Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Особенности возбуждения уголовных дел по ст. 199-2 УК РФ



Государственное учреждение

«Всероссийский научно – исследовательский институт»

 

  МР (п. 2.4.6 План НИР-2009) Заявка СК при МВД России 02.06.2008 г. № 17/1-9517 Улейчик Виктор Владимирович заместителя начальника НИЦ № 8; Майорова Елена Ивановна в.н.с. НИЦ № 8 ВНИИ МВД России, кандидат юридических наук; Колчевский Игорь Борисов, начальник 3 отдела НИЦ №8, кандидат юридических наук, доцент; Ложкина Екатерина Игоревна в.н.с. НИЦ № 8 ВНИИ МВД России, кандидат юридических наук; Костылева Галина Владимировна в.н.с. НИЦ № 8 ВНИИ МВД России, кандидат юридических наук.   20.10.2009 г.

Методические рекомендации

«Особенности расследования преступлений, предусмотренных ст. 199-2 УК Российской Федерации (сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов)»

 

Налоговая система Российской Федерации функционирует на основании ст. 57 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, а также в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в его развитие других нормативных актов, которые определяют систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, региональные и местные налоги и сборы, а также порядок и условия их уплаты.

Уголовная ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ) впервые введена Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации». Данная норма направлена на защиту общественных отношений, складывающихся в сфере финансовой деятельности государства по обеспечению формирования налоговых доходов бюджетов бюджетной системы.

В отличие от преступлений, предусмотренных ст. ст. 198, 199 и 1991 УК РФ, преступное деяние направлено не на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов или на неисполнение обязанностей по их исчислению, удержанию или перечислению, а на непогашение недоимки, которая образовалась в результате неисполнения соответствующих налоговых обязанностей.

Так, приговором Апатитского городского суда Мурманской области по ст. 199.2 УК РФ осужден гр. С., который, будучи генеральным директором ОАО «Северные кристаллы», совершил в крупном размере сокрытие денежных средств, за счет которых могло быть произведено взыскание недоимки, о существовании которой, а также о принимаемых в связи с этим налоговой инспекцией мерах принудительного взыскания, ему было заранее известно. С 2004г. покупателем продукции ОАО «Северные кристаллы» стало ООО «БГ-Группа», с которым были заключены связанные друг с другом договор подряда и агентский договор. Гр. С. в целях сокрытия денежных средств от налогов (сборов) направил в ООО «БГ-Группа» распорядительные письма о перечислении денежных средств, принадлежащих ОАО «Северные кристаллы», со счета ООО «БГ-Группа» на счета иных организаций как оплата товаров, работ, услуг. Таким образом, гр. С. расчеты производились минуя собственные банковские счета.



Используемая форма хозяйствования по агентскому договору, хотя и не является сама по себе незаконной и не противоречит гражданскому законодательству, повлекла аккумулирование денежных средств ОАО «Северные кристаллы», за счет которых должно производиться взыскание недоимки по налогам, на счете сторонней организации ООО «БГ-Группа».

Таким образом, гр. С., осуществляя платежные операции в обход своих расчетных счетов, создал условия, при которых налоговый орган оказался лишенным возможности произвести взыскание недоимки. Следовательно, в действиях виновного содержатся признаки состава преступления, предусмотренного ст. 199.2 УК РФ.

Анализ судебно-следственной практики показывает, что квалификация и расследование уголовных дел, возбужденных по ст. 199.2 УК РФ, представляет собой определенную сложность, что во многом обусловлено бланкетным характером статьи, требующим обращения, прежде всего, к нормам налогового законодательства и принятым в соответствии с ним федеральным законам.



С объективной стороны состав преступления характеризуется действием (бездействием), выражающимся в сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно производиться взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное в крупном размере.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ недоимкой признается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк налогоплательщика инкассового поручения о списании необходимых денежных средств со счета соответствующего юридического лица или индивидуального предпринимателя. Порядок производства взыскания регламентируется ст. 46-48 НК РФ. По общему правилу взыскание производится в бесспорном порядке, за исключением случаев, когда взыскание налога осуществляется в судебном порядке (п. 2 ст. 45 НК РФ), а именно:

1) с организации, которой открыт лицевой счет.

В соответствии со ст. 220-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации лицевые счета открываются в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) и предназначены для учета операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий.

Лицевые счета открываются и ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством.

Среди участников бюджетного процесса в ст. 152 БК РФ названы получатели бюджетных средств, к которым, в частности, относятся бюджетные учреждения, находящиеся в ведении главных распорядителей бюджетных средств (ст. 6 БК РФ).

Соответственно взыскание с бюджетных учреждений недоимки по налогам должно осуществляться только в судебном порядке.

Этой позиции придерживается Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который в п. 1 Постановления от 17.05.2007 № 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение» указал, что взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке, поскольку применение к данным организациям установленной ст.ст. 46 и 47 НК РФ внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым п. 2 ст. 45 НК РФ.

Положения, указанные в постановлении согласуются и с нормой ст. 239 БК РФ «Иммунитет бюджета», в соответствии с которой взыскание на средства бюджетов бюджетной системы (из которых финансируются и бюджетные учреждения) осуществляется только на основании судебных актов, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством.

При этом недоимка по налогам не может быть взыскана не только с лицевых, но и с любых других счетов, которые открыты такой организации. Положение п. 5 ст. 46 НК РФ о том, что взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, за исключением ссудных и бюджетных счетов, утратило силу с 01.01.2007 в соответствии с Федеральным законом № 137-ФЗ (Постановление Президиума ВАС РФ от 01.07.2008 № 4252/08).

Таким образом, руководитель бюджетного учреждения может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 199-2 УК РФ только в том случае, если он скрывает денежные средства или иное имущество, за счет которых должно производится взыскание налогов и (или) сборов, после вступления в силу решения арбитражного суда и направления исполнительного документа судом или взыскателями (налоговыми органами) в Федеральное казначейство по месту открытия ему лицевого счета. О наличии исполнительного документа руководство бюджетного учреждения информируется в течение 5-ти рабочих дней с направлением ему уведомления о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя. Исполнительный документ должен быть исполнен в течение 10 дней путем направления соответствующего платежного документы Федеральному казначейству.

Задолженность образовавшейся в результате осуществления бюджетным учреждением основной его деятельности погашается за счет средств бюджета или средств, полученных от осуществления деятельности, приносящей доход. При образовании задолженности в результате осуществления предпринимательской деятельности она погашается за счет второго источника.

При неисполнении исполнительного документа Федеральное казначейство имеет право приостановить проведение операций по лицевым счетам бюджетного учреждения. Вместе с тем, бюджетное учреждение может сослаться на отсутствие средств для погашения задолженности. В этом случае дополнительные бюджетные ассигнования должны быть выделены в течение трех месяцев и после их поступления бюджетное учреждение обязано на следующий исполнитель исполнительный документ.

В судебном порядке налоги и (или) сборы могут быть взысканы и с организаций или индивидуальных предпринимателей в случае пропуска налоговым органом срока на бесспорное взыскание налога и (или) сбора, наличия неразрешенных разногласий между налоговым органом и налогоплательщиком по поводу обоснованности соответствующих требований.

2) в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев:

а) за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий);

б) за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);

3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.

Процедура взыскания начинается с направления налоговым органом требования об уплате налога, под которым согласно п. 1 ст. 69 НК РФ понимается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в нем (п. 2, 3, 4 ст. 69 НК РФ).

Уголовная ответственность наступает после истечения срока, установленного в требовании, т.е. сокрытие должно быть совершено после образования недоимки по налогам и (или) сборам и истечения 10-дневного срока на исполнение обязанностей, указанных в требовании.

Следует иметь в виду, что инкассовое поручение может быть не исполнено не в результате сокрытия денежных средств от взыскания недоимки, а вследствие неправильного составления самого документа. Оно должно содержать указание на те счета налогоплательщика, с которых должно быть произведено перечисление недоимки, пеней и штрафа, и суммы, подлежащей перечислению. При отсутствии в инкассовом поручении какого-либо из необходимых реквизитов, неправильном заполнении полей инкассового поручения либо приложенных к нему документов исполняющий банк обязан немедленно известить об этом налоговый орган. В случае неустранения указанных недостатков банк вправе возвратить без исполнения инкассовое поручение и все документы, приложенные к нему, налоговому органу (п. 1 ст. 875 ГК РФ).

В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки или в течение 10 дней после вступления в силу решения налогового органа, если недоимка была выявлена в ходе налоговой проверки, которое должно быть составлено налоговым органом в соответствии с формой, утвержденной Федеральной налоговой службой.

Недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, признается безнадежной, если ее уплата и (или) взыскание оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера. В этом случае недоимка списывается: 1) по федеральным налогам и сборам в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 12.02. 2001 г. № 100 (в ред. от 04.11.2006 № 652) «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам»; 2) по региональным и местным налогам в порядке, установленном исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями (ст. 59 НК РФ).

Сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно быть произведено взыскание пени за несвоевременную уплату налога или сбора, является налоговым правонарушением (п. 9 ст. 46, п. 8 ст. 47, п. 10 ст. 48 НК РФ) и не является основанием для привлечения лица к уголовной ответственности.

Предметомданного преступления являются только те денежные средства либо имущество, на которые может быть обращено взыскание:

1. В соответствии с п. 5 ст. 46 НК РФ поручение налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности средств на рублевых счетах - с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

2. В соответствии с п. 5 ст. 47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя производится последовательно в отношении:

1) наличных денежных средств и денежных средств в банках, на которые не было обращено взыскание в соответствии со ст. 46 НК РФ;

2) имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей (то есть иностранной валюты и внешних ценных бумаг), непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

3) готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;

4) сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

5) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

6) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи, определяемого в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ.

Следовательно, в первую очередь, принудительное взыскание обращается на денежные средства, находящиеся на счетах в банке. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации об их счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) в порядке, установленном ст. 47 НК РФ.

Сокрытие имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание, состава данного преступления не образует.

Под сокрытием денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ), следует понимать деяние, направленное на воспрепятствование принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам в крупном размере, т.е. полное или частичное утаивание или удержание денежных средств либо имущества, за счет которого в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам.

Сокрытие денежных средств или иного имущества организации может совершаться как путем действия (например, передача имущества в иное владение), так и путем бездействия (утаивание бухгалтерских документов, несообщение информации о наличии денежных средств).

Исходя из этого, сокрытие может быть совершено различными способами. Под способом сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, следует понимать совокупность действий виновного лица, направленных на препятствование взысканию в принудительном порядке недоимки по налогам и сборам.

Наиболее распространенными способами сокрытия денежных средств и имущества являются:

передача для хранения другим лицам, совершение с ними различных сделок и снятие с учета, искажение сведений о них в документах бухгалтерского учета, направление распорядительных писем контрагентам о перечислении денежных средств на счета третьих лиц, открытие новых расчетных счетов, несдача денежной выручки в кассу, осуществление расчетов с контрагентами векселями. Ликвидное движимое имущество может скрываться у третьих лиц, недвижимое - реализовываться за наличный расчет или за денежные средства, переводимые на счета третьих лиц. Сокрытие имущества может проводиться путем заключения договоров фиктивной аренды, несоразмерной мены имущества;

отчуждение (в т.ч. фиктивного) имущества различными способами с последующим снятием его с балансового учета;

искажение сведений в документах бухгалтерского учета;

открытие новых расчетных счетов без предоставления информации о них в налоговые органы. Этот способ сокрытия возможен только при участии сотрудников кредитной организации или халатного отношения их к исполнению своих служебных обязанностей. В соответствии со ст. 86 НК РФ банк обязан сообщить об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета. Форма сообщения устанавливается законодательством. Указанные сообщения помещаются в юридическое дело клиента, которому открыт счет;

производство расчетов через другие расчетные счета и т.п.;

Так, Ферзиковский районный суд Калужской области вынес обвинительный приговор по ст. 199.2 УК РФ в отношении гр. О., председателя СПК «Сашкино», основными направлениями деятельности которого являются производство сельскохозяйственной продукции (молочно-мясное производство), в том числе ее последующая реализация. Данный СПК должен исполнять обязанности по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения. Однако СПК «Сашкино» самостоятельно не исполнил указанную обязанность в установленный законом срок, в связи с чем у кооператива образовалась задолженность (недоимка) по налогам и сборам в крупном размере.

В целях обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, налоговым органом в порядке, предусмотренном ч. 1 cт. 45 НК РФ, в адрес СПК «Сашкино» неоднократно направлялись требования об уплате налогов, которые организацией исполнены не были.

В связи с этим, налоговым органом, в соответствии со ст. ст. 31, 46, 76 НК РФ, приняты решения о приостановлении операций по банковским счетам СПК «Сашкино» и принудительном взыскании задолженности по налогам и сборам путем предъявления к расчетным счетам предприятия инкассовых поручений на списание и перечисление в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды поступающих на данные счета денежных средств.

Таким образом, у СПК «Сашкино» отсутствовала возможность законного осуществления безналичных расчетов с контрагентами через собственные банковские счета, так как в случае поступления на них денежных средств, они были бы списаны в счет погашения задолженности по налогам и сборам, о чем достоверно было известно председателю кооператива гр. О. Общая сумма денежных средств по инкассовым поручениям составила 1515267,9 рублей.

В период выставления налоговыми органами инкассовых поручений СПК «Сашкино» осуществлял финансово-хозяйственную деятельность на основании договорных отношений с другими предприятиями, в частности с ОАО «Ферзиковский молочный завод». Гр. О. составлял письма в адрес руководителя ОАО «Ферзиковский молочный завод» с просьбой перечисления денежных средств за поставляемую продукцию на расчетные счета кредиторов кооператива; подписывал данные письма и направлял адресату, после чего денежные средства перечислялись на счета указываемым в письмах хозяйствующим субъектам.

Гр. О., как руководитель СПК «Сашкино», игнорируя законные требования налогового органа о погашении задолженности по налогам и сборам, имея реальную возможность погасить имеющуюся недоимку по налогам и сборам, действуя умышленно совершил сокрытие денежных средств - доходов предприятия в крупном размере, за счет которых должны были производиться выплаты в бюджет и внебюджетные фонды по инкассовым поручениям налоговых органов для погашения недоимки по налогам и сборам, путем производства расчетов с кредиторами и дебиторами через расчетные счета ОАО «Ферзиковский молочный завод».

Тем самым гр. О. сокрыл денежные средства организации, за счет которых должно было быть произведено взыскание недоимки по налогам и сборам и в его действиях установлены все признаки состава преступления по ст. 199.2 УК РФ.

направление распорядительных писем контрагентам о перечисления денежных средств на счета третьих лиц. Сделки организаций - недоимщиков, предусматривающие осуществление расчетов за реализованные товары (работы, услуги) через счета третьих лиц и нарушающие установленный порядок расчетов являются ничтожными, как несоответствующие закону или иным правовым актам;

Так, в постановлении о возбуждении уголовного дела СУ при УВД Калужской области, указано, что в период с 20.06.06 г. по 16.08.07 г. к расчетным счетам муниципального унитарного предприятия «Ермолинские Тепловые Сети» от Межрайонной ИФНС России № 6 по Калужской области, предъявлены инкассовые поручения для погашения имеющейся просроченной задолженности по налогам и сборам на общую сумму свыше 250 тысяч рублей. Однако, руководством предприятия, в нарушение законодательства РФ о налогах и сборах, в целях уклонения от погашения задолженности, осуществлялись расчеты с кредиторами 5-й и 6-й очередей в соответствии со ст. 855 ГК РФ, по распорядительным письмам через расчётные счета третьих лиц.

Таким образом, руководством предприятия было совершено сокрытие денежных средств организации, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и сборам в крупном размере на общую сумму 4 960 000 руб.

умышленное создание ситуации с отсутствием денежных средств на расчетных счетах организации, в том числе путем незачисления денежной выручки на расчетные счета предприятия;

В подтверждение этого можно привести следующий пример. Приговором Хомутовского районного суда Курской области осужден гр. Ф., который, будучи руководителем ЗАО «Хомутовская МТС», выполняющим управленческие функции и ответственным за надлежащее ведение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, исчисление установленных законодательством налогов и сборов, их своевременную уплату в полном объеме, совершил сокрытие в крупном размере денежных средств организации, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и сборам.

Зная о существующей недоимке по налогам и сборам, а так же о наличии инкассовых поручений на расчетном счете в учреждении банка, об установлении обслуживающим банком нулевого лимита остатка кассы ЗАО «Хомутовская МТС», и в связи с этим запрет банка на расходование денежных средств из кассы предприятия, в нарушение требований действующего законодательства гр. Ф. не зачислял денежные средства, поступившие в кассу предприятия на расчетный счет в учреждении банка, а расходовал наличные деньги непосредственно из кассы ЗАО «Хомутовская МТС» на расчеты с предприятиями-кредиторами.

путем проведения расчетов с кредиторами наличными денежными средствами из кассы предприятия и т.д.;

Примером могут служить материалы обвинительного заключения Рыбинской городской прокуратуры по обвинению гр. Б., являясь председателем СПК Колхоз «Заветы Ильича», на которого возложена обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов, и заведомо зная о существовании задолженности СПК по налоговым платежам в бюджеты бюджетной системы, расходовал поступившие в кассу СПК Колхоз «Заветы Ильича» наличные средства, минуя расчетные счета колхоза с целью увода их из-под механизма принудительного взыскания.

Указанные денежные средства в общей сумме в случае поступления на расчетные счета СПК были бы списаны по инкассовым поручениям и перечислены в соответствующие бюджеты для погашения недоимки по налогам. Таким образом, гр. Б.были сокрыты денежные средства за счет которых должно было быть произведено взыскание задолженности по налоговым платежам в сумме 1.958.718 руб. 16 коп., что является крупным размером.

Следствием действия гр. Б. были квалифицированы по ст. 199.2 УК РФ.

несдача денежной выручки в кассу предприятия;

реализация ликвидного имущества с последующим зачислением денежных средств на счета третьих лиц или по ценам значительно ниже их рыночной стоимости.

При квалификации следует учитывать, что деяние по сокрытию денежных средств либо имущества должно признаваться уголовно-наказуемым независимо от того, было ли такое сокрытие отражено в документах бухгалтерского учета или нет.

Обязательным признаком объективной стороны данного состава преступления является крупный размер, под которым согласно примечанию к ст. 169 УК РФ понимается стоимость сокрытого имущества в сумме, которая необходима для погашения задолженности, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей. Состав преступления, предусмотренный статьей 199.2 УК РФ, наличествует и в том случае, когда размер задолженности превышает стоимость имущества, сокрытого в крупном размере с целью воспрепятствовать дальнейшему принудительному взысканию недоимки.

Следует учитывать, что в соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» при решении вопроса о том, совершено ли сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, в крупном размере, судам следует иметь в виду, что взысканные или подлежащие взысканию пени и штрафы в сумму недоимок не включаются.

Отсутствие признака крупного размера свидетельствует об отсутствии состава преступления по ст. 199.2 УК РФ.

По конструкции объективной стороны состав рассматриваемого преступления является формальным и признается оконченным с момента совершения деяния по сокрытию денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, т.е. с момента окончания юридически значимого действия (бездействия), совершенного умышленно, в результате которого создается видимость или происходит переход права собственности на утаиваемые денежные средства или имущество другому лицу (при условии, что у организации или индивидуального предпринимателя ранее образовалась недоимка по налогам и (или) сборам).

Обязательным условием привлечения к уголовной ответственности является наличие реальной возможности погасить имеющуюся недоимку по налогам и сборам.

Анализ правоприменительной практики показывает, что в процессе расследования налоговых преступлений правоохранительные органы сталкиваются с тем, что обвиняемые (подозреваемые) свои действия обосновывают крайней необходимостью. Основным их доводом является необходимость выплаты заработной платы.

В соответствии со ст. 855 ГК РФ при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования;

в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Однако ссылки на данную гражданско-правовую норму не всегда оправданы по следующим причинам. Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 № 21-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации положение абзаца четвертого пункта 2 ст. 855 ГК РФ признано не соответствующим Конституции РФ.

В соответствии с указанным постановлением при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы РФ, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с указанной статьей ГК РФ в первую и во вторую очередь. В связи с этим в ежегодно принимаемых федеральных законах о федеральном бюджете содержатся аналогичные положения.

Таким образом, необходимо квалифицировать по ст. 199.2 УК РФ случаи выдачи денежных средств из кассы предприятия для выплаты заработной платы при наличии уже выставленных инкассовых поручений налоговых органов (по фактам недоимки по налогам) о бесспорном списании денежных средств с расчетного счета предприятия при наличии иных признаков состава преступления.

Субъективная сторона состава характеризуется только прямым умыслом, т.е. лицо осознает общественную опасность своего деяния по сокрытию денежных средств либо имущества, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам в крупном размере, и желает его совершения. Это предполагает необходимость доказать не только наличие у организации или индивидуального предпринимателя денежных средств или имущества, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, но и то, что эти средства были намеренно сокрыты с целью уклонения от взыскания недоимки.

Субъект преступления – специальный – им может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, собственник имущества организации, руководитель организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, связанные с распоряжением ее имуществом.

Кроме того, как указывается в п. 19 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда РФ, исходя из смысла ст.ст. 48, 50, 113 - 115, 294 - 300 ГК РФ и Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», права собственника имущества юридических лиц (организаций), в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, вправе осуществлять руководители органов государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, руководители органов местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (пункт 3 статьи 125 ГК РФ).

В соответствии со статьей 120 ГК РФ, ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и статьями 11 и 39 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» собственниками имущества учреждения могут быть физические лица. В этом случае они также могут быть при наличии к тому оснований субъектами преступления, предусмотренного ст. 199.2 УК РФ.

Если сокрытие денежных средств либо имущества связано с совершением иных преступных деяний (например, ст. 159, 171, 188, 194, 195, 198, 199, 199-1 и др. статей УК РФ), то действия виновного следует квалифицировать по совокупности преступлений ст. 199.2 и соответствующих статей УК РФ.

Например, ОРНП СЧ СУ при УВД по Калужской области возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 195 и ст. 199.2 УК РФ.

ООО «Реминвестстройсервис» («РИСС») осуществляет производство общественных работ; строительство зданий и сооружений 1 и 2 уровня ответственности в соответствии с государственным стандартом; сдачу помещения в аренду и в соответствии с законодательством о налогах и сборах является налогоплательщиком установленных платежей. Данное общество имело недоимку по налогам в крупном размере – свыше 250 тысяч рублей. Руководством ООО «РИСС» были совершены ряд сделок по отчуждению имущества и транспортных средств, находящихся в хозяйственном ведении ООО «РИСС» и по передачи его в иное владение (физическим лицам) по актам приема-передачи. Таким образом, руководством ООО «РИСС» были проданы основные средства, в связи с чем, организация была лишена своих активов, дающих возможность удовлетворить требования кредиторов. Это привело к неспособности в полном объеме исполнить обязанность по уплате налогов и других обязательных платежей и в конечном итоге к банкротству ООО «РИСС».

В связи с этим, ИФНС применяла к ООО «РИСС» все предусмотренные законодательством о налогах и сборах (статьи 46, 47 НК РФ) меры принудительного взыскания налогов (сборов) и других обязательных платежей, путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.

Учитывая отсутствие на расчетных счетах организации денежных средств, были приняты решения и вынесены постановления о взыскании недоимок по налогам за счет имущества налогоплательщика.

Решением Арбитражного суда от 07.12.2006г. по делу №А23-976/06Б-10-90 ООО «Реминвестстройсервис» признано несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство сроком до 05.12.2007г., а также отстранены от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом должника органы управления.

Таким образом, руководством ООО «РИСС», при наличии признаков его банкротства, было совершено отчуждение имущества организации на общую сумму 1 996 127,50 рублей, что является крупным ущербом. А также руководством ООО «РИСС» было совершено сокрытие денежных средств и имущества организации, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и сборам, совершенное в размере 1 806 127,50 рублей, что является крупным размером, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам.

В тех случаях, когда лицо совершает в крупном размере сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и (или) сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, и предметом сокрытия выступают денежные средства либо имущество, в отношении которых применены способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов или сборов в виде приостановления операций по счетам (ст. 76 НК РФ) и (или) ареста имущества (ст. 77 НК РФ), содеянное полностью охватывается составом преступления, предусмотренным ст. 199.2 УК РФ. При этом умышленные действия служащего кредитной организации, осуществившего банковские операции с находящимися на счетах денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест, при наличии к тому оснований подлежат квалификации по ч. 1 ст. 312 УК РФ.

Сокрытие физическим лицом (независимо от того, является ли оно индивидуальным предпринимателем) имущества, предназначенного для повседневного личного пользования данным лицом или членами его семьи (п. 7 ст. 48 НК РФ, ст. 446 ГПК РФ), состава преступления, предусмотренного ст. 199.2 УК РФ, не образует.

Согласно ст. 446 ГПК РФ взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности:

жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;

земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в абзаце втором настоящей части, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;

предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;

имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает сто установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;

используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, корма, необходимые для их содержания до выгона на пастбища (выезда на пасеку) а также хозяйственные строения и сооружения, необходимые для их содержания;

семена, необходимые для очередного посева;

продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении;

топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;

средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;

призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.

Действия должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, умышленно содействовавших совершению преступлений, предусмотренных ст. ст. 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ, надлежит квалифицировать как соучастие в совершении указанных преступлений, а если при этом они действовали из корыстной или иной личной заинтересованности, то и по соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за совершение преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. ст. 285, 292 УК РФ).

Особенности возбуждения уголовных дел по ст. 199-2 УК РФ

Расследование налоговых преступлений имеет определенные особенности, обусловленные правовой конструкцией этих деяний, спецификой предмета посягательства, способа их совершения и т.п.

На качество и эффективность предварительного расследования во многом влияет своевременное и обоснованное возбуждение уголовных дел.

Анализ следственной практики показал, что поводом к возбуждению уголовных дел по ст. 199-2 УК РФ, как правило, служат:

рапорт и прилагаемые к нему материалы правоохранительных органов представленных Управлением по налоговым преступлениям (УНП);

сообщения о преступлении, поступившие из контролирующих органов, как правило, из Федеральной налоговой службы. В соответствии с п. 3 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны в течение 10 дней направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в случае, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления. Правоохранительные органы, получив материалы налоговых органов, обязаны провести проверку.

В настоящее время у правоохранительных органов, осуществляющих выявление, раскрытие и расследование преступлений, предусмотренных ст. 199.2 УК РФ, возникают значительные сложности в собирании материалов, подтверждающих факт совершения сокрытия денежных средств (иного имущества) от взыскания недоимки по налогам (сборам).

Федеральным законом № 293 от 26.12.08 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» утратили силу п. 25 и п. 35 ст. 11 Закона РФ от 18.04. 91 № 1026-1 «О милиции» (ред. 26.12.2008), предоставлявших милиции право при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, проводить проверки организаций и физических лиц (п. 35), а при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность производить осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества, изучать документы, отражающие финансово-хозяйственную деятельность экономического субъекта, требовать предоставления заверенных надлежащим образом копий таких документов, а также обязательного проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, и, кроме того, самостоятельно проводить такие проверки и ревизии, изымать при их производстве необходимые документы (их копии).

Таким образом, сотрудники правоохранительных органов имеют возможность проверить деятельность хозяйствующих субъектов и изъять необходимую документацию в рамках проведения выездной налоговой проверки по запросу налоговых органов (п.1 ст. 36 НК РФ). Однако, в соответствии с п. 2 ст. 36 НК РФ при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия решения. Вполне закономерно возникает вопрос, имеют ли право органы внутренних дел, участвующие в проведении выездных налоговых проверок самостоятельно требовать предоставления им документов о финансовой и хозяйственной деятельности проверяемого субъекта.

В соответствии с Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом МВД России и МНС России от 22 января 2004 г. № 76/АС-3-06/37 при участии в выездной налоговой проверке органы внутренних дел вправе самостоятельно выбирать средства и методы проведения контрольных и иных мероприятий в рамках своей компетенции, исключительно в пределах своих полномочий, предоставленных им Законом РФ «О милиции». Поскольку п.п. 25. и 36 закона утратили силу, то, представляется, что сотрудники правоохранительных органов при участии в выездных налоговых проверках могут получить необходимые документы только путем направления соответствующих запросов в налоговые органы или в случае, если эти органы передадут изъятые документы в соответствующее управление.

В сложившейся ситуации сотрудники, осуществляющие функции по борьбе с налоговыми преступлениями, по нашему мнению, могут руководствоваться Законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» и получать необходимую информацию в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий. Вид ОРМ обусловлен поставленной задачей и кругом информации, которую необходимо получить в процессе его проведения. Следует отметить, что проверка организаций, осмотр складских, производственных, торговых и иных служебных помещений может проводиться в рамках ОРМ обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, а назначение документальных проверок в рамках ОРМ - исследование предметов и документов. Изъятие документов производится в соответствии с ч.1 ст. 15 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», согласно которой при проведении ОРМ органы, осуществляющие ОРД, имеют право производить изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

При этом особое доказательственное значение имеют результаты оперативно-розыскных мероприятий, зафиксированные на материальных носителях (фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных и лазерных дисках).

Изучить движение денежных средств по банковским счетам проверяемого налогоплательщика, сотрудники управления по налоговым преступлениям могут на основании ст. 26 Закона «О банках и банковской деятельности», согласно которой кредитные организации выдают органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в соответствии с законодательством России (п.4 ст. 11 Закона «О милиции» предоставляет право получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них).

Собранные УНП или его подразделениями материалы направляются в органы предварительного расследования для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

В материалах предварительной проверки должны содержаться следующие документы (перечень документов зависит от формы деятельности налогоплательщика и обстоятельств совершенного преступления, может изменяться и дополняться):

опись передаваемых документов предметов;

письменное сообщение о преступлении или рапорт сотрудника оперативного подразделения об обнаружении признаков преступления и постановление о передаче их следователю (исходный источник информации о совершенном сокрытии денежных средств или иного имущества);

материалы, собранные в процессе оперативно-розыскных мероприятий, проведенных структурными подразделениями криминальной милиции по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями;

заверенные копии: свидетельства о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; устава и учредительных документов;

справки из банковских учреждений об имеющихся рублевых, валютных и депозитных счетах организации (индивидуального предпринимателя), а также о движении денежных средств по счетам и об их остатках на счетах;

заверенную копию кассовой книги организации (индивидуального предпринимателя);

документы, содержащие информацию о способе и механизме сокрытия денежных средств или иного имущества от взыскания недоимки по налогам (сборам), сумме недоимки;

свидетельство о постановке на налоговый учет, а также заверенную копию налоговой отчетности налогоплательщика;

акт проверки налогоплательщика налоговым органом или материалы исследования документов налогоплательщика, проведенный в соответствии с п. 5 ст. 6 Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»;

объяснения лиц, причастных к совершению преступления предусмотренного ст. 199.2 УК РФ, а также лиц, обладающей для следствия важной информацией. При их отсутствии целесообразно получить объяснения у налогоплательщика (руководителей, лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность хозяйствующего субъекта и (или) подписавших налоговую декларацию).

сведения о контрагентах по хозяйственным сделкам налогоплательщика (при необходимости выписки с их банковских счетов);

подлинники (заверенные копии) приказов о назначении на должность руководителей и лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика в проверяемом периоде, а также перечень их должностных обязанностей;

материалы, характеризующие круг лиц, причастных к совершению выявленных фактов сокрытия от уплаты недоимки по налогам;

иные материалы, исходя из обстоятельств совершенного преступления.

Важное значение при решении вопроса о наличии оснований для возбуждения уголовного дела имеет оценка акта проверки, которую условно можно разделить на три этапа:

«внешняя» оценка, не затрагивающая содержание акта, касающаяся лишь правильности его оформления и легитимности проведения проверки;

формальная «внутренняя» оценка, включающая проверку правильности использования нормативной базы при исследовании и наличие причинно-следственной связи между исследованием и выводами;

оценка фактических данных акта.

В первую очередь необходимо убедиться, что в акте имеется постановление о проведении проверки, протокол изъятия и осмотра первичных бухгалтерских документов, объяснения и возражения проверяемых, ответ налогового органа на возражения налогоплательщика. Все исследованные и указанные в акте (или приложении к нему) документы должны быть приложены к акту проверки. Также необходимо обратить внимание на наличие реквизитов всех указанных документов. Документы следует тщательно изучить, воспользовавшись при необходимости помощью специалиста (бухгалтера, аудитора, ревизора).

При изучении формальной стороны содержания акта проверки следует выяснить, какое предприятие (физическое лицо) было проверено, его полное наименование, организационно-правовая форма, юридический и фактический адрес, какие счета и в каких банках открыты, когда предприятие учреждено, где и когда зарегистрировано; указаны ли в акте проверки руководители предприятия за проверяемый период.

Необходимо обратить внимание на то, каким методом проводилась проверка, какая нормативная правовая база при этом использовалась. В акте должны иметься ссылки на конкретные документы, являющиеся подтверждением фактов нарушения налогового законодательства. Выводы в заключительной части акта должны быть четко сформулированы, иметь ссылки на нормы законодательства о налогах и сборах и опираться на документальную базу.

Оценивая фактическую сторону акта проверки, необходимо установить наличие в описанных обстоятельствах в акте проверки признаков состава налогового преступления.

В случае, если факты однородных нарушений сгруппированы в ведомости, таблицы и другие справочные материалы, прилагаемые к акту, необходимо тщательно изучить все приложения к нему, так как эти документы содержат указание на проверяемый период; наименование, дату и номер документа, по которому сокрыта незаконная операция; сущность операции и размер нарушения; должности и фамилии лиц, разрешивших и допустивших незаконную операцию.

Для объективной оценки и анализа акта проверки на стадии решения вопроса о возбуждении уголовного дела целесообразно получить консультации от специалистов - налоговых инспекторов, аудиторов, контролеров-ревизоров и т.д. или объяснения от должностного лица, проводившего проверку. Имеет существенное значение наличие в материалах проверки разграничение периодов работы и функциональных обязанностей руководителей.

Акт налоговой проверки является важным документом при решении вопроса о возбуждении уголовного дела. Следователю необходимо изучить все материалы, поступившие из УНП, на предмет полноты и достаточности данных для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Как показывает практика, основной причиной возвращения материалов предварительной проверки для доработки является то, что выводы акта проверки носят предположительный характер или вызывают сомнения.

Изучив поступившие материалы, следователь выносит постановление о возбуждении уголовного дела в соответствии со ст. 146 УПК РФ. При его составлении наиболее распространенными ошибками являются:

нарушение требований п. 3 ч. 2 ст. 146 УПК РФ - в постановлении о возбуждении уголовного дела не указываются повод и основания для возбуждения уголовного дела, при этом следователями игнорируется прямое указание в бланке этого процессуального документа на обязательность их изложения;

не указывается конкретный период совершения преступления и место совершения преступления;

в описательной части постановления о возбуждении уголовного дела излагаются обстоятельства совершения налогового правонарушения, а не налогового преступления;

в постановлении о возбуждении уголовного дела в качестве субъекта преступления указано не физическое (конкретное лицо из числа руководителей организации), а юридическое лицо, при этом уголовное дело возбуждено по факту совершения налогового преступления (субъектом налогового преступления является исключительно физическое лицо).

На первоначальном этапе расследования могут складываться следующие следственные ситуации:

1. первичная информация получена негласным путем;

2. первичные данные поступили из открытых официальных источников (документов налоговых инспекций, заключений аудиторских фирм, актов контрольно-ревизионных управлений и т.п.).

При разрешении данных следственных ситуаций могут выдвигаться следующие версии:

1. сокрытие объектов налогообложения осуществлялось за счет занижения выручки (дохода) в учетно-отчетных документах;

2. сокрытие налогооблагаемой прибыли осуществлялось посредством завышения данных о материальных затратах и незаконного списания оборудования и запасов;

3. сокрытие налогооблагаемой прибыли осуществлялось путем фиктивного увеличения кредиторской задолженности, перечисления средств предприятию, пользующемуся льготами на законном основании;

4. имело место списание налоговых долгов на третье лицо в расчете на его банкротство (планируемое или уже происшедшее);

5. выручка занижалась путем внесения искаженных сведений в учетно-отчетную документацию и др.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!