Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Принципы и закономерности обучения



 

Принцип научности содержания и методов учебного процесса предписывает, чтобы содержание обучения не противоречило объективным научным фактам, теориям, законам – современному состоянию наук. Принцип связи обучения с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывать собственные взгляды. Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенных порядке и системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения. Каждый урок – это логическое продолжение предыдущего. Систематичность и последовательность позволяют прогнозировать темп усвоения того или иного учебного материала, их сопоставимость и ценность. Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей. Реализация этого принципа связана и с учетом уровня развития познавательной сферы обучаемых. Возрастной подход предусматривает знание уровней актуального психического и личностного развития, воспитанности и социальной зрелости обучаемых. Эффективность учебной деятельности снижается, если предъявляемые требования и организационные структуры обучения отстают от возрастных возможностей учащихся или не соответствуют им. Индивидуальный подход требует изучения сложного внутреннего мира обучаемых, анализа системы сложившихся отношений и тех многообразных условий, в которых происходит формирование личности. Принцип наглядности означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Наглядность в обучении основана на такой закономерности процесса познания, как его движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному. На ранних этапах развития ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Научные понятия и закономерности легче усваиваются учащимися, если они подкрепляются конкретными фактами в процессе сравнения, проведения аналогий и т.п. Принцип сознательности и активности учащихся: обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности, включаются в процесс самостоятельного добывания знаний. Это обосновывается тем, что активность личности по своей природе социальна и субъектна. Она является интегрированным показателем ее направленности и деятельной сущности. Активность обучаемых может иметь репродуктивный или творческий характер. В первом случае она направлена на запоминание и воспроизведение изучаемого материала, следование побуждающим указаниям учителя (преподавателя), выполнение учебных заданий по образцам и алгоритмам. Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения. Для прочного усвоения с точки зрения психологии необходимо сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу. Прочность обучения связана с созданием условий для надежного сохранения в памяти необходимых для будущей деятельности обучаемых знаний, овладения способами выполнения действий. Однако поскольку человеческая память не в состоянии удержать всю информацию, то педагог должен исходить из того, что учащимся следует запомнить прочно, а с чем достаточно только ознакомиться. Принцип единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения: обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения. Принцип взаимообусловленности обучения и воспитания раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами. Принцип единства группового и индивидуального обучения предполагает их оптимальное сочетание. Этот принцип обусловлен тем, что индивид становится личностью благодаря, с одной стороны, его общению и взаимодействию с другими людьми, а с другой – своему стремлению к обособлению. Отражая специфически человеческую потребность в "другом", общение представляет собой особый вид деятельности, в процессе которой возникают представление и понятие о другом человеке. Общение, взаимодействие и обособление обеспечивают социализацию и развитие личности. Рассмотренные принципы в реальном процессе обучения выступают во взаимодействии друг с другоми функционируют как целостная система. Принципы обучения дополняют и усиливают друг друга: сознательность - основа активности; последовательность обеспечивает доступность, а доступность - сознательность и прочность и т.д.


 

Закономерности — относительно устойчивые и регулярные взаимосвязи между явлениями и объектами реальности, обнаруживающиеся в процессах изменения и развития. На знании закономерностей соответствующих явлений основываются как объяснения в науке, так и научные предвидения. Закономерности процесса обучения базируются на общих закономерностях развития личности, выявленных в педагогических и психологических исследованиях. Напомним, что основная закономерность педагогического процесса связана с возможным изменением характера взаимодействия субъектов при протяженном, достаточно длительном их контакте. Закономерность просматривается в последовательном развитии взаимодействия как переходе от воздействия, влияния взрослого, к его взаимодействию с ребенком, (учеником, воспитанником). Эта закономерность описывает возможный, наиболее позитивный и продуктивный, вариант развертывания взаимодействий субъектов в педагогическом процессе и раскрывает сущность интерактивного характера взаимодействия учителя и ученика.? Переориентация процесса обучения, от подхода, ориентированного на освоение предметных знаний, к подходу, ориентированному на развитие личности ученика средствами учебного предмета, выводит на первый план самоопределение ученика, его поведение в будущих ситуациях неопределенности, его умение решать задачи, умение осуществлять самооценку. Таким образом, в современной школе фиксируется следующая закономерность – становление целостности личности школьника зависит от степени развития в учении способов понимания, коммуникации, рефлексии, проектирования, что позволяет обеспечить реализацию процесса обучения как действенного фактора развития личности. Важной закономерностью процесса обучения является взаимосвязь рационального и эмоционального в обучении. В этой связи представляется чрезвычайно актуальным сделанный еще в 70-х годах прошлого века следующий вывод Л. И. Интельсона: «Обсуждаются и содержание, и методы обучения, и предметная и умственная деятельность учащихся, и цели и результаты обучения. Только о чувствах и переживаниях ученика в ходе обучения почти ничего не говорят. А между тем учится живой человек, а не ЭВМ и для него….эмоциональные переживания являются не просто спутниками обучения, а одним из основных условий… подчеркивание эмоциональных предпосылок обучения сегодня особенно важно для нашей педагогической психологии, педагогики, методик. Эта важнейшая проблема как-то выпала из поля зрения[1]». Процесс познания может вызывать положительные эмоции, содействующие, побуждающие, подкрепляющие познание при отсутствии утилитарных результатов. «Значение этой точки зрения для педагогики невозможно переоценить. Она ставит в центр внимания педагога как обязательное условие подкрепление научения интересом, удовлетворением, радостью – вообще активными привлекательными для учащихся переживаниями»[2]. М.А.Данилов считал, что тайна успешного обучения и умственного развития заключается в способности развивающейся личности видеть познавательную задачу и стремиться найти её решение; ключ к разгадке этой тайны можно выразить немногими словами: радость познания и творческого труда.[3] Г.И.Щукина экспериментально доказала, что эмоциональность учителя, его умение создавать на уроке положительный эмоциональный тонус является мощным стимулом формирования познавательно интереса [4]. В дидактических исследованиях найдено немало закономерностей, раскрывающих характерные особенности современного процесса обучения, которые подтверждают общий закон обучения, сформулированный в 30-годы прошлого века в работах Л.С. Выготского, буквально звучавшего так: обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой.[5]. Важной закономерностью, характеризующей современный процесс обучения, является расширение связей классического дидактического отношения учитель Þ учебный материал Þ ученики с образовательной средой школы, общества, мира, что позволяет выявить предпосылки перехода процесса обучения в образовательный процесс, ориентированный на самореализацию школьника и «снятие обучения учением» (М.Н.Данилов). Закономерность лежит в основе принципа, как руководства к действию. Напомним, что принцип – это некая руководящая идея, основное правило построения деятельности или механизма, а закономерность – это устойчивая взаимосвязь явлений, зависимость их друг от друга. Учитель, зная закономерности процесса обучения, имея представления о целях обучения, содержании и методах обучения, использует свои знания для организации процесса обучения, руководствуясь принципами, которые выражают идеалы и нормы, принятые в педагогике на определенном этапе общественного развития. Итак, принципы обучения возникли из обобщения практики обучения, в них отражены объективные закономерности, типичные в явлениях учебного процесса. Принципы и закономерности не являются один раз и навсегда установленными, они могут меняться под влиянием развития общества, различных социокультурных факторов. Так, предложенные принципы природосообразности (Я.А. Коменский) и культуросообразности (Ф.А. Дистервег) оказались актуальными и сегодня, однако их содержание изменилось, стало более точным (принцип природосообразности – обучение основывается на представлениях о возможностях возраста, определяется развитием; сегодня – природосообразность дополняется социосообразностью, что связано с развитием представлений о возрасте не только как биологическом, но и как о социальном и культурно-зависимом феномене; возрастосообразность реализуется через отбор содержания, соответствующих возрасту технологий освоения учебного материала, предлагаемые задания, доступное возрасту оформление учебной литературы. Культуросообразность сегодня – обусловливает необходимость соответствия содержания образования изменяющейся культуре, отражающей общечеловеческое, национальное и индивидуальное, с целью становления культурной, гражданской и личностной идентичности ученика. Открытие новых закономерностей приводило к формулировке новых принципов. «Развитие принципов обучения идет одновременно с развитием всего учебного процесса. В различные эпохи существования школы принципы обучения актуализируют либо одни, либо другие вопросы обучения[6]» – писала в учебнике «Педагогика школы» Г.И. Щукина в 70-е годы прошлого века. Соотношение трактовок некоторых классических и современных принципов дидактики, характеризующих особенности процесса обучения как педагогического процесса можно представить следующим образом.


Методы и премы обучения.

 

Метод обучения (от греч. methodos – «путь, способ достижения цели») – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение учебного материала. Метод – понятие многомерное и многоаспектное. В педагогической науке нет единого подхода к выделению методов. Разными авторами выделяются следующие методы обучения: рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнение, лабораторный метод, практический метод,, контрольная работа, опрос (разновидности: устный и письменный, индивидуальный, фронтальный, уплотнённый), метод программированного контроля, тестовый контроль, реферат, дидактическая игра и др. Этот список далеко не полон. Кроме того, каждый метод при его практическом применении имеет разновидности и может использоваться для решения разных дидактических задач. Приёмы обучения обычно определяют как элементы методов.

Приём – это ещё не метод, а его составная часть, однако практическая реализация метода достигается именно с помощью приёмов. Так, в методе работы с книгой можно выделить следующие приёмы: 1) чтение вслух; 2) составление плана текста; 3) заполнение таблицы по прочитанному материалу; 4) составление логической схемы прочитанного; 5) конспектирование; 6) подбор цитат. Один и тот же метод в различных ситуациях может осуществляться с помощью разных приёмов. Например, работа с книгой в одном случае может включать чтение вслух и составление плана текста, в другом случае – составление логической схемы и подбор цитат, в третьем случае – конспектирование. Один и тот же приём может входить в разные методы. Так, составление логической схемы может являться частью объяснительно-иллюстративного метода (например, учитель, объясняя новый материал, чертит схему на доске), а может применяться и как часть исследовательского метода (например, ученики составляют схему, отражающую самостоятельно изучаемый ими материала). Практическое применение методов и приёмов обучения возможно только при наличии необходимых материальных средств. Так, для работы с книгой необходима книга, для лабораторного метода – соответствующее лабораторное оборудование и т.д.

Средства обучения – это предметная поддержка учебного процесса: материальные и материализованные объекты, используемые в качестве инструментов деятельности педагога, а также в качестве носителей информации в учебном процессе. К материальным средствам обучения относятся учебники, наглядные пособия (иллюстрации, муляжи, чучела животных, коллекции минералов и др.), дидактический материал, технические средства обучения (ТСО), прочее оборудование, применяемое при обучении. Материализованные средства – это речь, мимика и жесты, а также различная деятельность (трудовая, познавательная, коммуникативная и др.) Функции средств обучения обусловлены их дидактическими свойствами. В учебном процессе средства обучения выполняют четыре основных функции: 1) компенсаторную (средства обучения облегчают процесс обучения, помогают достичь цели с наименьшими затратами сил и времени); 2) адаптивную (средства обучения помогают учителю приспособить содержание образования к возрастным и индивидуальным возможностям детей, создать благоприятные условия для обучения: помогают организовывать необходимые демонстрации, самостоятельную работу учащихся, дифференцировать учебные задания и т.д.); 3) информативную (средства обучения либо являются непосредственным источником информации (например: учебник, учебный видеофильм), либо способствуют передаче информации (например: компьютер, проекционная аппаратура, лабораторное оборудование); 4) интегративную (использование средств обучения позволяет рассматривать изучаемые предметы и явления многосторонне, выявлять и наблюдать разнообразные свойства изучаемого, глубже проникать в его суть, например, при изучении какого-либо закона физики применение учебно-лабораторного оборудования позволяет наблюдать действие этого закона, понять его значение и т. д

 

Обучение — это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки.

  • Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.
  • Умения — это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
  • Навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем.

Признаки процесса обучения

Процесс обучения — это социальный процесс, который возник с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с его развитием.

Процесс обучения можно рассматривать как процесс передачи опыта. Следовательно, и процесс обучения в средних и высших учебных заведениях можно назвать процессом передачи накопленного опыта обществом подрастающему поколению. Этот опыт включает в себя прежде всего знания об окружающей действительности, которые постоянно совершенствуются, способы применения этих знаний в практической деятельности человека. Ведь общество и познает мир для того, чтобы совершенствовать практическую деятельность, а вместе с тем и совершенствовать окружающую нас действительность. Для постоянного развития, для постоянного познания мира общество вооружает подрастающее поколение и способами добывания новых знаний, т. е. способами познания мира.

Признаки процесса обучения:



Просмотров 1530

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2023 год. Все права принадлежат их авторам!