Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Распространение репортажа в прессе



Во второй половине XIX – начале XX в. основной массив информации американских газет составляли оперативные сообщения, получаемые от репортеров. В это время в прессе США (а затем и европейских стран) получает широкое применение жанр репортажа. 1920-е годы называют «веком репортеров».

По мнению Михаэля Халлера, в мировом масштабе журналистский репортаж зародился в 18 веке, когда в 1736 году журнал «Gentlemans’ Magazine» начал публиковать репортажи из зала суда. Первыми его темами были судебные процессы и городские происшествия. Видный шотландский издатель, посетивший США в 1887 г., писал: «В Англии пресса принадлежит ведущим публицистам (leading writers), а американская пресса – репортерам».

Широкое распространение идей позитивизма во второй половине XIX – начале XX вв., культ научного знания, вызванный успехами естественных наук, способствовали формированию представлений об объективности журналистики. Объективизированный, обезличенный, точно воспроизводящий факты и лишенный беллетристических красот репортаж в американском «телеграфном» стиле казался многим европейцам – литературным сотрудникам «прессы мнений» новшеством, подрывающим основы традиционных представлений о журналистском творчестве. Современник – французский журналист, побывавший в США писал, что там «репортерство постепенно убивает журналистику». И вместе с тем он отмечал и «ползучее проникновение» репортерства во французские газеты.

На рубеже веков жанр репортажа внедрялся уже не только в Европе, но и в латиноамериканских странах. Под влиянием быстро расширяющегося экономического обмена с Соединенными Штатами государства Латинской Америки в этот период переживают процесс переориентации своих внешних торговых и культурных связей. На смену традиционным романским «центрам притяжения» – Испании, Франции, Португалии – приходит могущественный северный сосед. Латиноамериканцы непосредственно знакомились с североамериканской культурой и журналистикой, что накладывало отпечаток на развитие их национальной прессы.

Особенно заметным был этот отпечаток в журналистике Кубы, которая после освобождения от испанского колониального господства в 1898 г. оказалась в тесной зависимости от Соединенных Штатов. Пресса Кубы колониального периода использовала преимущественно жанры заметки, комментария, статьи и редакционной статьи, светский и криминальной хроники. Репортаж приходит в кубинскую журналистику не ранее 1901 г. В период создания в 1901–1902 гг. зависимой от США кубинской республики на остров вернулись многие кубинцы-эмигранты, ранее жившие и работавшие в Соединенных Штатах. В их числе были журналисты и издатели, лично освоившие опыт североамериканской журналистики. Один из них – X.М. Говин – стал собственником и редактором созданной в Гаване в 1901 г. газеты «El Mundo» («Мир»). На страницах «El Mundo» были представлены новые для тогдашней кубинской журналистики жанры репортажа и интервью. Типография газеты была оснащена одним из первых на Кубе фотогравировальных устройств, позволившим насадить оперативное и широкое использование иллюстративного материала.



Именно на страницах «El Mundo» увидела свет серия репортажей известного кубинского журналиста М. Маркеса Стерлинга (именем которого впоследствии была названа первая на Кубе школа журналистики). Репортажи Маркеса Стерлинга, направленного в качестве специального корреспондента газеты «El Mundo» в Вашингтон, отразили визит в США группы депутатов Национальной ассамблеи Кубы, которые встретились с президентом Мак-Кинли и сообщили ему и высокопоставленным вашингтонским чиновникам о реакции кубинцев на принятую американским конгрессом «поправку Платта», серьезно ограничившую суверенитет молодой республики. Публикации М. Маркеса Стерлинга по своим жанровым признакам (структуре, стилю изложения, особенностям содержания) отвечали характеристикам, свойственным репортажу по-североамерикански. Они сопровождались фотографиями, сделанными на месте описываемых событий, что придавало репортажам дополнительную достоверность и наглядность. По примеру газеты «El Mundo» и другие кубинские издания начали применять новый жанр.

Развитие журналистской практики способствовало формированию различных стилей репортажа. В 1920-е годы под влиянием редакционной концепции американского журнала «Time» происходит трансформация жанра репортажа: он становится более субъективным и более вольным по стилю и композиции. В тридцатые-сороковые годы так называемый интерпретирующий репортаж получает широкое распространение. Англо-американская журналистика преодолевала узкие, сковывающие рамки репортажа в старом стиле, основанном на упорядоченном отстраненном изложении фактов. Все больше сторонников получало представление о том, что объективность репортажа означает не только точную передачу фактов как таковых, но их изложение в верно переданном контексте.



В Европе, где традиционная форма репортажа в американском объективистском духе не имела широкого распространения, в период между мировыми войнами наблюдается расцвет «большого репортажа», с его отчетливо выраженными элементами художественности и публицистичности.

До 1920-х гг. шло становление жанра на страницах немецкой печати. В немецких газетах репортаж появился в 19 веке. Репортаж нашел свое место в разделах газеты и утвердил за собой присущие ему темы. Репортаж признается в Германии относительно новым жанром, присущим современной системе журналистики и возникшим в конце 19 века из «жанров-предшественников». С популяризацией спорта возникли и очень быстро распространились спортивные репортажи. Содержательная дифференциация немецкой печати происходила по двум направлениям: сначала по темам, потом по разделам. Дифференциация по разделам утвердилась на рубеже 19-20 вв. Считалось и до сих пор считается, что репортаж более всего уместен в спортивной тематике и при освещении местных новостей. Большинство немецких региональных и национальных газет содержат соответствующие разделы – Sport, Lokales, где и процветает репортаж. Август Шерль, основатель «Berliner Lokal-Anzeiger», по мнению некоторых исследователей, привнес в немецкую практику репортаж как журналистский метод.

С другой стороны, тогда, как и неоднократно впоследствии, репортаж подозревали в манипулятивности. Очень распространены судебные репортажи. В 1928 г. был выпущен целый сборник репортажей из зала суда, опубликованных в 1921-1928 гг. На 1920-е гг. приходится расцвет журналистской деятельности чешско-немецкого «неистового репортера» Эгона Эрвина Киша.

Начало века было временем расцвета документализма. В кинематографе репортаж выразился в стремлении застать «жизнь врасплох» и показать «киноправду», в литературе он обозначил внимание к факту, реальным судьбам, стремление к объективности.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!