Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Статистические индексы, задачи, решаемые с помощью индексного анализа



Индекс – относительный показатель, полученный как соотношение значений того или иного признака (экономического показателя) во времени, пространстве, в сравнении с каким-либо нормативом лил плановым уровнем.

Так как индекс – это всегда соотношение двух значений, то тому значению, которое сопоставляется, присваивается понятие показатель отчетного периода и рядом со значением показателя ставится 1 (единица). То значение показателя, с которым производится сравнение, называется базисным и рядом с ним ставится 0 (ноль).

В индексном анализе существует ряд общепринятых обозначений:

q (или Q) – физический объем продукции или товара (в натуральном выражении);

p – цена единицы изделия;

z (иногда С) – себестоимость единицы изделия;

q∙p – стоимость товара, товарооборот;

q∙z – издержки производства;

t – трудоемкость единицы изделия;

w – выработка.

При использовании индексного анализа показателей социальной сферы могут быть использованы приведенные выше обозначения. При этом следует помнить, что необходимо различать количественные показатели и так называемые качественные (рассчитанные на ту или иную единицу). Деление на количественные и качественные показатели соответствует делению на первичные и вторичные признаки.

 

Индексы общие и индивидуальные. Агрегатный индекс как основная форма индексов.

По степени охвата элементов изучаемой совокупности различают индексы:

Индивидуальные (i)

Рассчитываются по отдельным элементам. Тот показатель, изменение которого оценивается, называется индексируемым, а соответствующий индекс отражает название показателя.

Индекс физического объема

Так как в индексном анализе как правило проводится сравнение во времени, то эти индивидуальные индексы – показатели темпа роста.

Общие индексы (сводные, I)

Рассчитываются по всей совокупности элементов благодаря введению в индексы так называемых соизмерителей. Чаще всего в качестве соизмерителей используются цены, а также себестоимость и трудоемкость.

Общие индексы могут быть рассчитаны в виде агрегатных индексов и как индексы средние из индивидуальных.

 

Агрегатный индекс выполняет две функции:

- объединяет изначально несоизмеримые элементы (синтетическая функция)

- позволяет оценить роль отдельных факторов в изменении сводного показателя (аналитическая).

Синтетическая функция реализуется благодаря введению показателя соизмерителя (веса) в агрегатный индекс.



Индекс товарооборота может быть разложен на две составляющие:

1)индекс физического объема, который позволит оценить роль изменения объемов продаж в изменении объема товарооборота в целом.

Индексируемой величиной является физический объем продаж, поэтому в числителе объем продаж берется на уровне отчетного периода, а в знаменателе – базисного, а вес (цена) остается неизменной (на уровне базисного периода). В целом числитель индекса – это экономический показатель, характеризующий фактический объем продаж в неизменных сопоставимых ценах. Знаменатель – товарооборот базисного периода (объем продаж).

2) индекс цен

Данный индекс будет характеризовать изменение товарооборота за счет изменения цен на товары.

Произведение этих двух индексов – общий индекс товарооборота.

Ряд индексов, построенных по взаимосвязанным признакам, называют системой индексов. В частности индекс товарооборота равен произведению индексов физического объема и цен.

На основе полученных индексов можно рассчитать величины абсолютных изменений товарооборота, физического объема и цен

- абсолютное изменение товарооборота.

- товарооборот отчетного периода в ценах базисного периода;

- товарооборот базисного периода;

- характеризует изменение объема продаж в сопоставимых ценах (то есть элиминируется влияние цен на изменение общего товарооборота);

- товарооборот отчетного периода;

- означает величину экономии/перерасхода населения за счет снижения/увеличения цен в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.

При построении индексов основной обсуждаемой проблемой является проблема выбора периода весов. Основной критерий выбора периода взвешивания – цель индексного анализа. Однако при построении системы индексов существует правило выбора периода весов: если индексируется количественный (первичный) признак, признак-вес берется на уровне базисного периода; если индексируется качественный (вторичный) признак, признак-вес берется на уровне отчетного периода.



Вторая система индексов (с точки зрения популярности применения на практике) связана с изучением изменения средних величин (средних показателей) и включает в себя индекс переменного состава, индекс постоянного состава и индекс структуры.

Общее изменение средней величины (например, средней цены) характеризуется индексом переменного состава

На изменение средней цены влияет изменение собственно цен, а также структура продаж (доля продаж по той или иной цене в общем объеме продаж).

Так как в индексном отношении структура берется за разные периоды времени, то индекс носит название индекса переменного состава.

может быть разложен на два составляющих индекса:

- индекс, который изменит изменение средней цены в результате изменения собственно цен при элиминировании влияния структурных изменений

- индекс постоянного состава.

- изменение средней цены в результате изменения структуры

- индекс струетуры

Индексируемый признак – структура продаж. Признак-вес – цена. Ее закрепление на уровне базисного периода позволяет элиминировать изменение цен на динамику средней цены.

Величина индекса структуры, большая 1 (>100%) будет свидетельствовать о том, что в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличивается доля продукции с более высокой ценой.

Если индекс < 1 (<100%), то в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличивается доля продукции с более низкой ценой.

На основе системы индексов также могут быть рассчитаны показатели в абсолютном выражении.

Абсолютный прирост или снижение средней цены (на сколько в абсолютном выражении выросла средняя цена по сравнению с базисным периодом) – это разность составляющий индексного отношения.

Абсолютное изменение цены за счет изменения структуры:

 

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!