Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Теории типов в диагностике личности. Общая характеристика типологических опросников(на примере опросников Майерс-Бриггс и ПДО)



Общая характеристика MMPI (СМИЛ). Сфера применения и диагностические возможности.

Миннесотский многопрофильный(многоаспектный) личностный опросник(Minnesota Multiphasic Personality Inventory — MMPI ).

Его авторы — С. Хетуэй и Дж. Маккинли, год создания — 1941-й. Первоначально он рассматривался как средство вспомогательного психиатрического диагноза, но в настоящее время считается инструментом, измеряющим степеньсходства испытуемого с характерными личностными свойствами тех

групп лиц, по которым валидизировалась каждая шкала.MMPI состоит из 566 утвердительных высказываний, на которые испытуемый дает ответ ≪верно≫, ≪неверно≫. При индивидуальном проведении методики эти высказывания предъявляются на отдельных карточках, и испытуемый распределяет их соответственно трем типам ответов. Позднее была создана форма опросника для группового диагностирования, высказывания стали предъявляться в тестовой тетради, а испытуемые записывали ответы на специальном__бланке. В настоящее время часто на ЭВМ.

В классическом виде MMPI используется 13 шкал: 3 контрольных

и 10 клинических.

Контрольные шкалы предназначены для выявления установок испыту-

емых по отношению к обследованию. В MMPI имеются следующие шкалы:

• шкала лжи (L);

• шкала достоверности (F);

• шкапа коррекции (К).

К базисным шкалам относится:

Ипохондрия;

Женст-мужест-ть;

Психопатия;

Истерия;

Депрессия;

И др.

При обследовании MMPI первичные (≪сырые≫) баллы по каждой шкале, переведенные в стандартные Т-оценки, сопоставляются с нормами со средним значением 50 и стандартным отклонением 10. Диапазон разброса в границах нормы — от 30 до 70.

 

К 60-м гг. этот опросник занял прочное положение главной методики и применялся более часто для диагностики нормальных людей в ходе их консультирования, приема на работу, поступления на военную службу, для медицинского обследования и судебно- медицинской экспертизы, чем для оценки психически больных, хотя первоначально он разрабатывался и использовался в клинике при постановке психиатрического диагноза.



 

Адаптация опросника в нашей стране началась еще в 60-е годы. Первым был предложен вариант ММИЛ состоящий из 384 утверждений . (Ф. Б. Березин и М. П. Мирошников, 1967). Ф. Б. Березиным с соавт. разработана оригинальная интерпретация шкал MMPI, осуществлена его тщательная стандартизация.

Большая работа по адаптации опросника проводилась также в Ленинградском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева, московскими психологами (тест СМИЛ Л. Н. Собчик, 1971).

Кроме того, методика уже получила большое распространение среди психологов, социологов, педагогов и врачей, занимающихся семейным консультированием, изучением кадровых резервов, психологической совместимости, проблемой менеджмента, в спортивной психологии, а также в юриспруденции, в Армии, в военной и гражданской авиации, в системе МВД, в Центрах занятости населения, в сфере общего и высшего образования. Психологи и врачи, занятые вопросами суицидологии, психотерапии, алкоголизма, психосоматики, судебной психолого-психиатрической экспертизы и дифференциальной диагностики используют тест СМИЛ больше для выявления изменений, признаков регресса, социально-психологической дезадаптации личности больного, чем для констатации психиатрического диагноза, хотя, в конечном итоге именно выявленные изменения личности и способствуют уточнению диагноза. Грустно это признать, но врачи обычно ждут от психолога подтверждения той или иной диагностической гипотезы, в то время как психодиагностики призвана помочь в реализации гуманистического направления в психиатрии. Клиент-центрированная или личностно-ориентированная психотерапия в структуре лечебных мер важна не меньше, чем психотропные средства и транквилизаторы




 

Теории типов в диагностике личности. Общая характеристика типологических опросников(на примере опросников Майерс-Бриггс и ПДО).

В разных теориях личности постулируется различное количество конкретных ее характеристик, имеющих индивидуальную выраженность. Для их обозначения часто используется понятие ≪черта≫. Большим по объему и более гетерогенным по сравнению с чертой является понятие ≪тип≫. Тип личности рассматривается как целостное образование, не сводимое к набору черт. Понятие ≪тип≫ отличается более высоким уровнем обобщения и выполняет функцию категоризации свойств личности в более объемные единицы, имеющие непосредственное отношение к наблюдаемым моделям поведения человека. Типологический подход является основанием для разработки типологических опросников личности. Здесь тип личности не только определяет особенности опросника, но и выступает способом обобщения диагностических данных, а также предполагает группировку обследованных по степени сходства, близости в пространстве личностных признаков. При использовании этого вида опросников диагноз ставится на основе сопоставления индивидуальных результатов с соответствующими (усредненными) типами личности, представленными в опроснике, и определения степени их сходства. Айзенк усматривает в личности иерархическую организацию. На самом общем уровне выделяются типы. На следующем уровне - черты, исходные черты по Кеттелу предположительно относятся к этому уровню. Ниже - уровень привычных реакций, внизу иерархии - специфические реакции, реально наблюдаемое поведение.

Типология Майерс — Бриггс — типология личности, возникшая на базе типологии Юнга в 40-х годах XX века и получившая широкое распространение вСША и Европе. На основе этой типологии была создана система психологического тестирования — Myers-Briggs Type Indicator (англ.)русск. (MBTI). Академическая психология настороженно относится к этому подходу, принимая его с многочисленными оговорками, так как не все исходные предположения теории были затем подтверждены после накопления эмпирических данных. Первые публикации Кэтрин Бриггс относятся к концу 1920-х. Первая версия теста Майерс — Бриггс (Myers-Briggs Type Indicator, MBTI) появилась в 1942 году, первая версия руководства по использованию типологии — в 1944 году. Идентификатор типов Майерс-Бриггс широко применяется в бизнесе, в частности, в ряде крупных западных компаний, также для профориентации школьников в США. Опросник MBTI переведен на 30 языков (в том числе и русский язык) и используется по всему миру. Основные прикладные области применения типологии Майерс-Бриггс:

 

· самопознание и личностный рост;

· карьерный рост и профориентация;

· развитие организаций;

· тренинги управления и лидерства;

· решение проблем;

· семейные консультации;

· образование и составление учебного плана;

· научная работа;

· тренинги межличностного взаимодействия.

Myers-Briggs Type Indicator предназначен для определения одного из 16 типов личности. Он включает в себя 8 шкал, объединённых попарно. Назначение типологии и тестов — помочь человеку в определении его индивидуальных предпочтений, установив, какие полюса шкал ему более соответствуют.

Шкалы: 1. Шкала E—I — ориентация сознания, 2. Шкала S—N — способ ориентировки в ситуации, 3. Шкала T—F — основа принятия решений и тд. Сочетание шкал даёт обозначение одного из 16 типов, например: ENTP, ISFJ и т. д. Базовым методом является анкетирование с помощью опросника Майерс — Бриггс c его последующей верификацией. Тип по MBTI, согласно официальному определению, есть результат опросника, однако точность определения типа гарантируется лишь последующей консультацией сертифицированного специалиста. На основе модели Майерс — Бриггс возникли и другие тесты и опросники, например, Keirsey Temperament Sorter (Тест Кейрси), ТОП-Юнит.

Применение опросника ПДО в реальном диагностическом обследовании дает балльные оценки по каждой из 11 шкал, соответствующих
типам акцентуации личности : гипертимный, циклоидный, эмоционально-лабильный, астеноневротический, сен­ситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный. Для вывода о наличии того или иного типа акцентуации у подростка его балльный показатель по соответствующей шкале опросника должен быть равен или выше минимального диагностического значения (от 5 до 7 для разных шкал).
Метод патохарактерологического исследования подростков, названный Патохарактерологическим Диагностическим Опросником (ПДО), предназначен для определения в возрасте 14–18 лет типов акцентуации характера и типов психопатий, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей (психологической склонности к алкоголизации, делинквентности и др.), перечисленных в предыдущем разделе. ПДО может быть использован психиатрами, медицинскими психологами, врачами других специальностей и педагогами, получившими специальную подготовку по медицинской психологии.

ПДО включает 25 таблиц — наборов фраз («Самочувствие», «Настроение» и др.) В каждом наборе от 10 до 19 предлагаемых ответов. С испытуемым проводится два исследования.

В первом исследовании ему предлагается в каждой таблице выбрать наиболее подходящий для него ответ и соответствующий номер поставить в регистрационном листе № 1 (образцы регистрационных листов приведены в Приложении). Если в каком-либо наборе подходит не один, а несколько ответов, допускается сделать два-три выбора. Более трех выборов в одной таблице делать не разрешается. В разных таблицах можно сделать неодинаковое число выборов.

Во втором исследовании предлагается выбрать в тех же таблицах наиболее неподходящие, отвергаемые ответы (при желании можно выбрать в каждой таблице два-три неподходящих ответа, но не более) и поставить соответствующие номера в регистрационном листе

Обычно для проведения исследования требуется от получаса до часа времени. Исследования можно проводить одновременно с группой испытуемых при условии, чтобы они не могли совещаться или подсматривать выборы друг у друга


 


Просмотров 818

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!