![]() Дисциплины:
Архитектура (936) |
Сущность, функции и задачи дидактики
Дидактика является относительно самостоятельной частью педагогики Она изучает содержание, принципы и методы образования и обучения, конкретизирует общие педагогические закономерности и категории, тесно связана с методиками изучениия учебных дисциплин, направленная на создание условий для реализации развития личности Впервые слово \"дидактика\" появилось в трудах немецкого педагога Вольфганга Ратке (1571-1635) и означало \"искусство обучения\" Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) считал дидактику самостоятельной научной сферой и выделил ц из системы философских знаний Аналогично термин \"дидактика\" трактовал и чешский педагог Ян-Амос Коменский (1592-1670), который назвал свой основной произведение \"Великая дидактика \"Сущность дидактики он определил как\" универсальное искусство учить всего всех \"Сначала этим термином обозначали практическую деятельность, а затем постепенно обособленную науку о интегрально-взаимосвязанных ные виды деятельности - преподавания и учениявзаємопов'язані види діяльності - викладання та учіння. Дидактические процессы возникают из общественной необходимости передать молодому поколению накопленный опыт, важный для развития общества Как это осуществить рационально и максимально эффективно для фо ормування личности, является основной проблемой дидактики, которая ставит целью противодействовать стихийной воле случая в процессе обучения Основной задачей образования является овладение учеником знаниями, практическими умениями ямы и навыками и способами творческой деятельности Дидактика призвана ответить на вопрос: \"чему учить?\" Самостоятельно творческой деятельности) В древности дидактов основном акцентировали внимание на первых двух вопросах, касающихся деятельности учителя Проблема развития способностей, познавательной активности и самос тийности, творчества, мотивационной сферы учащихся в процессе обучения (деятельность учения) стала центральной лишь в XIX векеала центральною лише у XIX столітті. Дидактика изучает содержательную и процессуальную стороны обучения в их единстве: научно обосновывает его содержание, методы и организационные формы, условия реализации, особые преобразования и улучшения практики, ш ищет способы его совершенствования, разрабатывает новые обучающие системы и технологии. Дидактика (греч didaktikos - поучительный) - отрасль педагогики, изучающая теорию образования и обучения, его закономерности, функции, категории, формы и методы Объектом дидактики является обучение как особый вид деятельности, направленной на передачу следующим поколениям социального опыта, его творческое воспроизведение, то есть преподавание (деятельность учителя) и учения (познавательная действие яльнисть ученика) существуют в единстве Другие взаимосвязи (ученик - учебный материал, ученик - другие ученики, ученик - книга и т.д.) становятся дидактическими настолько, насколько они объединены этими отношениями Напри клад, книга становится учебником, если она является средством учебной деятельности для учителя и ученика Итаке, предметом дидактики связь преподавания и учения, их взаимодействие Основными функциями дидактики являются: - теоретическая (диагностическая, прогностическая), которая предусматривает обоснование, систематизация и обобщение педагогического опыта, закономерностей и механизмов развития личности в процессе обучения; - практическая (нормативная, инструментальная), которая заключается в разработке проекта педагогической деятельности, содержания, методов, форм обучения согласно поставленных дидактических целей Обе функции тесно вз заемоповьязані. Дидактическая теория постоянно развивается На современном этапе перед дидактикой возникают такие задачи: - обосновать и конкретизировать принципы организации обучения, пути и средства развития познавательной самостоятельности, активности, инициативы учащихся; - определить критерии отбора и способы конструирования основных компонентов содержания образования в связи со значительным перегрузкам учебных программ и учебников сложным и второстепенным материалом; - исследовать функции и структуру методов и форм обучения; - обосновать межпредметные и внутрипредметных связи для актуализации опорных знаний, их систематизации, формирования учебных и практических навыков; - обеспечить сбалансированность и личностных целей в процессе обучения; - разработать новые технологии обучения Связи дидактики с другими науками, в частности педагогического цикла, обусловленные общностью закономерностей методов, понятий и взаимопроникновением наук Существует определенная взаимосвязь дидактики с методиками конкре етних учебных предметов Она занимается разработкой общетеоретических основ процесса обученияня (закономерностей, принципов, методов), определяет особенности течения деятельности ученика, а конкретные методики исследуют организацию обучения по отдельным дисциплинам, используя при этом ее теоретические идет. Дидактика связана с философией, которая является методологической основой для организации научных изысканий и теоретических обобщений практики обучения Философия помогает определить перспективу изучения универсал ных связей дидактических явлений, требует анализировать обучения как процессуальное явление, непрерывно развивается, проявлять весь спектр противоречий между деятельностями преподавания и учения и ин. Проблематика дидактики тесно связана с психологией, в частности педагогической Дидактические процессы одновременно психологическими Психология изучает развитие личности под влиянием обучения, особенности ее спо иймання, памяти, мышления, воли, эмоций, формирование мотивационной сферы тощщо. Связь дидактики теории воспитания состоит в единстве процессов обучения и воспитания, возможности использовать общие закономерности, принципы, методы и формы воспитания, чтобы ученики эффективно овладел девали знаниями, умениями и навыкам. Знание физиологии позволяют активно и одновременно ответственно и обоснованно \"вмешиваться\" в процессы формирования личности, учитывая физиологические и гигиенические факторы для организации обучения возможные дидактические потери и перегрузкивантаження. Дидактика связана с социологией, которая направлена ??на преодоление социальных конфликтов, совершенствование методов управления и социализации личности, изучающая закономерности поведения и деятельности людей,, а также их психологические характеристики Знание эстетики помогают строить дидактический процесс на основе гармонической предметной среды, средствами обучения создавать оптимальные условия для п раке и активной познавательной деятельности учащихся, обеспечивать развитие их творческих способностей Связь дидактики с кибернетикой позволяет организовывать процесс обучения как систему (совокупность взаимосвязанных овьязаних компонентов), обеспечивать моделирование и оптимальное управление этой системаою.
|