Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Основные методологические подходы изучения особенностей педагогической деятельности



Философский

Деятельностно-личностный.

Культурологический.

Системный.

При анализе учебно-воспитательного процесса категория «подход» традиционно рассматривается с позиции обучающего, преподавателя. В этом контексте личностно-деятельностный подход к обучению, сформулированный к середине 80-х годов, разрабатывался преимущественно как субъектно-ориентированная организация и управление педагогом учебной деятельностью студента при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную и коммуникативную компетентность обучающегося, но и его самого как личность. В то же время стало очевидным, что личностно-деятельностный подход может рассматриваться и с позиции студента. Необходима специальная организация в процессе обучения целого ряда индивидуально-психологических характеристик обучающегося: мотивации, адаптации, способностей, коммуникативности, уровня притязаний, самооценки, когнитивного стиля и т. д. При этом подчеркнем, что основы личностно-деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

Определяя личностно-деятельностный подход как единство его личностного и деятельностного компонентов, отметим, что первый соотносится с личностным или, как в последнее время он определяется, личностно ориентированным подходом. Личностный подход в широком смысле слова предполагает, что все психические процессы, свойства и состояния рассматриваются как принадлежащие конкретному человеку, что они «производны, зависят от индивидуального и общественного бытия человека и определяются его закономерностями».

Личностный компонент личностно-деятельностного подхода предполагает, что в процессе преподавания любого учебного предмета максимально учитываются национальные, половозрастные, индивидуально-психологические, статусные особенности обучающегося. Этот учет осуществляется через содержание и форму самих учебных заданий, через характер общения со студентом. Адресованные студенту вопросы, замечания, задания в условиях личностно-деятельностного подхода стимулируют их личностную, интеллектуальную активность, поддерживают и направляют их учебную деятельность без излишнего фиксирования ошибок, промахов, неудачных действий. Тем самым осуществляется не только учет индивидуально-психологических особенностей студентов, но и формирование, дальнейшее развитие психики обучающегося, его познавательных процессов, личностных качеств, деятельностных характеристик и т. д. Таковы основные проявления личностного компонента личностно-деятельностного подхода.



Существенно еще раз подчеркнуть, что в своем личностном компоненте он может быть соотнесен с формируемым на основе гуманистический психологии А. Маслоу, К. Роджерса подходе, центрированном на ученике — student-centred approach.

Соответственно в качестве второго аспекта рассматриваемого подхода выступает его деятельностный компонент. Хотя, естественно, такое разграничение условно и может быть проведено только теоретически. Определяя деятельностный компонент в личностно-деятельностном подходе к обучению, отметим, что оба его компонента (личностный и деятельностный) неразрывно связаны друг с другом в силу того, что личность выступает субъектом деятельности, которая в свою очередь наряду с действием других факторов, например, общением, определяет его личностное развитие.



Принципы обучения

На основе дидактических закономерностей формулируются принципы обучения - нормативные требования к организации и проведению учебного процесса.

Руководствуясь ими, педагог регулирует свою деятельность в соответствии с возрастом студентов, характером изучаемого материала, собственными возможностями.

Принцип научности обучения требует, чтобы содержание изучаемого материала знакомило студентов с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук;

Принцип систематичности обучения предполагает преподавание и усвоение знаний в определенной системе, структурирующей весь изучаемый материал на основе родо-видовых, причинно-следственных связей, с позиций выделения общего и частного, отдельных фактов и обобщающих выводов;

Принцип последовательности обучения требует логического построения содержания изучаемого материала и методики его подачи, при котором осуществляется динамика продвижения мыслительных и практических действий студентов от простого - к сложному, от известного - к неизвестному;

принцип наглядности в обучении - "золотое правило" дидактики (Я.А.Коменский) - требует максимально полного использования в учебном процессе органов чувств студентов; в целях чего надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать, применять наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудование;

принцип доступности обучения предполагает, что отбор дидактического материала надо проводить на основе оптимального соотношения сложности и занимательности, а при выборе методов его освоения учитывать возраст студентов и уровень их реальных мыслительных и практических действий;

принцип сознательности и активности личности в обучении основывается на понимании того, что обучение эффективно, если студенты являются активными субъектами познавательной деятельности, т.е. осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решение;

принцип прочности знаний требует, чтобы весь изученный материал содержался не в оперативной, а в долговременной памяти студентов, что достигается осознанностью и структурированностью знаний, умением связать теорию с практикой, выделить базовые понятия;

принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей основывается на максимальной приближенности учебного процесса к реальным возможностям и особенностям студентов, что требует от преподавателя ведения индивидуальной и дифференцированной работы, использования разнообразных вариантов учебного сотрудничества.

Следует отметить, что принципы современной дидактики образуют систему, целостное единство, взаимосвязь. Все вместе они отражают основные особенности процесса обучения, дают преподавателю совокупность указаний к эффективной организации учебного процесса.

 


Просмотров 559

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!