Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Общее понятие педагогической деятельности



Ответы к вопросам 24-27

Педагогическая деятельность – это совокупность лекций, занятий, воспитательной работы, проводимых педагогическим коллективом. В процессе педагогической деятельности возникают самые разнообразные связи между субъектами и объектами воспитания и обучения: информационные связи (обмен информацией); организационно-деятельностные связи (совместная деятельность); коммуникативные связи (общение), связи управления и самоуправления.

В самом обобщенном значении обучение понимается как специфический вид общественной деятельности, направленной на передачу социального опыта подрастающим поколениям и имеющей двусторонний характер. Специфика обучения выражается в том, что в структуре данного процесса выделяют две относительно самостоятельные и, одновременно, взаимосвязанные деятельности: преподавание (деятельность преподавателя) и учение (деятельность обучаемых).

Преподавание как один из смыслообразующих компонентов процесса обучения может осуществляться как в прямой, так и в опосредованной форме. Прямая форма имеет место, когда деятельность студентов непосредственно организуется и контролируется преподавателем; опосредованная - когда студент занимается самостоятельно, ориентируясь на образцы, данные преподавателем.

Учение и преподавание в рамках единого учебного процесса выступают как взаимосвязанные деятельности и не могут существовать друг без друга, поскольку эффективное осуществление одной с необходимостью предполагает наличие другой деятельности. В то же время и преподавание, и учение - деятельности самостоятельные, поскольку они:

направлены на достижение различных целей (цель преподавания - передать студентам сумму знаний, цель учения - освоить передаваемые знания);

по-разному мотивированы (профессиональной мотивацией – у преподавателя, учебной мотивацией – у студентов);

включают в свой состав различный набор мыслительных и практических действий.

Специфика взаимодействия деятельности преподавателя и деятельности студентов определяется характером дидактической концепции, в рамках которой осуществляется учебный процесс:



в традиционной дидактической концепции основная роль отводится деятельности преподавателя, который планирует, организует, осуществляет и контролирует учебный процесс; а студенты, действуя по образцу, идут вслед за преподавателем;

- в педоцентристской дидактической концепции основная роль отводится деятельности студента, который сам определяет характер и объем изучаемого материала, намечает пути его освоения; а преподаватель лишь фиксирует результат движения студента по индивидуальной образовательной траектории;

- в современной дидактической концепции с учетом специфики различных ее вариантов осуществляется взаимопроникновение и взаимодополнение преподавания на основе сотворчества преподавателя и студентов.

Под индивидуальным стилем педагога понимается устойчивое сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности и общения, обеспечивающий наибольший результат при минимальных затратах времени и сил. В исследованиях А.К.Марковой и А.Я.Никоновой в основы различения стиля педагогической деятельности положены следующие критерии:

содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация преподавателя на процесс или результат своего труда, развертывание ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде);

динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.);



результативность (уровень знаний и навыков, интерес студентов к предмету).

На основании данных критериев выделены следующие индивидуальные стили педагогической деятельности:

- эмоционально-импровизационный, отличающийся преимущественной ориентацией на процесс обучения, высокой оперативностью и использованием большого арсенала разнообразных методов обучения; характеризующийся недостаточно адекватным планированием учебно-воспитательного процесса;

- эмоционально-методический, характеризующийся ориентацией на процесс и результаты обучения, адекватностью планирования учебно-воспитательного процесса, высокой оперативностью, преобладанием интуитивностью над рефлексией;

- рассуждающе-импровизационный, характеризующийся ориентацией на процесс и результаты обучения при недостаточной изобретательности в подборе и варьировании методов обучения и относительно невысоком темпе работы;

- рассуждающе-методичный, ориентированный преимущественно на результаты обучения; характеризующийся высокой методичностью в сочетании с малым, стандартным набором используемых методов обучения.

При проектировании конкретной технологии обучения личностно ориентированное обучение выдвигает задачу учета субъектной вариативности познавательных процессов студентов, лежащей в основе различия стилей учения, под которыми понимается организация механизмов усвоения, приобретения и оперирования информацией.

В основы выделения стилей учения лежат критерии:

- доминирование полушарий мозга (левое полушарие "отвечает" за речевое знание, а правое - за пространственные функции). В зависимости от доминирования полушарий мы получает такие стили учения как аналитический и синтетический, усиливающий и усредняющий, рефлексивный и импульсивный, абстрактный и конкретный; доминирование основных анализаторов поступающей информации (зрительного, слухового, осязательного). В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, различают виды восприятия, лежащие в основе выделения таких стилей учения как аудиальный, визуальный, кинестетический;

- социотип личности, определяемый по индивидуальному сочетанию четырех шкал: рациональность - иррациональность, логика - этика, сенсорика - интуиция, интроверсия - экстраверсия.

Содержание педагогической деятельности.

Предметом деятельности преподавателя (преподавания) выступает управление учебно-познавательной деятельностью студентов, то есть педагогическое воздействие, которое носит формирующий и корректирующий характер и имеет своей целью преобразование личности студента.

Преподавание включает в себя:

- планирование собственной деятельности и деятельности студентов;

- рациональную организацию этой деятельности на каждом этапе учебного процесса;

- стимулирование активного и сознательного усвоения студентами знаний и способов деятельности;

- контроль и регулирование качества знаний;

- анализ результатов обучения;

прогнозирование дальнейших сдвигов в развитии студентов.

Предметом деятельности студента являются учебно-познавательные действия, в состав которых входят:

- анализ предлагаемой задачи как учебной;

- принятие учебной задачи;

- анализ имеющихся знаний, необходимых для ее решения;

- составление плана решения задачи;

- практическое осуществление процесса решения задачи;

- контроль и оценка решения;

- осознание способов деятельности по решению задачи.

Чтобы процесс обучения был эффективным, необходимо, чтобы деятельность студента осуществлялась с опорой на следующие личностные качества:

самостоятельность, выражающуюся в самокритичности;

познавательную активность, проявляющуюся в интересах, стремлениях и потребностях;

готовность к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей;

оперативность, предполагающую правильный выбор нужного действия и темпа решения учебной задачи.

Процесс обучения должен носить личностный характер, что предполагает реализацию следующих требований:

- в центр педагогического процесса должна стоять личность обучаемого во всем многообразии его индивидуальных свойств и проявлений;

- организация учебного процесса должна основываться на субъект-субъектных отношениях преподавателя и студентов, подразумевающих равноправное сотрудничество и партнерство в решении учебных задач;

- учебный процесс должен предоставлять каждому студенту возможность индивидуально воспринимать мир, творчески его преобразовывать, широко использовать субъектный опыт в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок;

- свою главную педагогическую задачу преподаватель должен видеть в фасилитации, т.е. облегчении, стимулировании, активизации развития студентов, введения их в ситуации, при которых возникает потребность в самовыражении средствами изучаемого учебного предмета.

Кроме того, личностный характер обучения выражается в том, что при организации данного процесса максимально учитываются индивидуальный стили профессиональной деятельности преподавателя и стиль учебной деятельности студента.

Процесс обучения как всякая деятельность должен соответствующим образом мотивироваться. В общепсихологическом контексте мотивация (от лат. movere - двигать) рассматривается как сложное объединение, "сплав" движущих сил, которые определяют успешность человеческой деятельности. Из этого следует, что успешность обучения напрямую зависит от характера мотивации обоих субъектов педагогического процесса: и преподавателя, и студентов.

Мотивы деятельности преподавателя выполняют целый ряд функций: побуждающую (стимулируют профессиональную активность), направляющую (определяют цель деятельности) и регулирующую (определяют ориентацию на содержание, процесс или результат деятельности). Профессиональные мотивы преподавателя выражаются в установках, потребности, педагогической позиции и выступают в следующих вариантах:

широкие социальные мотивы, выражающиеся в потребности средствами профессиональной деятельности выполнить социальный заказ, поставленные перед школой условиями современного общества;

мотивы личностного престижа, основанные на желании наиболее оптимально утвердить себя в профессиональной деятельности;

мотивы творческих достижений, позволяющие оптимально реализовать свой профессиональный и личностный потенциал средствами профессиональной деятельности.

Мотивы учебной деятельности студентов называются учебной мотивацией и рассматриваются как частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность и определяющийся спецификой этой деятельности:

· самой образовательной системой и конкретным образовательным учреждением;

· организацией образовательного процесса;

· субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка и его взаимодействие с другими студентами и т. д.);

· субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к студенту и к своей профессиональной деятельности;

· спецификой учебного предмета.

Наиболее распространенным видом учебной мотивации является познавательный интерес, который характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью:

· направленность познавательного интереса определяется его соотнесенностью с широкими социальными потребностями (учиться, чтобы занять достойное место в обществе), познавательными потребностями (учиться, чтобы узнавать новое), внутренними потребностями (учиться, чтобы получить хорошую оценку);

· устойчивость познавательного интереса определяется характером его проявления, выражающимся в любопытстве (ситуативно и кратковременно возникающим интересом к яркому, новому, интересному), любознательности (избирательном интересе к отдельным предметам или темам), стойком познавательном интересе (осознанном, ярко выраженным стремлением к освоению новых знаний);

· динамичность познавательного интереса выражается в том, что он может меняться в зависимости от объективных и субъективных ряда факторов.

В числе факторов, влияющих на формирование познавательного интереса, необходимо отметить следующие:

· предоставление студентам возможности проявить умственную самостоятельность и инициативность;

· использование активных методов обучения, проблемных вопросов, ситуаций и заданий;

· ведение обучения на высоком, но посильном уровне трудности;

· наличие достаточно (но не чрезмерно) разнообразного учебного материала и приемов учебной работы;

· использование эмоционально окрашенного, живого слова преподавателя.

Содержание образования - это система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих идей, элементы социального, познавательного и творческого опыта.

Содержание образования имеет исторический характер. Определяется оно целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания меняется и содержание образования.

Понятие содержания образования включает ряд компонентов: когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности.

Когнитивный опыт личности включает систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании студентов научной картины мира, вооружает диалектическим подходом к познавательной и практической деятельности. Он по праву считается основным, поскольку без знаний невозможно ни одно целенаправленное действие.

Опыт осуществления способов деятельности (практический опыт). Помимо знаний о способах осуществления деятельности нужно усвоить опыт их применения, т.е. умения и навыки, выработанные человечеством. Внешние (практические) и внутренние (интеллектуальные) навыки и умения могут быть общими для всех учебных предметов (составить план, выделить существенное, сравнить, сделать выводы и т.п.) и специфическими, формирующимися и проявляющимися только в рамках учебных предметов (решение физических или математических задач, постановка опытов по химии и т.п.).

Опыт творческой деятельности. Этот компонент содержания общего образования и базовой культуры личности призван обеспечить готовность студента к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности.

Опыт отношений личности. Данный компонент представляет собой систему мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений. Его специфичность состоит в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям. Опыт отношений человека вместе со знаниями и умениями является условием формирования системы ценностей, идеалов, а в конечном итоге и мировоззрения личности.

Все компоненты содержания общего образования и базовой культуры личности взаимосвязаны. Умения без знаний невозможны, творческая деятельность осуществляется на основе определенных знаний и умений, воспитанность предполагает знание о той действительности, к которой устанавливается то или иное отношение, о той деятельности, которая вызывает те или другие эмоции, предусматривает поведенческие навыки и умения.


Просмотров 354

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!