Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Особенности журналистики США в 50-80-е годы



 

Поступательное развитие американской периодической печа­ти продолжалось и после 1945 г. В 50-60-е гг. в США начинается процесс глобализации. В информационной сфере он проявляется в укрупнении СМИ (газет, радио, телевидения), завоевании отдельными медиа-компаниями и корпорациями значительной части рынка. Следует также указать и на кар­динальные изменения, которые происходят в самом информационном про­странстве. Это выражается в возможности мгновенного донесения инфор­мации до значительной части аудитории, независимо от места положения. Данное явление обусловлено совершенствованием технических средств рас­пространения информации.

Послевоенная идеологическая экспансия США привела к созданию глобальных периодических изданий, какими в настоящее время являются газеты «Financial Times» или «The International Herald Tribune». Любопытна в этом отношении судьба газеты «The International Herald Tribune», созданной на базе парижского издания «The New York Herald» в тот момент, когда нью-йоркское издание потерпело поражение в конкурентной борьбе с «The New York Times».

В 1848 г. редакции шести ведущих газет Нью-Йорка, со­перничавшие друг с другом за получение первыми новостей со старого континента - Европы, опасаясь банкротства из-за высо­ких расходов на сбор и доставку информации, объединили свои усилия и учредили информационное агентство печати - Ассоши­эйтед пресс АП (Assocciated Press), что явилось важной вехой в развитии журналистики США. Второе агентство — ЮПИ — Юнайтед пресс интернейшнл (United Press International), было основано в 1907 г.

АП в 80-е годы - это кооперативное объедине­ние издателей 1317 ежедневных газет (77 процентов общего чис­ла ежедневных газет США) и владельцев 3927 радиотелестанций, которое ежедневно передает 17 млн. слов на английском и испан­ском языках 12 тысячам подписчикам в 110 стран мира. Штат аген­тства 2750 человек, в том числе 1500 корреспондентов.

ЮПИ каж­дый день передавало 18 млн. слов информации на английском, ис­панском и португальском языках в сто стран мира, обслуживая 1000 американских и 800 иностранных газет, 3600 радио и 550 те­лестанций. В ЮПИ работает 2 тысячи человек.

На особом месте ЮСИА (United States Information Agency). Его сотрудники (а их почти 10 тысяч человек) издают 10 журналов на 18 языках, распространяют тематическую информацию, готовят радио — и телепрограммы, распространяют информацию по компьютерным сетям, поставляют ее агентствам новостей. Бюджет ЮСИА — около миллиарда долларов.



Газеты сливались друг с другом, укрупнялись, модернизировались и предприятия прессы. В период 1945-1970 гг. закрепились особенности газет США: преобладание воскресной прессы над ежедневной, вечерней над утренней, регио­нальной и местной над центральной. Доля рекламы в ежедневной газете выросла до 62,5 процента номера. А средний объем воскрес­ных газет увеличился с 70 до 167 страниц (7 апреля 1963 г. «Нью-Йорк Таймс» вышла объемом 702 страницы и весом 3 кг). Вместе с тем свойственные периоду холодной войны нагнетание тревоги, запуги­вание «советской угрозой», антикоммунистические гонения наложи­ли отпечаток на содержание американских газет, которые постоян­но занимались деформацией новостей о Советском Союзе.

В послевоенные годы газеты более успешно адаптировались к новым реальностям телевизионной эры, когда телевидение в определенной степени воздействует на концепцию подачи материала и дизайн периодического издания Например, газета «USA Today», созданная в 1982 г. издательской корпорацией Ганнет, была задумана как общенациональное издание нового типа. Слова Аллена Ньюхарта, произнесенные 15 сентября 1982 г., стали девизом газеты: «USA Today стремится стать форумом для лучшего взаимопонимания и объединения, чтобы США стали единой нацией». Модель этого издания (подхваченная многими газетами) соответствует специфике мышления нового телепоколения — запоминающаяся графика, многоцветная печать, деление газеты на несколько секций (новости политического и общего характера, финансовые новости, спорт, культура и отдых), ориентация на публикацию кратких статей, большое количество развлекательных материалов.

В период 1945-1970 гг. закрепились особенности газет США: преобладание воскресной прессы над ежедневной, вечерней над утренней, регио­нальной и местной над центральной. Доля рекламы в ежедневной газете выросла.



В 50-60 годы американские газеты переживали серьезный кризис, связанный с утратой доверия многих читателей и экспан­сией телевидения. Сказывались и финансовые трудности. Кризис привел к тому, что из семи крупных ежедневных газет в Нью-Йорке к концу 1960-х осталось лишь три («Нью-Йорк Таймс», «Нью-Йорк дейли ньюс» и «Нью-Йорк пост»).

Такое положение продолжалось и в 70-е годы. Удорожание бумаги с 305 долларов за тонну в 1972 г. до 470 долларов в 1980 г. привело к росту цены экземпляра «Нью-Йорк Таймс» с 50 до 85 центов и к увеличению объема рекламы (газета получила от нее 10 мил­лиардов долларов в 1976 г., а в 1978 г. — 12 миллиардов).

В 70-е г. углублялся процесс концентрации и монополизации средств массовой информации. В 1975 г., например, сменили владель­ца 49 американских газет. В этот период 20 крупнейших корпора­ций контролировали более половины из 61 млн. экземпляров ежед­невных газет и более половины доходов от 11 тысяч журналов. Продолжались попытки создания новых ежедневных и общенацио­нальных газет. Так, в 1982 г. группа «Ганнет компани» основала га­зету «Ю-Эс-Эй тудей» (USA today — «США сегодня»). Эта первая в истории страны национальная общеполитическая газета обилием ярких цветных иллюстраций, крупными заголовками, броской вер­сткой привлекает читателя, вызывая у него ассоциацию с привыч­ным экранным видеорядом. Она имеет приложения (справочное, книжное, школьное).

В 70-80-е гг. газеты более успешно адаптировались к новым реальностям телевизионной эры, когда телевидение в определенной степени воздействует на концепцию подачи материала и дизайн периодического издания. Например, газета «USA Today», созданная в 1982 г. издательской корпорацией «Ганнет», была задумана как общенациональное издание нового типа. Слова Аллена Ньюхарта, произнесенные 15 сентября 1982 г., стали девизом газеты: «USA Today стремится стать форумом для лучшего взаимопонимания и объединения, чтобы США стали единой нацией». Модель этого издания (подхваченная многими газетами) соответствует специфике мышления нового телепоколения - запоминающаяся графика, многоцветная печать, деление газеты на несколько секций (новости политического и общего характера, финансовые новости, спорт, культура и отдых), ориентация на публикацию кратких статей, большое количество развлекательных материалов.

Заметным явлением американской журналистики 1960-1970 гг. стал «новый журнализм», возникший на стыке журналистики и ли­тературы. Термин «Новый журнализм» впервые упомянут был Томом Вулфом в 1973 году. Он категорично утверждал: «Журналистика - это искусство, а современная литература - старорежимная пошлятина». Выразительные средства журналистики в сочетании с приемами художественной литературы привлекали для того, чтобы ярче выразить сомнение в справедливости многих американских представлений и ценностей. Отвергая все рутинное и косное в кон­формистской журналистике США, «новые журналисты» полагали, что достоверно изобразить свое время можно с помощью художе­ственного вымысла.

Американская журналистика тех лет действительно была авангардом отрасли. Речь шла не столько о газетных публикациях, сколько о развёрнутых эссе, авторских колонках и статьях в журналах, рассчитанных на элитарного читателя — The New Yorker, New York Magazine, The Atlantic Monthly, Rolling Stone, Esquire,

Среди специализированных изданий США особое место занимают деловые издания, включающие в себя множество различных типов. Их отличает высокая степень дифференциации, стремление наиболее эффективно оказывать влияние в соответствии со своими специфическими задачами.

Охват читательской аудитории весьма значителен. В США только «журналов бизнеса» издаётся в пять раз больше, чем ежедневных газет общего типа. Кроме того, деловые издания распространяются в национальном масштабе, а не в региональном или местном, как газеты.

Между изданиями «общего интереса» и деловыми несколько особняком стоят «интеллектуальные» журналы, рассчитанные на элиту, принимающую политические решения. Тиражи таких изданий невелики, но они чаще всего оказывают влияние на общественное мнение опосредствованно - через решения, принимаемые лидерами.

Собственно деловые издания включают в себя научно-техническую периодику, учрежденческие, торговые, профессиональные и общеделовые издания.

Hayчно-технические журналы распространяются зачастую не только внутри страны, но и за ее пределами; многие имеют свои отделения или корреспондентов за рубежом. Рассчитаны они на сравнительно узкий круг специалистов и потому могут весьма четко ориентироваться в запросах читательской аудитории. В условиях научно-технической революции быстрыми темпами растет число инженерно-технических работников и других специалистов, что также увеличивает контингент читателей подобных изданий.

Конечно, основной костяк публикаций подобных журналов посвящен специальным вопросам, где чрезвычайно педантично проверяются, перепроверяются, излагаются, комментируются научные или производственные результаты, приводимые в той или иной статье.

Объем публикаций на общественно-политическую тематику в научно-технических изданиях весьма значителен. Они держат в поле своего зрения все важнейшие проблемы жизни общества, используют все многообразие форм и методов воздействия на аудиторию, Нельзя не обратить внимание на открыто политические выступления, которые доводят до читателей идеи и позицию авторов, так сказать, в чистом виде.

Вот, например, что писал журнал «Си текнолоджи»: «Обе войны - корейская война 1950-1953 годов, начатая президентом Гарри С. Трумэном и оконченная президентом Дуайтом Д. Эйзенхауэром, и вьетнамская война 1964-1973 годов, начатая президентом Линдоном Б. Джонсоном и оконченная президентом Ричардом И. Никсоном, были развязаны без формального рассмотрения и одобрения конгрессом, что вызвало большой резонанс в общественном мнении США».

Далее, сославшись на выступление тогдашнего министра обороны К. Уайнбергера, журнал отмечает, что незаконное использование вооруженных сил США возможно и впредь.

В некоторых случаях американские издания не заинтересованы в широком распространении научных и технических знаний. Показательна такая история.

Журнал «Электроник дизайн» опубликовал редакционную статью под заголовком «Разрешите нам пользоваться свободой свободного общества также в науке и технике», вызвавшую большую редакционную почту.

Суть этого выступления такова.

Группе российских специалистов госдепартамент не разрешил познакомиться с результатами некоторых несекретных исследований, проводившихся в Стэнфордском университете. Журнал усмотрел в этом шаге правительства покушение на права и свободы американцев ипривёл примеры, подтверждающие это. Так, заместитель директора ЦРУ, в то время адмирал Б.Р.Инмэн, призвал научную общественность посылать на рассмотрение в правительственные организации определенного типа бумаги для предварительного «просеивания» с целью сократить доступ зарубежных специалистов к несекретным исследованиям. Статья носила половинчатый характер, но вывод был сделан правильный: «В сфере науки и техники, как нам снова и снова показывает история, ни одна нация не имеет монополии на талант и творчество, мы сами также много черпаем из свободного потока информации...».

На журнал оказали нажим. В результате в нем была опубликована еще одна редакционная статья на ту же тему, в которой работники издания неловко оправдывались, отмечая, что они выступают за права университетов на исследования и распространение знаний, а также за свободу слова, а не продают страну и ее технические достижения врагам.

Значительный удельный вес в прессе США занимает так называемая заводская печать, издаваемая крупными промышленными компаниями для своих работников. Существует три направления коммуникаций в сфере предпринимательства:

- сверху вниз - от менеджмента к управляемым;

- снизу вверх - от управляемых к менеджменту;

- по горизонтали - между звеньями среднего менеджмента в целях координации производственной деятельности и сплочения коллектива в интересах компании.

Особенно большую роль играет коммуникация сверху вниз. Письма администрации к рабочим, памятки и руководства, справочники, газеты и журналы для различных категорий рабочих и служащих - все это и многое другое позволяет оперативно влиять на общественное мнение, формировать его в нужном направлении.

Заводские газеты, как правило, выходят один или два раза в неделю и предназначаются для отдельных предприятий соответствующих корпораций. Журналы издаются центральным правлением компаний. Они выходят раз в месяц или квартал и являются своеобразным связующим эвеном между работниками всехпредприятий данной компании.

Промышленные социологи и психологи рекомендуют заводским изданиям шире освещать историю и традиции компании, географии сбыта ее продукции, финансовое состояние и размеры социальных расходов на нужды персонала, вести специальные разделы для консультаций о принципах оплаты, о технике безопасности, дисциплинарной политике, о правах рабочего в соответствии с действующим трудовым законодательством и коллективным договором и т.д.

Язык изданий должен быть точным, не допускающим двоякого толкования или непонимания, а словарный запас соответствовать не только ценностям рабочего, и ценностям компании. Рекомендуется употреблять слово «стачка», более понятное рабочим, чем «замедление работы», так же как избегать непонятных слов вроде «дивиденды». Лучше употреблять слово «компания», которое ближе рабочему, нежели «корпорация», так как с последней легче ассоциируются прилагательные «жестокая» и «эгоистическая». Для усиления эмоциональной нагрузки рекомендуется личные местоимения «вы» - в обращении к рабочим, «мы» - в статьях о политике фирмы, избегая их противопоставления.

В коммуникации сверху вниз умело используется дифференцированный подход к различным группам трудящихся. Так, компания «Дженерал электрик» издает бюллетень, посвященный отношениям руководящего персонала с рабочими - «Только для управляющих «Дженерал электрик», журнал «EDN» выходит с подзаголовком «Исключительно для расчетчиков и управляющих в промышленности» и т.п. Многие издания рассыпаются рабочим и служащим бесплатно на дом.

Коммуникация по горизонтали осуществляется всеми периодическими изданиями фирмы. Публикуемые в них материалы прославляют историю и традиции корпорации, служат каналом общения специалистов по вопросам рационализации производства, межфирменной и внутрифирменной (в зависимости от условий распространения издания) кооперации.

Американская профсоюзная печать возникла вместе с самим профсоюзным движением в первой половине XIX века и быстро приобрела силу и размах. Рост тиражей и широкое распространение профсоюзных газет и журналов были непосредственно связаны с усилением рабочего движения в стране. Особенно эта взаимосвязь видна во время переломных моментов в американском рабочем движении, в годы экономических кризисов и войн.

Профсоюзы являются единственной организованной силой рабочего класса США и пользуются значительным авторитетом.

В последние десятилетия ХХ века неуклонно шла политизация профсоюзной печати. Это было вызвано тем, что центр тяжести общественной активности все более переносился на политическую арену. В связи с этим перед газетами и журналами профессиональных союзов возникли новые задачи, что, в свою очередь, привело к новым формам их функционирования и предопределило тенденции дальнейшего развития.

Пресса профсоюзов представляет собой столь же мозаичную картину, как и все американское профсоюзное движение в целом. Большая часть печати продолжает оставаться реформистской. Налицо два направления: правая ветвь профсоюзной прессы выступает, как правило, с позиций «делового юнионизма» и поиска компромисса с работодателями; левая профсоюзная печать стремится соединить рабочее движение с активной политической борьбой, не довольствуясь экономическими требованиями.

Теоретический орган АФТ-КПП ежемесячник «Америкэн федерейшенист», основанный еще в 1894 г., - наиболее яркий представитель «делового юнионизма». В отражении вопросов внешней политики это издание следует в русле поддержки правительственных инициатив несмотря на то, какая администрация находится у власти - республиканцев или демократов.

Особое положение занимает местная профсоюзная печать. Выходят эти издания с разной периодичностью, распространяются, как правило, в масштабе штата, округа, города. Многие из этих изданий являются органами местного отделения АФТ-КПП и полностью поддерживают политические установки своего руководства.

Профсоюзная печать не пользуется высокой популярностью даже у организованных рабочих - членов профсоюзов. «У нас достаточно много неутешительных доказательств, - писал еще в 1971 году Л.Керклэнд, - свидетельствующих о том, что профсоюзная печать все больше теряет свое влияние, что она не может выдержать конкуренцию с телевидением, коммерческой массовой прессой, которой буквально забиты все почтовые ящики».

По официальным данным профсоюзов, в 60-70-е годы профсоюзную печать читали лишь 25 процентов организованных рабочих старше 30 лет и около 50 процентов - старше 40.

В восьмидесятые годы администрация Р.Рейгана взяла курс по сути дела на разгон профсоюзов. Так, был разогнан профсоюз авиадиспетчеров, за годы правления Рейгана численность американских профсоюзов сократилась почти на четверть.

Произошла переориентация читателей с профсоюзной на «заводскую» прессу. Политизация коснулась, например, многотиражки «Форд уоркер», газеты «Портлайт», распространяемой среди портовиков Нью-Йорка, газеты «Спаркплаг» (автомобилестроительные заводы компании «Дженерал моторс») и других изданий.

Помимо средств профессиональных союзов и их объединений на содержание профсоюзной печати иногда перечисляются правительственные ассигнования и денежные средства различных фондов. Поступают средства, например, из Фонда в поддержку демократии, который был основан по инициативе Рональда Рейгана. Тогдашний президент США передал первый взнос АФТ-КПП «для финансирования Соединенными Штатами открытой идеологической борьбы, которую ведут честные американские институты с советским коммунизмом», 11 миллионов долларов.

Профсоюзная печать теряет свою былую мощь, но является весьма действенным инструментом формирования общественного мнения.

США имеют самую мощную сеть военной печати. Каждое двадцатое периодическое издание, в том числе каждая двенадцатая газета, относится к разряду военных. Всего в стране выпускается более полутора тысяч военных изданий. В конце восьмидесятых годов только сухопутные войска издавали свыше 100 журналов, ВМС - 127, ВВС - 166 журналов. Непосредственно Пентагоном издавалось 22 журнала, из которых 7 были распространяемы во всех видах вооруженных сил. Министерство армии издавало 13 журналов, министерство ВМС и корпуса морской пехоты - 27, министерство ВВС - 38. Большое количество журналов выпускается различными военизированными обществами, ассоциациями и группами. Около 50 журналов рассчитано на ветеранов.

Кроме того, в США выпускается значительное число военных газет так называемой полевой печати общим тиражом из расчета 1 экземпляр на 2-3 военнослужащих. Только для американских войск в Европе печаталось свыше 100 газет. Крупнейшая официальная военная газета в США - «Старз энд страйпс» - издается значительным тиражом и распространяется в десятках стран.

Было объявлено, что предполагается закрыть ряд военных газет и журналов, дабы сократить их непомерно большое число. Но, кроме косметического ремонта, ничего сделано не было. В результате реорганизации количество военных изданий... увеличилось.

Ныне в распоряжении американских военных около 1900 периодических изданий, в том числе 366 журналов и 1038 газет с разовым тиражом свыше 12 млн. экземпляров, более 300 радио- и телевизионных станций, ряд киностудий, ежегодно выпускающих в прокат 1100 кинофильмов.

Только в Европе американские войска располагают тремя телестудиями и 131 телетранслятором, вещающими 115 часов в неделю. Для американских соединений в Европе ведут передачи 44 радиостанции, а число наименований выпускаемых газет возросло до 120. Редакции чисто гражданских изданий имеют в своем штате журналистов, занимающихся исключительно военной тематикой. А наиболее крупные издания выделили специальных представителей для связи с министерством обороны. Пропагандистские службы Пентагона и видов вооруженных сил регулярно снабжают массовые издания тенденциозными материалами. Только армия регулярно поставляет такие материалы 1700 ежедневным и 8300 ежемесячным изданиям.

Весь этот пропагандистский материал на полную мощность используется для массированной идеологической обработки военнослужащих и гражданского населения, для пропаганды «миротворческой роли» американских вооруженных сил за рубежом.

Служба информации и отделы «паблик рилейшнэ» широко используют в своих целях печать, радио и телевидение, прежде всего, для рекламы. В публикациях подобного рода войны и операции, в которых принимали участие американские вооруженные силы, представляются исключительно в выгодном свете. С этой целью очень часто публикуются и транслируются различные исторические очерки, рассказывающие о войне за независимость, репортажи из различных музеев, отчеты о благотворительных вечерах и других акциях, проводимых с участием представителей армии, авиации, флота и национальной гвардии. Нередко на страницах военных изданий появляются снимки родственников военнослужащих в рекламной одежде того или иного рода войск, корабля или подразделения, фотографии участников маршей и демонстраций в поддержку действий американской военщины, людей с плакатами и лозунгами, рассказывающими о их симпатиях к вооруженным силам.

Встречи с представителями печати, радио и телевидения, помощь журналистам в подготовке материалов о жизни вооруженных сил — это один из мелких штрихов в деятельности офицеров службы информации.

Исключительно большое внимание в США уделяется воспитательной работе среди личного состава американских ВМС. Вот, например, как строится эта работа на атомном авианосце «Честер У. Нимиц».

На корабле издается ежедневная газета «Нимиц ньюс», на страницах которой публикуются, как правило, специально отобранные сообщения, принимаемые по телетайпу от информационных агентств США. В газете помещаются материалы о корабельной жизни, уголки юмора и т.п. На авианосец регулярно доставляется большое количество книг, брошюр, газет и журналов. Большая часть томов корабельной библиотеки — это детективы и политическая литература.

Авианосец «Нимиц» имеет теле- и радиостудии, оснащенные новейшей аппаратурой стоимостью свыше двух миллионов долларов. Это позволяет широко использовать теле- и радиопрограммы береговых станций, фильмы и записи программ, вести корабельные передачи.

На умонастроения населения значительное влияние оказывает религиозная пресса. Если говорить о Соединенных Штатах Америки, то здесь клерикальная печать традиционно занимает устойчивые позиции. Сама американская литература началась с публикации книг религиозного содержания. В начале XX в. на территории современных Соединенных Штатов издавалось 952 периодических издания духовно-нравственного, по преимуществу религиозного содержания.

США — страна многоконфессиональная. Наиболее крупными религиозными направлениями являются протестантизм — около 79 млн. верующих, римско-католическая церковь — 52 млн., иудаизм — 5,8 млн., православие и другие восточнохристианские церкви — 4 млн., старокатолики — 1 млн., буддисты — 100 тыс. верующих.

Понятно, что религиозность должна найти свое выражение и в журналистике. Все основные конфессии имеют свои газеты и журналы, радио- и телестанции. Их деятельность, естественно, направлена на сохранение и воспроизводство религиозности населения в любых формах.

Крупнейшей газетой, формально примыкающей к религиозным, является основанная в 1908 году газета «Крисчен сайенс монитор». Она издается в Бостоне «Обществом христианской науки». Традиционно руководители этого издания играют видную роль в общественно-политических кругах США. Так, один из редакторов газеты Эрвин Кэнхэм был председателем Американского общества газетных редакторов, главой консультативной Комиссии при президенте США по вопросам информации, президентом Торговой палаты. Газета выходит тремя изданиями: атлантическим, тихоокеанским и центральным. В Бостоне продается лишь незначительная часть тиража. Газета распространяется по всей стране, а также за рубежом.

Хотя формально «Крисчен сайенс монитор» — издание религиозное, на деле это вполне светская газета. Лишь одна полоса полностью отводится религиозной тематике, точнее, для целей «Общества христианской науки».

Религиозные общины имеют разную финансовую базу, поэтому и формальное владение средствами массовой информации у них не одинаково. Например, Объединенная церковь Муна, имеющая свои филиалы в 130 странах мира, выпускает ежедневную газету крайне правого направления «Вашингтон таймс». Она была основана известным южнокорейским проповедником Мун Сен Мёном в 1982 г. ивыпускается в Вашингтоне (федеральный округ Колумбия) 100-тысячным тиражом.

Другие религиозные общины таких возможностей не имеют, правда, и они пытаются заниматься газетно-журнальным бизнесом.

Так, в Нью-Йорке издается католический еженедельник крайне правого направления «Америка». Его тираж около 38 тыс. экземпляров. Помимо религиозной тематики он освещает наиболее важные общественно-политические проблемы.

Религиозной тематике большое место уделяют вся общеполитическая периодика. В основном материалы, так или иначе связанные с религиозной тематикой, сосредоточиваются в специальных рубриках, которые есть практически во всех газетах и журналах. Обычно они ведутся опытными профессионалами, имеющими теологическое образование. Налажена тесная связь с информационными офисами различных религиозных организаций, представителями духовенства. Религиозной фразеологией насыщены и общие материалы, особенно политического характера.

Интересным феноменом американской действительности стало явление, которое носит название «электронной церкви». Ее основоположником считается телеевангелист Роберт Робертс. Он первым использовал телестудию в качестве амвона. Однажды он в прямом эфире объявил своим 800 тыс. телезрителей, что если он не соберет к определенному времени (оговоренной датой было 1 апреля) 8 млн. долларов пожертвований, то Господь заберет его к себе. Чтобы не стать причиной преждевременной кончины любимого проповедника, телезрителям пришлось раскошелиться.

Другой телепроповедник Джимми Суоггарт пошел дальше: он стал призывать делать пожертвования не только по телевидению, но и по сетям персональных компьютеров. Ежедневный доход Суоггарта составлял 400 тыс. долларов.

В связи с этим американцы сочинили такой анекдот.

Разговорились как-то Роберте и Суоггарт. «Как ты делишь свои пожертвования с Богом?», — спрашивает Суоггарт своего коллегу. «Очень просто, — отвечает Робертс. — Беру мешки с деньгами, иду в офис, рисую на полу мелом черту, вытряхиваю деньги: что упадет с одной стороны — для Бога, остальное — мое». — «А я, — говорит Суоггарт, — делаю так: беру мешки, иду в офис, вытряхиваю содержимое. Богу остается только руку протянуть, чтобы взять свою долю. А остальное — мое».

Бурный рост «электронной церкви» начался в 70-е годы. Широкую известность приобрели проповедники Джерри Фолуэлл, Джимми Беккер, Роберт Шуллер. Чаще всего проповедники «электронной церкви» принадлежат к так называемым правым фундаменталистам. Их аудитория — миллионы американцев.

Работники религиозных изданий объединяются в различные общества и ассоциации, в том числе профессионального характера. Возьмем для примера журналистов-католиков. Они объединены в Международный союз католической печати, который был создан в 1935 г. В Союз входят Международная федерация католических журналистов (основана в 1926 г.}, Постоянная международная комиссия шеф-редакторов католической печати (1928 г. создания), Федерация католических пресс-агентов (1950 г.) и др. Жесткая субординация верховных иерархов католической церкви создала предпосылки к тому, что руководство католической прессой осуществляется из Ватикана.

В Пасху 1997 года в сети Интернет появился сайт, посвященный католической церкви. Это стало сенсацией. В течение короткого времени на связь с сайтом Ватикана вышло около трех миллионов человек. Чем же привлек «жителей электронной вселенной» этот раздел в сети? Прежде всего, своим содержанием. Виртуальный Ватикан предлагает пользователям сети биографии трех последних римских пал, все папские энциклики, ватиканский архив, электронную версию ватиканских музеев, канал передач Радио Ватикана, а также катехизис римско-католической церкви. Информация предоставляется на итальянском, английском, французском, испанском, португальском и немецком языках.

В целом религиозная пресса представляет собой достаточно мощную силу.

 

В системе СМИ Америки подлинную революцию соверши­ло телевидение.

В 1950 г. в 64 городах рабо­тало 106 телевизионных станций, а число телевизоров у населе­ния превысило 6 миллионов.

В 1984 г. информационное агентство США (ЮСИА) ввело в эксплуатацию Всемирную телевизионную сеть с целью превра­тить ее в аналог Голоса Америки в области радио. С помощью системы спутников-ретрансляторов телепередачи из Вашингтона на английском и русском языках сделались доступными в Евро­пе, Азии, Африке и Латинской Америке для кабельных сетей и» телевизионных станций, снабженных параболическими приемны­ми антеннами. В самих США функционируют пять компаний кабельного телевидения. Среди них Си-эн-эн (Кейбл ньюс нетуорк — Кабельная новостная сеть), созданная Тедом Тернером, ох­ватывает более половины американских квартир.

Развитие СМИ в 1980-гг. было дополнено появлением таких феноменов, как кабельное телевидение, спутниковое вещание, новые типы аудиовизуальной продукции (видеокассеты, различные типы СО), персональные компьютеры, компьютерные информационные сети (типа «Internet»), системы видеотекса. Это приводило к возникновению кратковременных «бумов» на тот или иной тип электронных технологий (например, «видеобум» рубежа 80-х гг.).

Использование новых коммуникационных технологий может помочь завоевать уже устоявшийся рынок электронных СМИ. Так, кабельная телесеть CNN (центр - Атланта, штат Джорджия) была создана Тедом Тернером в 1980 г. Акцент в новой телекомпании был сделан на круглосуточном канале новостей. Причем новости CNN отличаются необыкновенной оперативностью, корреспонденты этой телекомпании работают в самых горячих точках планеты, практически мгновенно передавая информацию в очередной блок новостей CNN. «За этой кабельной сетью числится немало опережающих другие сети сообщений и подробных репортажей о крупных событиях: прямая трансляция слушаний в американском сенате, репортажи о покушениях на президента Рейгана и папу римского, о бракосочетании наследника британского престола и убийстве президента Египта Анвара Садата Си-Эн-Эн была единственной сетью, передавшей запуск шаттла «Челленджер», взорвавшегося через несколько секунд после старта». После слияния корпорации Теда Тернера с теле- и кинокорпорацией Time Warner в октябре 1996 г., CNN вошла в состав нового объединения, финансовые возможности которого позволят компании выйти на новые рубежи в информационном бизнесе».


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!