Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Развитие радиовещания в 30-е годы ХХ века



Развитие трех основных моделей организации и финансирования

Радиовещания

На рубеже двадцатых-тридцатых годов радиовещание осуществлялось в более чем 70 странах мира, а всемирная аудитория радиослушателей составила около 140 миллионов человек. Таким образом, в течение всего лишь одного десятилетия радио уверенно заявило о себе как о новом, стремительно развивающемся средстве массовой информации.

Оформившись как новое средство массовой информации, радио продолжало стремительно развиваться в 1930-е годы. Организационное становление радиовещания зависело от того, какие интересы доминировали при создании вещательных организаций – коммерческие либо политические, а также от господствующих в обществе отношений собственности, ценностных и идеологических установок. В предвоенные годы оформились три основных модели организации и финансирования радиовещания, основы которых были заложены в предыдущее десятилетие:

- частная коммерческая;

- общественная;

- государственная.

4.2.3.1.1 Специфика частной коммерческой модели радиовещания

Частная коммерческая модель радиовещанияв ее «классическом» виде сложилась в США, где повсеместно росла численность вещающих станций, расширялась аудитория радиослушателей. В США между 1930-м и 1938 гг. количество радиоприемников возросло на 100%, и к концу десятилетия радио стало почти всеохватным: приемники имели 91% городских семей и около 70%– сельских. Электрификация аграрных районов, активно проводившаяся в годы правления президента Ф.Д. Рузвельта, способствовала быстрому росту аудитории радиослушателей в американской глубинке. Однако следует отметить, что поистине всеамериканской радиоаудитория становится лишь в 1950 г., когда радиоприемники имелись уже в 95% домов.

За короткий срок радио превратилось в средство массового распространения коммерческой рекламы. Стремительный рост радиовещания в США не только способствовал превращению радио в средство массовой информации, но и создал мощную радиоиндустрию, тесно связанную с рекламным бизнесом.

Реальностью тридцатых годов стала нараставшая конкуренция между радиостанциями и периодическими изданиями. У печати появился мощный соперник, способный оперативно воздействовать на территориально рассредоточенную массовую аудиторию, отвлекать на себя значительную часть средств, поступающих от рекламодателей. В 1933 г. Ассоциация американских издателей газет (ANPA), озабоченная быстрым усилением новых конкурентов в лице коммерческих вещательных организаций, настоятельно рекомендовала информационным агентствам АР, UP и INS прекратить продажу новостных материалов радиокомпаниям. По мнению издателей, это должно было стать серьезным ударом по конкурентам, так как в этот период радиостанции, еще не имевшие собственных развитых служб новостей, нуждались в услугах информационных агентств.



В ответ на бойкот со стороны агентств крупнейшие радиостанции CBS и NBC создали свои службы радийных новостей. С середины тридцатых годов получает распространение практика направления радиорепортеров в зарубежные командировки для непосредственного освещения основных мировых событий. В течение года после начала бойкота, оказавшегося неэффективным, UP и INS возобновили продажу информации радиостанциям. В 1940 г. к ним присоединилось и агентство новостей «Ассошиэйтед Пресс» (АР), тесно связанное с ведущими американскими печатными изданиями.

Некоторые крупные издательские и вещательные корпорации предприняли инициативы с целью преобразовать отношения конкуренции в партнерские связи. Так, в 1930–1945 гг. многие коммерческие радиостанции, входившие в сети CBS, NBC (а впоследствии – и Американская вещательная корпорация (ABC), образованная на базе части станций, ранее принадлежавших NBC) стали регулярно транслировать обзоры новостей «The March of Time» («Ход времени»), подготовленные в сотрудничестве с «Тайм Инк.» – издательской корпорацией X. Люса. В 1935 г. был начат выпуск кинохроникальных версий обзоров новостей «The March of Time», а с появлением телевидения «Ход времени» стал выходить в эфир и в телевизионном варианте.

Стремление ослабить последствия конкуренции с радиовещательными компаниями вынуждало издателей искать и другие формы взаимодействия с ними. Все более широкое распространение получила практика приобретения издательскими компаниями радиостанций или установления договорных партнерских отношений с ними. В 1940 г. треть радиостанций США либо принадлежала газетным компаниям, либо была ассоциирована с ними.



Возможности радио активно осваивались политиками. Большую известность получили регулярные радиообращения к американскому народу творца «нового курса» – президента Ф.Д. Рузвельта. Радиообращения оказывали существенное влияние на отношение общественности ко многим проблемам национальной и международной политики.

В 1930-е годы радиопередачи приобретают регулярную структуру, становятся более устойчивыми их жанровые характеристики. В предвоенное десятилетие наряду с хроникальными передачами получает распространение жанр радиокомментария. Широкую популярность завоевывают родоначальники этого жанра – журналисты CBS X. Фон Калтерборн и Э.Р. Мурроу (впоследствии известный телевизионный обозреватель).

Усиление коммерческих аспектов в деятельности частных радиокомпаний во многом определило и характер программной политики, и формирование системы жанров вещания. Зависимость от рекламных доходов, которые превратились в основной источник финансирования деятельности коммерческих радиостанций, необходимость постоянной борьбы за внимание аудитории в условиях острой конкуренции породили тенденцию к преимущественному использованию форм вешания, способных привлечь большое число слушателей и максимально благоприятствующих успеху рекламной деятельности – главным образом, развлекательных.

Наряду с жанрами информационной радиожурналистики (заметкой, радиорепортажем, радиоинтервью), получают развитие жанры шоу (различные вариации музыкальных, юмористических и иных развлекательных программ), ток-шоу, викторин. Развиваются жанры драматического вещания, приобретающие в условиях коммерческого радио отчетливо специфичные характеристики. Господствующей формой драматического вещания становятся так называемые «мыльные оперы» – претендующие на психологичность радиоспектакли, предназначенные для женщин-домохозяек (основной категории женской части населения того периода). Сентиментальные сюжеты «мыльных опер» были посвящены главным образом взаимоотношениям мужчины и женщины. Такого рода эмоционально насыщенные передачи, транслируемые как правило в дневное время, служили весьма удобным средством привлечения внимания женской аудитории и почти идеальной «упаковкой» для коммерческой рекламы товаров повседневного спроса, приобретаемых домохозяйками (в том числе зубной пасты, моющих средств и мыла – отчего этот жанр и получил наименование «мыльная опера»).

Одновременно широкое распространение получает другая форма драматического вешания – триллеры (от английского глагола «to thrill» –волновать, будоражить, повергать в трепет), основным адресатом которых являлась мужская аудитория. Напряженное действие радиоспектакля-триллера разворачиваюсь обычно вокруг преступлений, чрезвычайных и сенсационных событий. Передаваемые в вечернее время, после возвращения с работы глав семейств, триллеры сопровождались рекламой товаров и услуг, адресованной главным образом этой части потребительского рынка. Классическим образцом радиотриллера является переданная в эфир в 1938 г. инсценировка книги Г. Уэллса «Война миров». Красочно, во внешне правдоподобной «репортажной» форме повествующая о высадке на Землю воинствующих марсиан, эта фантастическая постановка стала причиной возникновения паники среди радиослушателей, напуганных мнимой угрозой инопланетного вторжения.

В дальнейшем жанровые формы коммерческого радиовещания США были воспроизведены во многих странах мира с рыночной экономикой, требующей поощрения потребительской активности населения средствами рекламы. На основе наработок в сфере радиовещания впоследствии происходило формирование системы жанров и форм вещания коммерческого телевидения.

Рост финансовых поступлений от публикации рекламы благоприятствовал процессам создания крупных объединений в сфере радиовещания. К 1934 г.коммерческая радиосеть CBS насчитывала уже 97 станций, а обе сети NBC – 127. В 1938 г. 341 из 660 американских радиостанций входила в ту или иную сеть. В США сложилась фактически децентрализованная система внутреннего радиовещания. Большинство радиостанций с силу их коммерческого характера оказалось «привязано» к определенному региону (или, вернее, региональному или локальному рекламному рынку) и действовало в соответствии с конъюнктурой, складывающейся на этом рынке. Наличие крупных «сетевых» радиостанций со штаб-квартирами и студиями в Нью-Йорке, Вашингтоне и других городах не подтверждает централизованный характер вещания, так как структура управления внутренним вещанием в национальном масштабе была лишена единого центрального звена.

Схемы коммерческого радиовещания, распространенного в экономически развитых странах мира, чутко реагируют на изменение рыночной конъюнктуры, на состояние рекламного рынка. В последние десятилетия под влиянием конкуренции с телевидением, на которое переключилась значительная часть рекламодателей, коммерческое радиовещание эволюционизировало от полнопрограммного вещания, предлагающего слушателям широкий набор разножанровых передач, к более специализированному по содержанию и аудиторной направленности. В коммерческом вещании сегодня превалирует наиболее востребованный аудиторией музыкально-информационно-развлекательный формат. Развитие в послевоенные годы вещания в диапазоне УКВ (FM), внедрение стереозвука позволили предложить радиослушателям качественные записи музыкальных произведений в сочетании с краткими регулярными выпусками новостей. При этом делается упор преимущественно на использование тех продуктов индустрии звукозаписи, которые хорошо известны аудитории и способны привлечь максимальное количество радиослушателей (в основном это хиты поп-музыки – как новейшие, так и прошлых лет). В связи с развитием целевой рекламы во все большей степени делается упор на адресное вещание. Сегодня формат вещания коммерческой станции формируется с прицелом на определенные возрастные и социальные категории слушателей и с учетом специфики вкусов и предпочтений различных слоев аудитории.

Наряду с музыкально-информационным форматом распространены разговорный формат (ток-радио) и узко специализированные форматы музыкального вещания.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!