Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ



 

Обучение спортивной борьбе — педагогический процесс, на­правленный на овладение знаниями, умениями и навыками, на физическое, умственное и нравственное совершенствование за­нимающихся.

Процесс обучения включает в себя деятельность преподава­теля— тренера и деятельность занимающихся. Эти два вида дея­тельности тесно связаны и взаимодействуют между собой.

Обучение борьбе носит воспитывающий характер. Оно нераз­рывно связано с формированием личности (мировоззрением, нравственным поведением, выработкой определенных черт ха­рактера, воли, привычек и вкусов, развитием физических ка­честв).

В обучении и воспитании борца руководящая роль принадле­жит преподавателю. Обучая, он воспитывает спортсмена в духе коммунистической морали. Развивает у него чувство советского патриотизма, любви к труду, к своему социалистическому обще­ству, дружбе, товариществу, развивает волевые качества (смелость, решительность, инициативность, настойчивость, вы­держку), черты характера —принципиальность, стойкость в пре­одолении трудностей, скромность. Тренер добивается от занима­ющихся сознательной дисциплины, воспитывает привычки в соблюдении спортивного режима, гигиены труда и другие полез­ные навыки. Личность борца формируется в общей системе ком­мунистического воспитания: в семье, . школе и внешкольных организациях. Здоровый и сильный коллектив, в котором живет, трудится а тренируется борец, помогает формированию лично­сти советского спортсмена.

Коллектив борцов в секции объединяется вокруг преподава­теля и им направляется. Обучая борьбе, он воспитывает у зани­мающихся черты характера, присущие человеку коммунистиче­ского общества, добивается, чтобы для спортсмена нормами поведения в жизни был моральный кодекс строителя комму­низма.

Процесс обучения строится на основании общих закономер­ностей с применением специальных приемов, соответствующих особенностям изучаемого материала, задачам и целям обучения, возрасту занимающихся.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

 

Основной целью обучения спортивной борьбе является под­готовка советского спортсмена, имеющего высокие спортивные достижения и моральные качества строителя коммунизма, гото­вого к защите социалистической Родины.

Эта общая цель в процессе обучения может конкретизиро­ваться и иметь узкое направление: подготовка борца-разрядни­ка, тренера или судьи по борьбе. В зависимости от поставленной конкретной цели и создается коллектив занимающихся, объеди­ненных единым стремлением.



В коллективе преподаватель-тренер стремится передать, а занимающиеся усвоить знания, умения и навыки, необходимые для конкретной деятельности.

Конкретная цель обучения определяет сроки обучения, со­став обучаемых, содержание, методы и формы обучения. Для до­стижения поставленной цели в процессе подготовки спортсмена-борца, тренера или судьи обычно решаются следующие задачи: 1) укрепление здоровья; 2) развитие физических и волевых ка­честв, 3) усвоение знаний по теории спортивной борьбы; 4) ов­ладение техническими и тактическими действиями в борьбе, обучение судейству; 5) совершенствование навыков для ведения борьбы в соревнованиях, инструкторско-методических навыков и судейства.

Основные задачи обучения, в свою очередь, включают в себя целый ряд частных задач: приобретение знаний и умений по ме­тодике обучения и тренировки, по правилам соревнований про­филактике травматизма и т. д.

Задача привития занимающимся умений и навыков борьбы включает овладение общеразвивающими и специальными уп­ражнениями, действиями и упражнениями из других видов спор­та, приемами, защитами, сложными техническими и тактически­ми действиями.

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

 

Обучение спортивной борьбе складывается из теории и прак­тики. Объем материала по теории и практике определяется про­граммой.

Материал программы распределяется преподавателем по от­дельным занятиям, составляет их содержание -к предопределяет форму (см. главу «Формы организации и содержание занятий»).

 

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

 

К основным принципам, в соответствии с которыми строится процесс обучения спортивной борьбе, относятся: сознательность, активность, наглядность, систематичность, доступность и проч­ность.



Сознательность. Преподаватель должен давать занимающим­ся такие знания, которые служат руководством к действию и по­зволяют им на данном этапе обучения правильно решать стоя­щие перед ними задачи.

Чтобы обеспечить сознательную деятельность занимающих­ся, тренер дает им необходимые знания и добивается их ус­воения.

Для этого надо:

1) поставить задачу и разъяснить, что дает ее решение и почему необходимо ее выполнить (при изучении приема объяснить, когда и в каких условиях он может приме­няться, какого результата можно добиться);

2) указать путь (метод) решения поставленной задачи. Если предлагается изучить прием, то преподаватель показывает за­нимающемуся, какие действия и в какой последовательности следует выполнять, чтобы прием получился правильно; сколько раз и в какой последовательности должны действовать партне­ры, в каком направлении им следует выполнять прием и почему, сколько раз повторить его. Если ставится задача совершенство­вать прием, то тренер разъясняет, как должен действовать борец, чтобы прием получился, в схватках на сопротивляющемся про­тивнике;

3) указать средства, с помощью которых занимающийся мо­жет решить задачу. Если поставлена задача овладеть приемом, надо разъяснить, что избрать для его изучения — партнера, мягкие маты, мешок, чучело и т. п. Если требуется совершенст­вовать прием, то надо указать, какого партнера следует выбрать для схватки.

После постановки задачи преподаватель проверяет эффек­тивность усвоения знаний, наблюдая за деятельностью занимаю­щихся. Если они действуют не так, как нужно, то это означает, что в усвоении приема имеется пробел.

По действиям тренер определяет, что борец не понял и что ему нужно объяснить, чтобы он осознал, как правильно выпол­нить действие.

Активность. Обучение надо строить так, чтобы борец мог применять полученные знания на практике.

Если борец знает, как действовать, какого результата доби­ваться, какие средства применять для достижения цели, препо­даватель ставит его в условия, при которых ему нужно решить эту задачу. Если задача решается занимающимся успешно, то это повышает его активность. Невыполненная задача снижает активность, особенно в том случае, когда это невыполнение свя­зано с неприятными чувствами или эмоциями.

Сначала даются простые задания, не требующие больших уси­лии и длительной работы, затем более сложные, на выполнения которых уходит больше времени и терпения. Давать сложные задания можно только после того, как борец привыкает успешно выполнять более простые задания.

Активность занимающегося преподаватель развивает путем задании и систематической проверкой их выполнения. Задания выполняются борцами самостоятельно во время занятий и вне их.

Преподавателю следует направлять внимание занимающихся на творческую работу. Поэтому он дает борцам задание самим найти правильное решение задачи. Обычно это делается тогда, когда борцы уже выполняли подобные задачи и преподаватель сообщал (показывал) им способ их решения. Создавая опреде­ленную ситуацию в схватке, преподаватель предлагает найти защиту или выход из затруднительного положения. Если борец не может найти выхода, то тренер помогает ему принять пра­вильное решение.

Наглядность. Изучение материала должно строиться так, что­бы у борцов складывалось правильное и наиболее полное пред­ставление о нем. Это возможно в том случае, если преподава­тель образцово его показывает.

При показе действия необходимо соблюдать основное требо­вание — обращать внимание борца на самое главное. Не следует сразу фиксировать внимание борца на большом количестве эле­ментарных движений или фаз. Для этого при показе преподава­тель становится так, чтобы занимающиеся хорошо видели ту часть (элемент), на которую он обращает внимание.

Новое лучше воспринимается, если его увязывать с усвоен­ным ранее. При показе нового варианта приема тренер указыва­ет на те элементы, которые были усвоены раньше.

Такой показ позволяет быстрее создать правильное пред­ставление об изучаемом действии. Этому способствуют специ­альные подводящие упражнения.

Наиболее полное представление о приеме складывается, если:

а) при показе приема объясняют его технические и тактиче­ские свойства;

б) создают (показывают) ситуацию, при которой наиболее удобно выполнять изучаемый прием;

в) прием показывают в целом так, как его выполняют в схват­ках (такой показ имеет целью создать общее представление о приеме);

г) прием показывают по элементам медленно (такой показ имеет целью создать на общем фоне более точное представление о важных элементах приема);

д) прием показывают в целом в таком виде, в каком следует начинать изучение.

Показывать приемы и упражнения надо четко, без лишних движений. Небрежность, неточность может вызвать у занимаю­щихся неправильное представление о приеме. В результате при его выполнении у них могут появиться ошибки.

Если преподаватель не может сам образцово показать прием, то он прибегает к помощи спортсмена, владеющего этим при­емом, или к кино, фотографиям и рисункам. Эти же средства используются, когда надо показать ошибки или те элементы при­ема, которые нельзя вычленить.

Если обучение ведется наглядно, то в результате у занимаю­щихся складывается правильное представление о технике и, сле­довательно, они могут добиваться правильного выполнения изу­чаемых упражнений и приемов.

Систематичность. Обучение надо проводить по определенной системе, соблюдая последовательность в изложении материала. Преподаватель определяет систему последовательности действий и содержание работы занимающихся. Для этого следует при обу­чении учитывать подготовленность занимающихся и другие ус­ловия.

Планируя занятия, надо продумать систему, по которой сле­дует изучать материал и совершенствовать знания, умения и на­выки борцов. Систематичность изучения материала должна быть отражена в учебных планах, графиках и расписании. В этих документах тренер предусматривает последовательность изуче­ния теоретического курса, совершенствование в технике и так­тике, выполнение общеразвивающих и специальных упражнений, увеличение нагрузки (объем и интенсивность упражнений), раз­витие отдельных физических качеств, содержание учебных и тре­нировочных схваток, соревнования, в который предстоит участ­вовать борцам, и т. д.

Весь материал тренер-педагог должен расположить в соот­ветствии с требованиями дидактических правил: от простого — к сложному, от легкого — к трудному, от известного — к неизве­стному.

При обучении следует предусматривать регулярность заня­тии и добиваться хорошей их посещаемости. Постоянный состав групп, стабильное расписание занятий, рациональное чередова­ние занятий, распределение нагрузки в уроке и ряде занятий, со­четание постепенного повышения нагрузки, ее снижения и отды­ха — все это создает систему работы, обеспечивающую укрепле­ние здоровья борца и эффективное повышение спортивных результатов.

Доступность. Надо так построить обучение, чтобы занимаю­щиеся усваивали материал и решали поставленные перед ними задачи. Это возможно только в том случае, если занимающиеся подготовлены к решению этих задач, а изучаемый материал до­ступен.

Чтобы материал был доступным для занимающихся, необхо­дима всесторонняя подготовка, которая является основой для до­стижения высоких спортивных результатов.

Богатство техники и тактики борьбы, бесконечное множе­ство ситуаций, складывающихся в единоборстве с противником, требуют от борца отличной разносторонней физической подго­товленности, высокого уровня работоспособности сердечно-сосу­дистой, дыхательной, нервной и других систем организма.

Спортсмены, имеющие всестороннюю физическую подготов­ку, быстрее усваивают технику, в сравнительно короткое время приобретают спортивную форму и более продолжительное вре­мя удерживают ее, легче переносят большие тренировочные на­грузки и быстрее восстанавливаются после них.

Задача всесторонней физической подготовки, помимо разви­тия физических качеств, нужных борцу,— обеспечить гармони­ческое развитие тела, правильные пропорции его.

Тренер-педагог в своей работе должен учитывать возраст, состояние здоровья, степень физического развития, тренирован­ность занимающегося и другие факторы.

Планирование педагогического процесса и проведение заня­тий строятся с учетом индивидуальных особенностей каждого занимающегося. Индивидуальные особенности борцов .устанав­ливаются в процессе изучения данных врачебного контроля, ан­кетных данных, бесед, предварительных испытаний и наблюде­ний в процессе занятий.

Надо так строить обучение, чтобы к концу изучения матери­ала или в момент постановки тренером задачи борцы были под­готовлены к ее выполнению. Для этого необходимо в предшест­вующих занятиях или прямо на уроке провести работу по подго­товке к решению последующих задач.

Подготовка к изучению приемов складывается из развития у занимающихся физических качеств, с помощью которых борцы должны овладеть необходимым количеством навыков, помогаю­щих усвоению приема. Большую роль для развития физических качеств играют общеразвивающие и специальные упражнения.

При проведении занятий в группе преподавателю приходится вести работу с борцами, имеющими различную степень общей и специальной подготовки. Перед тем как приступить к изучению приема, такие борцы должны выполнять различный объем ра­боты. Подготовке более слабых борцов надо уделять большее внимание. Для этого им следует давать дополнительные задания как во время занятий, так и вне их.

Для предварительной подготовки к изучению приемов приме­няются подводящие упражнения.

Чтобы облегчить усвоение приемов, проводят занятия по физической и специальной подготовке, а также планируют уроки по определенной системе.

Прочность. Обучать борьбе надо так, чтобы у занимающих­ся формировались и прочно закреплялись навыки борьбы. Для этого следует систематически повторять и применять знания и навыки на практике, т. е. в условиях схватки. Необходимо проч­но закреплять навык выполнения не только отдельных приемов, но и всей схватки в целом (темп, маневрирование, тактика и др.).

Для прочного закрепления изученного приема преподаватель может на занятиях организовать своеобразные соревнования и установить специальные правила, которые заставят занимаю­щихся совершенствовать определенные действия, сосредоточи­вать внимание и усилия на решении поставленной задачи и до­стижении цели. Так, можно установить, что победителем в схват­ке будет считаться тот, кто заставит противника коснуться ковра какой-либо частью тела, кроме ступней, или тот, кто сдела­ет удержание на спине или мосту. Следует иметь в виду, что тех­ника закрепляется в соревновательной обстановке быстрее, чем на обычной тренировке, так как выполнение приемов проходит на фоне большого эмоционального возбуждения. Чем ответственнее соревнование, тем выше возбуждение и тем прочнее закрепляют­ся успешно выполненные действия, и наоборот, быстрее разруша­ются неудавшиеся.

Существует большое количество способов закрепления навы­ков (см. главу «Тренировка»).

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!