Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Краткие теоретические сведения. Реле – аппарат, предназначенный производить скачкообразные измене­ния (напряжения, тока) в выходных цепях при заданных значениях электрических воздействующих



Реле – аппарат, предназначенный производить скачкообразные измене­ния (напряжения, тока) в выходных цепях при заданных значениях электрических воздействующих величин. Термин «электрическое реле» должен использо­ваться только для понятия элементарного реле, выполняющего только одну операцию – преоб­разование между его входными и выходными цепями (ГОСТ 16022-83). Вход­ной и выходной величинами могут быть напряжение и ток.

Реле подразделяют:

по действию направления тока (поляризованные, неполяризованные);

роду тока в цепи управления (постоянного и переменного тока);

виду контактов (с замыкающими, размыкающими, переключающими, перекрывающими, неперекрывающими контактами и с сочетанием различных их видов);

конструктивному исполнению (герметичные, негерметичные, герконовые);

виду потребляемой энергии (электрические, тепловые, оптические, акустические, пневматические, механические).

Наибольшее распространение в устройствах железнодорожной автоматики, те­лемеханики и связи получили электрические реле.

По принципу действия реле делятся на следующие виды:

электромеханические – электрические реле, перемещение механических элементов которых происходит под воздействием электрического тока, протекающего по входным цепям;

электротепловые – электрические реле, работа которых основана на тепловом действии электрического тока на механические элементы;

электромагнитные – электромеханические реле, в которых магнитное поле неподвижной обмотки воздействует на подвижный ферромагнитный элемент;

магнитоэлектрические – электромеханические реле, работа которых основана на взаимодействии магнитных полей неподвижного постоянного магнита с возбуждаемой током подвижной обмоткой;

электродинамические – электромеханические реле, в которых взаимодействуют магнитные поля подвижной и неподвижной обмоток, возбуждаемых токами, подведенными извне;

индукционные – электромеханические реле, работа которых основана на взаимодействии переменных магнитных полей неподвижных обмоток с токами, индуцированными этими полями в подвижном элементе;

герконовые – электромагнитные реле с герметизированным магни­тоуправляемым контактом;

полупроводниковые – статические электрические реле, работа которых основана на использовании полупроводниковых приборов.

При работе в особо ответственных цепях железнодорожной авто­матики к реле первого класса надежности предъявляются следующие требования:



длительный срок службы (более 20 лет);

непрерывный характер работы (днем и ночью) в условиях интенсив­ного движения поездов;

работа в сложных климатических условиях в различных регионах страны;

технологичность при производстве и ремонте;

низкая стоимость;

устойчивость к температурным колебаниям, ударам и вибрациям;

отсутствие ложного замыкания фронтового и общего контактов при выключенной обмотке (опасный отказ);

реле должно отпускать якорь под действием собственной силы тя­жести или массивного груза на якоре;

фронтовые и общие контакты не должны свариваться ни при каких условиях, это достигается применением несвариваемых материалов при изготовлении контактов реле. Фронтовые контакты выполняют из графитосеребряной смеси, а общие – из серебра;

магнитная система реле должна быть изготовлена из магнитомягких ферромагнитных материалов, обладающих малой остаточной магнитной ин­дукцией;

на якоре реле должен быть укреплен антимагнитный бронзовый штифт;

межконтактное расстояние должно составлять 1 – 3 мм;

контактные пружины должны быть изготовлены из материала с высоким модулем упругости (в основном применяют фосфористую бронзу или ней­зильбер).

Реле железнодорожной автоматики имеют специальные условные обозна­чения (шифр), состоящие из букв и цифр. В большинстве случаев на первом месте стоят буквы, которые указывают тип реле: Н – нейтральное, П – поляри­зованное, К – комбинированное, И – импульсное, ДС – двухэлементное сектор­ное. В схемах автоблокировки применяют буквы АН – автоблокировочное нейтральное. Большинство реле выпускают на напряжение питания постоянного тока 12 и 24 В (рабочее напряжение реле определяется обмотками и схемой их включения).

Номенклатура реле состоит из букв, обозначающих конструктив­ный тип реле и временные его характеристики, и цифр, показывающих число контакт­ных групп и значение сопротивления обмотки в омах. В специализированном справочнике [1] приводятся подробные технические данные на желез­нодорожные устройства.



Малогабаритные реле постоянного тока изготавливают следующих типов:

НМШ – нейтральные, малогабаритные, штепсельные, нормальнодей­ствующие;

НМШМ – нейтральные, малогабаритные, штепсельные, медленно­действующие на отпускание;

АНШ – нейтральные, малогабаритные, штепсельные с повышенной чувствительностью на срабатывание;

НМПШ – нейтральные, малогабаритные, пусковые, штепсельные;

КМШ – комбинированные, малогабаритные, штепсельные;

ПМПШ – поляризованные, малогабаритные, пусковые, штепсельные;

ИМШ – импульсные, малогабаритные, штепсельные;

АНВШ – нейтральные, малогабаритные, с выпрямителем, штепсель­ные, с повышенной чувствительностью на срабатывание;

НМВШ – нейтральные, малогабаритные, с выпрямите­лем, штепсельные;

ОМШ, АОШ – огневые, малогабаритные, штепсельные;

АШ, АСШ, АПШ – аварийные, малогабаритные, штепсельные.

У реле типа РЭЛ (реле электромагнитные) буквенные и цифровые обозна­чения иные. Нейтральные штепсельные реле обозначают РЭЛ (РЭЛ1, РЭЛ2), нештепсельные – БН (БН1, БН2). Поляризованные реле имеют обозначе­ния ПЛ3, БП3; огневые – ОЛ2, БО2; аварийные – А2, БА2; пусковые стрелочные – С5, БС5. Цифра 1 означает, что реле имеет шесть переклю­чающих (6 фт) и два фронтовых (2 ф) контакта; 5 – три переключающих (3 фт) и один фронтовой (1 ф) контакт; цифры 2 и 3 имеют тот же смысл, что и в обозначениях реле типа НМШ.

Реле железнодорожной автоматики третьего класса надежности обозна­чаются буквами КДР (кодовое реле) и КДРШ. В устройствах связи и промыш­ленной автоматики наиболее распространены нейтральные реле РКН (с круг­лым сердечником), РПН (с плоским сердечником), РКМ (малогабаритные), РС (миниатюрные), РЭС (сверхминиатюрные) и РП (поляризованные).

В качестве примера на рис. 1.1 и 1.2 изображены внешний вид и контакты наиболее распро­страненного реле НМШ1.

       
 
   
 

 


 

а б

Рис. 1.1. Внешний вид реле типа НМШ1:

а – вид с боку; б – вид со стороны штепселя

Условные графические обозначения обмоток некоторых реле изобра­жены в табл. 1.1. Обмотка реле первого и второго класса надежности выполня­ется в виде окружности диаметром 8 мм, третьего класса надеж­ности – в виде прямоугольника размером 6 ×12 мм. Условные графические обозначения неко­торых контактов приведены в табл. 1.2.

 
 

 


 

 

а б

 

Рис. 1.2. Контакты реле типа НМШ1:

а – вид штепсельного разъема с монтажной стороны;

б – нумерация контактов

 

Релейно-контактные схемы строятся по минимизированным булевым функциям [3] с учетом особенностей железнодорожной схемотехники. Пример релейно-контактной схемы приведен на рис. 1.3.

 

Рис. 1.3. Пример изображения релейно-контактной схемы

Функция, реализуемая схемой, представленной на рис. 1.3, может быть записана в виде выражения:

 

(1)

или (понятнее), имея в виду только логические операции:

 

F = a × (b × c + b × c). (2)

 

Функция истинна (обмотка под током), когда истинно выражение (1) или (2). В литературе [3] приводится методика диагностики релейно-контактных схем.

Т а б л и ц а 1.1

Основные изображения обмоток реле на схемах

 

Реле Первый и второй классы надежности Третий класс надежности
Нейтральное
Нейтральное с замед­ле-нием на отпускание якоря
То же с выпрямителем
Поляризованное
То же с преобладанием одной полярности
Комбинированное
Переменного тока
То же двухэлементное

 

При помощи релейных элементов можно реализовать операции алгебры логики (см. рис. 1.3):

логическое умножение – последовательным соединением контактов;

логическое сложение – параллельным соединением контактов;

инверсия – размыканием фронтового контакта 32 (b);

отрицание инверсии – размыканием тылового контакта 33 ( ).

Т а б л и ц а 1.2

Основные изображения контактов на схемах

Тип контакта Схематичное изображение контактов
Контакт нейтраль-ного якоря реле: замыкающий     размыкающий   переключающий 8 или или
       
 
   
 

 


8 2

или

Контакт поляризо-ванного реле
       
 
 
   

 


Контакт кнопочного выключателя: без фиксации   с фиксацией   4 4 2
       
 
 
   

 

 


       
 
   
 

 


 

1.2. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение реле

Каждое штепсельное реле должно быть снабжено табличкой (ГОСТ 12969-67), расположенной на видном месте и содержащей следующие данные: изображение государственного знака качества, товарный знак предприятия-изготовителя, условное обозначение реле, порядковый номер выпуска текущего года, год выпуска, обозначение настоящего стандарта.

Каждая катушка должна иметь ярлык с обозначением сопротивления в омах, числа витков, марки и диаметра проволоки.

На каждом штепсельном реле должны быть указаны номинальные электрические характеристики и нумерация контактов.

Штепсельные реле должны быть опечатаны печатью предприятия-изготовителя.

Реле разделяются по контактному набору, они могут быть поляризован­ные и неполяризованные. Требования, предъявляемые к реле НМ, определены в ГОСТ 5.197-72


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!