Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Формирование системы печати в Китае



 

В 1919 г. в развитии китайской журналистики начался новый этап, поскольку в стране появился новый отряд прессы – коммунистическая печать, который оказывал большое воздействие на дальнейшее развитие китайской журналистики.

Длительное время китайская журналистика развивалась в сложных условиях гражданской войны, японской оккупации. После провозглашения КНР в октябре 1949 г. в стране началось создание системы печати, подконтрольной правящей коммунистической партии. Были закрыты все гоминдановские издания и радиостанции. Частные газеты постепенно переходили в руки государства (нередко выкупались у владельцев).

В 30-40 гг. 20 в. в Китае укрепила свои позиции коммунистическая партия. В эти годы ЦК КПК (центральный комитет коммунистической партии Китая) дал ряд указаний, которые говорили о мероприятиях по укреплению системы партийной печати.

В 1938 г. вышел в свет всекитайский орган КПК «Синьхуажибао».

В 1939 г. ЦК КПК принял решение о создании при всех партийных комитетах отделов по распространению периодической печати.

В 1941 вышло решение ЦК КПК против серости языка и трафарета в газетной работе, хотели покончить с заморскими шаблонами. Считали, что нужно усвоить свежий и живой, приятный для слуха и радостный для глаза китайского народа китайский стиль и китайскую манеру.

1 окт. 1949 было провозглашено создание Китайской народной республики. Образование КНР – новый этап развития китайской журналистики.

Китайское правительство закрыло все информационные агентства, редакции газет, журналов, радиовещания, принадлежавшие старому режиму.

В результате в Китае сложилась новая система СМИ:

- под эгидой крупнейшей партийной газеты «Жэньминь Жибао» (Народная газета) – орган ЦК КПК основана в 1946 г,

- официального информационного агентства «Синьхуа» (новый Китай)

- Центрального народного радиовещания.

К 1954 г. в многонаселенной стране издавалось 270 газет общим тиражом 8 млн. экз., более половины из них составляли издания правящей компартии. Сохранение формальной многопартийности обеспечило выпуск некоторых изданий – печатных органов партий – политических союзников КПК. В 1956 г. была произведена реформа китайской журналистики, усилившая распространение и влияние центральной прессы во главе с газетой «Жэньминь Жибао» («Народная газета»).

Одно из важнейших направлений – создание единого общегосударственного информационного агентства «Синьхуа». В 1950 «Синьхуа» обрело статус государственного официального информационного агентства, наделенного правом публикации заявлений центрального правительства КНР и правом снабжения различной информацией различных газет, журналов, радио и тд.



У «Синьхуа» было 6 генеральных отделений и 28 корпунктов. Кроме того «Синьхуа» создало свои представительства в Москве, Праге, Берлине, Пхеньяне. В 20 гг. в зачастую происходили односторонние поглощения, когда мощные издания КПК присоединяли к себе неприбыльные непартийные газеты.

С 1956 г большинство газет Китая изменило расположение строчек, они стали располагаться горизонтально, а раньше было вертикально.

Тираж «Жэньминь Жибао» вырос с 90 тыс.экз. до 2 млн. экз. за последние 50 лет.

После начала «культурной революции» в середине 1960-х гг. количество периодических изданий в Китае резко сократилось. В результате крупнейшей политической и идеологической чистки в огромной стране в 1970 г. выходило всего 42 газеты, а общее их количество уменьшилось на 301 (в сравнении с 1965 г.). Однако общий тираж издаваемой газетной прессы при этом сократился незначительно, что свидетельствовало о стремлении обеспечить влияние на массовую аудиторию через небольшое количество унифицированных по содержанию газет. В 40 раз уменьшилось количество издаваемых журналов. В 1970 г. выходил всего 21 журнал, тиражи журнальной периодики также существенно сократились. 84,4% всех уцелевших изданий являлись партийными органами различною уровня.

Предпринятые в 1970-е годы меры по поддержке периодики (в частности, через обязательную подписку) дали ограниченные результаты. Чрезмерная политизация и унификация содержания изданий не способствовали росту читательского интереса к прессе, а низкий уровень жизни, состояние грамотности населения ограничивали возможности подписки на периодику. Даже к началу нового века, после двадцатилетних реформ и продолжительного экономического роста, в Китае оставались неграмотными 16% мужчин и 38% женщин.



Под влиянием политико-экономических реформ, начатых в стране после смерти Мао Дзедуна и отстранения от власти радикальной группировки в руководстве КПК, были созданы предпосылки и условия для быстрого роста периодики. Восьмидесятые годы стали периодом реформирования китайской журналистики и стремительного развития периодической печати – как по количеству изданий, так и по масштабам их распространения. В 1986 г., через десять лет после начала перемен, в Китае издавалось уже 6000 газет и журналов. Вместе с тем многие издания, особенно газеты, выпускались небольшими тиражами. Из 1777 выходивших в тот период газет только 98 имели ежедневную периодичность. Наметилась тенденция к сокращению тиражей партийных изданий.

С 1982 «Жэньминь Жибао» поставляется более в 100 стран мира. В 1987 г она была признана одной из 10-ти крупнейших газет мира.

Пятую часть от общего количества названий газетной периодики составляли общеполитические газеты – органы партийных организаций разного уровня – от ЦК КПК до уездных парткомов.

Однако газетная периодика стала более многообразной по типам изданий. Выходили также газеты – органы общественных организаций (профсоюзов, комсомола и др.), научно-технические, экономические, педагогические, юридические и спортивные.

В журнальной периодике преобладали издания, в основном специализированные по проблемам общественных и естественных наук, а также научно-популярные, общественно-политические и литературно-художественные журналы. Большой интерес аудитории к научной и научно-популярной периодике связан главным образом с тем, что современный Китай проходит этап ускоренной научно-технической модернизации. Некоторые из этих изданий активно поддержали идеи либерализации китайского общества, что также привлекло к ним внимание части интеллигенции и научно-технических работников.

Более многообразным стало содержание изданий, улучшилось их оформление. Активизировалась работа с читателями. Освещение получили многие проблемы, ранее запретные – безработица, инфляция, бедственное положение многих сельских жителей – членов аграрных коммун. Печать стала активно критиковать различные негативные стороны развития китайского общества – коррупцию, злоупотребления партийных и государственных чиновников. Это соответствовало взглядам Ден Сяопина и его сторонников в китайском партийном руководстве на роль прессы как катализатора модернизации страны. Руководство партийной пропагандой провозгласило, что отныне газеты могут сами решать, каких тем им следует избегать в публикациях. Одновременно партийный лидер Ху Яобан заявил, что 80% новостей в прессе должно быть посвящено успехам реформ, а 20% – недостаткам.

Даже в критических выступлениях печати обычно не ставились под сомнение основы существующего в Китае общественно-политического строя, базирующегося на доминировании КПК, на всевластии высших партийных лидеров. Не изменились и представления о прессе как об «орудии классовой борьбы», инструменте политического и идеологического влияния правящей партии на массы.

В среде китайских журналистов оформились три основных направления, отличавшиеся между собой отношением к реформам и их перспективам: маоистские ортодоксы, сторонники ограниченных реформ (полагавшие, что изменения должны охватить главным образом производственно-экономический базис, не затрагивая основ существующего общественно-политического устройства), а также приверженцы либерализации, ориентированные на западные образцы.

После протестов на площади Тяньаньмынь в Пекине в 1989 г. партийно-государственный контроль над прессой ужесточился. Часть либерально настроенных журналистов была уволена, некоторые оказались в тюремном заключении или в эмиграции. На многие руководящие посты в редакциях были назначены «твердокаменные» маоисты.

К середине 1990-х годов положение китайских СМИ несколько изменилось в связи с корректировкой официального внутриполитического курса после выступления в 1992 г. Ден Сяопина, провозгласившего углубление реформ. Многие редакционные коллективы получили возможность самоуправления (это не коснулось редакций партийной и государственной прессы), расширились их полномочия в ведении самостоятельной экономической деятельности. Одним из показателей успешной работы редакций становится объем средств, получаемый благодаря публикации коммерческой рекламы. В результате, например, шанхайские газеты в течение 1995 г. получили 4 млрд. 500 млн. юаней в виде доходов от рекламной деятельности, за пять лет объем поступающей рекламы возрос в шесть раз. Одна только южнокитайская «Гуанчжоу Жибао» получала ежегодно около 300 миллионов юаней рекламных поступлений. Внушительно выглядела соответствующая статья доходов центрального ТВ Китая, которое получало около 1 млрд. юаней в год в виде платы за передаваемую в эфир коммерческую рекламу. Девять из десяти популярных китайских журналов рекламировали иностранные моды, фильмы, спорт, пищу и технику. Коммерческая реклама превратилась в один из мощных каналов распространения в стране западных культурных стереотипов и образцов потребительского поведения. Вместе с тем рост рекламных доходов способствовал быстрому развитию средств массовой информации Китая: в середине девяностых годов в стране издавалось более 2000 газет, действовало свыше тысячи радиостанций и около 2000 эфирных, кабельных и спутниковых телецентров.

Под влиянием реформационных процессов меняется содержание китайской прессы. Расширилась тематика выступлений, живее стал стиль материалов, разнообразнее лексика журналистских произведений. Сегодня даже в партийной периодике нередки скандальные (с точки зрения бытующих в Китае представлений о морали) публикации, способствующие повышению читательского рейтинга изданий. Главной пропагандируемой в прессе ценностью становится личная инициатива, тогда как ранее восхвалялись коллективные усилия в интересах всеобщего благосостояния. «Героями дня», чей пример пропагандируется прессой, стали удачливые предприниматели, в то время как раньше ими были передовые рабочие, крестьяне, военнослужащие.

В связи с падением влияния партийной прессы редакция «Женьмин Жибао» («Народная газета») объявила в 1998 г. о необходимости «нового лица издания». Во времена «культурной революции» тираж газеты составлял 6 млн. экз. К концу 1990-х годов он сократился вдвое.

В 1996 г. газета «Гуанчжоу Жибао» организовала первую в Китае корпорацию печати, утвержденную отделом пропаганды ЦК КПК и Бюро по издательскому делу и печати (БИП). Это способствует переходу прессы Китая с уровня «объем и количество» на «качество и высокая эффективность».

Дальнейшее повышение профессионализма прессы в Китае напрямую связано с развитием системы подготовки журналистских кадров. В предыдущие десятилетия главным достоинством журналистов, считавшихся идеологическими работниками, признавалась политическая лояльность. Профессиональные же качества стояли на втором плане. Сеть учебных учреждений, готовящих журналистов, была явно недостаточной для огромной страны. В результате в первой половине девяностых годов только около 6% китайских журналистов имели профессиональную подготовку. Половина работающих журналистов не получила вузовского образования.

 

Электронные СМИ в КНР

 

Одной из крупнейших современных служб иновещания располагает сегодня КНР. Оснащенное новейшим цифровым оборудованием германского производства, «Международное радио Китая» ведет передачи 260 часов в сутки на различных языках, включая, русский и эсперанто. В общем объеме китайского иновещания доминирует англоязычное, специализированное по регионам мира. Основным источником информации для международного вещания КНР служит государственное агентство новостей «Синьхуа».

Начало радиовещания в Китае – 1945 г.

После образования КНР в 1949 было создано Центральное управление радиовещания, подчинявшееся главному управлению журналистики при народном правительстве. В 1950 г. –принимается решение о создании и развитии современной сети радиовещания.

Становлению способствовало движение радиоприемных операторов, которые были обязаны записывать новости, правительственные указы и доводить их до сведения широких масс.

В первые годы после образования КНР система радиовещания представляла собой 4-хярусную пирамиду:

- Вершина – центральное народное радиовещание.

- Ниже – радиостанции крупных административных центров: Шэньян – центр восточно-китайского района, Сиань – центр Северо-западного Китая и др.

- Третий уровень – радиостанции провинций.

- Четвертый – городское радиовещание.

 

Местные радиостанции были обязаны транслировать наиболее важные информационные программы центрального радиовещания «Новости прессы» и «Программу совместной радиопередачи».

В 1950 г. был создан отдел международного радиовещания «Радио Пекина». Сначала передачи велись на 7 языках 11 часов в сутки.

С 1952 г. в сельских районах начинается активное строительство проводной радиосети. Первая проводная радиостанция была построена в апреле 1952 года.

В 1956 г. проходит съезд 4-го всекитайского рабочего совещания работников радиовещания, на котором отмечалось, что неблагополучное положение радиовещания сложилось из-за низкого уровня профессионального журналистского мастерства. Прозвучало требование покончить с существованием запретов на критические выступления на радио.

Далее ситуация изменилась: особое внимание стало уделяться подбору журналистов, стали выходить новые программы: «По родной стране», «Наука и знание», «Беседы о текущих событиях в мире» и др.

В настоящее время структура радио не изменилась. Правда наряду с государственным вещанием в эфир выходят небольшие радиостанции с участием частного капитала, однако государство КНР продолжает контролировать развитие электронных СМИ.

Телевидение в Китае появилось в 1958 г. В начале Пекинский телецентр выходил в эфир всего 2 раза в неделю с пробными телепередачами. Начиная со 2 сентября передачи стали выходить в эфир 8 раз в неделю. С октября вышла 1-ая передача шанхайской телестудии.

В 1958 году было создано 4 телецентра:

- В пекине,

- Харбине,

- Шанхае,

- уезде Юйтянь.

В 1960 г. было уже 9 центров.

Телевизионные программы состояли из получасовой передачи новостей, репортажей на произвольные темы, документальных фильмов, и др. Иностранная хроника передавалась раз в неделю.

В1973 г. происходит освоение цветного ТВ. В 1978 г. – пекинское ТВ переименовано в центральное.

Начали развиваться провинциальные ТВ.

Основой телесистемы Китая в настоящее время являются телевизионные программы Центрального телевещания (ежедневно более 170 часов):

- Первая программа – универсальный канал (18 часов) отличается выпусками новостей и политических программ;

- Вторая программа – (16 час в сутки) – передачи по вопросам экономики и программы ориентированные на социальное воспитание;

- Третья программа (появилась 1986г) – театрально-музыкальная;

- Четвертая программа – международный канал круглосуточного вещания для живущих за рубежом китайцев сочетает выпуски новостей с сюжетами универсального содержания;

- Пятая программа (1995) – спортивная;

- Шестая программа - рассчитана на любителей кино;

- Седьмая программа – универсальная, есть научно-технические рекомендации.

В мае 1999 года ЦТК запустил еще один канал – «Теледрамы». Ежедневно зрители могут посмотреть до 6 постановок. Растут доходы от рекламы. Платными являются 3,5,6 и 8 программы, сигналы которых распространяются в закодированном виде.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!