![]() Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Культура и мастерство педагогического общения
Педагогическая культура, ее основные компоненты. Педагогическая культура — это профессиональная культура человека, занимающегося педагогической деятельностью, гармония высокоразвитого педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса. Она определяет характер осуществления всех основных функций учителя: образовательной, воспитательной, развивающей. В содержании педагогической культуры можно выделить совокупность стержневых компонентов, таких как культура педагогического мышления, общения, поведения и внешнего вида, духовно-нравственная культура. Культура педагогического мышления включает высокое развитие способности к научной обработке педагогических явлений и. фактов, относящихся как к личности школьника (его сознанию, поведению), так и к воспитательному процессу, к личности самого учителя. Рефлексия учителя как компонент культуры мышления побуждает его к постоянному самосовершенствованию в личностном и профессиональном отношениях. Интуиция как элемент культуры педагогического мышления способствует мгновенным верным решениям в сложных педагогических ситуациях. Интуиция — это чутье, догадка, озарение, основанные на богатом предшествующем опыте и психолого-педагогических знаниях. Культура педагогического мышления обогащается и развивается на основе информационной культуры. Получение новой информации, ее отбор, обработка и затем своевременное использование - залог успешного творческого мышления и творческой деятельности педагога. Одна из важнейших черт культуры педагогического мышления — творчество. Творческое мышление характеризуют ряд признаков: гибкость мышления, зоркость в видении проблем, парадоксов, способность к свертыванию мыслительных операций, переносу, цельность восприятия, легкость генерирования идей. Культура умственного труда как элемент культуры педагогического мышления позволяет учителю эффективно и долгие десятилетия осуществлять гностическую деятельность, реализовывать свои творческие планы. Мастерство педагогического общения Профессионально-педагогическое общение есть система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. В этой связи общение в педагогической деятельности — это средство решения учебных задач; социально-психологическое обеспечение образовательного процесса; способ организации взаимоотношений педагога и детей, обусловливающих успешность обучения и воспитания. Одним из важнейших требований, которое предъявляет педагогическая профессия к личности учителя, является четкость его социальной и профессиональной позиции. Позиция педагога — это система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности. В стиле педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся. Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский. авторитарный стиль общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся. стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля — взаимоприятие и взаимоориентация. Демократический стиль общения педагога с учащимися — единственный реальный способ организации их сотрудничества. Помимо основных существуют промежуточные стили педагогического взаимодействия, в отношении которых следует исходить из того, что воспитательные силы всегда порождаются личностными отношениями, т.е. всецело зависят от личности педагога. -общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. -стиль педагогического общения на основе дружеского расположения, который можно рассматривать как предпосылку вышеназванного стиля. -общение-дистанция. Исследования показывают, что достаточно гипертрофированная (чрезмерная) дистанция ведет к формализации взаимодействия педагога и учащегося. Дистанция должна соответствовать общей логике их отношений и является показателем ведущей роли педагога, но должна быть основана на авторитете. -общение-устрашение. Оно наиболее популярно у начинающих педагогов, которые не умеют организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. -общение-заигрывание, которое также в основном используется молодыми учителями. Стремясь побыстрее установить контакт с детьми, понравиться им, но не имея для этого необходимой коммуникативной культуры, они начинают заигрывать с ними, т.е. кокетничать, вести на уроке разговоры на личные темы, злоупотреблять поощрениями без надлежащих на то оснований. Однако рефлексирующий педагог, осмысливая и анализируя свою деятельность, должен обращать особенно пристальное внимание на то, какие способы общения являются для него более типичными и чаще используемыми, т.е. должен владеть навыками профессиональной самодиагностики, без чего не может быть сформирован стиль общения, органичный ему, адекватный его психофизиологическим параметрам, отвечающий решению задачи личностного роста педагога и учащихся. 24. Дидактика: предмет, объект, задачи.
В формировании личности, ее становлении огромное значение имеют образование и обучение в единстве. Образование – это результат обучения. Обучение отсюда является основным путем образования. Дидактика – педагогическая дисциплина, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения. Это теория образования и обучения. В дидактике раскрывается задачи и содержание образования, описывается процесс овладения знаниями, умениями и навыками, характеризуются принципы, методы и формы организации обучения. Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагогаВольфганга Ратке для обозначения искусства обучения. Основными признаками дидактики как научной дисциплины являются: предмет изучения, понятийный аппарат, научно-исследовательские методы. Есть разные точки зрения на предмет дидактики. Предметом дидактики являются: 1. Обучение как средство образования и воспитания. 2. Закономерности, принципы обучения, его цели. Методы, формы, средства обучения. 3. Взаимодействие преподавания и учения в их единстве. 4. Условия, необходимые для протекания обучения. Дидактика как педагогическая дисциплина оперирует общими понятиями педагогики: «воспитание», «педагогическая деятельность», «образование», «педагогическое сознание» и др. Но как теория образования и обучения, дидактика имеет свои специфические понятия и категории: образование, обучение, учение и др. Рассмотрим базовые понятия (категории) дидактики: Преподавание— упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний. Учение— процесс (точнее сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у ученика возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные. Обучение — упорядоченное взаимодействие учителя с учениками, направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс их совместной деятельности. В обучении осуществляется, как мы уже знаем, развитие ребенка. Основными структурными элементами обучения как системы являются: 1) цели; 2) содержание; 3) методы; 4) организационные формы; 5) результаты. Раскроем кратко сущность этих и некоторых других понятий: Образование— система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления. Знание— совокупность идей, воплощающих теоретическое овладение предметом. Отражение в сознании ученика окружающей его действительности в виде понятий, схем, конкретных образов . Умения — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике. Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства. Цель (учебная, образовательная) — то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия. Содержание(обучения, образования) — система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми ученики овладевают в процессе обучения. Организация — упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели. Форма— способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма обучения прежде всего связана с числом учеников в классе, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т. п. М е т о д — путь достижения (реализации) цели и задач обучения. Средство — предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство, учебники, классное оборудование и т. д. Результаты(продукты обучения) — это то, к чему приходит обучение, следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели. Дидактика изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, которые обеспечивают осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции: 1) теоретическую (главным образом диагностическую и прогностическую) и 2) практическую (нормативную, инструментальную).Задачи дидактики: 1. Описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации. 2. Разработка более современной организации процесса обучения, новых обучающих технологий. 3. Разработка способов прогнозирования, предсказания последствий введения в школьную практику новых методов, новых учебных материалов и т.д.
Дидактика как педагогическая наука объясняет диалектику процесса обучения, условия его реализации и совершенствования практики, раскрывает существенные для учебного процесса связи, В структуре дидактической теории вы иокремлюють следующие компоненты: процесс обучения и его основные виды, содержание образования, цели и задачи образования, принципы и закономерности обучения, методы обучения, формы организации обучения, контроль и эти нювання результатов обучения Дидактические системы условно разделяют на традиционные, обозначены схематизмом, поиском идеального метода обучения, и педоцентрични, основанные на учете потребностей, интерес в и способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности и мышленияя.
![]() |