостаточному накоплению словаря и отклонениям в развитии грамматического строя речи. Большинство детей с расстройствами артикуляции имеют отклонения в словарном запасе, не знают оби­ходных слов, часто смешивают слова, ориентируясь на сходство по звуковому составу, ситуацию и т.п.

Многие слова употребляются неточно, вместо нужного названия ребенок использует то, которое обозначает сходный предмет (пет­ля — дырка, ваза — кувшин, желудь — орех, гамак — сетка} или связано с данным словом ситуационно (рельсы — шпалы, наперс­ток — палец).

Характерными для детей-дизартриков являются довольно хоро­шая ориентировка в окружающей обстановке, запас обиходных сведений и представлений. Например, дети знают и могут найти на картинке такие предметы, как качели, колодец, буфет, вагон; опре­делить профессию (летчик, учитель, шофер и др.); понять дейст­вия лиц, изображенных на картинке; показать предметы, окрашен­ные в тот или иной цвет. Однако отсутствие речи или ограничен­ное пользование ею приводят к расхождению между активным и пассивным словарем.

Уровень освоения лексики зависит не только от степени нару­шения звукопроизносительной стороны речи, но и от интеллектуальных возможностей ребенка, социального опыта, среды, в которой он воспитывается.

Для детей-дизартриков, как и вообще для детей с общим не­доразвитием речи, характерно недостаточное владение граммати­ческими средствами языка.

Самостоятельное письмо детей отличается бедным составом предложений, их неправильным построением, пропусками членов предложения и служебных слов. Некоторым детям совершенно не­доступны даже небольшие по объему изложения.

Чтение детей-дизартриков обычно крайне затруднено за счет малоподвижности артикуляционного аппарата, трудностей в пере­ключении от одного звука к другому. Большей частью оно послоговое, интонационно не окрашенное. Понимание читаемого текста недостаточное. Например, мальчик, прочитав слово стул, показыва­ет на стол, прочитав слово котел, показывает картинку, изобра­жающую козла (котел — козел).

Данные особенности речевого развития детей с дизартрией показывают, что они нуждаются в систематическом специальном обучении, направленном на преодоление дефектов звуковой сторо­ны речи, развитие лексического запаса и грамматического строя речи, исправление нарушений письма и чтения. Такие коррекционные задачи решаются в специальной школе для детей с наруше­ниями речи, где ребенок получает образование в объеме девяти­летней общеобразовательной школы.

Дети дошкольного возраста с дизартрией нуждаются в целе­направленных логопедических занятиях по формированию фонети­ческого и лексико-грамматического строя речи. Проводятся такие занятия в специальных дошкольных учреждениях для детей с нару­шениями речи.

Стертая форма детской псевдобульбарной дизартрии встречается значительно чаще и легко смешивается со сложной дислалией, но дает себя знать особой трудностью преодоления. По данным логопеда Л.В.Мелеховой, из 340 детей с диагнозом функциональная дислалия, у 49,5 % речь была полностью исправлена в течение 1-2 месяцев занятий. Остальные 50,5 % оказались детьми с диагнозом дизартрия.

Легкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризу­ется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного ап­парата. Трудности артикуляции заключаются в медленных, недоста­точно точных движениях языка, губ. Расстройство жевания и гло­тания выявляется неярко, в редких поперхиваниях. Произношение у таких детей нарушено вследствие недостаточно четкой артику­ляционной моторики, речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков:ж, ш, р, ц, ч. Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произ­ношения мягкие звуки, требующие добавления к основной артику­ляции подъема средней части спинки языка к твердому нёбу.

Недостатки произношения оказывают неблагоприятные влияния на фонематическое развитие. Большинство детей с легкой степенью дизартрии испытывают некоторые трудности в звуковом анализе. При письме у них встречаются специфические ошибки замены звуков (т-д, ч-ц и др.). Нарушение структуры слова почти не наблюдается; то же относится к грамматическому строю и лексике. Некоторое своеобразие можно выявить только при очень тщательном обследовании детей, и оно не является характерным. Итак, основным дефектом у детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией в легкой степени, является нарушение фонетической стороны речи.

Дети с подобным нарушением, имеющие нормальный слух и хо­рошее умственное развитие, посещают логопедические занятия в районной детской поликлинике, а в школьном возрасте — логопеди­ческий пункт при общеобразовательной школе. Существенную роль в устранении этого дефекта могут оказать родители.

 

3. Особенности речевых нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии.

Особенности фонетических нарушений.

Особенности фонематических нарушений.

Особенности лексики.

Особенности грамматического строя речи.

4. Нарушения моторной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у лиц с дизартрией

Дизартрические явления в речи наблюдаются не только при ДЦП, но и при органическом поражении центральной нервной системы различного генеза: кинестетическая постцентраль­ная корковая дизартрия (одностороннее поражение постцентраль­ных полей коры, их нижних отделов, доминантного, обычно левого, полушария мозга). Двигательные расстройства: апраксия кинесте­тического типа. Распад кинестетических обобщенных схем артику­ляции шумовых признаков звуков в структуре слога с трудностями различения соответствующих артикуляционных укладов. Кинетическая премоторная корковая дизартрия (одностороннее поражение премоторных полей коры, их нижних отделов, доминантного полу­шария мозга). Двигательные расстройства: апраксия кинетического типа. Распад временных обобщенных схем артикуляторного дей­ствия с напряженностью, замедленностью отдельных движений, распадом артикуляторных действий на составляющие их элементы; трудности переключений с одного элемента на другой, персеверации.

Подкорковая дизартрия (различные поражения подкорковых ядер мозга и их нервных связей). Двигательные расстройства: экстрапирамидные расстройства мышечного тонуса в виде гиперто­нии, гипотонии или дистонии. Насильственные движения (гиперкинезы) в мышцах речевого аппарата в виде дрожания (например, интонационный тремор), медленных червеобразных сокращений мышц (например, при двойном атетозе), быстрых внезапных сокра­щений разных мышечных групп (.например, при хорее), быстрых ритмическихсокращений однихи тех же мышц (например, при миоклонии).

Бульбарная дизартрия (одностороннее, безразлично право- или левостороннее, или двустороннее поражение периферических дви­гательных невронов: тройничного, лицевого, языкоглоточного, блуж­дающего и подъязычного). Двигательные расстройства: избиратель­ные вялые, преимущественно право- или левосторонние параличи мышц речевого аппарата (языка, губ, мягкого нёба и глотки, гортани, поднимающих нижнюю челюсть, дыхательных). Атрофии этих мышц, их атония (язык вялый, дряблый). Снижены или от­сутствуют глоточный и нижнечелюстной рефлексы. Расстройства любых непроизвольных и произвольных движений в соответствую­щих группах мышц.

Псевдобульбарная дизартрия (обязательно двусторонние пора­жения центральных двигательных кортико-бульбарных невронов). Двигательные расстройства: пирамидные спастические параличи мышц речевого аппарата. Мышечных атрофии нет. Тонус мышц повышен по типу спастической гипертонии (язык напряжен, отодви­нут назад). Глоточный и нижнечелюстной рефлексы усилены. Не­редки насильственные смех и плач. Параличи всегда двусторонние, хотя возможно их значительное преобладание справа или слева. Наиболее расстроены произвольные движения и самые тонкие дви­жения кончика языка. При всех видах дизартрии наблюдается нечленораздельная речь, темп речи ускоренный или замедленный, голос слабый, тихий, с носовым оттенком, нарушены глубина и ритм дыхания, дыхание учащенное, поверхностное, вдох и особенно выдох во время речи укорочены. Выражены мимические и артикуляторные нарушения: лицо амимично, больные не могут надуть щеки, наморщить лоб, вытянуть вперед губы, подуть, открыть рот и т. д. Двигательные расстройства мимической мускулатуры про­являются ярче при попытках больного активно сокращать мышцы лица. Планируя логоритмические занятия, логопед учитывает, что при дизартриях часто встречаются задержки психического развития по органическому типу, а иногда и олигофрении: иногда наблюдает­ся трудное поведение с неустойчивым настроением, сопровождаю­щимся плачем, аффективными вспышками.

 


Просмотров 4957

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!