![]() Дисциплины:
Архитектура (936) |
Понятие средств обучения и их классификация
Средство обучения - это материальный или идеальный объект, который \"находится\" между учителем и учеником и используется для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности Средство обучения существенно влияет на качество знаний учащихся, их умственное развитие и профессиональное становлениестановлення. В современной школе широко используются такие методы обучения: 1 Объекты окружающей среды взяты в натуральном виде или препарированные для учебных задач (живые и засушенные растения, животные и их чучела, образцы горных пород, почвы, минералов, машины и их части, археологические находки и т др.н.). 2 действующих модели (машин, механизмов, аппаратов, сооружений и др.) 3 Макет и муляжи (растений и их плодов, технических установок и сооружений, организмов и отдельных органов и др.) 4 Приборы и средства для демонстрационных экспериментов 5 Графические средства (картины, рисунки, географические карты, схемы) 6 Технические средства обучения (диапозитивы, диафильмы, учебные кинофильмы, радио-и телепередачи, звуко-и видеозаписи и др.) 7 учебников и учебные пособия 8 Приборы для контроля знаний и умений учащихся 9 компьютеров Этот перечень средств обучения не исчерпан, но он содержит наиболее употребительные из них Объекты, которые выполняют функцию средств обучения, можно классифицировать по различным признакам: по их свойствам, субъектами деятельности, влиянием на качество знаний и развитие способностей, их эффективностью в учебном процессе (уменьшения количества ошибок при решении задач) По субъектом деятельности средства обучения можно условно разделить на средства преподавания и средства обучения Так, оборудование демонстрационного эксперимента относится к средствам преподавания, а оборудование лабораторного практикума - к средствам обучения Средствами преподавания пользуется преимущественно учитель для разъяснения снення и закрепления учебного материала, а средствами обучения - ученики для его усвоения Вместе с тем, часть средств обучения может быть и тем, и другим, в зависимости от этапа обученияння. Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функций учителя Они помогают возбуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшать надежность учебного мате алу, сделать его более доступным, обеспечивать более точную информацию о явлении, изучаемого интенсифицировать самостоятельную работу ученика и его темп Их можно разделить наа средства пояснювання нового материала, средства закрепления и повторения, и средства контроля При использовании любого вида средств необходимо соблюдать меру и пропорции, определяемые закономерностями обучения, в частности, законом интериоризации Так, отсутствие или недостаточное количество средств наглядности снижает качество знаний за счет уменьшения познавательного интереса и затруднения понимания и образного восприятия материала Но большая коли во демонстраций создает развлекательный настроение у учащихся Оптимальным при изучении сложной темы есть 4 - 5 демонстраций за урок, учитывая и средства для самостоятельной работы учащихся и средства контрололю. Демонстрационные предметы и рисунки на доске должны быть хорошо видны с последних мест Экспонаты на доске должны иметь размеры не менее 5x1 см Если объекты меньших размеров, то необходимо организовать их х теневую проекцию, оптическое увеличение изображения, использовать дидактический материал или пересадить учащихся на время демонстрации за первые столы В развернутых схемах размеры изображения деталей должны визн ачатися закономерностями зрительного восприятия, а не их фактическими размерами \"необходимо раскрывать истинные размеры предмета и его изображения на схемемі. Опыт передовых учителей и экспериментальные исследования (Л Выготский, П Гальперин, И Колошина и др.) показали, что интенсивность умственного развития зависит от того, даются средства обучения в г готовом виде, конструируются учащимися на уроке вместе с учителем Изготовление средств обучения способствует обеспечению развивающего эффекта и более высокого качества знаний учащихся, чем их использование по я Блоне Это объясняется тем, что разработка новых средств обучения, как и совершенствование освоенных, предполагает изменение познавательных задач и инструкций, использование новых видов тренировочных упражнений не абсолютно а количество заданий, а их разнообразие является одной из дидактических основ повышения качества знаний учащихся, расширения их кругозора и способностейбностей. время в практике обучения распространенные три подхода к разработке, конструированию и использования средств обучения В соответствии с первым, разработка средств обучения не относится к преподаванию Поэтому нео необходимо использовать только то, что уже есть в материальном оборудовании кабинета В этой позиции средства обучения отождествляются с обычными средствами наглядности и контроля, создают известный комфорт, без которого нельзя обойтись Сторонники этой теории утверждают, что им для преподавания достаточно доски и мелковейди. Другой подход абсолютизирует роль средств обучения, которые рассматриваются как главные и единственные, обеспечивающих достижение цели, а остальные компоненты (методы, организация и т.д.) должны соответствовать и обумовлюва Атис спецификой средств обучения Преувеличение роли средств обучения можно рассматривать и как негативную реакцию на первый подход, отрицающий вообще их значение и влияние на качество знаний и умственное ро свиток ученикив. Третья позиция заключается в том, что средства обучения рассматриваются прежде всего в системе деятельности учителя и учащихся Они выполняют определенные функции и обеспечивают (наряду с другими компонентами) определенную им мы качество знаний и умственное развитие ученикив.
Формы обучения. См. Контр.
|