Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Тема 1: СУДЕБНИК ЦАРЯ ХАММУРАПИ



Судебник Хаммурапи представляет собой свод законов рабовладельческого государства, названный по имени царя Вавилонии (1792-1750 гг. до н.э.). Хаммурапи придавал большое значение законодательной деятельности. Первая кодификация была создана на втором году правления, когда, царь «установил право стране». Эта кодификация не сохранилась. Известные Законы относятся к концу его царствования. Они были выбиты на большом базальтовом столбе. Наверху лицевой стороны столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.

Текст разделен на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, чтобы «сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов. Заканчиваются Законы Хаммурапи обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи. При составлении сборника в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. Законы несовершенны с точки зрения их полноты и категоричности. Тексты составлены в основном в казуистической форме. Законы не содержат общих принципов, нет системы изложения (хотя известная логика присутствует). Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи в отличие от других восточных кодификаций не содержат религиозного и морализующего элемента. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были явиться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй, институт частной собственности, достигший ко времени правления Хаммурапи высокого развития. Вопросы темы:

1. Общая характеристика Судебника.

2. Правовое положение населения по Судебнику.

3. Брачно-семейные отношения.

 

ИСТОЧНИКИ

Дьяконов, И.М., Дунаевский, И.М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства / И.М. Дьяконов, И.М. Дунаевский // Вестник древней истории. 1952. № 3, № 4.

Источники по истории государства и права. Отв. ред. З.М. Черниловский. М., 1981.

Садиков, В.Н. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / В.Н. Садиков. М., 1973.

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права Т. 1. Сост. Батыр К.И., Поликарпова Е.В. М., 1996.



Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т. 1. М.: Юристь, 1996.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Под ред. З.М. Черниловского. М.-Л., 1984.

Хрестоматия по истории Древнего Востока. Т. 1. - М., 1980.

Хрестоматия по истории Древнего мира. Т. 1. Древний Восток. М., 1950.

 

ЛИТЕРАТУРА

Васильев, Л.С. История Востока. Т. 1. / Л.С. Васильев. М., 1994.

Дьяконов, И.М. Общественный и государственный строй древнего Двуречья – Шумер / И.М. Дьяконов. М., 1959.

Жидков, О.А. История государства и права Древнего Востока / О.А.Жидков. М., 1963.

История государства и права стран Азии и Африки. Очерки. М., 1964.

История Древнего Востока. Ч. 1. М., 1988.

История Древнего Востока. 4.1. Месопотамия. М., 1983.

История Древнего мира. В 3-х томах. Т. 3. М., 1989.

История Древнего Мира. Древний Восток. М.-Л., 1998.

Классы и сословия в докапиталистических обществах Азии. Проблема социальной мобильности. М., 1986.

Клима, Й. Общество и культура древнего Двуречья / Й. Клима.Academia, Чехослов. А.Н., АРТИЯ, Прага, 1967.

Маркс К. Британское владычество в Индии./ Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.9.

Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права T.I. / О.А. Омельченко. M., 1998.

Оппенгейм, А.Л. Древняя Месопотамия / А.Л. Оппенгейм. М., 1980.

Рабовладельческое и феодальное государство и право стран Азии и Африки. Харьков, 1981.

Скрипилев, Е.А. Основные черты права Древнего Востока (Законы Хаммурапи) / Е.А. Скрипилев. М., 1964.

Струве, В.В. Очерки истории Древнего Востока / В.В. Струве. Л., 1956.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21.

Яковец, Ю.В. История цивилизаций / Ю.В. Яковец. М.;Л. 1997.



 

 

Методические указания

1 вопрос. Давая общую характеристику содержанию судебника Хаммурапи, следует показать особенности его классовой природы и, вместе с тем, наличие пережитков родового строя. Судебник Хаммурапи является своего рода образцовым документом эпохи, который позволяет установить специфику восточного общества, государства и права.

Обратите также внимание (на характерную для многих монархов (реформаторов) в аналогичных условиях) политику определённого ограничения ростовщичества, в целях расширения социальной базы нового царства. Следует определить источники данного судебника и охарактеризовать его с точки зрения юридической техники. Судебник царя Хаммурапи был издан в последние годы его правления в результате определённой систематизации ранних правовых актов, судебных прецедентов, обычного права и законодательных новелл самого Хаммурапи. Они созданы в соответствии с законодательной техникой своего времени (стремление рассмотреть тот или иной предмет регулирования с различных сторон, по возможности, во всей полноте, без разграничения материального и процессуального права и т.д.). Необходимо выявить и на конкретных примерах показать специфические черты Судебника Хаммурапи: казуистичность, формализм, неполноту и т.д.

2 вопрос. Правовое положение населения определяется уровнем развития общества в целом и дифференцируется в зависимости от социально-экономического деления общества. При этом необходимо учитывать типичную для Древнего мира и, в особенности, для Древнего Востока, сложность структуры древневавилонского общества, обусловленную незавершённостью процесса классообразования, наличием пережитков родового строя, рядом других исторических причин. Характер связи между экономическим показателем и правовым статусом не был однозначным. Имущественное и правовое положение не обязательно совпадали. Следует выделить основные группы населения, различающиеся по правовому положению - «авилум» и «мушкенум». На конкретном материале следует показать различия их правового статуса, в первую очередь, в отношении собственности на землю -основы всякого производства. Обратите внимание на характер юридической связи данных категорий населения с общиной и государством, которая выражалась, в частности, в степени их юридической защищённости и ответственности. Вместе с тем, нельзя упускать из виду неодинаковость фактического социально-экономического положения членов названных групп. Обладатели одинакового юридического статуса могли подразделяться на богатых рабовладельцев и бедных общинников, низших и высших представителей царского хозяйства (царской администрации) и т.д. Внутри выделенных классов-сословий следует составляющие их более мелкие группы-сословия: царскую администрацию, жречество, воинское сословие («редум», «баирум» и др.), «тамкаров», «шамаллумов» и др.

Обратите внимание на особенности правового статуса рабов («вардум»), которые находились вне названных категорий, сами являлись собственностью, но не были полностью лишены социальной и правовой защиты. Необходимо показать особенности (по сравнению с классическим античным рабством - Древняя Греция и Древний Рим) рабства на Востоке, сохранение патриархальных черт, объяснить, чем они вызваны. Следует сопоставить статус рабов и кабальных должников.

3 вопрос. Начинать изучение этого вопроса необходимо с уяснения значения брачно-семейных отношений в истории общества, государства и права. Переход к строю частной собственности начался именно в семье, в ней появилось первое неравенство, именно семья «угрожающе противостояла роду» и разрушала его. Характер семейных отношений определяется уровнем развития общества. Сама семья в концентрированном виде отражает важнейшие характеристики общества. Судебник царя Хаммурапи довольно подробно регламентирует брачно-семейные отношения (ст. 127 - 195). Необходимо обратить внимание на патриархальный характер семьи в Древнем Вавилоне, что проявлялось в объединении всех членов семьи, а также рабов, под властью главы семьи. Именно глава семьи, являясь полноправным членом общины и «подданным» государства. На конкретных статьях закона следует рассмотреть особенности заключения брака, основания и последствия его расторжения, моногамный характер семьи с допущением, в отдельных случаях (ст. 144 - 146), введения в семью наложницы из числа рабынь, приниженное положение женщины, условия и последствия усыновления, права и обязанности родителей и детей.

Тема 2: ЗАКОНЫ МАНУ

 

Законы Ману - древнеиндийский сборник предписаний, определяющих поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с догматами брахманизма. Составление Законов Ману индийская традиция приписывает мифическому прародителю людей Ману. В дошедшем до нас виде Законы Ману были составлены, по-видимому, около II в. до н.э. — I в. н.э. Законы Ману содержат 2650 двустиший, разбитых на 12 глав. Поскольку в Древней Индии понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, не было, повседневная жизнь подчинялась религиозно-этическим правилам. Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи. Главное в Законах Ману - закрепление существующего варнового строя. В них подробно описывается происхождение варн, определяется назначение каждой варны, указывается на их наследственно-профессиональный характер, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Вопросы темы:

 

1.Общая характеристика Законов Ману.

2. Особенности варно-кастового деления древнеиндийского общества.

3. Собственность и обязательства по Законам Ману.

4. Брачно -семейные отношения по Законам Ману.

5. Преступления и наказания.

 

ИСТОЧНИКИ

 

Источники по истории государства и права. Отв. ред. З.М. Черниловский. М., 1981.

Садиков, В.Н. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / В.Н. Садиков. М., 1973.

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права Т. 1. Сост. Батыр К.И., Поликарпова Е.В. М., 1996.

Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т. 1. М.: Юристь, 1996.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Под ред. З.М. Черниловского. М.-Л., 1984.

Хрестоматия по истории Древнего Востока. Т. 1. - М., 1980.

Хрестоматия по истории Древнего мира. Т. 1. Древний Восток. М., 1950.

 

 

ЛИТЕРАТУРАI

Артхашастра. М.-Л., 1959.

Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985.

История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые шаги рабовладельческой цивилизации. Т.1. Месопотамия. М., 1983.

Законы Ману М., 1960.

Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность. М., 1982.

Крашенинников Н.А. История права стран Востока. М., 1994.

Кудрявцев М.К. Кастовая система в Индии. М., 1992.

Лапова Р.А. Индия (рабовладельческий период): история государства и права. Саратов, 1960.

 

Методические указания

 

1 вопрос. Законы Ману являются традиционным литературным произведением, написанным жрецами (брахманами), которые с позиций своего правосознания, с учетом многочисленных обычаев толковали священные книги индусов (Веды). Дхармашастры, написанные сначала брахманами для своих учеников, только позднее источников права. При ответе на данный вопрос необходимо выявить соотношение дхармашастр с другими источниками права Древней Индии (артхашастрой, обычаями, царскими установлениями, судебной практикой), а также объяснить, почему развитие древнеиндийского права пошло именно такому пути.

В рамках ответа на данный вопрос необходимо также выявить специфику изложения правовых норм и на основании норм данного памятника права показать их казуистичность, формализм, связь с религией и моралью и др.

2 вопрос.Законы Ману отразили сложность и своеобразие социальной структуры древнеиндийского общества. Отвечая на этот вопрос, необходимо проследить процесс зарождения варнового деления в Древней Индии, которое представляло собой определенную форму социального неравенства.

Далее необходимо рассмотреть правовой статус каждой отдельно взятой варны (учитывая при этом род занятий, различные привилегии и ограничения и др.). Анализируя нормы Законов целесообразно также обратить внимание на социальный статус рабов.

3 вопрос. Основным объектом права собственности в странах Древнего Востока (и Индия исключением не является) выступала земля. Необходимо определить, как защищались правом различные формы земельной собственности и землевладения, сославшись при этом на нормы Законов.

Что касается обязательственных отношений, то здесь необходимо определить общие положения о договорах (понятие, условия заключения и действительности и некоторые другие) и показать, как эти общие положения преломлялись в конкретных видах договоров (займа, найма, поручения, хранения и др.). Студент должен обратить внимание на казуистическое закрепление видов договоров.

4 вопрос.На основании конкретных норм Законов студент должен выделить основные черты брачно-семейных отношений в Древней Индии, показать их варновый характер и объяснить, в чем проявлялся сословный характер брака.

5 вопрос.Необходимо дать понятие преступления инаказания по Законам Ману и определить основные виды преступлений. На основе анализа конкретных норм права студент должен выявить характер наказания, определить виды наказаний и показать зависимость тяжести наказания от совершенного преступления с учетом принадлежности преступника и потерпевшего к той или иной варне.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!