Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Сущность, функции и задачи дидактики



Дидактика является относительно самостоятельной частью педагогики Она изучает содержание, принципы и методы образования и обучения, конкретизирует общие педагогические закономерности и категории, тесно связана с методиками изучениия

учебных дисциплин, направленная на создание условий для реализации развития личности

Впервые слово \"дидактика\" появилось в трудах немецкого педагога Вольфганга Ратке (1571-1635) и означало \"искусство обучения\" Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) считал дидактику самостоятельной научной сферой и выделил ц из системы философских знаний Аналогично термин \"дидактика\" трактовал и чешский педагог Ян-Амос Коменский (1592-1670), который назвал свой основной произведение \"Великая дидактика \"Сущность дидактики он определил как\" универсальное искусство учить всего всех \"Сначала этим термином обозначали практическую деятельность, а затем постепенно обособленную науку о интегрально-взаимосвязанных ные виды деятельности - преподавания и учениявзаємопов'язані види діяльності - викладання та учіння.

Дидактические процессы возникают из общественной необходимости передать молодому поколению накопленный опыт, важный для развития общества Как это осуществить рационально и максимально эффективно для фо ормування личности, является основной проблемой дидактики, которая ставит целью противодействовать стихийной воле случая в процессе обучения Основной задачей образования является овладение учеником знаниями, практическими умениями ямы и навыками и способами творческой деятельности Дидактика призвана ответить на вопрос: \"чему учить?\" Самостоятельно творческой деятельности) В древности дидактов основном акцентировали внимание на первых двух вопросах, касающихся деятельности учителя Проблема развития способностей, познавательной активности и самос тийности, творчества, мотивационной сферы учащихся в процессе обучения (деятельность учения) стала центральной лишь в XIX векеала центральною лише у XIX столітті.



Дидактика изучает содержательную и процессуальную стороны обучения в их единстве: научно обосновывает его содержание, методы и организационные формы, условия реализации, особые преобразования и улучшения практики, ш ищет способы его совершенствования, разрабатывает новые обучающие системы и технологии.

Дидактика (греч didaktikos - поучительный) - отрасль педагогики, изучающая теорию образования и обучения, его закономерности, функции, категории, формы и методы

Объектом дидактики является обучение как особый вид деятельности, направленной на передачу следующим поколениям социального опыта, его творческое воспроизведение, то есть преподавание (деятельность учителя) и учения (познавательная действие яльнисть ученика) существуют в единстве Другие взаимосвязи (ученик - учебный материал, ученик - другие ученики, ученик - книга и т.д.) становятся дидактическими настолько, насколько они объединены этими отношениями Напри клад, книга становится учебником, если она является средством учебной деятельности для учителя и ученика Итаке, предметом дидактики связь преподавания и учения, их взаимодействие

Основными функциями дидактики являются:

- теоретическая (диагностическая, прогностическая), которая предусматривает обоснование, систематизация и обобщение педагогического опыта, закономерностей и механизмов развития личности в процессе обучения;

- практическая (нормативная, инструментальная), которая заключается в разработке проекта педагогической деятельности, содержания, методов, форм обучения согласно поставленных дидактических целей Обе функции тесно вз заемоповьязані.



Дидактическая теория постоянно развивается На современном этапе перед дидактикой возникают такие задачи:

- обосновать и конкретизировать принципы организации обучения, пути и средства развития познавательной самостоятельности, активности, инициативы учащихся;

- определить критерии отбора и способы конструирования основных компонентов содержания образования в связи со значительным перегрузкам учебных программ и учебников сложным и второстепенным материалом;

- исследовать функции и структуру методов и форм обучения;

- обосновать межпредметные и внутрипредметных связи для актуализации опорных знаний, их систематизации, формирования учебных и практических навыков;

- обеспечить сбалансированность и личностных целей в процессе обучения;

- разработать новые технологии обучения

Связи дидактики с другими науками, в частности педагогического цикла, обусловленные общностью закономерностей методов, понятий и взаимопроникновением наук Существует определенная взаимосвязь дидактики с методиками конкре етних учебных предметов Она занимается разработкой общетеоретических основ процесса обученияня

(закономерностей, принципов, методов), определяет особенности течения деятельности ученика, а конкретные методики исследуют организацию обучения по отдельным дисциплинам, используя при этом ее теоретические идет.

Дидактика связана с философией, которая является методологической основой для организации научных изысканий и теоретических обобщений практики обучения Философия помогает определить перспективу изучения универсал ных связей дидактических явлений, требует анализировать обучения как процессуальное явление, непрерывно развивается, проявлять весь спектр противоречий между деятельностями преподавания и учения и ин.

Проблематика дидактики тесно связана с психологией, в частности педагогической Дидактические процессы одновременно психологическими Психология изучает развитие личности под влиянием обучения, особенности ее спо иймання, памяти, мышления, воли, эмоций, формирование мотивационной сферы тощщо.

Связь дидактики теории воспитания состоит в единстве процессов обучения и воспитания, возможности использовать общие закономерности, принципы, методы и формы воспитания, чтобы ученики эффективно овладел девали знаниями, умениями и навыкам.

Знание физиологии позволяют активно и одновременно ответственно и обоснованно \"вмешиваться\" в процессы формирования личности, учитывая физиологические и гигиенические факторы для организации обучения возможные дидактические потери и перегрузкивантаження.

Дидактика связана с социологией, которая направлена ??на преодоление социальных конфликтов, совершенствование методов управления и социализации личности, изучающая закономерности поведения и деятельности людей,, а также их психологические характеристики Знание эстетики помогают строить дидактический процесс на основе гармонической предметной среды, средствами обучения создавать оптимальные условия для п раке и активной познавательной деятельности учащихся, обеспечивать развитие их творческих способностей Связь дидактики с кибернетикой позволяет организовывать процесс обучения как систему (совокупность взаимосвязанных овьязаних компонентов), обеспечивать моделирование и оптимальное управление этой системаою.

 

 


Просмотров 888

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!