Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Задания для самостоятельной работы и последующего анализа. Написать реферат по изучаемой теме «Возникновение и развитие телевидения в ХХ веке»



Задание 1

 

Написать реферат по изучаемой теме «Возникновение и развитие телевидения в ХХ веке».

Примечание:

1. Темы рефератов студентам предлагаются в начале курса «История зарубежной журналистики».

2. Темы рефератов предлагаются по теме курса: «Возникновение и развитие телевидения в ХХ веке».

3. Задание дается на выбор студента.

Задание:

Подготовьте реферат и выступление-рассказ на следующие темы (по выбору студента):

 

1. Технические изобретения, обеспечившие появление телевидения.

2. Развитие телевидения в 20-50-е годы ХХ века.

3. Телевидение последней трети ХХ века.

4. Основные модели телевидения конца ХХ века: коммерческое, общественное; государственное.

5. Тенденции развития телевидения конца ХХ - начала ХХI века.

6. Процесс дерегулирования вещания в конце ХХ века.

7. Развитие спутникового телевидения.

8. Современные технологии массовых коммуникаций на службе телевидения.

Критерии оценки:

 

Оценка знаний студентов проводится по следующим критериям:

 

- оценка «зачтено» выставляется студенту, если он исчерпывающе, последовательно, чётко и логически стройно излагает материал по выбранной теме в реферате; умеет приводить примеры, подтверждающие авторскую мысль; владеет разными навыками и приёмами работы с текстом; умеет использовать риторические средства выражения; правильно обосновывает свою позицию и убедительно аргументирует свою точку зрения, приводя различные примеры;

- оценка «не зачтено» выставляется студенту, если он не может исчерпывающе, последовательно, чётко, логически стройно изложить материал по выбранной теме в реферате; не умеет приводить примеры, подтверждающие авторскую мысль; недостаточно владеет различными навыками и приёмами работы с текстом; не умеет использовать риторические средства выражения; не может правильно обосновать свою позицию и убедительно аргументировать свою точку зрения, приводя различные примеры.

 

Задание 2

Прочитайте материал из учебного пособия С.А. Михайлова (Михайлов С.А. История зарубежных СМИ. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А.. 2006. – 256 с.) и прокомментируйте его с точки зрения этапности развития телевидения.

 

 

Практически невозможно определить, кто же «изобрел телевидение». Возникновение этого вида СМИ стало плодом труда многих ученых, пред­ставителей разных стран.

 

С древнейших времен человек интересовался тенью, отбрасываемой предметами и животными. Иногда он считал ее живым существом, иногда играл с нею. Экраном могло служить что угодно: почва, отвесный склон, стена. Для того чтобы поиграть с тенью, не требуется особых технических устройств: достаточно сильного света. Мы с детства помним забавную игру с тенью - кто интереснее скопирует силует животного или предмета. Это - рудиментальный прообраз театра теней, существующего до настоящего вре­мени в странах Азии и Ближнего Востока. От проекции тени руки на имп­ровизированный экран до современного театра теней пролег немалый путь.



В наши дни театр теней – это особый вид театрального зрелища, в котором раскрывается с помощью динамичных кадров-картин, спроецированных на экране плоскими фигурками из картона, кожи или особых цветныx пленок. Этими фигурками артисты управляют с помощью палочек, прикрепленных к сочленениям кукол (иногда используются марионетки, т.е. куклы, управляемые с помощью нитей).

Короче говоря, театр теней соединил в себе древние игры с тенью и достижения кукольного театра (уже в Древнем Египте в XVI в. до н. э. испол­нялись мистерии об Осирисе и Исиде). Но он практически погиб с появле­нием кинематографа. Правда, и сегодня в ряде стран существуют театры теней. Так, до сих пор в Индии и Индонезии представления бродячих ку­кольников собирают огромные аудитории. Причем в репертуаре- образы индийского классического эпоса «Рамаяна» и «Махабхарата». Один из первейших в мире театров теней - индонезийский. Представление ведет Один человек, рассказывающий в сопровождении оркестра о событиях, развертывающихся на экране.

Следующим этапом в освоении экрана можно считать появление ки­нематографа. В 1895 г. братья Люмьер продемонстрировали первый сюжет, отснятый изобретенной ими кинокамерой. Началась эра кинематографа. Всю историю кино можно условно разбить на четыре периода.



Первый период охватывает промежуток времени от изобретения кине­матографа до окончания Первой мировой войны (1895-1918 гг.). Уже в эти годы кинематография получает распространение во всем мире. Возникнув как технический аттракцион - «живая фотография» - она вскоре раздели­лась на художественную, хроникальную и научно-популярную.

Действие снималось большими кусками, соединявшимися друг с дру­гом надписями, которые объясняли фильм. Как правило, киноаппарат сни­мал с одной точки, рисуя изображение в общесредних планах. При этом охватывалось пространство, приблизительно равное сценической площад­ке. Актеры пользовались техникой театрального исполнения, но отсутствие звука восполняли подчеркнутой мимикой. Лишь с 1908 г. началось освоение собственных средств кино (крупный план, монтаж, объемные декорации, комбинированные съемки и т.д.).

Второй период - это 20-е годы, когда немое кино сформировалось как самостоятельное искусство.

Третий период охватывает 30-е - первую половину 40-х годов. Освое­ние звукового кино обусловило изменение художественной природы ки­нематографии. Звучащее слово сблизило кино с литературой и театром, со­здало условия для более глубокого исследования человеческих характеров средствами кинематографии. Когда «великий немой» заговорил, то появилась необходитмость пересмотреть подходы к изобразительному и монтажному решениям фильмов.

Четвертый, современный период развития кинематографии начался и pa.зных странах и разное время, преимущественно во второй половине 40-х – первой половине 50-х годов. Он характерен успехами национальной кинематографии, и том числе в ряде стран Азии и Африки, обретших независимость в результате крушения мировой системы колониализма.

Возникновение и распространение нового средства массовой инфор­мации телевидения стимулировало освоение техники цветного, широко экранного, широкоформатного и стереокино, но одновременно привело и к резкому сокращению в ряде стран выпуска фильмов.

Телевидение прошло большой путь от опытного малострочного меха­нического до современного электронного; от передачи черно-белых непод­вижных изображений до цветных стереоизображений со звуком; открыты подступы к созданию голографического телевидения, стали возможными такие неожиданные и недоступные ранее возможности, как мультимедиа, компьютерная анимация, стереотелевидение. Но это далеко не возможности. То, что обычно ускользает от взгляда телезрителя, не менее впечатляюще. Так, сейчас ведутся работы по восстановлению старых кинолент и обогащению их палитры цветом. Произошли изменения в видеоряде телевизионных программ. Шире стал использоваться прямой эфир, что делает зрителей зачастую не только свидетелями, но и участниками событий.

Особую роль в развитии массовых коммуникаций сыграли видеомаг­нитофоны и видеопроигрыватели. Цифровая запись изображения, видеодиски, лазерное воспроизведение изображения и звука стали широко при­меняться в промышленности и в быту. При кажущейся однотипности видеотехники новинки домашних видеомагнитофонов и видеоплейером серьезно отличаются по уровню качества и комфорта. Так, один из главных секретов новой модели — новейшая и весьма удачная цифровая система удаления помех в видеоизображении, позволяющая получить безуко­ризненную картинку на экране. Эта технология значительно улучшает качество воспроизведения старых пленок. Система цифрового подавления шумов, встроенная в видеомагнитофон «люкс», автоматически убирает с пленки все дефекты: «эффект снега» — черные и белые точки на экране, неравномерную яркость, размытость цветовых тонов и др. Цифровая за­пись и воспроизведение с DVD-дисков позволили еще выше поднять качествo изображения и звука на домашних телевизорах и видеосистемах.

Кабельное телевидение сделало изображение более качественным; спутниковое вещание сократило для нас расстояния. Особое распространение получили сети кабельного телевидения. Сейчас примерно половина американских семей являются подписчиками каналов кабельного телеви­дения, которое может вести трансляцию по сотням каналов. Кабельное телевидение в ряде стран приобрело новое качество: коаксиальный кабель используется для передачи видеоизображения, предоставления услуг те­лефонной связи, телешопинга и т.д. На Тайване, например, предоставляет­ся такая услуга, как караоке по кабелю. Когда коаксиальный кабель связывает множество абонентов в единую сеть, он превращается в совершенно новый вид коммуникации. В ряде стран (например, в Японии, США, Вели­кобритании, Швеции и других странах) внедряется цифровое телевидение как кабельное, так и эфирное.

Внедрение новейших технических достижений позволило приступить к реализации так называемого «программируемого» (или интерактивного) телевидения. Это осуществляется следующим образом. Абонент телеканала при помощи компьютера связывается с телецентром и заказывает себе на определенное время ту или иную передачу. Скажем, новости, кинофильм или что другое. В строгом соответствии с заявкой зрителя его телеприемник или компьютер продемонстрирует заказанную передачу, а то и полностью сформированную по желанию абонента программу. Интерактивное телевидение позволяет зрителю не только смотреть, что хочется, но и активно вторгаться и передаваемый ему на экран сюжет. По желанию зрителей, связавшихся при помощи компьютера или обычного телефона со студией, могут быть изменены отдельные эпизоды, развязка, а то и целиком и сюжет передачи. Короче говоря, зритель вторгается в производство информационного продукта. Конечно, в ряде случаев это имеет и отрицательные социаальные последствия. Так, становится возможным тотальный контроль за привычками и образом жизни телезрителей. В 1997 г. Федеральная комиссия связи США приняла решение о постепенном переходе к стандартам цифрового телевидения. Цифровое телевидение позволяет значительно улучшить качество изображения на экранах телевизоров, увели­чить количество каналов при тех же мощностях вещания.

Но если спор между цифровым и аналоговым телевидением завершился и пользу цифрового, то другой старый спор, что лучше — компьютер или телевизор — разгорелся с новой силой. Тем более, что в этот спор включились очень большие деньги. Коротко о сути спора. Современный мульти­медийный компьютер позволяет принимать радио- и телепередачи, воспроизводить записи. Причем качество звука и изображения значительно выше, чем у телеприемников. Но стоимость телевизора много меньше, чем даже простого компьютера. И массовый потребитель пока отдает предпочтение телевизору, тем более, что появилось множество различных приставок, позволяющих обычному телеприемнику выполнять некоторые функции пер­сонального компьютера. Последние наработки в области дальнейшего совершенствования компьютеров позволяют надеяться на резкое увеличение качества всех параметров при быстром снижении цен розничной и оптовой продажи. Это говорит в пользу компьютеров. Тем более, что компью­терная сетевая отрасль, включая Интернет, вторглась в совершенно новую для себя сферу: мир голосовой связи.

 

Итак, компьютеры. Еще совсем недавно их называли электронно-вычислительными машинами, отдавая тем самым дань уважения их предше­ственникам.

Сейчас мы живем в такой период, когда на пятки телевидению уже на­ступают компьютерные сети. Именно их многие футурологи считают ос­новным средством массовой информации наступающего тысячелетия.

В наши годы идет безуспешный спор о приоритете в создании прооб­раза и самих первых таких машин.

История создания первых вычислительных машин, широко известных и современном мире, насчитывает столетия. Исторически перными ноявились «цифровые вычислительные устройства» - это всем известные счеты и их разновидности. В XVII в. французским ученым Б. Паскалем, а позднее немецким математиком Г. В. Лейбницем были построены первые цифро­вые вычислительные машины. Первой пригодной для практического при­менения вычислительной машиной стал арифмометр Томаса де Кольмарл (1820 г.), а в 1874 г. был создан получивший широкое распространение арифмометр В. Т. Однера. Идея создания универсальной цифровой вычис­лительной машины принадлежит профессору Кембриджского университета Ч. Бэббиджу, который еще в 1833 г. разработал проект вычислительной машины, по своему устройству близкой к современной. Но тогда не суще­ствовало технических возможностей для реализации проекта, да к тому же этот проект опережал запросы времени.

Немцы утверждают, что электронно-механическую счетно-решающую машину создал Конрад Цузе еще перед тем, как началась Вторая мировая война. Болгары убеждены, что об этом устройстве никто и не слышал до 1941 г., когда подобную машину изготовил их соотечественник Джон Атанасов. На Британских островах рассекретили архивные материалы, соглас­но которым еще в 1943 г. английские ученые создали компьютер, который весьма эффективно помогал «раскалывать» германские военные коды и быть в курсе переговоров высшего гитлеровского руководства. После окон­чания войны все эти машины и техническая документация были якобы уничтожены по указанию премьер-министра У. Черчилля.

Вычислительная машина с программным управлением на электро­магнитных реле «MAPK-I» была построена в 1944 г. в США, а в 1946 г. там же была создана электронная машина «ЭНИАК». Но есть, хоть и не бесспорные, но иные данные.

Еще в самом начале XX в. недалеко от острова Крит в Средиземном море рыбаки выловили обломки древнего судна. Как определили ученые, затонуло оно около двух тысяч лет назад. Особых ценностей поднять не удалось, однако среди обломков обнаружили необыкновенный предмет ящичек с колесиками неизвестного назначения. Чтобы раскрыть тайну странной находки, ученые-энтузиасты без устали трудились полсотни лет, пока не сошлись во мнении, которое сегодня потрясло бы планету, прокатившись суперсенсацией по городам и весям, странам и континентам. А именно: таинственный предмет является чем-то вроде механического компьютера! Эксперты считают, что с помощью этою прибора, изго­товленного на острове Родос приблизительно в 87 г. до н.э. праученые определяли время восхода и захода Солнца, фаны Луны, даты весеннего и осеннего равноденствия, что имело огромное значение для античного сельского хозяйства.

В «компьютере» два десятка хорошо обработанных зубчатых колеси­ков, соединенных в зубчатую передачу, дифференциальная передача, не­сколько кнопочек, рычажки и полустершиеся изображения-символы. Дея­телей науки особенно потрясло наличие дифференциальной передачи: ведь они были уверены, что она появилась почти на две тысячи лет позже. Древ­ние механики всех опередили и на примитивных станках могли вытачи­вать столь сложные детали.

Мы с умилением вспоминаем те дни, когда о вычислительной технике говорили, приводя в качестве достоинства ее габариты. Микроэлектроника позволила создать компьютеры, при малых размерах выполняющие слож­нейшие задачи в короткий срок.

В повестке дня - широкое внедрение нейрокомпьютеров и биоком­пьютеров, которые во много раз расширяют возможности применения вы­числительной техники.

Мы стоим на пороге новых открытий и изобретений в области вы­числительной техники. Объединенные в глобальные компьютерные сети, наши персональные вычислительные машины позволяют решать задачи, которые даже не снились нашим предкам. Именно с их помощью создана глобальная информационная инфраструктура, именно с их помощью раз­витые страны переходят к так называемой «сетевой экономике».

Мировая экранная цивилизация в наши дни — это, прежде всего, те­левидение и компьютерные сети. В условиях глобального информа­ционного пространства совершенно по-новому мы воспринимаем распро­странение информации и социальные последствия внедрения новейшей техники в технологию массовых коммуникационных процессов.

Наиболее сильная в информационном плане страна обладает целым ря­дом преимуществ по сравнению с другими в отстаивании своих нацио­нальных интересов в любой точке земного шара.

В США компьютерный сетевой сектордает 10-15 % дохода от теле­коммуникаций страны (это приблизительно 250 млрд. долларов). Пока это только начало, но уже сегодня голос по Интернету рассматривается как один из наиболее перспективных рынков следующего десятилетия. В качестве технического обеспечения этой идеи был разработан шлюз для передачи голоса по компьютерным сетям. Это устройство оцифровывает, сжимает и помещает голос в так называемые «IP-пакеты» для передачи по сетям Интернет-Интранет-Экстранет. Многие эксперты оценивали рынок шлюзов для передачи голоса в 1,8 млрд долларов в 2001 году, а рынок телефонного оборудования — в 7,5 млрд долларов. Совместно эти технологии смогут принести около 90 млрд. долларов для тех, кто займется предоставлением услуг по передаче голоса по компьютерным сетям.

 

Уже сейчас компьютерные сети охватывают весь мир, и есть реаль­ная возможность для пользователя получить нужную информацию выб­ранного вами агентства или источника из любой страны, из любой точки земного шара.

Вторжение научно-технического прогресса в журналистику и издатель­ское дело привело к необратимым последствиям, глубину и значение кото­рых трудно переоценить. Широкое внедрение электронно-вычислительной техники, трансграничная передача данных, формирование глобальной ком­пьютерной сети — все это и многое другое предопределяет новую техноло­гию журналистского труда, новые тенденции сбора, анализа и распростра­нения информации. Для примера возьмем американскую базу данных НЕКСИС, обслуживающую банки, коммерческие предприятия и журналистов. Она содержит полные тексты 8 млн. статей из 125 газет, журналов и других источников. Ее журналистские файлы включают в себя тексты статей, публиковавшихся на страницах четырех основных ежедневных газет США, текущие обзоры российской прессы и сообщения телеграфных агентств Соединенных Штатов, Великобритании, Японии, Китая. Эти фай­лы еженедельно пополняются примерно сорока тысячами статей.

Глобализация информационного пространства имеет и ряд социаль­но-политических последствий. Давно ли мы приветствовали так называе­мый новый информационный порядок? Собравшиеся в 1976 г. главы государств и правительств неприсоединившихся стран высказались за расширение сотрудничества и укрепление международной безопасности, создание национальных и региональных систем подготовки журналистов, развитие обмена между неприсоединившимися странами в целях повышения доли их участия и международном обмене информацией, ограниченно дельности печатных монополии. Казалось бы, ничего необычного. Про­ращивающиеся страны озабочены положением, при котором они от­теснены на задворки информационной среды, и вынуждены довольствоваться теми крохами информации, которые передают им мировые агентства.

В связи с изменениями на международной арене, произошедшими в 1980-х гг., ЮНЕСКО был выработан новый подход к средствам массовой информации, который соответствует потребностям современного устрой­ства мира и новых демократических государств. В ноябре 1989 г. на сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была единогласно принята «новая стратегия коммуникации», цель которой состоит в «обеспечении свобод­ного потока информации на международном, а также национальных уровнях и ее более широкого и сбалансированного распространения без каких-либо препятствий свободе слова». ЮНЕСКО активно поддерживает действия межправительственных и неправительственных организаций, занимающихся защитой основных свобод: свободы слова и свободы печа­ти. В 1990 г. при ЮНЕСКО был создан Сектор культуры и коммуникации, который начал работу над 42 проектами для развивающихся стран, среди которых профессиональная подготовка журналистов, помощь молодым де­мократиям в создании собственных программ, выпуске газет и журналов. «Новая стратегия коммуникации» состоит в увеличении объема коммуни­кации в демократических и развивающихся странах.

В связи с нарождающейся «эрой мультимедиа» ЮНЕСКО предостав­ляет международному сообществу арену, где могут быть опробованы воз­можности и действенность новых средств коммуникации и новых инфор­мационных технологий. Цели, которые ставит при этом ЮНЕСКО в области дистанционного обучения и непрерывного образования, очень высоки: образование и воспитание в духе ненасилия, терпимости, уважения прав человека и международного взаимопонимания. ЮНЕСКО и Меж­дународный союз электросвязи провели изучение телекоммуникационных тарифов — важного фактора в организации свободного обмена информа­цией, т.к. в случае высоких тарифов современные информационные супер­магистрали могут оказаться заблокированными.

Развал Советского Союза и всей системы социализма привели в движение механизм перестройки информационных отношений. Информация стала товаром со всеми вытекающими отсюда последствиями. Начался резкий поворот от поддержки «нового международного информационного и ком­муникационного порядка» к концепции «свободного потока информации».

Это, в свою очередь, привело к активной экспансии мощных информа­ционных монополий стран Запада и США в развивающиеся страны, страны Восточной и Центральной Европы, в бывшие республики СССР. Информа­ционная экспансия имеет разные формы в зависимости от политико-эконо­мической ситуации и особенностей страны. Первыми на прилавках киосков появились крупные издания Запада. Затем на телеэкранах замелькали за­морские кадры. Правда, по-разному и в различных объемах.

Среди социальных последствий анализируемых процессов необходи­мо взять во внимание и такой. Радио и телевидение, газеты и журналы мо­гут либо до предела политизировать население и сделать его послушно-покорным воле ведущих политических деятелей, либо увести в царство грез, мечтаний, оторвав от жизненно важных и насущных забот. В этих услових этика журналиста из зрительно-абстрактной категории перешла в плоскость коммуникационных процессом.

Система Интернет была создана в США в 1969 г. под названием АРПАНЕТ (ARPANET) специалистами Агентства министерства обороны США по просчетам в области передовых исследований (Advanced Research Project Agency), которые соединили вместе четыре компьютера, чтобы продемонстрирован, возможность создания широкой компьютерной сети.

Интернет и другие новейшие технологии позволяют оказывать информационное воздействие на реципиентов независимо от их удаленности от источника распространения информации. Сочетание глобальной информации и «регионального интереса» делает выступления СМИ более действенными и эффективными с точки зрения формирования общественного мнения и манипулирования им. Поэтому весьма актуальной становится проблема информационной безопасности, чрезмерная забота о которой иногда приводит к осознанному изоляционизму: некоторые фирмы предпочитают не подключаться к Интернету, боясь вторжения хакеров.

Развитие радио, телевидения, компьютерных сетей делает мир единым, как выражался М. Маклюэн, «мировой деревней». Социальные последствия глобализации информационного пространства дают о себе знать буквально в каждой избе этой самой мировой деревни.

Задание 3

Подготовиться к проведению коллоквиума по теме: «Возникновение и развитие телевидения в ХХ веке».

Занятие рассчитано на 2 часа.

 

Примечание:

1. Студентам предлагаются задания, помогающие определиться со своей позицией.

3. Задания предлагаются студентам заранее, в начале работы над темой.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!