![]() Дисциплины:
Архитектура (936) |
Теории типов в диагностике личности. Общая характеристика типологических опросников(на примере опросников Майерс-Бриггс и ПДО)
Общая характеристика MMPI (СМИЛ). Сфера применения и диагностические возможности. Миннесотский многопрофильный(многоаспектный) личностный опросник(Minnesota Multiphasic Personality Inventory — MMPI ). Его авторы — С. Хетуэй и Дж. Маккинли, год создания — 1941-й. Первоначально он рассматривался как средство вспомогательного психиатрического диагноза, но в настоящее время считается инструментом, измеряющим степеньсходства испытуемого с характерными личностными свойствами тех групп лиц, по которым валидизировалась каждая шкала.MMPI состоит из 566 утвердительных высказываний, на которые испытуемый дает ответ ≪верно≫, ≪неверно≫. При индивидуальном проведении методики эти высказывания предъявляются на отдельных карточках, и испытуемый распределяет их соответственно трем типам ответов. Позднее была создана форма опросника для группового диагностирования, высказывания стали предъявляться в тестовой тетради, а испытуемые записывали ответы на специальном__бланке. В настоящее время часто на ЭВМ. В классическом виде MMPI используется 13 шкал: 3 контрольных и 10 клинических. Контрольные шкалы предназначены для выявления установок испыту- емых по отношению к обследованию. В MMPI имеются следующие шкалы: • шкала лжи (L); • шкала достоверности (F); • шкапа коррекции (К). К базисным шкалам относится: Ипохондрия; Женст-мужест-ть; Психопатия; Истерия; Депрессия; И др. При обследовании MMPI первичные (≪сырые≫) баллы по каждой шкале, переведенные в стандартные Т-оценки, сопоставляются с нормами со средним значением 50 и стандартным отклонением 10. Диапазон разброса в границах нормы — от 30 до 70.
К 60-м гг. этот опросник занял прочное положение главной методики и применялся более часто для диагностики нормальных людей в ходе их консультирования, приема на работу, поступления на военную службу, для медицинского обследования и судебно- медицинской экспертизы, чем для оценки психически больных, хотя первоначально он разрабатывался и использовался в клинике при постановке психиатрического диагноза.
Адаптация опросника в нашей стране началась еще в 60-е годы. Первым был предложен вариант ММИЛ состоящий из 384 утверждений . (Ф. Б. Березин и М. П. Мирошников, 1967). Ф. Б. Березиным с соавт. разработана оригинальная интерпретация шкал MMPI, осуществлена его тщательная стандартизация. Большая работа по адаптации опросника проводилась также в Ленинградском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева, московскими психологами (тест СМИЛ Л. Н. Собчик, 1971). Кроме того, методика уже получила большое распространение среди психологов, социологов, педагогов и врачей, занимающихся семейным консультированием, изучением кадровых резервов, психологической совместимости, проблемой менеджмента, в спортивной психологии, а также в юриспруденции, в Армии, в военной и гражданской авиации, в системе МВД, в Центрах занятости населения, в сфере общего и высшего образования. Психологи и врачи, занятые вопросами суицидологии, психотерапии, алкоголизма, психосоматики, судебной психолого-психиатрической экспертизы и дифференциальной диагностики используют тест СМИЛ больше для выявления изменений, признаков регресса, социально-психологической дезадаптации личности больного, чем для констатации психиатрического диагноза, хотя, в конечном итоге именно выявленные изменения личности и способствуют уточнению диагноза. Грустно это признать, но врачи обычно ждут от психолога подтверждения той или иной диагностической гипотезы, в то время как психодиагностики призвана помочь в реализации гуманистического направления в психиатрии. Клиент-центрированная или личностно-ориентированная психотерапия в структуре лечебных мер важна не меньше, чем психотропные средства и транквилизаторы
Теории типов в диагностике личности. Общая характеристика типологических опросников(на примере опросников Майерс-Бриггс и ПДО). В разных теориях личности постулируется различное количество конкретных ее характеристик, имеющих индивидуальную выраженность. Для их обозначения часто используется понятие ≪черта≫. Большим по объему и более гетерогенным по сравнению с чертой является понятие ≪тип≫. Тип личности рассматривается как целостное образование, не сводимое к набору черт. Понятие ≪тип≫ отличается более высоким уровнем обобщения и выполняет функцию категоризации свойств личности в более объемные единицы, имеющие непосредственное отношение к наблюдаемым моделям поведения человека. Типологический подход является основанием для разработки типологических опросников личности. Здесь тип личности не только определяет особенности опросника, но и выступает способом обобщения диагностических данных, а также предполагает группировку обследованных по степени сходства, близости в пространстве личностных признаков. При использовании этого вида опросников диагноз ставится на основе сопоставления индивидуальных результатов с соответствующими (усредненными) типами личности, представленными в опроснике, и определения степени их сходства. Айзенк усматривает в личности иерархическую организацию. На самом общем уровне выделяются типы. На следующем уровне - черты, исходные черты по Кеттелу предположительно относятся к этому уровню. Ниже - уровень привычных реакций, внизу иерархии - специфические реакции, реально наблюдаемое поведение. Типология Майерс — Бриггс — типология личности, возникшая на базе типологии Юнга в 40-х годах XX века и получившая широкое распространение вСША и Европе. На основе этой типологии была создана система психологического тестирования — Myers-Briggs Type Indicator (англ.)русск. (MBTI). Академическая психология настороженно относится к этому подходу, принимая его с многочисленными оговорками, так как не все исходные предположения теории были затем подтверждены после накопления эмпирических данных. Первые публикации Кэтрин Бриггс относятся к концу 1920-х. Первая версия теста Майерс — Бриггс (Myers-Briggs Type Indicator, MBTI) появилась в 1942 году, первая версия руководства по использованию типологии — в 1944 году. Идентификатор типов Майерс-Бриггс широко применяется в бизнесе, в частности, в ряде крупных западных компаний, также для профориентации школьников в США. Опросник MBTI переведен на 30 языков (в том числе и русский язык) и используется по всему миру. Основные прикладные области применения типологии Майерс-Бриггс:
· самопознание и личностный рост; · карьерный рост и профориентация; · развитие организаций; · тренинги управления и лидерства; · решение проблем; · семейные консультации; · образование и составление учебного плана; · научная работа; · тренинги межличностного взаимодействия. Myers-Briggs Type Indicator предназначен для определения одного из 16 типов личности. Он включает в себя 8 шкал, объединённых попарно. Назначение типологии и тестов — помочь человеку в определении его индивидуальных предпочтений, установив, какие полюса шкал ему более соответствуют. Шкалы: 1. Шкала E—I — ориентация сознания, 2. Шкала S—N — способ ориентировки в ситуации, 3. Шкала T—F — основа принятия решений и тд. Сочетание шкал даёт обозначение одного из 16 типов, например: ENTP, ISFJ и т. д. Базовым методом является анкетирование с помощью опросника Майерс — Бриггс c его последующей верификацией. Тип по MBTI, согласно официальному определению, есть результат опросника, однако точность определения типа гарантируется лишь последующей консультацией сертифицированного специалиста. На основе модели Майерс — Бриггс возникли и другие тесты и опросники, например, Keirsey Temperament Sorter (Тест Кейрси), ТОП-Юнит. Применение опросника ПДО в реальном диагностическом обследовании дает балльные оценки по каждой из 11 шкал, соответствующих ПДО включает 25 таблиц — наборов фраз («Самочувствие», «Настроение» и др.) В каждом наборе от 10 до 19 предлагаемых ответов. С испытуемым проводится два исследования. В первом исследовании ему предлагается в каждой таблице выбрать наиболее подходящий для него ответ и соответствующий номер поставить в регистрационном листе № 1 (образцы регистрационных листов приведены в Приложении). Если в каком-либо наборе подходит не один, а несколько ответов, допускается сделать два-три выбора. Более трех выборов в одной таблице делать не разрешается. В разных таблицах можно сделать неодинаковое число выборов. Во втором исследовании предлагается выбрать в тех же таблицах наиболее неподходящие, отвергаемые ответы (при желании можно выбрать в каждой таблице два-три неподходящих ответа, но не более) и поставить соответствующие номера в регистрационном листе Обычно для проведения исследования требуется от получаса до часа времени. Исследования можно проводить одновременно с группой испытуемых при условии, чтобы они не могли совещаться или подсматривать выборы друг у друга
|