Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Развитие спутникового телевидения



Запуск в июле 1962 г. коммуникационного спутника Teistar, разработанного американской корпорацией АТТ, открыл эру космического телевидения: благодаря ему стали возможны прямые телетрансляции между США и Европой. Развитие спутникового вещания в международном масштабе потребовало объединения усилий и средств различных государств мира. В 1960-е – 1970-е годы формируются международные организации спутниковой связи, обеспечивающие вывод на орбиту коммуникационных спутников и их эксплуатацию, а также предоставление в аренду каналов космической связи вещательным организациям тех стран, которые не имели необходимых для этого технологий. Так были образованы Intelsat – международный консорциум при участии 106 стран, находящийся под контролем корпорации «Комсат», близкой к правительству США, Eutelsat – организация европейской космической связи, объединившая коммуникационные ведомства 40 стран Европы и соседних с ней регионов, а также Интерспутник – учрежденная в 1973 г. организация, обеспечивавшая спутниковые коммуникации 14 стран советского блока.

На заре развития космического телевидения для приема передач со спутников связи требовались громоздкие и дорогостоящие наземные комплексы. Чтобы телевизионная «картинка», переданная из космоса, появилась на экране домашнего телевизора, сигнал со слабомощного спутникового передатчика принимался наземным комплексом, а затем ретранслировался по каналу эфирного ТВ или кабельной телесети. Громоздкость, дороговизна и ненадежность первых систем космического ТВ объясняют их ограниченное использование: так, в 1965 г, по линии Intelsat были проведены прямые телевизионные трансляции общей продолжительностью всего лишь 80 часов.

В результате технического усовершенствования коммуникационных спутников, существенного увеличения мощности генерируемого ими сигнала и изобретения в середине 1970-х годов американским инженером Т. Хауардом компактного приемного устройства, которое позволило принимать телепередачи со спутников, были созданы предпосылки для обеспечения просмотра программ космического ТВ индивидуальными пользователями. Но широкое распространение непосредственного доступа к космическому ТВ сдерживалось из-за технического несовершенства первых индивидуальных приемных устройств и их высокой стоимости. К тому же для применения наземной приемной станции требовалось получить специальное разрешение Федеральной Комиссии по коммуникациям и пройти сложную процедуру оформления. Вследствие этого в 1980 г. в США в индивидуальном пользовании находилось лишь около двух тысяч индивидуальных спутниковых приемных устройств стоимостью до 10 тыс. долл. каждое.



С середины 1980-х годов начинается период массового распространения непосредственного спутникового телевизионного вещания, не требующего постройки дорогостоящих наземных приемных комплексов и позволяющего принимать сигнал на небольшие и недорогие индивидуальные приемные устройства, оснащенные параболическими антеннами – «тарелками». В 1984 г. ограничение на использование этого оборудование было снято, и уже в следующем году в США ежемесячно устанавливалось до 60 тыс. индивидуальных приемных устройств. В течение нескольких лет населению было продано 2,5 млн. приемных станций. Массовое производство усовершенствованных устройств по приему спутниковых телепередач позволило сделать их более компактными и дешевыми: средняя цена одного комплекта составляла в середине 1980-х годов уже примерно 2500 дол. – и затем неуклонно снижалась.

Быстрыми темпами шло формирование массовой аудитории непосредственного спутникового ТВ. В 1990-е годы прямой доступ к космическому телевидению имели уже миллионы американцев и европейцев. Так, в Европе к концу десятилетия свыше 10 млн. семей были обладателями индивидуальных приемных спутниковых устройств, лидерами же по их распространению стали Германия и Великобритания. Аудитория спутниковых каналов непрерывно расширялась также за счет телезрителей, получавших программы космического ТВ в трансляции по кабельным сетям и эфирным каналам.

CNN International – глобальная служба теленовостей.Первоначально телекомпания Cable News Network (CNN), созданная американским бизнесменом Тэдом Тернером в 1980 г., вела спутниковые передачи, предназначенные для транслирования по кабельным сетям США. Вплоть до 1985 г., ставшего переломным в истории телекомпании (когда CNN превратилась из убыточной в прибыльную службу новостей), передачи адресовались преимущественно американской аудитории. С началом вещания на Европу в сентябре этого года разворачивается инфраструктура CNN International как службы телевизионных новостей с глобальным масштабом деятельности.



К 1985 г. CNN располагала девятью корпунктами на территории США и зарубежными бюро в Риме, Лондоне, Каире, Иерусалиме, Найроби, Франкфурте-на-Майне и Москве. На следующий год количество бюро увеличилось до 18, а в 1991 г. достигло 29. В 1989 г. было начато вещание на Западную Европу через спутник Intelsat в формате PAL. Первоначально передачи принимались в штаб-квартирах крупных европейских телекомпаний и в диспетчерских студиях кабельных сетей, а также в 1550 международных отелях люкс во многих странах мира. Благодаря использованию коммуникационных возможностей советского спутника связи CNN расширила зону приема своих передач, ее программы в конце 1980-х годов распространялись на 89 государств мира. Передачи CNN стали доступными в странах Африки, Ближнего Востока, Индостана и Юго-Восточной Азии.

По сравнению с другими телекомпаниями, которые готовили один основной вечерний выпуск новостей, круглосуточная новостная служба CNN имела преимущества, которыми не располагали конкуренты. Особенно наглядно эти преимущества проявлялись в ходе освещения кризисных ситуаций мирового значения в форме прямого репортажа с места событий. В таких случаях происходящее отражается от начала и до конца в режиме реального времени (примером может служить освещение бомбардировок иракской столицы в 1991 г. или октябрьских событий 1993 г. в Москве). Оснащенные компактным спутниковым приемно-передающим оборудованием, мобильные репортерские группы CNN обычно передают с места событий телевизионную «картинку» с нескольких камер, что позволяет сформировать впечатление полноты отображения разворачивающихся драматичных процессов. Манера освещения событий, применяемая репортерами CNN, создает у телезрителя эффект особой достоверности репортажа: происходящее почти не комментируется, отсутствуют обобщения, превалирует четкий подробный отчет о том, что происходит в зоне видимости телекамер. Не случайно, что после начала прямых репортажей из Ирака, организованных CNN во время войны в Персидском заливе (1991 г.), количество зрителей, постоянно смотрящих передачи этой телекомпании, возросло вдвое.

Успех концепции CNN как круглосуточной службы теленовостей побудил конкурентов применить аналогичные схемы при создании новостных каналов. В 1995 г. появился испаноязычный аналог CNN International – проект «Telenoticias», реализованный консорциумом испанских, испано-американских и латиноамериканских телекомпаний. В 1996 г. корпорация Р. Мердока «News Corp.» запустила в США канал Fox News, передающий новости 24 часа в сутки. Корпорациям «Майкрософт» и NBC принадлежит еще один круглосуточный новостной кабельно-интернетный телевизионный канал – MSNBC, созданный в 1996 г.

Конкурентами CNN стали и многочисленные спутниковые службы новостей, образованные в разных регионах мира в 1990-е годы и в начале нового века. Появление служб новостей, конкурирующих с CNN не только в США и Европе, но и в других регионах мира, существенно осложнило положение компании – первопроходца в области глобального новостного космического ТВ. В 1997 г. передачи CNN смотрели в 170 млн. семей в 210 странах мира. Затем наблюдалось постепенное, но существенное сокращение зарубежной аудитории CNN International. И не только из-за усиления конкуренции с другими новостными службами, удорожания международного сбора информации и производства программ, нестабильности рынка рекламы, необходимости организации многоязычного вещания на разные регионы мира (с сентября 1997 г. CNN International вещает по пяти отдельным каналам, специализированным по региональной ориентации). Эти трудности испытали все компании – производители международных теленовостей. Потеря позиций произошла в значительной степени вследствие просчетов в управлении CNN, приведших к утрате ряда оригинальных наработок, определявших своеобразие ее программной политики – например, еженедельной передачи «Всемирный репортаж», которая состояла из видеоматериалов, предоставляемых телекомпаниями многих стран мира.

В последние годы телекомпания часто подвергалась критике в американской и мировой прессе. Ставится под сомнение роль CNN как глобальной информационной организации: несмотря на декларируемые попытки снизить долю новостей из США, телекомпания по-прежнему уделяет им преимущественное внимание, мировые же текущие события продолжают рассматриваться в основном с американской точки зрения и отображаются в американском стиле. Почитатели CNN International в разных странах мира были разочарованы тем, как телекомпания освещала в 2001 г. военную акцию США и их союзников против афганских талибов – впервые за многие годы ее съемочные группы не присутствовали непосредственно на месте кризисных событий мирового значения: вместо CNN прямые репортажи из Афганистана вел катарский спутниковый канал «Аль-Джазира» (JSC). Чтобы восстановить свое влияние и репутацию, особенно сильно пошатнувшиеся в ближневосточном регионе, CNN открыла новое бюро в арабском мире в дополнение к существовавшим ранее четырем корпунктам в Каире, Иерусалиме, Бейруте и Багдаде и создала мощный Интернет-сайт на арабском языке.

Новатор в области телевизионного бизнеса, основатель CNN Тэд Тернер, в 1996 г. продал свою телекомпанию концерну «Time Warner» (по мнению некоторых экспертов, эта продажа была вынужденной). После слияния в 2000 г. «Time Warner» с крупнейшим Интернет-провайдером – корпорацией AOL Тернер стал вице-президентом образовавшегося мегаконцерна, обладая немногим более трех процентов его акций. В последующие годы в прессе неоднократно появлялись сообщения, что он недоволен информационной политикой «AOL-Time Warner» и своей (во многом символической) ролью в его управлении. В начале 2003 г. Тернер принял решение оставить пост вице-президента этого концерна и фактически уйти из большого бизнеса.

Панъевропейская спутниковая телевизионная служба новостей Euro News.Возможность осуществлять трансграничное телевизионное космическое вещание открыла многообещающие перспективы выхода на общеевропейскую аудиторию, чему способствуют углубляющиеся процессы интеграции и расширения границ объединенной Европы. Сегодня Европейский Союз объединяет 15 стран с мощным экономическим потенциалом и общим населением численностью около 380 млн. чел., имеющим высокую покупательную способность. В очереди на принятие в ЕС стоят еще несколько государств со средним уровнем развития. В условиях сформировавшегося в странах ЕС единого емкого рынка, позволяющего обеспечить общеевропейские продажи товаров и услуг, космическое телевидение становится незаменимым средством трансграничной доставки коммерческой рекламы. Политическая же интеграция европейских стран, всестороннее сближение народов единой Европы диктуют необходимость создания наднациональных панъевропейских информационных институтов.

Одним из таких институтов стала многонациональная спутниковая служба теленовостей Euro News, начавшая вещание с 1 января 1993 г. В соответствии с евродирективой «Телевидение без границ» (1989) и европейской конвенцией о трансграничном телевещании, Euro News учреждалась с целью дать европейцам новостную службу, отражающую их общие заботы, интересы и перспективы, а также составляющую альтернативу американской CNN. Создание Euro News было предпринято по инициативе Европейского вещательного союза и при политической и финансовой поддержке руководящих структур ЕС. Многонациональный (но немногочисленный) журналистский коллектив Euro News был размещен в штаб-квартире в Лионе (Франция). Он укомплектован журналистами из телеорганизаций разных стран, входящих в Европейский вещательный союз.

Первоначально акционерами-совладельцами Euro News стали 12 общественных и государственных вещательных организаций – в основном принадлежащих средиземноморским государствам, включая Францию (каналы France-2 и France-З), Италию, Испанию, Грецию, Португалию, Кипр, Монако, а также Бельгию, Финляндию и Египет. Организации-учредители образовали консорциум, которому была выдана лицензия на вещание Euro News. Сегодня в консорциуме SECEMIE представлены уже 18 вещательных организаций Европы и Средиземноморья. В их число входят как основатели Euro News, к числу которых, помимо названных французских каналов, относятся СуВС (Кипр), ERT (Греция), ERTU (Египет), RAI (Италия), RTBF (Бельгия), RTF (Португалия),RTVE (Испания), TMC (Монако) и YLE (Финляндия), так и присоединявшие к ним позже партнеры – вещательные организации SSR-SRG (Швейцария), ERTT (Тунис), ENTV (Алжир), RTVSL (Словения), СТ (Чешская Республика), RTV (Румыния) и РТР (Россия).

На начальном этапе деятельности Euro News доходы от рекламы и спонсорства составляли примерно пятую часть от общей суммы бюджета, финансирование же из фондов, предоставленных по решению Европарламента, не покрывало потребности развития вещания. Экономические проблемы канала потребовали принятия мер, приведших к усилению коммерческих аспектов в его деятельности. В ноябре 1997 года коммерческая британская новостная телевизионная служба ITN купила у консорциума SECEMIE 49% акций Euro News. Основанная в 1955 г. как новостное подразделение группы британских коммерческих телекомпаний и превратившаяся впоследствии в самостоятельную организационную структуру, ITN является сегодня одним из ведущих поставщиков теленовостей для ТВ Великобритании и множества вещательных организаций в различных регионах планеты. В число собственников ITN входят как британские коммерческие медийные компании (Carlton Communications, Granada Group, Daily Mail & General Trust, United Business Media), так и второе по величине и значимости мировое информационное агентство Рейтер (Reuters). Хотя ITN превратилась в ведущего индивидуального владельца акций Euro News, остальные 51% акций по-прежнему удерживаются консорциумом SECEMIE.

В настоящее время прибыльность телепроизводства на Euro News обеспечена. Канал получает доход от продажи эфирного времени под рекламу и демонстрацию спонсорских видеофильмов, плату от кабельных операторов, транслирующих программы Euro News, доход от продажи лицензий на эфирную трансляцию своих передач, а также прибыль от контрактов совместного производства с ЕС.

Взаимозависимость России и других европейских стран в разных областях, включая сферы торговли и деловых связей, транспортных сообщений, туризма, политическое и дипломатическое партнерство РФ и ЕС диктуют необходимость совершенствования информационного взаимодействия между ними. Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК) вошла в число учредителей Euro News, приобретя 1,8% акций в консорциуме SECEMIE (в дальнейшем российская доля увеличилась до 16% акций). ВГТРК принадлежит право эфирной трансляции программ европейского новостного канала в России.

В октябре 2001 г. телезрители в Москве, а затем и некоторых других городах получили возможность регулярно смотреть программы Euro News. В настоящее время осуществляется эфирная трансляция Euro News с русскоязычным звуковым сопровождением – тогда как раньше эти передачи могли приниматься только в спутниковом варианте и не были адаптированы для русскоязычной аудитории. В России аудитория русскоязычной версии панъевропейской службы теленовостей составляет около 5 миллионов семей.

Множество кабельных и спутниковых каналов ретранслируют передачи Euro News в 39 странах большой Европы. Обладатели спутниковых приемных устройств могут смотреть новости Euro News на русском языке и других европейских языках круглосуточно по всему миру, поскольку вещание телеканала фактически приобрело глобальный масштаб, перешагнув за европейские границы. Сегодня передачи Euro News смотрят в 77 странах Европы, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки, начата их трансляция в Канаде и Нью-Йорке. Количество зрителей канала в последние годы непрерывно увеличивалось. В 2002 г. зрительская аудитория Euro News (113 миллионов семей) превысила численность зрителей CNN (95 миллионов).

Задуманная как европейская альтернатива американской CNN, Euro News широко использует видеоматериалы общественных телекомпаний стран Европы, полученные по каналам Евровидения, а также видеосюжеты, предоставленные телевизионными службами новостей и информационными агентствами, передает обзоры содержания крупнейших изданий европейской прессы. Применяются и оригинальные телематериалы, созданные журналистами Euro News для своей телекомпании. Панъевропейская направленность вещания Euro News подтверждается регулярным освещением деятельности руководящих органов ЕС, жизни и проблем объединенной Европы. Транслируемые через спутник программы Euro News сопровождаются звуковыми дорожками на нескольких европейских языках, в том числе на английском, французском, немецком, испанском, португальском, итальянском – а теперь и на русском языке. В штаб-квартире телекомпании в Лионе несколько национальных групп журналистов (включая российскую) готовят оперативные сценарии передач соответственно под каждый языковой вариант сопровождения видеоряда. Таким образом Euro News преодолевает языковые барьеры, неизбежно возникающие при организации вещания на многонациональную аудиторию и устраняет возможные нестыковки между изображением и его звуковым сопровождением. Схема компоновки программ с многоязычным сопровождением исключает возможность привлечения телеведущих, отсутствие которых придает программам Euro News некоторую обезличенность.

Регулярные выпуски новостей Euro News перемежаются с передачами журнального формата о политике, бизнесе, экологии, научно-технических достижениях, спорте, кино, модах – с упором на европейскую проблематику. В программе «Без комментариев», отличающейся высоким профессионализмом, предлагается видеообзор событий, лишенный текстового сопровождения. Отсутствие текста, комментирования отснятых событийных картин создает у зрителей эффект особой достоверности репортажа, личного присутствия на месте отображаемых событий, а умело произведенный отбор видеоряда и мастерский монтаж способствуют повышению экспрессивности демонстрируемых кадров.

Британские спутниковые службы теленовостей.Британские ве­щателей в лице Би-Би-Си и ITN не приняли участия в создание Euro News в 1993 г., не без оснований увидев в этой панъевропейской новостной телеслужбе потенциального конкурента. Британская вещательная корпорация начала регулярные спутниковые телепередачи на Европу еще в 1989 г. в рамках канала «ВВС TV Europe». А в 1991 г. в космическом эфире появилась новостная телевизионная служба Би-Би-Си, адресовавшая передачи азиатской и ближневосточной аудитории. С января 1995 г. служба, получившая наименование «ВВС World», приобрела новое важнейшее направление вещания – европейское, продолжая вести передачи для стран Азии и Ближнего Востока. А в ноябре следующего года начались трансляции «ВВС World» на Латинскую Америку и страны Карибского бассейна. После того, как редакция перешла в новую студию, оснащенную новейшим цифровым оборудованием, в конце 1990-х круглосуточное вещание распространилось и на Северную Америку. В 2002 г. передачи «ВВС World», объединившейся с Всемирной службой радиовещания Би-Би-Си в единое новостное подразделение, которое действует на коммерческих началах (за счет доходов от подписки и рекламы), принимали уже 222 млн. семей в более чем 200 странах мира.

Несмотря на некоторые различия в концепциях вещательной деятельности, в целом структура программ «ВВС World» сходна с программами Euro News – но при этом всемирный новостной телеканал Би-Би-Си больше тяготеет к формату обычного телевидения, предлагая изобилие документальных фильмов и тематических программ на темы бизнеса, спорта, новых технологий и пр. Новости являются ключевым элементом передач «ВВС World», однако Euro News или CNN в целом предлагают зрителям больший объем новостей. В отличие от панъевропейского новостного спутникового ТВ, на британском канале существенная часть передач готовится своими силами, а не компонуется из телематериалов, полученных от европейских вещательных организаций и информационных служб. В то время как многонациональная Euro News большое внимание уделяет международным проблемам и ЕС, в содержании вещания «ВВС World» велика доля передач, освещающих внутреннюю жизнь и внешнюю политику Великобритании, ее социальные, научно-технические и культурные достижения – хотя присутствует и значительная доля передач на общеевропейские темы.

В августе 2000 г. британская коммерческая служба теленовостей ITN – одна из ведущих в мире – начала вещание на круглосуточном новостном спутниковом канале «ITN News Channel». При подготовке передач канала используется информация, поступающая как из восьми корпунктов ITN в Соединенном Королевстве, так и из бюро в Вашингтоне, Москве, Иерусалиме, Пекине, Бангкоке и Иоганнесбурге. Хотя за первые два года существования этого новостного круглосуточного канала не была преодолена его убыточность, собственник тем не менее не перевел вещание «ITN News Channel» в платный режим, по-прежнему поддерживая открытую трансляцию передач со спутника Astra 28Е.

Германская спутниковая служба телевидения «Дойче Велле» («Deutsche Welle» – «Немецкая волна»).В числе национальных европейских телеорганизаций, не принявших непосредственного участия в создании Euro News, находились германские телекомпании Изначально поддержав идею учреждения панъевропейской новостной службы спутникового ТВ, общественные телеслужбы Германии в дальнейшем воздержались от прямого участия в формировании ее структур. Однако они участвуют в общеевропейском обмене телепрограммами, а подготовленные ими передачи транслируются через канал Euro News.

В 1990-е годы происходило становление Deutsche Welle – германского космического телевидения, адресованного главным образом европейскому зрителю, хотя передачи этого новостного канала транслируются также на другие регионы мира. Созданное в 1992 г. телевидение Deutsche Welle предлагало зарубежным зрителям новости и тематические передачи, последовательно чередуя выходящие в эфир разноязыкие выпуски. Программы продолжительностью два часа каждая поочередно выходили в эфир вначале на немецком и английском языках, затем к ним добавился выпуск на испанском.

Таким образом, в новом веке в Европе существует несколько основных центров новостного спутникового телевещания, конкурирующих между собой в борьбе за внимание европейской и мировой аудитории – многонациональный (Euro News), британские (ВВС World и ITN News Channel) и германский (Deutsche Welle). Крупными поставщиками международных теленовостей являются также телевизионные службы мировых информационных агентств – например, Рейтер.

Платное спутниковое ТВ в Европе. В настоящее время в мире действует большое количество телевизионных спутниковых систем, специализирующихся на многоканальном платном обслуживании абонентов. Развитие спутникового телевидения привлекло к нему внимание больших корпораций, которые сделали ставку на коммерческое использование его возможностей. В Англии именно коммерческие структуры первыми приступили к реализации масштабных проектов космического телевидения. В 1993 г. 15% британских телезрителей уже имели доступ к программам спутникового ТВ – либо через кабельные сети, либо через индивидуальное приемное устройство. А через пять лет к «небесному» телевидению были приобщены около 30% британских семей.

Наибольшей популярностью среди телезрителей Англии пользовалась созданная в 1989 г. крупнейшая платная британская спутниковая служба – BSkyB, основным владельцем которой стала корпорация Р. Мердока «News Corp.». Уже в середине 1990-х годов BSkyB обслуживала около 4 млн. британских абонентов, предлагая им 28 разнообразных спутниковых каналов, главным образом – развлекательных. Несмотря на появление конкурента – британской платной спутниковой службы ITV Digital, которая сумела привлечь около миллиона абонентов, BSkyB сохранила лидирующие позиции в этом секторе рынка: в 2002 г. она обслуживала более пяти миллионов подписчиков, предлагая им около 140 различных каналов.

В 1990-е годов возможности платного спутникового вещания на зарубежную аудиторию активно осваивает Британская вещательная корпорация. К концу 1990-х годов Би-Би-Си имела в своем распоряжении набор спутниковых служб телевещания, адресованных зарубежной аудитории, в том числе подразделение, осуществляющее вещание на Азию, ВВС America (вещание на США, организованное в сотрудничестве с компанией «Дискавери коммьюникейшн»), два канала документальных и научно-популярных программ для Латинской Америки. Платные и открытые международные каналы Би-Би-Си охватывают своими передачами в общей сложности 450 миллионов семей в разных частях света.

Спутниковое телевидение развивающихся стран.Одним из регионов мира, в наибольшей степени затронутых революционными изменениями в области спутникового телевидения, стали арабские страны. Курс на взаимное информационное сотрудничество арабских стран, на создание собственных коммуникационных систем, на быстрое внедрение новейших технологий связи и обработки информации позволил арабам в исторически кратчайшие сроки добиться впечатляющих успехов в области спутникового телевещания.

Арабские страны вступили в XXI век, имея в своем распоряжении большое количество каналов спутникового телевидения, передачи которого адресованы не только арабам, но и телезрителям многих других государств, включая Россию. В распоряжении большинства арабских государств находится от одного до нескольких спутниковых каналов, развивается коммерческое телевещание со спутников. На рубеже веков арабское космическое ТВ охватило своим вещанием фактически весь земной шар.

Динамичное становление нового коммуникационного сектора происходило на фоне существенного роста экономико-финансовых возможностей арабского мира и отразило его возрастающую роль в современной международной жизни. Арабские телекомпании активно осваивают возможности международного сотрудничества в развитии спутникового телевещания, применяя новейшие коммуникационные технологии. Немаловажное значение имел и взятый арабами курс на координацию действий и сотрудничество в информационной сфере. Еще в 1945 г. при создании Лиги арабских стран (ЛАС) в ее устав было внесено положение о необходимости информационного сотрудничества государств – членов этой организации. С середины 1960-х годов Лига оказывает содействие в активизации обмена информацией между арабскими странами и в учреждении коммуникационных систем при коллективном участии государств – членов Лиги.

Одной из таких систем стал Arabsat – организация арабского спутникового телевидения, идея создания которой была поддержана в 1967 г. совещанием министров культуры арабских стран в Тунисе. В апреле 1976 г. министры коммуникаций арабских стран подписали в Каире соглашение о создании под эгидой ЛАС Арабской системы спутниковых коммуникаций (Arabsat) как межгосударственной организации, обеспечивающей телевизионные трансляции, телефонные переговоры через спутники связи и стимулирующей развитие коммуникаций и информационных обменов между странами – членами ЛАС. Главными учредителями и основными акционерами Arabsat стали пять арабских стран: Саудовская Аравия, Ливия, Египет, Кувейт и ОАЭ. Благодаря созданию Arabsat начал преодолеваться западный монополизм в международных телевизионных обменах, отмеченный специалистами ЮНЕСКО в 1970-е – начале 1980-х годов. А вместе с ним – и парадоксальное положение, когда арабский телезритель видел события в соседних странах арабского же мира главным образом через объективы телекамер той или иной западной вещательной службы.

В августе 1985 г. вступила в действие система, состоящая из четырех коммуникационных спутников, принадлежащих Arabsat. В том же месяце через систему спутников Arabsat был начат межарабский обмен телевизионными программами. Arabsat создавался как передовая коммуникационная система, обеспечивающая непосредственное телевизионное вещание. Сигнал со спутников Arabsat распространяется на огромные территории в Средиземноморье, Азии, Европе, Африке и за пределами этих континентов.

Одним из пионеров спутникового телевидения в арабском мире является Египет. Именно в этой стране был создан первый арабский государственный канал ESC-1 (Egyptian Space Channel-1), ведущий постоянные телепередачи в космическом эфире. В сентябре 1990 г. Госкомитет по радиовещанию и телевидению Египта подписал соглашение с Arabsat об аренде спутникового канала связи. После трехмесячного периода пробных передач канал ESC-1 перешел в декабре 1990 г. в режим регулярного вещания. В 1991 г. был создан второй египетский спутниковый канал ESC-2, ведущий передачи на арабском, английском и французском языках.

Третий спутниковый канал Египта – Nile International – ведет регулярные передачи с 31 мая 1994 г. Канал назван именем Нила – великой реки, символа древней египетской цивилизации. Передачи (часть из которых ведется на английском и французском языках) адресованы зарубежной аудитории, включая иностранных туристов, находящихся на территории Египта. С ноября 1996 г. в космический эфир выходит цифровой канал Nile International. Он специализирован на трансляции драматических постановок, фильмов, сериалов и адресует свои передачи исключительно арабским зрителям, находящимся в разных странах мира.

Бурно развивается космическое ТВ и в странах Персидского залива. Так, в ОАЭ действуют четыре спутниковых канала. Именно в Эмиратах был создан в октябре 1992 г. первый в арабском мире канал круглосуточного вещания через спутники – Dubai, 70% передач которого транслировались на арабском языке, 30% – на английском. Этот канал, использующий самые современные коммуникационные технологии, быстро стал одной из наиболее авторитетных служб арабского космического телевидения. С декабря 1993 г. передачи канала принимаются на территории всей Европы. За влияние в спутниковом эфире борются также арабские телекомпании LBC (Ливан), Abu Dhabi (OAE), заметно активизировавшие свою деятельность в 2003 г., в канун войны в Ираке.

Небольшое арабское государство Катар известно своей высокопрофессиональной круглосуточной службой космического ТВ, которая выходит в эфир с 1 ноября 1996 г. под названием JSC (Al-Jazeera Satellite Channel) или «Аль-Джазира». Среди других арабских телевизионных организаций «Аль-Джазира» выделяется своей подчеркнутой беспристрастностью в освещении событий и проблем общественной и политической жизни. Канал стремится представлять в своих передачах независимую сбалансированную картину новостей, весь спектр мнений по освещаемым вопросам. Взяв за образец опыт британской корпорации Би-Би-Си, известной своей приверженностью концепции сбалансированности и беспристрастности в вещательной деятельности, сотрудники «Аль-Джазиры» работают под девизом «Ваше мнение – и мнение оппонента». На канале часто организуются дискуссии по различным проблемам, в ходе которых высказываются многообразные, иногда полярные, точки зрения (например, в телеэфире «Аль-Джазиры» высказывались и палестинские, и израильские лидеры). Для участия в дискуссиях приглашаются видные политики и общественные деятели, эксперты и журналисты. Передачи имеют интерактивный характер: зрители могут звонить в студию, высказывать свое мнение в прямом эфире, спорить с ведущими и участниками передач.

«Аль-Джазира» нередко критикует арабские режимы и их лидеров. Подобный характер передач далеко не всегда встречает понимание властей в регионе. Редакция канала получила в общей сложности около 400 официальных нот протеста, включая ноты от Израиля, а также от палестинского руководства – с обвинением в произраильской позиции. В ряде арабских стран «Аль-Джазира» запрещена. Тем не менее в настоящее время этот новостной телевизионный канал является самым высокорейтинговым на Ближнем Востоке. Его аудитория составляет около 40 млн. чел. – главным образом в арабских странах, а также в других государствах мира. Передачи «Аль-Джазиры», которые ведутся на арабском и английском языках, смотрят, в частности, 160 тыс. семей в США, располагающих индивидуальными приемными спутниковыми устройствами.

После событий 11 сентября 2002 г. деятельность «Аль-Джазиры» стала предметом оживленных международных дискуссий. Катарский канал был обвинен в антиамериканизме, в содействии Бен Ладену и исламскому терроризму – на том основании, что транслировал интервью с лидером «Аль-Каиды». Однако интервью с Бен Ладеном демонстрировала и CNN International. В феврале 2002 г. катарский спутниковый телеканал разорвал партнерские отношения с CNN, отметив в специальном заявлении, что американская телекомпания добыла незаконным путем и выпустила в эфир видеозапись интервью Бен Ладена, поступившую в редакцию «Аль-Джазиры» несколько месяцев назад. Сама катарская телекомпания воздержалась от публикации этого интервью, расценив его как не имеющее информационной ценности. После разрыва партнерских отношений с CNN «Аль-Джазира» подписала контракт о сотрудничестве с Би-Би-Си. Катарский канал сыграл большую роль в освещении войны США и Великобритании против Ирака в 2003 г.

В последние годы в Западной Европе на средства арабских учредителей созданы спутниковые вещательные организации, использующие новейшие коммуникационные технологии и хорошо обученный персонал. Они располагают богатыми финансовыми ресурсами и имеют развитые корреспондентские сети как в арабском мире, так и за его пределами. К их работе привлечены высококвалифицированные журналистские, режиссерские и операторские кадры. Пионером среди таких вещательных организаций стала созданная в 1991 г. в Лондоне телекомпания МВС (Middle East Broadcasting Centre). В начале 2003 г. на базе МВС был созданы мощный круглосуточный канал новостей «Аль-Арабийя» («Al-Arabiya») и англоязычный развлекательный МВС-2.

Одной из крупнейших арабских телевизионных служб, базирующихся в Европе, является Арабская новостная сеть – ANN (Arab News Network), открытая в мае 1997 г. в Лондоне несколькими крупными арабскими бизнесменами при поддержке сирийского правительства. ANN, задуманная как аналог CNN, начала прямые спутниковые арабоязычные передачи на аудиторию в странах Ближнего Востока. Широкая собственная корреспондентская сеть, развитые контакты со сторонними источниками информации позволяют ANN с большой оперативностью откликаться на мировые события, готовить содержательные выпуски новостей, проводить дискуссии в прямом эфире и пр.

С началом распространения непосредственного телевизионного вешания многие развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки также проявили интерес к созданию собственных систем спутникового телевидения. В 1985 г. Бразилия вывела на орбиту собственный коммуникационный спутник Brasilsat, позволяющий осуществлять трансляции по 24 телевизионным каналам. Мексиканская телесеть Televisa организовала распространение своих передач на страны Латинской Америки, США и Европу через PanAmSat – первую в мире частную международную спутниковую систему. Латиноамериканские страны Андской группы осуществили проект космического ТВ на базе спутников Condor. Африканские же государства воспользовались коммуникационными возможностями спутниковой системы Afrosat, призванной улучшить распространение телепередач на континенте. В 1993 г. при содействии ЮНЕСКО, ряда международных учреждений и зарубежных компаний был запущен на орбиту коммуникационный спутник Afrostar, призванный обеспечить панафриканское спутниковое телевещание в рамках организации Afrosat. Созданная под эгидой Организации африканского единства, панафриканская система спутникового ТВ помогает доставлять в страны континента программы, создаваемые телекомпаниями континента.

Все более активную деятельность в международном спутниковом телеэфире развивают телекомпании Китая, Индии, некоторых других азиатских стран. Развитие спутникового телевидения в современном мире наглядно выявило возрастание глобальности коммуникационных процессов, расширение состава и увеличение количества субъектов международной информационной деятельности в конце XX – начале XXI вв.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!