Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Задания для самостоятельной работы и последующего анализа. Прочитайте материал о роли нацистской пропаганды в Германии



Задание 1

Прочитайте материал о роли нацистской пропаганды в Германии. Ответьте на следующие вопросы:

1. Каково значение слова «пропаганда»?

2. Чем определяется содержание пропаганды?

3. В чем пропаганда близка пиару?

4. В чем заключалась специфика программы национал-социалистисческой партии Германии?

5. Почему позже её назовут расовой теорией?

6. В чем заключался смысл фашистской пропаганды?

7. Почему война СССР с нацистской Германией не была обычной войной?

8. Покажите на примерах жестокость фашизма.

9. Для чего современной молодежи необходимо об этом знать?

Для того чтобы понимать роль нацистской пропаганды в Германии, необходимо понимать значение слова «пропаганда».

Пропаганда как одна из функций массовой информации зародилась одновременно с журналистикой. Для того чтобы идеология могла существовать, необходима была поддержка масс. Общественное мнение в умелых руках являет собой великую силу, его можно изменить или им можно манипулировать. Научившись управлять 10 людьми, можно смело переходить к миллионам. Количество уже не будет иметь значение. Политическая информация всегда несла в себе пропаганду какой-либо идеологии. Информация становится пропагандой, если человек публикуя её преследует определенные цели; в свою очередь, получая информацию человек служит объектом управления. При этом в пропаганде воздействие важно не только, чтобы содержание информации стало предметом размышления, но и чтобы она затронула чувства, чтобы оно стало побуждением на новые действия. Пропаганда не может существовать без идей, так и идеология не может существовать без пропаганды. Основным элементом пропагандистского процесса является: 1 субъект; 2 объект (аудитория, которой адресуется пропаганда).

Содержание пропаганды и выбор форм, средств, методов определяется социальными интересами субъекта. Одной из базовых категорий пропаганды является психология воздействия. Попытка использовать психологию в пропаганде была предпринята еще в начале 20 века. Наибольшее внимание специалистов в этой области привлекали исследования, которые проводились в США, Германии и СССР. Значительное развитие в исследовании в области психологии пропаганды получило во время Второй мировой войны. Содержание пропаганды подвергалось тщательному анализу. Целью этих исследований было массовое манипулирование человеческим сознанием. В обществе развитом по законам демократии эффективно действует логическое убеждение, в условиях монархии, тирании, диктатуры народ больше подвержен внушению. В традиционной коммерческой рекламе и пропаганде есть много общего.



У Геббельса настольной книгой была книга по теории пиар. Пропаганда часто строится по тем же законам регулирования личности, как и другие виды рекламных коммуникаций. В частности информация преподносится потребителю так, чтобы он не только знал, что происходит в мире, но и захотел передать эти сведения. Пропаганда может нести в себе элементы сенсационности и стимулировать социальную ориентированность личности. В этом случае человек получает возможность почувствовать себя осведомленным, хорошо информированным, специалистом в той или иной области.

Такая тактика наиболее эффективна в тех странах, где много людей, постоянно читающих газету и гордящихся тем, что находятся в курсе политических событий. В этом случае для разных слоев общества создаются различные источники информации (газеты, журналы, радио, телепрограммы), которым доверяют, на их мнение ссылаются. Появляются популярные ведущие комментаторы, т.е. законодатели моды на подачу информации. Может возникнуть мода и на содержание информации. В целом пропаганда подразделяется на белую, черную и серую. При белой пропаганде её источники можно установить с большей точностью, и информация более или менее соответствует действительности. При серой пропаганде источники в точности определить нельзя, а достоверность информации находится над вопросом. Черная пропаганда использует ложный источник, распространяет ложь. Средства пропаганды могут варьироваться от обычной тенденциозной информации до откровенной лжи, но цель всегда определена в пользу пропагандиста. Любая рекламная деятельность и пропаганда вообще сталкивается с конкуренцией, которая ограничена законодательным актом. В условиях психологической войны цели и задачи пропаганды меняются, она становится мало похожей на рекламу, а превращается в средство психологического уничтожения противника. Пропагандистские акции при этом рассчитаны на то, чтобы воздействовать на низменные чувства людей. Пробудить ненависть, страх. В практике пропаганды сложились определенные принципы ведения психологической войны, которая относится к черной пропаганде. Отсюда родился термин черный пиар.



Особой страницей развития теории пропаганды и усовершенствования ее методов стал итальянский фашизм и германский нацизм.

 

Национал-социалистическая рабочая партия Германии (НСДАП) возникла в период кризиса послевоенных (Первая мировая война) лет. Впрочем, экономическое положение Германии в этот период было лучше, чем, например, у Италии.

Советскую идеологию начало смущать слово «социалистическая» в названии гитлеровской партии. Вместо словосочетания «национал-социализм», стали употреблять – «фашизм». При этом следует констатировать, что советский и германский режимы того времени были очень похожи, основное различие было лишь в том, что Гитлер был вождём (furer) немцев, а Сталин был вождём трудящихся. Хотя в 30-е г Сталина это явление нисколько не смущало.

24 февраля 1920 г. в национал-социалистисческой партии была принята программа, состоящая из 25 пунктов. Её позже назовут расовой теорией. Расовая теория является теоретической осью немецкого нацизма. Цель – «генетическое улучшение германской расы и защиту ее от расового смешения», которое якобы приводит к упадку «высшей расы». Везде использовались любые способы по претворению этой программы в жизнь в форме преследования евреев.

В основе расовой теории лежит предположение о существовании в природе «железного закона», в соответствии с которым спаривание каждого животного должно осуществляться только с представителем или представительницей своего вида. Только такие исключительные случаи, как жизнь в неволе, могут привести к нарушению этого закона и расовому смешению. В этих случаях природа начинает мстить, используя все возможные средства для борьбы с такими нарушениями. Месть природы выражается в стерилизации ублюдков или ограничении рождаемости следующих поколений этих ублюдков.

В повседневной борьбе за выживание реализуется закон естественного отбора. При этом гибнут более слабые, т.е. неполноценные в расовом отношении существа. Этот процесс соответствует «стремлению природы», ибо улучшение породы прекратилось бы, если бы слабые, которые всегда в большинстве, могли вытеснить сильных, которые всегда в меньшинстве. Поэтому для ограничения числа слабых существ природа предусматривает более суровые условия жизни. С другой стороны, природа исключает возможность неразборчивого размножения остальных существ, подвергая их безжалостному отбору на основе критериев энергии и здоровья.

Далее фашисты приступают к применению этого закона природы к народам. При этом они рассуждают примерно следующим образом. Исторический опыт показывает, что смешение арийской крови с кровью низших народов неизбежно приводит к вырождению основателей цивилизации, понижению уровня расы, за которым наступает духовный и физический регресс. Таковы признаки начала «упадка расы».

По мнению Гитлера, человечество следует подразделять на три расы:

- основатели культуры;

- носители культуры;

- разрушители культуры.

Только арийскую расу можно считать основательницей культуры, ибо она «заложила основание и возвела стены храма человеческих творений». Азиатские народы, например, японцы и китайцы, лишь переняли арийскую культуру, придав ей свою форму. Поэтому они являются носителями культуры. В то же время еврейскую расу можно отнести к разрушителям культуры. Существование «низших людей» служит основным условием создания высшей культуры. Первая культура человечества опиралась на использование низших рас. В древности для пахоты в ярмо сначала впрягали побежденных и только позже стали использовать животных. Так и арийцы будут использовать другие расы для решения своих задач.

У национал-социалистической партии прослеживается сходство с итальянцами в обличии партии. НСДАП тоже была организована и построена по военному образцу, опиралась на вооруженные силы.

После попытки переворота Гитлер был осужден, хотя вряд ли это можно так назвать. Наказание было очень малым, зато о нем теперь говорила вся Германия, НСДАП окончательно превратилась в гитлеровское движение. После освобождения Гитлер написал книгу «Майн кампф» («Моя борьба»).

На выборах в рейхстаг 31.07.1932 г. НСДАП получает 230 мест.

30 января 1933 г. было сформировано коалиционное правительство во главе с Адольфом Гитлером (для этого пришлось свергнуть рейхсканцлера фон Шлейхер). В сформированный кабинет кроме Гитлера входили: Вильгельм Фрик - министр внутренних дел, Герман Геринг - министр без портфеля.

Сразу же после назначения Гитлера был распущен рейхстаг и назначены новые выборы. С этого времени кроме НСДАП только армия и церковь обладали хоть какой-то властью, но и их влияние постепенно снижалось.

Первоначально основу фашистского аппарата террора составляли штурмовые отряды (СА), возникшие в августе 1921 г. Из года в год их численность возрастала. В августе 1921 г. - это лишь небольшая группка людей, на 1 января 1935 г. их уже 3 543 099 человек.

Потом после периодических чисток рядов количество СА уменьшалось, зато все большее влиянии приобретали СС, готовые ради фюрера на все. Большую роль СС сыграли в событиях 30.06.1934 г. - расправа над руководителями штурмовых отрядов, многие из них оказались в концлагерях, которые сами строили. В награду Гитлер выделил СС из состава СА своим Указом от 13.07.1934 г., СС стал главной верной опорой Гитлера.

 

Как, каким образом нацисты привлекали к себе народные массы?

Откровенно расистские, шовинистические, агрессивные взгляды нацистов соединялись с самой беззастенчивой социальной демагогией и ложью. Фашисты взяли на вооружение слова Макиавелли: «Управлять - это значит заставить поверить». Именно наряду с насилием и порабощением использовались пропаганда, идеологическая обработка масс, духовное манипулирование людьми. О том, какое внимание уделялось пропаганде, свидетельствуют следующие факты: за годы гитлеровского правления было произведено свыше 2 тыс. фильмов, опубликованы тысячи романов, сотни стихов, создано тысячи скульптур, памятников и т.д. все это воспевало мощь и силу, несокрушимость и превосходство фашизма.

«Фашизм - ложь, изрекаемая бандитами». Эти слова Э. Хемингуэя абсолютно точно выражают суть и смысл нацистской пропаганды. Фашисты, зная психологию людей, апеллировали не к разуму, а к чувствам, эмоциям. Человек, считали они, - биологическое существо, значит, чувства у него господствуют над разумом.

В целях духовного отупления масс, эффектного и эффективного воздействия на массовую психологию фашисты большое внимание уделяли организации всякого рода массовых сборищ: маршей, манифестаций, собраний, зрелищ, игр и т.п.

«Толпа была превращена в стадо, масса - в плебс. Это «чудо превращения» могло свершиться лишь при сочетании террора физического с террором идеологическим., при систематической обработке масс в нацистском духе».

Ложь и обман всегда были главным орудием нацистского руководства в борьбе за власть. Ложью было и его утверждение о том, что власть Гитлеру передало большинство избирателей.

В течение многих лет царил террор СС. 27 сентября 1939 г. было создано Главное имперское управление безопасности, объединившее в себе все силовые подразделения. Это стала Служба безопасности «Третьего рейха». Террор продолжался, по-прежнему действовал «Народный суд».

Уже в 1933 г. европейские страны начали говорить о том, что Гитлер готовится к войне, не знали только - с кем. 23 августа 1939 г. между Советским Союзом и Германией был заключен пакт о ненападении. Два союзника разделили напополам Польшу, в оккупированом СССР Бресте, произошел советско-«фашистский» военный парад победителей. 22 июня 1941 г. без объявления войны Германия вторглась на территорию СССР.

Война СССР с нацистской Германией не была обычной войной. Это была война не между армиями, но борьба нескольких идеологий - нацистской и фашистской против комунистической и демократической.

Оккупировав большинство стран Европы, гитлеровцы стали претворять в жизнь свои чудовищные планы установления «нового порядка». Этот «порядок» представлял собой зверский террористический режим, при помощи которого в захваченных странах уничтожались все национальные демократические учреждения, ликвидировались гражданские права населения. Оккупированные государства подвергались неслыханному ограблению, а их население физическому истреблению. О том, как устанавливали гитлеровцы свой «новый порядок», говорит, например, трагическая история небольшой чехословацкой деревни Лидице.

В ночь на 10 июня 1942 г в это селение ворвались гитлеровцы. Они согнали всех находившихся в деревне мужчин и ребят старше 16 лет во дворе крестьянина и расстреляли всех до единого. Женщин с детьми увезли, затем матерей отправили в концлагеря, где они томились до окончания войны, а часть детей моложе 15 лет гитлеровцы отобрали для «усыновления» в немецких семьях, остальные 89% мальчиков и девочек отправлены в газовые камеры. Таким образом, в Лидице не осталось ни одного жителя. Фашисты разграбили дома, а потом подожгли их. Остальные не догоревшие здания были взорваны. На месте, где была деревня, остался лишь пепел. Земля была перепахана и окружена колючей проволокой, дабы здесь навсегда остался пустырь.

В оккупированных странах гитлеровцы создали огромное количество концлагерей.
Это были настоящие фабрики смерти. Крупнейшим из них являлся Освенцим. Он построен в 1939 г германским химическим концерном «И.Г. Фарбениндустри» по приказу главы эсэсовцем Гиммлера. Лагерь был расположен на огромной территории и представлял собой целую систему лагерей: Аушвну, Биркенау, Моновице, Лвишивку и др. Все лагеря были окружены глубокими рвами и колючей проволокой, через которую пропускался ток высокого напряжения.

В Освенцим ежедневно прибывало от 3 до 5 железнодорожных составов, в каждом их которых находилось от 1500 до 3000 человек. В Освенциме людей не только расстреливали. Здесь палачи умертвляли свои жертвы с помощью отравляющего газа «Циклон – 5». Людей загоняли в газовые камеры. Двери камер герметически закрывались, пускался газ, и люди гибли. Смерть наступала через 3-5 минут. Затем трупы выгружались и сжигались в печах крематориев. Но крематории не успевали уничтожать все труппы - так их было много. Поэтому часть из них сжигали на кострах. Трупы подвозились по узкоколейке, укладывались в специальные рвы, обливались нефтью и поджигались. В некоторые дни в Освенциме истреблялось от 10 до 12 тыс. человек. В своем изуверстве гитлеровцы дошли до того, что стали дробить несгоревшие кости своих жертв и пускать их на продажу промышленникам для переработки в суперфосфат.

Гитлеровские изверги не щадили даже детей. Сотни тысяч малышей погибли от рук фашистских палачей. Бывший заключенный, врач из Вильнюса Янов Геррон, на Нюренбергском процессе показал: «В июле 1943 г. в лагере Биркенау было отобрано 164 мальчика и отвезено в больницу, где при помощи уколов в сердце карбоновой кислоты все они были умерщвлены».
Бывшая заключенная Бакаш Вельдраут показала: «В 1943 г. в то время, когда мы огораживали крематорий № 5, я много видела, как эсэсовцы бросали в горящие костры живых детей».

В Освенциме фашистские врачи проводили «медицинские» опыты над живыми людьми. Специальная судебно-медицинская комиссия установила, что гитлеровцы осуществляли стерилизацию женщин путем облучения с последующим чревосечением и изъятием яичников. На людях испытывали действия различных химических препаратов. Миллионы людей, привозимых в Освенцим, подверглись ограблению. Все вещи, вплоть до пастельного белья, отбирались, обрабатывались и отправлялись в Германию. Дело доходило до того, что перед уничтожением женщин у них обрезали волосы. Чрезвычайная комиссия обнаружила на территории лагеря 293 тюка с 7000 килограммов женских волос.

Огромный лагерь смерти фашисты создали в Майданеке, около Люблина. Даже сами гитлеровцы называли его «фернихтунгслагерь», т.е. лагерь уничтожения. В 144 барабанах здесь содержались тысячи заключенных из различных стран Европы. Кровавая история этого лагеря началась с массового расстрела советских военнопленных в ноябре-декабре 1941г. Из 2000 военнослужащих, доставленных в это время в Майданек, в живых осталось лишь 80 человек - остальные были расстреляны и замучены, но и они вскоре были истреблены. Зимой 1942 года эсэсовцы уничтожили около 5000 советских военнопленных. Всех их партиями уводили в каменоломню и там расстреливали. Летом 1943 года в Майданек доставили 300 попавших в плен советских офицеров, их тоже расстреляли. В Майданеке, как и в Освенциме, людей истребляли газом «Циклон – 5». Уже в начале 1942 года для сжигания трупов были построены две печи. Но жертв было так много, что к осени 1943 года гитлеровцы построили мощный крематорий из 5 печей.

Существовали специальные лагеря, где были организованы спецкурсы по сжиганию трупов. Преподаватели курсов рассказывали, как правильно сжигать трупы, разъясняя, как устроены машины по разлому костей. Объясняли, как разровнять яму, просеять и посадить деревья на том месте, где сжигались трупы, как рассыпать и прятать пепел. Такие курсы действовали на протяжении длительного времени. Для выполнения расправ с советскими людьми германское командование создало в составе войск специальные военно-полицейские части, различного рода зондеркоманды, в которые зачислялись самые отъявленные негодяи и убийцы.

Так, во время наступления на Москву гитлеровцы сформировали с специальную зондеркоманду «Москва». Ей была поставлена задача – после захвата стилицы осуществлять массовые убийства москвичей. Гитлеровцы убивали по 500 человек каждый день. Захваченные в плен, большей частью раненые, красноармейцы подвергались со стороны германского военного командования зверским пыткам, истязаниям и убийствам. Пленных красноармейцев пытали раскаленным железом, выкалывали им глаза, отрезали ноги, руки, уши, носы, отрубали пальцы на руках, вспарывали животы, привязывали к танкам и разрывали на части. Среди солдат и офицеров гитлеровской армии процветало мародерство. С наступлением зимних холодов оно стало принимать массовый характер. Гитлеровские солдаты не только сдирали теплую одежду и обувь с убитых советских бойцов, но и снимали валенки, сапоги, носки фуфайки, телогрейки ушанки с раненых бойцов, раздевая их догола и надевая на себя все, включая теплые женские вещи, снятые с раненых и убитых медицинских сестер.

Пленных красноармейцев морили голодом, по неделям оставляя без пищи или выдавали ничтожные порции гнилого хлеба или гнилой картошки. Не давая советским военнопленным пищи, гитлеровцы заставляли их рыться в помойках и разыскивать там остатки пищи, выброшенной германскими солдатами или бросали им трупы дохлых лошадей. Вопиющая по своей средневековой жестокости расправа над советскими военнопленными произошла в небольшом венгерском селении Веребе. Фашисты заняли село, захватили в плен жителей, привели их в кузницу и стали пытать - вырывали клещами ногти, ломали ребра, жгли каленым железом. А потом поочередно подтаскивали к наковальне, клали на нее голову своей жертвы и разбивали череп кувалдой.

В длинной цепи преступлений немецко-фашистские оккупантов особое место занимает использование советских людей на принудительных работах и угон в Германию на рабско-крепостнический труд. Чудовищный план возрождения рабства осуществлялся гитлеровцами с исключительной жестокостью на всей оккупированной территории. Проводя в жизнь свою бесчеловечную программу рабовладения, гитлеровские захватчики установили для советских людей режим каторжного, подневольного труда, сопровождаемого издевательствами и истязаниями. Для осуществления чудовищной рабовладельческой программы был создан огромный чиновничий аппарат. На захваченной гитлеровцами советской земле не было буквально ни одного города, ни одного населенного пункта, из которого немецко-фашистские разбойники не угнали бы в рабство значительную часть населения, составлявшую в некоторых крупных городах десятки тысяч мужчин, женщин, подростков, детей. Немецко-фашистские власти из месяца в месяц охватывали своей насильной «вербовкой» все новые категории людей и в некоторых пунктах, особенно при отступлении, уводили с собой для отправки в глубокий германский тыл поголовно все население, способное передвигаться. Если ранее агенты гитлеровских работорговцев стремились отбирать лишь физически наиболее здоровых и выносливых, в возрасте преимущественно от 15 до 45 лет, то со временем стали отправлять даже больных, инвалидов, причем возраст порабощенных колебался уже между 12 и 60 годами.

С присущей гитлеровцам жестокостью они разбивали при уводе в рабство семьи, разлучали родителей и детей, жен и мужей, братьев и сестер. Целые города и районы обезлюдели в результате систематического истребления советских людей, угона их в фашистское рабство. Угоняя советских людей в немецкую неволю, гитлеровцы учиняли кровавые репрессии против граждан, пытавшихся спастись от охотившихся за ними работорговцев. Для сотен тысяч людей, угнанных в Германию, гитлеровцы установили бесчеловечные условия каторжного труда, такие, как в худшие времена рабовладения. Людей лишали имени, их называли по номерам. Представители восточных народов получали специальные опознавательные признаки, указывающие на их национальную принадлежность. Для советских людей был установлен голодный режим. Фашисты организовали куплю-продажу превращенных в рабов советских людей. За небольшую плату, не превышающую 10-15 марок за человека, каждый немец мог приобрести себе раба. В Германии были учреждены невольничьи рынки.

В своей лютой ненависти к советскому народу и его культуре немецкие захватчики уничтожали произведения культуры и искусства, исторические и культурные памятники, иконы и больницы, клубы и театры. Уничтожение и осквернение памятников, культурных учреждений на советской территории являлось составной частью чудовищного плана, имеющего целью ликвидацию русской национальной культуры и культуры народов СССР. Гитлеровцы разграбили и разорили пушкинскую усадьбу в Михайловском, Сожгли дом-музей Пушкина в поселке Полотняный завод. В Калуге они уничтожили экспонаты дома-музея, в котором жил и творил знаменитый русский ученый К.Э. Циолковский. По портретам Циолковского гитлеровские вандалы вели стрельбу. Ценнейшие модели дирижаблей и приборы были разбиты. В одной из комнат музея был устроен курятник. С таким же остервенением гитлеровцы громили культурные ценности и исторические памятники на Украине, в Белоруссии, всюду, куда ступала их нога. Оккупанты разрушили Белорусскую академию наук с хранившейся в ней редчайшей коллекцией исторических документов и книг, уничтожили сотни школ, клубов, театров.

Стремясь установить на всей территории Европы свой «новый порядок» правительство фашистской Германии при поддержке Италии имело в своих руках сильную террористическую машину. Массовые аресты, пытки, расстрелы - всем этим сопровождалось «победоносное» шествие фашистов по Европе. После поражения гитлеровской Германии главные фашистские преступники были преданы суду Международного военного трибунала. Приговор установил что, агрессивная война является преступным актом, а виновники развязывания и ведения войны подлежат уголовной ответственности.

Нацизм отличается ненавистью к другим народам, стремлением к расовому величию, и уничтожению неугодных народов.

 

Задание 2

 

Прочитайте материал Рудольфа Аугштайна «Коммунисты и остальные немцы», написанный после смерти Эриха Апеля, прокомментируйте его.

Эрих Апель — политический деятель, председатель плановой экономической комис­сии, разрабатывавшей и проводившей «Новую экономическую систему планирования и руководства» (НЭС), предложенную одним из руководителей ГДР Вальтером Ульбрихом в 1963 году. Программа была направлена на внедрение в экономику ГДР элементов рыночной экономики. Не получив поддержки у Брежнева, Ульбрихт начал резко критиконать Апеля за неудачи НЭС, хотя эти неудачи были следствием недопоставок сырья из СССР. Вскоре после этого Апель был найден застреленным в своем кабинете. До сих пор неизвестно, было ли это самоубийство или политический заказ.

Рудольф Аугштайн


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!