Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Обучение как целостная систем



Главным и самым сложным явлением, изучающая дидактика, является процесс обучения Именно в процессе обучения осуществляется и непрерывно-развивающая и нередко будто таинственная взаимодействие объективного и субъективного, су утнисть которой заключается в том, что социальный опыт всей его многогранности и сложности превращается в знания, умения и навыки учащихся, в идеалы, качества человека, в ее умственное развитие, идейность и культуру В этом процессе собственные потенции ученика (стремление к деятельности, внутренние побуждения, жизненный опыт и связанные с ним переживания) развиваются и приобретают объективный характер, воплощая ись в конкретные качества и свойства личности, а также в ее позитивный вклад в практику, жизненнотя.

Процесс - это развитие какого-либо явления, отражающий закономерную, последовательную, непрерывную смену моментов развития, следующих друг за другом

Процесс обучения - это совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на обеспечение сознательного и прочного усвоения системы научных знаний, умений и навыков, формирование умения использовать й их в жизни, на развитие самостоятельности мышления, наблюдательности и других познавательных способностей учащихся, овладение элементами культуры умственного труда и формирование основ мировоззрение.

Процесс обучения обусловлен целью образования и характеризуется взаимодействием следующих его компонентов: а) содержания обучения, т.е. учебного предмета, в котором систематизированы знания (основы наук) для усвоения учащимися определенного класса б) преподавания, т.е. деятельность учителя, которая заключается в формировании у учащихся мотивов учения, в преподавании содержания предмета, в организации деятельности учащихся, в управлении и руководстве их самостоятельной работой, направленных Аной на изучение и использование знаний, в проверке знаний и умений в) обучения, т.е. разносторонней деятельности учащихся, в частности умственных и физических действий г)материальных средств обучения (учебники, учебные пособия, технические средства, приборы и т.п.)



Коренной проблемой дидактики является установление благоприятной взаимодействия между основными компонентами обучения с целью обеспечения максимальной эффективности усвоения знаний и умственного развития учащихся Среди этих компонентов особенно в важную роль играет цель образования, которая имеет непосредственное влияние на отбор содержания образования, его ведущие идеи и структуру Содержание образования, методы и организационные формы обучения в своем взаимодействии призваны обеспечить сознательное усвоение знаний, овладение методами их приобретения и использования и подготовку учащихся к творческой деятельноститі.

Основываясь на положении о единстве диалектики, логики и теории познания, ученые-дидактов доказали, что процесс обучения является разновидностью познавательного процесса, осуществляемого в специфических условиях

В учебном процессе не ставится задача открытия новых истин, а требуется лишь творческое их усвоение В этом процессе обеспечивается ускоренный темп познания явлений действительности, на исследование которых д до этого было потрачено много лет Процесс обучения строится с учетом возрастных особенностей учащихся, в связи с чем соответственно изменены формы и методы познавательной деятельности Многие знания набувают ься учениками не путем непосредственного изучения объектов, а опосредованно, т.е. посредством рассказа учителя, описания, объяснения, получения разнообразной информацииції.



Обучение как сложный процесс, в котором ученики, сознательно усваивая истинно научные знания, овладевая методами самостоятельного приобретения и творческого их использования, развиваются в соответствии с присущими им м закономерностями, имеющих объективный характер Изучение закономерностей педагогического процесса и установления законов, отражающих эти закономерности, является чрезвычайно важной задачей педагогики как науки.

Процесс обучения при всем разнообразии его конкретных форм характеризуется двумя противоречивыми признаками: целеустремленностью, строгой последовательностью - с одной стороны, и непрерывным возбуждением активнос сти учащихся и созданием пространства для творческой деятельности коллектива класса и каждого отдельного ученика - с другой Истинная диалектика - во взаимопроникновении и взаимодействии этих противоположных начал.

Важным показателем этой диалектики и результативности учебного процесса является интенсивное умственное развитие всех учащихся, их непрерывное проникновение в сущность учебных предметов, процессов и явлений, во двищення познавательных интересов, стремление к углублению своих знаний и формирования научного мировоззрение.

Диалектика учебного процесса заключается во взаимодействии руководства педагога и творческой деятельности учащихся, в соответствии логической структуры учебного материала высокому уровню познавательных возможностей учащихся в, в росте идеальных побуждений и самостоятельности их мышления.

Обучение невозможно без одновременной деятельности учителя и учащихся, без их дидактической взаимодействия Как бы активно не стремился сообщать знания учитель, если при этом отсутствует активная деятельность учащихся, сп прямована на усвоение знаний, если учитель не создал мотивации и не обеспечил организацию такой деятельности, то процесс обучения фактически не осуществляется Поэтому в процессе обучения осуществляется не прости и влияние педагога на ученика, а их взаимодействие, реализуется единство учебных и личностных воздействий педагога и самостоятельных усилий ученика, направленных на овладение знаниями, умениями и навыками, определенными е криками воспитанности и развитияку.

Взаимодействие учителя и учащихся может осуществляться как в непосредственной, так и в косвенной форме В первом случае учитель и ученики непосредственно и совместно решают учебные задачи при опосредованном ней взаимодействия учащиеся выполняют задания и инструкции, которые были даны учителем ранее Процесс обучения может осуществляться и при отсутствии учителя, когда, например, учащиеся самостоятельно овладевают новыми спос Обамы учебной деятельности, решают творческие задачи без инструктажа учителя Процесс же преподавания обязательно предполагает активность процесса обучения Целостность учебного процесса кроется в совместно сти задач преподавания и обучения, в невозможности существования преподавания без учениячання.

Общение в процессе обучения оказывает чрезвычайное влияние на мотивацию обучения учащихся и положительного отношения к нему, на создание благоприятных морально-психологических условий для активного обучения меро оплене отношение учителя к своему предмету, четкость, организованность в работе, такт по отношению к ученикам, своевременная помощь им в учебе, объективность в оценке их успехов, выдержка в сложных ситуациях - все это чрезвычайно влияет на процесс усвоения, способствует выработке у учащихся стремление подражать положительный пример учителя В результате, умелое общение значительно повышает воспитательный эффект н авчання Если педагоги концентрируют внимание только на управлении учебной деятельностью, но не обеспечивают правильного стиля общения, то результат влияний может оказаться недостаточным Неэффективными проявление ляться усилия и тогда, когда будет обеспечено благоприятное общение, но должным образом не организована учебная деятельность Вот почему при раскрытии сущности обучения необходимо придерживаться единства пи знания и общениявання.

В процессе обучения выделяют целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-регулирующие, оценочной-результативный компоненты

Целевой компонент процесса обучения отражает осознание педагогом и принятия учащимися цели и задач изучения темы, раздела или учебного предмета в целом Цель обучения социально детерминирована Она определяется по авданнямы, выдвигаемыми обществом перед школой, и отраженными в государственных документах о образованийту.

Рассматривая образование как целостный целенаправленный процесс, можно выделить четыре этапа формирования и реализации в нем задач обучения:

а) изучение объективных факторов и определение общей цели образования (требования общества к образованию, уровень развития фундаментальных наук и т.п.);

б) воплощение общей цели образования в учебных программах, учебниках, технических средствах обучения, методических пособиях;

в) реализация целей и задач обучения в действиях педагогов, непосредственно имеют дело с обучением учащихся;

г) осознание целей и задач образования и обучения самими учащимися и их сознательное стремление наладить соответствующим образом свое обучение

В конкретном цикле учебного процесса цели и задачи обучения определяются на основе требований программы, учет особенностей данного класса, уровня его предварительной подготовки, образованности, воспитанности те и развития учащихся, а также с учетом возможностей самого педагога, оборудование кабинета, дидактических средств обучения и и.

стимулирующе-мотивационный компонент предусматривает, что педагог осуществлять меры, направленные на стимулирование у учащихся интереса, потребности в решении определенных задач Причем стимулирования должно порождать внутренний процесс возникновения ния у учащихся положительных мотивов учения В единстве стимулирования и мотивации заложен смысл стимулирующе-мотивационного компонента учебного процесссу.

Содержание обучения определяется учебным планом, государственными учебными программами и учебниками по данному предмету Содержание отдельных уроков конкретизируется учителем с учетом определенных задач, необходимости отражения аження в содержании предмета специфики производственного и социального окружения школы, уровня подготовленности, интересов ученикив.

Операционно-деятельностный компонент полно отражает процессуальную сущность учения Именно в деятельности педагогов и учащихся и реализуются задачи усвоения школьниками широкого социального опыта человечества Операционно-деятельностный компо онент реализуется с помощью определенных методов, средств и форм организации обученияня.

Контрольно-регулирующий компонент предусматривает одновременный контроль учителя за решением определенных задач обучения и самоконтроль учащихся за правильностью выполнения учебных операций, точностью полученных ответов Контроль здийснюет ться с помощью устных, письменных, лабораторных работ, опросов, зачетов, экзаменев.

Самоконтроль предполагает самопроверку учеников, которые самостоятельно проверяют степень усвоения учебного материала, правильность выполнения упражнений, оценку жизненной реальности полученных в задачах ответов и т.д. Контроль и самоконтроль обеспечивают функционирование обратной связи в учебном процессе - получение учителем информации о степени затруднения, о качестве поэтапного решения задач на обучения, о типичных недостатках Обратная связь вызывает необходимость корректировки, регулирования учебного процесса, внесения изменений в методы, формы и средства обучения, приближения их к оптимальным в данной ситуации Регулирование процесса обучения осуществляется не только учителем, но и учениками (работа над ошибками, повторения вопросов, вызывающих затруднения, и др.ін.).

оценочной-результативный компонент обучения предполагает оценку педагогами и самооценку учениками достигнутых в процессе обучения результатов, установления соответствия их с определенными учебно-воспитательными задачами, выявления причин отклоне илень, проектирование новых задач с целью устранения выявленных пробелов в знаниях и умение.

Все компоненты учебного процесса необходимо рассматривать в закономерной взаимосвязи Цель обучения определяет его содержание Цель и содержание требуют определенных методов, средств и форм стимулирования и организации й обучения, в процессе которого необходим текущий контроль и регулирование Наконец, все компоненты в совокупности своей обеспечивающих определенный ретат.

Отмеченные последовательность и содержание компонентов учебного процесса являются наиболее типичными для многих случаев его функционирования В зависимости от специфики задач обучения, возможностей учеников, уровня их отношение к учебе те или иные компоненты процесса функционировать в большей или меньшей степени Таким образом, необходимо творчески подходить к проектированию и реализации процесса обучения, не допускать сабл онного, без учета конкретной ситуации, их использованиеня.

Функции обучения.

 

Процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающиюфункции.

Выделение данных функций процесса обучения проведено условно, поскольку грани между процессами образования, воспитания и развития личности относительны, и некоторые их аспекты являются общими. Условное выделение этих функций необходимо в практической деятельности педагога при целеполагании процесса обучения и диагностике его результатов.

Образовательная функция процесса обучения предполагает усвоение личностью научных знаний, формирование системы специальных и общеучебных умений и навыков.

Воспитательная функция процесса обучения заключается в формировании системы ценностно-эмоциональных отношений личности к миру и совокупности ее качеств.

Развивающая функция процесса обучения определяет развитие общих и специальных способностей личности, а также психических процессов.

Охарактеризованные функции процесса обучения недопустимо рассматривать как изолированно осуществляемые. Они находятся в сложно переплетенных причинно-следственных связях, когда одна из функций является следствием другой и одновременно причиной третьей. Так, воспитание дисциплинированности, общественной активности создает условия для эффективности обучения. А обучение, в свою очередь, способствует воспитанию этих качеств.

 

К функциям процесса обучения можно отнести и функции его составных частей.

Функции форм обучения сложны и многообразны. Среди них на первом месте обучающе-образовательная . Форма обучения конструируется и используется для того, чтобы создать наилучшие условия для передачи детям знаний, умений, навыков, формирования их мировоззрения, развития дарований, практических способностей.Воспитательнаяфункция обеспечивается последовательным введением школьников с помощью системы форм обучения в разнообразные виды деятельности. В результате в работу активно включаются все духовные и физические силы: интеллектуальные, эмоционально-волевые, действенно-практические. Организационнаяфункция обучения в том, что необходимость соответствия объема, качества содержания образования возрастным возможностям детей требует от учителя четкой организационно-методической инструментовки подачи материала, строго отбора вспомогательных средств. Психологическая функция форм обучения состоит в выработке у учащихся определенного деятельностного биоритма, привычки к работе в одно и то же время. Привычное время и знакомые условия учебных занятий порождают в детях психическое состояние раскрепощенности, свободы, оптимального напряжения духовных сил. Содержательная форма учебных занятий в совокупности с активными методами выполняет развивающую функцию. Особенно эффективно она реализуется, когда при изучении темы в учебном процессе используется многообразие форм.

Формы организации учебного процесса обеспечивают коллективную и индивидуальную деятельность детей, выполняя интегрирующе-дифференцирующуюфункцию. Учебный процесс в своей основе процесс коллективной познавательной деятельности. Дети познают сообща, обмениваются информацией в практических делах, учатся взаимопониманию и взаимопомощи. Вместе с тем обучение есть процесс развития возможностей личности. Поэтому каждая форма коллективных занятий должна обладать возможностью индивидуализации деятельности школьников, обеспечивать работу по продвинутым программам одних и подтягиванию до средне-обязательного уровня других. Систематизирующая и структурирующая функции организационных форм обучения состоят в том, что они требуют разбивки всего учебного материала по частям и темам, его структурирования и систематизирования как в целом, так и для каждого занятия.

По отношению друг к другу формы обучения способны выполнять комплексирующую и координирующуюфункции. В целях повышения эффективности усвоения материала детьми, на основе какой-либо формы обучения могут быть объединены и использованы составные части других форм. При изучении целой темы одна форма, например, урок, может исполнять роль основной, базовой, ведущей по отношению к другим – семинарам, дающим дополнительный материал. Наконец, стимулирующая функция формы организации учебных занятий проявляется с наибольшей силой, когда соответствует особенностям возраста детей, специфики развития их психики и организма. Так, лекционная форма своей монотонностью способна подавить в младших школьниках всякому познавательную активность. Между тем как урок – драматизация рассказа, включающая в действие воображение, речь, мышление, организм в целом, стимулирует их бурную деятельность.

Функции методов обучения обеспечивают обучивающе-воспитательное взаимодействие учителя и учащихся. Их сущность и своеобразие заключается в следующем. Прямая функция методов обучения состоит в передаче и организации усвоения детьми знаний, формировании их мировоззрения. На основе знаний методе обеспечивают развитие у учащихся умений и навыков, закрепление их в нервной системе ребенка в качестве нервно-психических образований. Такая прямая функция методов обучения состоит в обеспечении развития у ребенка человеческих сил: интеллектуальных способностей, одаренности, голоса, зрения, обоняния, слуха, физических сил, сенсорной, эмоциональной, духовно-потребностной, волевой сфер. Реализация этих двух функций в единстве обеспечивает обученность, идейно-нравственное воспитание и нервно-психическое развитие ребенка. Опосредованные функции обучения состоят в выработке у школьников задатков и основ культуры умственного и физического труда – фундамента для осуществления непрерывного образования, для развития в них стремления к самообразованию. Воспитательная функция методов обучения направлена на развитие в детях позновательно-творческой активности. Эффективность процесса обучения и воспитания во многом зависит от того, насколько быстро и успешно ребенок превращается из объекта дидактических воздействий в субъект познавательной деятельности. Приведение в движение с помощью методов обучения всех сущностных сил школьников пробуждает у них интерес к содержанию и проблемам учебной деятельности, обеспечивает успех в воспитании познавательной активности.

 

 

Мдоели обучения.

 

Модели обучения

 

Модель обучения, как можно догадаться из названия - это, некоторый шаблон или прототип того, что, впоследствии, назовется формой обучения.

Наиболее распространенными моделями обучения в настоящее время являются:

1. традиционная,

2. электронная,

3. смешанная,

4. дистанционная,

5. открытая.

Традиционная модель – модель, к которой мы с вами привыкли со школы. Это очное общение с преподавателем, занятия в аудиториях, контрольные работы, защита докладов и рефератов у доски и т.д.

Электронная модель. Такая модель, подразумевает обучения с использованием информационных технологий: использование Интернет-ресурсов, общение с преподавателем в форумах и чатах, просмотр учебных материалов в онлайн режиме, прохождение тестирований на компьютере и т.д.

Смешанная модель, как следует из названия, это смешение традиционной и электронной моделей обучения.

Дистанционная модель. Данная модель отчасти схожа с электронной, но не подразумевает использование информационных технологий. Главное, что бы, между преподавателем и слушателем было расстояние (дистанция).

Открытая модель. Ее основным отличием от вышеперечисленных моделей является то, что в результате изучения материала от слушателя не требуется подтверждения полученных знаний и прохождения итогового контроля. То есть, слушатель получает знания исключительно для себя, например, человек идет на курсы по изучению Photoshop или на тренинг проведения деловых переговоров, в результате изучения которых, он получает не диплом или аттестат с оценками, а сертификат, о том, что он посетил данное мероприятие.

 


Просмотров 2865

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!