Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Пример решения задачи по теме № 12



 

Условие задачи: объем перевозок за сутки составляет 10 т., номинальная грузоподъемность автомобиля — 7 т., время работы автомобиля в сутки — 7 час., полная продолжительность рейса — 45 мин., коэффициент использования грузоподъемности автомобиля — 0,85.

Определить потребность в автомобилях для осуществления внешних перевозок грузов.

 

Решение:

Используя формулы (78-86) находим:

· суточную производительность транспортного средства:

 

 

· число автомобилей, необходимых для обеспечения суточного объема перевозок будет составлять:

 

 

Задача 12.1.На склад готовой продукции из сборочного цеха должно быть доставлено 90 т изделий. Расстояние между складом и цехом — 600 м. Транспортировка осуществляется электрокарами грузоподъемностью 1,5 т. Цех работает в две смены, продолжительность смены — 8 ч. Коэффициент использования транспортных средств по грузоподъемности — 0,75, по времени — 0,9. Средняя техническая скорость электрокара — 4 км/ч. Время на погрузку — 11 мин, на выгрузку — 15 мин.

На основании информации, приведенной выше, определите необходимое количество электрокаров для доставки готовой продукции на склад.

 

Задача 12.2.Заготовительный цех поставляет заготовки в 2 механических цеха. Для этого используются электрокары грузоподъемностью 0,6 т, средняя техническая скорость которых — 4 км/ч. Маршрут движения маятниковый, односторонний. Расстояние от заготовительного до механического цеха № 1 — 500 м, № 2 — 400 м. Годовой грузопоток по цехам приведен в табл. 18.

Коэффициент неравномерности поступления грузов — 1,2. Время на погрузку и разгрузку заготовок — 30 мин. Коэффициент использования грузоподъемности электрокара — 0,92, по времени — 0,9. Транспортный цех работает в две смены по 8 ч. Число рабочих дней в году — 254.

Исходя из вышеприведенных данных определите необходимое количество электрокаров для бесперебойного обеспечения механических цехов заготовками согласно данным таблицы 39.

 

Таблица 39. —Годовой грузопоток по цехам, т

Наименование цеха Варианты
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й 8-й 9-й 10-й
Механический цех № 1 14.000 10.000   18.000 16.000 15.000 17.000 15.000 19.000 13.000 10.000
Механический цех № 2 10.000 12.000 11.000 10.000 14.000 12.000 11.000 13.000 19.000 16.000

 



Литература: [4],[7],[8],[10],[31],[41]

 

Тема 13. ОРГАНИЗАЦИЯ СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Основные понятия и формулы

Складское и тарное хозяйства являются неотъемлемой частью каждого предприятия.

Складское хозяйство — связующее звено между службой материально-технического обеспечения и производственными подразделениями, между цехами, выпускающими готовую продукцию, и службой сбыта, а также между подразделениями предприятия.

На складское хозяйство возложены следующие задачи:

1) бесперебойное обеспечение производства соответствующими материальными ресурсами;

2) обеспечение сохранности материальных ресурсов;

3) максимальное сокращение затрат, связанных с осуществлением складских операций.

Складское хозяйство предприятия выполняет следующие функции:

¨ приемка и хранение материальных ценностей;

¨ подготовка их к выдаче в производство (расфасовка, комплектование, перетарирование и т.п.);

¨ выдача материальных ценностей в производство в установленном порядке;

¨ подготовка готовой продукции к отправке потребителю (комплектование, этикетирование, упаковка и т.п.);

¨ отпуск готовой продукции потребителю с оформлением необходимой документации;

¨ организация учета движения запасов и их регулирование;

¨ разработка и внедрение мероприятий по совершенствованию складского хозяйства.

Классификация складских помещений осуществляется по ряду признаков (рисунок 42):

1. В зависимости от рода хранимых ценностей различают следующие внутризаводские склады: материальные, полуфабрикатов и заготовок, инструментов, оборудования и запасных частей, готовой продукции, хозяйственные, отходов.



В свою очередь материальные склады подразделяются на склады металлов, топлива, химикатов и т.д. в зависимости от номенклатуры и объема потребляемых материалов.

2. В зависимости от характера и номенклатуры хранимых ценностей различают: универсальные и специализированные склады. на универсальных складах хранятся разнообразные по характеру материальные ценности с широкой номенклатурой (центральный материальный склад). Специализированные склады используются для хранения однородной продукции (склады лесоматериалов, чугуна и т.п.).

3. По масштабу работы склады делятся на общезаводские, обслуживающие несколько цехов, и цеховые, обслуживающие подразделения одного цеха.

4. По роли в процессе производства и подчиненности общезаводские склады подразделяются на:

-снабженческие — подчиненные отделу материально-технического обеспечения (склады сырья, топлива, покупных полуфабрикатов);

-производственные — подчиненные производственному отделу предприятия и предназначены для хранения полуфабрикатов собственного производства (склады заготовок и полуфабрикатов собственного производства);

-сбытовые — подчиненные отделу сбыта, хранящие готовую продукцию, подлежащую отправке потребителю (склады готовой продукции и отходов);

-инструментальные — подчиненные инструментальному отделу (ЦИС);

-оборудования и запчастей, подчиненные отделу главного механика;

-хозяйственные, предназначенные для хранения хозяйственных товаров, спецодежды.

5. Цеховые склады подразделяются на склады материалов и заготовок, инструмента (ИРК) и промежуточные — для хранения межоперационных заделов.

6. По конструктивным особенностям склады классифицируются на: закрытые, представляют собой одно- или многоэтажные здания, отапливаемые или неотапливаемые и т.д.;

полузакрытые склады, представляют собой навесы одно- и двух- скатные, с подсыпкой и без подсыпки и т.д.;

открытые — это резервуары, элеваторы, бункеры, цистерны и т.п.

Количество и тип складских помещений зависят от производственной структуры предприятия, масштабов и типа производства, характера связей по кооперации с другими предприятиями. Размещение складских помещений решается с учетом требований, предъявляемых к генеральному плану предприятия, и наиболее рациональной транспортно-технической схемы. Склады необходимы оборудовать подъездными путями, погрузочно-разгрузочными и транспортными средствами, различного рода стеллажами. Они должны быть оснащены измерительным оборудованием: весами, бензо- и нефтесчетчиками, линейными мерами и т.п.). Техническое оснащение складов зависит от рода, формы и количества хранимых материалов, характера, типа и расположения складских помещений и существующей системы транспортировки материалов.

Организация складского хозяйства состоит в выборе и обосновании видов и составов складов, их размещении, размеров и оборудования складских помещений, а также в определении порядка работы складов в зависимости от выполняемых ими функций.

 

 

 
 

 


Рисунок 42.— Классификация складов предприятия

 

 

Расчет необходимой вместимости складов для различных грузов является важным условием, от которого зависят размеры складов и способы механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских (ПРТС) работ в них, а, следовательно, и стоимость

Общую величину запасов грузов на складах определяют как сумму текущих и страховых запасов. Для действующих предприятий размеры текущих запасов можно определить по графикам поступления и выдачи грузов со складов.

Поступление груза на склад с внешнего транспорта и отправление в производство по мере его расходования ежемесячно в течение года представлено на рисунке 43. Наибольшая ордината заштрихованной площади характеризует размер текущих запасов на складе Ескл. Величину страхового запаса определяют по нормам.

       
   
 
 

 

 


Месяц

Рисунок 43. — Помесячное поступление и отправка грузов со склада. Заштрихованная область — количество груза на складе

При отсутствии данных о режиме поступления (отпуска) грузов на склад вместимость склада устанавливают по величине относительного запаса (текущего и страхового), выраженного числом дней суточной потребности предприятия в данных материалах или числом дней среднесуточной отправки. Величины относительных запасов нормируют. Если утвержденные запасы сырья отсутствуют, можно воспользоваться данными, приведенными, приведенными в таблице 40.

 

Таблица 40.— Нормы складских запасов, сут.

Количество поставок в квартал Общий запас В том числе
текущий страховой
Более 30 2,5 2,5
15-30
8-15
5-7

Если склад проектируют для хранения нескольких однородных грузов, то его общую вместимость определяют с учетом общих суммарных страховых и текущих запасов данных грузов. Расчет ведется по формуле:

 

, (87)

 

где Ескл — общая грузоподъемность склада, Т; i — грузы, проходящие через склад (i=1, … k); qi — среднесуточная потребность (или отпуск) i-го груза, т; tтi, tci — нормы запаса i-го груза, текущего и страхового, соответственно, сут.; tт, tc — средневзвешенные величины текущего и страхового запаса, сут.

Средневзвешенная величина текущего запаса вычисляется по формуле:

 

(88)

 

а страхового по формуле:

 

(89)

 

Общая площадь складского помещения Fобщ состоит из полезной, оперативной и конструктивной площади:

 

Foбщ = Fпол +Foп + Fk . (90)

 

Полезную площадь склада Fпол , т.е. площадь, занятую непосредственно материальными ценностями или устройствами для хранения, можно приблизительно определить по удельным нагрузкам по формуле

 

Fпол = Ескл/е. (91)

 

где е — масса груза (удельная) приходящаяся на 1 м2 площади склада, т/м2 .

Удельная масса груза зависит от высоты укладки, рода груза (его объемной массы), прочности тары и допустимой нагрузки на перекрытия (многоэтажные склады).

Это способ применим для расчета площадей под материалы, хранимые в закромах, штабелях, емкостях.

Размер полезной площади склада под штабелями, когда штучные грузы уложены на поддоны или в контейнер, будет равен:

 

Fпол = (92)

 

где е — грузовместимость транспортной единицы, т; n—число рядов укладки грузов в штабеля по высоте, шт.; l и b — длина и ширина (габаритная) транспортной единицы соответственно, м.

При хранении штучных грузов на стеллажах полезную площадь склада определяют по формуле:

 

Fпол = Fст ncт, (93)

 

где Fст — площадь, занимаемая одним стеллажом, м; nст количество стеллажей.

Количество потребных стеллажей определяется по формуле:

 

, (94)

 

где vя — полный объем ячейки стеллажа, м3 ; m— объемная масса материала, т/м3 ; ko — коэффициент заполнения объема ячейки; nя— количество ячеек в одном стеллаже.

Оперативная площадь склада предназначена для обеспечения нормальной его работы и включает приемо-сдаточные и конторские помещения, отпускные и весовые площадки, проходы и проезды.

Площадь склада, занятая дорогами, проездами и проходами, определяют в зависимости от числа штабелей на складе и размеров подъемно-транспортного оборудования, перемещающегося на складе.

Площадь склада, необходимая для выполнения приемо-сдаточная и подсортировочных операций зависит от грузопотоков склада, характера грузов и объема подсортировки. Ориентировочно для крытых складов она равна 0,1 – 0,15 их полезной площади.

Ширина проходов между стеллажами и штабелями устанавливается 0.6 – 0,9 м. при пользовании тележками — 1,1 – 1,2 м. Через каждые 20-30 м должны быть сквозные проезды по ширине ворот. Внутри склада в зависимости от его ширины устраиваются продольные проезды шириной 2,5 – 3 м.

Конструктивная площадь определяется конструктивными особенностями здания (перегородки, колонны, лестничные клетки и т.п.).

Размер конторских и бытовых помещений и конструктивная площадь определяется с учетом норм строительного проектирования, охраны труда и правил пожарной безопасности.

Площадь различных служебных помещений для крытых складов принимается 0,06 – 0,1 полезной площади. Размеры всех дополнительных площадей весьма значительны.

Общие площади складов ориентировочно определяются с учетом коэффициента использования площади склада Киси , учитывающего дополнительные площади, т.е.:

 

Fобщ = Fпол /Kисп. (95)

 

Однако величины Кисп могут быть достоверно известны только для складов с типовыми решениями зданий и оборудования. Коэффициент использования для открытых складов сыпучих грузов составляет 0,4 – 0,6; для крытых складов при штабельном хранении и хранении в двухрядных стеллажах 0,3 –0,4; при укладке грузов в сквозные стеллажи без проходов – до 0,7.

При проектировании склада особое внимание должно быть обращено на выбор наиболее эффективных средств механизации и автоматизации складских операций. В машиностроении широко используются механизированные склады. Загрузка и разгрузка стеллажей производится с помощью подвесных или самоходных штабелеров, детали транспортируются и хранятся в стандартной таре. В прицеховых механизированных складах элеваторного типа местами хранения деталей (технологической оснастки) являются короба, размещенные в вертикальной закрытой шахте элеваторного подъемника. Стеллаж занимает площадь в 6,5 м2 и хранит 150-200 наименований деталей.

Наибольшей комплектностью и эффективным использованием отличают автоматизированные склады многоярусного хранения грузов в сборно-разборных стеллажах. Они обслуживаются пристеллажной кареткой-оператором.

Для оценки уровня оснащенности складов погрузочно-разгрузочными средствами и механизмами используют коэффициент оснащенности средствами механизации Кмех :

 

 

(96)

где qi — грузоподъемность i-го средства механизации, т; i = l, ….., n— средства механизации; Qс — грузооборот склада за расчетный период, т.

 

Значительная часть материальных ценностей нуждается в хранении и перевозке в таре. Соответствующая тара необходима и для комплексной механизации и автоматизации транспортных операций.

Тара — это изделие, в котором помещают сырье, материалы, полуфабрикаты или готовую продукцию, обеспечивающее их качественную и количественную сохранность при транспортировке с места их заготовки или производства до места хранения или потребления (рис.44).

Назначение тары в том, чтобы предохранять груз от порчи из-за механических воздействий (удары, сотрясения), загрязнения и воздействия внешней среды (температура, давление, свет, атмосферные осадки и т. п.), потерь при хранении и транспортировке; сокращать время погрузки-разгрузки, повышать общую культуру производства и создавать удобства при обращении с грузом.

На предприятиях применяются различные виды тары: деревянная, металлическая, жесткая. Мягкая, полужесткая. Стеклянная, разборная и неразборная, одно- и многократного использования, стандартная и нестандартная (рис. 44).

Наиболее перспективными для перевозки штучных грузов являются укрупненные грузовые единицы – контейнеры и средства пакетирования (поддоны всех типов, стропы, кассеты, обвязки прокладки и т.п.).

Преимущества использования контейнеров и средств пакетирования заключается в том, что при этом оказывается возможным:

Во-первых, комплексно механизировать все ПРТС работы со штучными грузами. Повысив при этом производительность труда в 3-10 раз;

 


 

 

       
 
Тара
 
   
Внутренняя


 
 

 

 


                       
   
 
 
Однооборотная
   
Многооборотная
     
Многооборотная
 
Однооборотная
 
Многооборотная
 
 

 

 


       
   
 
 
           
   
     
 
 

 

 


           
 
   
     
 
 

                   
   
 
 
Жесткая
 
     
Жесткая
 
 

 


 
 

 

                   
 
Деревянная, металлическая, стеклянная, пластмассовая, комбинированная
 
     
Металлическая, стеклянная, пластмассовая, комбинированная
 
Текстильная, бумажная, полиэтиленовая
       
Картонная, комбинированная и др.
 
 

 

 


Рисунок 44. — Классификация различных видов тары, используемых в тарном хозяйстве
производственного предприятия

 


во-вторых, снизить приведенные расходы на перевозки в 1,5-2 раза, главным образом за счет экономии на таре и ускорении движения грузов;

в-третьих, снизить простои транспортных средств под погрузкой и разгрузкой в 3-5 раз;

в четвертых, уменьшить потери от повреждения грузов при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.

Проектирование пакетно-контейнерных перевозок должно выполняться в соответствии с основными требованиями ГОСТа, согласно которым вопросы комплексной механизации должны решаться на всем транспортно-складском процессе от поставщика до потребителя.

Парк контейнеров и средств пакетирования определяется по формуле:

 

(97)

 

где w— количество контейнеров (средств пакетирования); Q— грузооборот на расчетный период, т; qк — выработка на один контейнер (средство пакетирования) за расчетный период, т; k1 и k2 — коэффициенты, учитывающие потребность в контейнерах (средствах пакетирования в связи с их ремонтом и на покрытие неравномерности грузооборота соответственно.

Выработка на один контейнер за расчетный период определяется по формуле:

 

qk = (qи (Fk – Fn )) / То , (98)

 

где qи— статистическая нагрузка контейнера (средств пакетирования) т; Fk— число календарных дней в расчетном периоде; Fи время нахождения контейнера (средства пакетирования) в нерабочем состоянии (в ремонте), дн.; То — среднее время оборота контейнера (средства пакетирования) сут.

Определение потребного количества многооборотной инвентарной тары осуществляется по формуле:

 

(99)

где tоб - время оборота единицы тары, сут.; Fэ – количество дней эксплуатации тары за расчетный период; q — грузоподъемность тары, т; Kq – коэффициент использования грузоподъемности тары.

Тарное хозяйство предприятия занимается приобретением или проектированием и изготовлением необходимой производству тары, организует ее хранение, ремонт, выдачу и производство, осуществляет учет движения всех видов тары.

Состав и организация тарного хозяйства зависят от вида продукции предприятия, требований потребителя к ее фасовке, упаковке и таре, а также от кооперирования с предприятиями-поставщиками тары и упаковочных материалов.

 

Вопросы для самоконтроля и обсуждения

 

1. Основные задачи складского и тарного хозяйств предприятия.

2. Какие функции выполняет складское хозяйство?

3. Как классифицируются склады предприятия?

4. На основании чего осуществляется выбор и обоснование вида и состава складов, определение порядка их работы?

5. Классификация и характеристика видов тары.

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Изучите общую классификацию складов производственного предприятия (рис.42).

2. На рис.44 представлена классификация различных видов тары. Изучите назначение, роль тары и упаковки при осуществлении технологических процессов на предприятии.

 

Тесты

 

13.1 Что не относится к задачам складского хозяйства?

а) приемка и хранение материальных ценностей;

б) контроль качества поступающих на предприятие материальных ресурсов;

в) подготовка и выдача поступающих на предприятия материальных ресурсов;

г) подготовка и отпуск готовой продукции потребителю.

 

13.2 Дать классификацию складских помещений по роду хранимого груза здания:

а) материальные, полуфабрикатов инструментов и технологической оснастки, оборудования, запчастей, готовой продукции, отходов;

б) снабженческие, производственные, сбытовые, инструментальные, оборудования и запчастей, хозяйственные;

в) закрытые, полузакрытые, открытые, специальные;

г) универсальные и специализированные.

 

13.3 Дать классификацию складских помещений по конструктивным особенностям:

а) материальные, полуфабрикатов и заготовок, инструментов, оборудования и запчастей, готовой продукции, хозяйственные, отходов и утиля;

б) снабженческие, производственные, сбытовые, инструментальные, оборудования и запчастей, хозяйственные;

в) закрытые, полузакрытые, открытые, специальные;

г) универсальные и специализированные.

 

13.4 Дать классификацию складских помещений по роли в производственном процессе и подчиненности:

а) материальные, полуфабрикатов и заготовок, инструментов, оборудования и запчастей, готовой продукции, хозяйственные, отходов и утиля;

б) снабженческие, производственные, сбытовые, инструментальные, оборудования и запчастей, хозяйственные;

в) закрытые, полузакрытые, открытые, специальные;

г) универсальные и специализированные.

 

13.5 Дать классификацию складских помещений по характеру и номенклатуре хранимых ценностей:

а) материальные, полуфабрикатов и заготовок, инструментов, оборудования и запчастей, готовой продукции, хозяйственные, отходов и утиля;

б) снабженческие, производственные, сбытовые, инструментальные, оборудования и запчастей, хозяйственные;

в) закрытые, полузакрытые, открытые, специальные;

г) универсальные и специализированные.

 

13.6 Общая площадь складского помещения складывается из следующих площадей:

а) полезной и оперативной;

б) полезной, оперативной и конструктивной;

в) полезной, вспомогательных помещений, рабочих мест работников склада;

г) полезной, оперативной и дополнительной;

 

13.7 Что включает оперативная площадь склада?

а) полезную площадь, проходы и проезды;

б) приемо-сдаточные и конторские помещения, отпускные и весовые площади, проходы и проезды;

в) приемо-сдаточные и конторские помещения, отпускные и весовые площади;

г) приемо-сдаточные и конторские помещения, отпускные и весовые площадки, проходы и проезды, лестничные клетки, колонны, перегородки;

 

13.8. Коэффициент использования площади склада определяется отношением:

а) полезной площади к общей;

б) оперативной площади к общей;

в) оперативной площади к полезной;

г) оперативной и конструктивной к полезной;

13.9 Парк контейнеров и средств пакетирования определяется по формуле:

 

а)

 

б)

в)

г)

 

где Q — грузооборот на расчетный период,т; То — среднее время оборота контейнера (средства пакетирования) сут.; qk — статическая нагрузка контейнера (средства пакетирования) т; Fн — время нахождения контейнера (средства пакетирования) в нерабочем состоянии (в ремонте), (дн).; Fк — число календарных дней в расчетном периоде; k1 и k2 — коэффициенты, учитывающие потребность в конвейерах (средств пакетирования) в связи с их ремонтом и на покрытие правомерности грузооборота.

 

13.10. Общая величина запасов грузов на складах складывается из:

а) текущих и страховых запасов;

б) текущих и подготовительных запасов;

в) подготовительных и страховых запасов;

г) текущих, подготовительных и страховых запасов.

 

Задачи

 

Пример решения задачи по теме №13:

Условие задачи: Склад готовой продукции должен произвести отгрузку продукции покупателям в количестве 16 т, из них, затаренной в мешки, — 40 %, в ящики деревянные — 60 %. Время оборота единицы тары на складе — 7 суток. Вместимость (грузоподъемность) ящиков деревянных — 0,08 т, мешков — 0,06 т.

Коэффициент использования грузоподъемности ящиков — 1, мешков — 0,8. Договором предусмотрены сроки обязательного возврата мешков — 15 дней, ящиков деревянных — 10 дней.

Исходя из вышеприведенных данных рассчитайте потребное количество многооборотной инвентарной тары для отгрузки продукции в заданном объеме.

 

Решение:

Используя расчетную формулу (99) находим:

»63 мешка,

 

ящика.

 

Задача 13.1.На основе данных табл. 38 построить график и определить величину запасов грузов на складе, если количество поставок в квартале более 30.

 

Задача 13.2.Определить общую площадь крытого складского помещения вместительностью 500 т, если масса груза, приходящаяся на 1 м2 площади склада, 100 кг. Коэффициент использования склада составляет 0,7.

 

 

Таблица 41.— Динамика поступления и отправки грузов со склада, т

  Показатель Январь Февраль Март Апрель май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь ноябрь Декабрь
Поступление на склад
Отправка со склада

 

Задача 13.3.Перевозка груза на складе осуществляется в контейнерах статической нагрузкой 1 т.

Определить потребное количество контейнеров на месяц, если среднее время оборота контейнера 5 сут. Время нахождения его в ремонте в течение месяца — 2 дня. Грузооборот на месяц составляет 1000 т. Коэффициент, учитывающий потребность в контейнерах в связи с их ремонтом — 0,07, коэффициент, учитывающий потребность в контейнерах в связи с неравномерностью грузооборота — 0,03.

 

 

Л.: [4], [7], [8], [10], [31], [41].


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!