Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Соединения элементов конструкций



Сварные соединения

Сварные стыковые соединения

Сварные угловые соединения

Клепаные соединения и типы заклепок

Типы заклепочных швов

Лекция № 9

СУДОВЫЕ УСТРОЙСТВА И ДЕЛЬНЫЕ ВЕЩИ. Общий перечень и назначение.

Судовые устройства служат для обеспечения необходимых эксплуатационных и навигационных качеств судна.

Схема расположения судовых устройств

Общим признаком для классификации судовых устройств – это их принадлежность к внешнему оборудованию судна.

К основным судовым устройствам, которыми оборудуют почти все суда, независимо от их типа и назначения, относятся: рулевое, якорное, швартовное, кранцевое, шлюпочное, грузовое, буксирное, леерное, тентовое и др. Кроме того, на некоторых судах специального назначения – лесовозах, контейнеровозах, паромах, судах с горизонтальной грузообработкой, лихтеровозах, а также промысловых, гидрографических, исследовательских судах, судах технического флота – применяют различные дополнительные устройства, обеспечивающие выполнение специальных задач. Это устройства для крепления палубного леса, контейнеров, автомашин, вагонов, аппарельные и промысловые устройства, устройства для спуска и подъема забортных аппаратов (СПУ), подводного бурения, цементировки скважин, укладки трубопроводов и подводного кабеля, устройства для очистки поверхности моря, дноуглубительных работ, лядовые устройства (для откидывания и закрывания днищевых дверец грунтоотвозных шаланд и саморазгружающихся землесосов) и т.п.

Судовые устройства работают с помощью механизмов, называемых обычно палубными, так как большинство из них находится на палубах. Привод этих механизмов может быть электрическим, гидравлическим, электрогидравлическим, паровым или дизельным.

Выбор типа привода зависит от эксплуатационных и конструктивных особенностей, определяющих целесообразность применения того или иного вида энергии; большую роль при этом играет принятый на судне тип главного двигателя.

ЯКІРНЕ ОБЛАДНАННЯ.

Якорное устройство предназначено для обеспечения надежной стоянки судна в море, на рейде, в других местах, удаленных от берега, путем крепления за грунт.

Используется также при швартовке к причалу, для погашения инерции в целях предотвращения столкновения, для снятия судна с мели своими силами путем заводки станового или вспомогательного якоря на глубину.

Основные составляющие:

- якоря;

- якорные цепи (канаты);

- якорные клюзы и цепные трубы;

- цепные ящики;

- якорные механизмы для отдачи и подъема якорей;

- стопоры.

Якоря: становые и вспомогательные

Количество и масса становых якорей для каждого судна регламентируется Правилами классификационного общества. К вспомогательным относятся: стоп-анкер (расположен в корме, имеет массу в три раза меньше станового якоря и служит для постановки судна лагом к ветру) и верп (легкий якорь, который можно завозить в сторону от судна на шлюпке, его масса равна половине массы стоп-анкера).

Типы якорей: а –адмиралтейский; б – якорь Холла; в – якорь Матросова.

1 – веретено; 2 – рог; 3 – лапа; 4 – якорная скоба; 5 – шток; 6 – чека; 7 – голова; 8 – валик; 9 – штыри

Основные типы якорей:

- адмиралтейский – двулапый штоковый, с неподвижными лапами; обладает большей держащей силой, чем бесштоковый (10-12 масс самого якоря), но наличие штока затрудняет их уборку и отдачу;

- Холла – двулапый бесштоковый с поворотными лапами, прост в изготовлении, легко убирается в клюзы, но имеет низкий коэффициент держащей силы (3-4 массы якоря); применяют на морских судах в качестве становых и стоп-анкеров;

- Грузона – двулапый бесштоковый с поворотными лапами;

- Матросова – двулапый с поворотными лапами и штоком в виде поперечных утолщений на лапах; имеет повышенную держащую силу; применяют на катерах и буксирах;

- кошка – многолапый бесштоковый; применяется на катерах и буксирах;

- ледовый якорь – однолапый бесштоковый, предназначен для удержания судна у ледового поля; применяют на судах ледового плавания.

Якорная цепь (рис. 12.2) служит для крепления якоря к корпусу судна, состоит из звеньев, образующих смычки длиной 25-27 м. Смычки между собой соединяются при помощи специальных разъемных звеньев и образуют якорную цепь длиной от 50 до 300 м.

В зависимости от расположения в якорной цепи различают якорную смычку (крепится к якорю), промежуточные и коренную смычки.

Крепят якорь к цепи при помощи скобы; чтобы предупредить скручивание, включают поворотные звенья – вертлюги. Скобой жвака-галса якорная цепь крепится к обуху, жестко связанному с корпусными конструкциями. Жвака-галсовая смычка короткая (2-3 звена), для экстренной отдачи якорной цепи имеет специальное устройство с откидным гаком – глаголь-гаком.

Характеристика якорной цепи – ее калибр – диаметр поперечного сечения прутка звена. Звенья калибром более 15 мм должны иметь распорки – контрфорсы.

В походном положении якорная цепь хранится в цепном ящике с деревянной обшивкой. Для обеспечения самоукладки якорной цепи цепные ящики имеют обычно круглое сечение диаметром около 30-35 калибров якорной цепи.

Для подъема якорной цепи используют лебедки: брашпили – с горизонтальной осью барабана; шпили – с вертикальной осью барабана. На оси звездочек брашпиля, по ее концам, обычно устанавливают турачки – барабаны для наматывания швартовных тросов при швартовке, которые могут работать при неподвижной звездочке и наоборот. Отдача якоря происходит за счет собственной массы, поэтому во избежание чрезмерного разгона якорная цепь притормаживается при помощи ленточного тормоза на брашпиле и колодочного тормоза на шпиле. Брашпили и шпили имеют электрический, электрогидравлический или паровой привод. Небольшие шпили могут иметь ручной привод.

Якорные лебедки: а – брашпиль (внешний вид); б – брашпиль (схема); в – шпиль.

Якорные клюзы – палубные и бортовые – служат для направления якорной при отдаче или уборке якоря. Различают обычные, открытые и с нишей. Обычные клюзы устанавливают на большинстве транспортных, промысловых и вспомогательных судов, изготавливают литыми или сварными. Открытые применяют на низкобортных судах. Клюзы с нишей позволяют убирать якорь заподлицо с обшивкой борта.

Крепление якорей по-походному осуществляется при помощи якорных стопоров:

- винтовой – заклинивает цепь между двумя колодками;

- стопор с закладным палом;

- цепной – состоит из отрезка цепи малого калибра с талрепом и глаголь-гаком.

Лекция № 10

ШВАРТОВНЕ ОБЛАДНАННЯ.

Швартовное устройство служит для обеспечения надежной стоянки судна у пирса или другого плавучего сооружения (судна, бочки, дебаркадера). Крепление судна осуществляется с помощью канатов, которые называют швартовами. В качестве швартовов используют растительные (сизальские, манильские, пеньковые), стальные (имеющие не менее 144 проволочек и 7 сердечников) или синтетические (из волокон капрона, нейлона, полипропилена, пр.) тросы. Диаметр троса зависит от размеров надводной части корпуса и надстроек судна.

В состав швартовного устройства входят:

- кнехты – стальные или чугунные литые или сварные тумбы для крепления швартовов на судне; могут быть одинарными и двойными, прямыми или крестовыми;

- швартовные клюзы – стальные или чугунные отливки с овальным отверстием (имеет плавные скругленные кромки) в фальшборте для направления швартова к швартовному кнехту. Чтобы трос из-за трения швартова о клюз не изнашивался, применяют универсальные (имеют две пары роликов) и автоматические (с вращающейся обоймой, имеющей 2 ролика) клюзы. Существует специальный панамский клюз (приваренный к палубе в ДП) для прохода Панамского канала;

- киповые планки – устанавливают в местах, где вместо фальшборта имеется леерное ограждение; могут иметь роульсы (от 1 до 3);

- одиночные роульсы – устанавливают на палубе в случае, если невозможно выполнить прямую проводку швартова от клюза или киповой планки на швартовный барабан;

- тросовые стопоры – переносные механические зажимы колодочного или цепного типа; их крепят за тумбу кнехта или за рым в его корпусе;

- швартовные лебедки или шпили (паровые, электрические или гидравлические) предназначены для подтягивания судна к пирсу после закрепления на нем швартовов. На баке для этого используют механизмы якорного устройства, в средней части судна и в корме устанавливают специальные швартовные механизмы. Швартовные лебедки бывают простые и автоматические (поддерживает постоянное натяжение швартовного троса, применяется на танкерах, навалочниках – т.е. на судах, у которых в процессе погрузки или выгрузки быстро изменяется посадка, что требует частых перешвартовок);

- вьюшки служат для намотки и хранения швартовов – это барабаны с высокими бортиками, которые приводятся во вращение вручную

- шпили.

 

Лекция № 11

РУЛЬОВЕ ОБЛАДНАННЯ.

Рулевое устройство предназначено для управления направлением движением судна. В его состав входит руль, рулевой привод, рулевая машина и привод управления рулевой машиной. Принцип работы: как только рулевой начинает вращать штурвал с помощью телемотора включается рулевая машина, от нее движение передается через рулевой привод на руль. Перекладка руля продолжается до тех пор, пока вращается штурвал. При остановке штурвала телемотор выключает рулевую машину, и руль останавливается или возвращается в среднее положение. Для контроля положения руля служит специальный прибор аксиометр, установленный перед штурвалом и связанный электрической системой с баллером.

Руль состоит из пера и баллера. Перо – это плоский или, чаще, двухслойный обтекаемый щит с внутренними подкрепляющими ребрами. Основа руля – рудерпис – массивный вертикальный стержень, который отливают или отковывают (иногда делают его сварным) вместе с петлями для навешивания пера руля на рудерпост. Баллер – поворотный вал, при помощи которого поворачивают перо руля. Баллер жестко соединен с пером руля и проходит через гельмпортовую трубу, обеспечивающую непроницаемость корпуса в румпельное отделение, где расположена рулевая машина. Баллер имеет не менее двух опор (подшипников) по высоте. Румпель – рычаг, жестко закрепленный на верхнем конце баллера – с его помощью осуществляется перекладка руля.

Классификация судовых рулей:

· по расположению пера руля относительно оси вращения

- небалансирные (обычные) – ось вращения близка к передней носовой кромке пера;

- балансирные рули – ось вращения проходит на удалении от носовой кромки; часть руля, расположенная перед осью баллера, называется балансирной;

- полубалансирные рули – балансирная часть имеется не по всей высоте руля.

Балансирные и полубалансирные рули характеризуются коэффициентом компенсации (отношение площади балансирной части ко всей площади пера руля). Для балансирных руле й он равен 0,15-0,25, для полубалансирных 0,15.

Рули различных типов: а – небалансирный (обычный); б – балансирный; в – полубалансирный; г – подвесной

1 – перо руля; 2 – противоледовый выступ (ледовый зуб); 3 – баллер; 4 – рудерпост; 5 – кронштейн

· по способу крепления пера руля к баллеру и корпусу судна

· по форме профиля поперечного сечения.

- плоские (применяют в основном на несамоходных судах);

- обтекаемые (профильные) – состоит из набора горизонтальных ребер (пластин) и вертикальных диафрагм, сваренных друг с другом и образующих каркас, который с обеих сторон покрыт приваренными к нему стальными листами.

Преимущества профилированных рулей: более высокое значение нормальной силы давления на руль; меньший момент необходим для поворота руля; обтекаемый руль за гребным винтом позволяет улучшить пропульсивные качества судна.

Привод руля связывает баллер руля с рулевой машиной и состоит из румпеля и соответствующей передачи к нему от рулевой машины. Наибольшее применение имеет гидравлический плунжирный привод. Для обеспечения бесперебойной работы каждое морское судно имеет два рулевых привода (главный и вспомогательный), действующих независимо друг от друга. Если они оба находятся в помещении, расположенном ниже ГВЛ полностью или частично, то предусматривается аварийный рулевой привод, расположенный выше палубы переборок.

Пост управления рулевой машиной также обычно дублируют, располагая запасной пост в румпельном отделении или рядом с ним.

Привод управления рулевой машиной состоит из телемоторной передачи, связующей пусковое устройство рулевой машины со штурвалом, расположенным в рулевой рубке.


Просмотров 3924

Эта страница нарушает авторские права



allrefrs.ru - 2023 год. Все права принадлежат их авторам!