Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Задачи, принципы организации и технологии проведения



 

Мониторинг (лат. monita – напоминающий, предупреждающий) – систематический сбор информации в целях наблюдения за ходом формирования и функционирования какого-либо явления, прогнозирование тенденций его развития и контроля над последствиями его развертывания в окружающей среде.

Мониторинг общественного мнения – объективный метод определения текущего состояния и динамики общественного мнения в определенном пространственно-временном континууме. С точки зрения В.П. Горяинова, мониторинг общественного мнения это «способ выявления и учета мнений социальных групп о направлениях в решении проблемных вопросов и выяснения соответствующей ведущей, компромиссной, центральной тенденции, которая сознательно или неосознанно формируется мнениями всех социальных групп общества. В этом случае главным вопросом для исследователя становится вопрос «Как трансформируется общество в поисках решения своих проблемных вопросов?». При проведении такого исследования возможен анализ даже одного-единственного вопроса, заданного респондентам, но этому вопросу должно быть присуще особое качество – это должен быть по-настоящему проблемный вопрос. Содержательно к проблемным вопросам относятся общие, коренные социально-политические вопросы, глубоко затрагивающие интересы большинства людей. Эти вопросы характеризуются разнообразием их интерпретации, а также многовариантностью путей и способов решения и повышенной неопределенностью в выборе наилучшего пути решения».[269]

Цель мониторинга общественного мнения состоит в получении системных данных о состоянии общественного мнения по конкретным социальным проблемам. В сочетании с другими методами социологического исследования мониторинг общественного мнения обеспечивает комплексную оперативную и прогнозную оценку различных социальных ситуаций, что способствует улучшению работы любых управленческих структур.

Действительно, в жизни любого сообщества (организации, фирмы и т.д.) происходят постоянные изменения, в том числе и изменения в оценке деятельности данного сообщества (организации, фирмы и т.д.) со стороны общественности. Любое изменение ценностей, потребностей, пристрастий и т.д. в структуре общественного мнения того или иного сегмента общественности оказывает серьезное влияние как на ход самих социальных перемен, так и на текущую жизнь учреждений и организаций. Отсюда вытекает задача постоянного отслеживания общественных ожиданий, предпочтений и настроений.



В зависимости от широты охвата населения мониторинговые исследования подразделяются на международные, общенациональные, региональные и местные. Так, в сентябре 2004 г. был проведен второй этап международного исследования при участии ВЦИОМ, исследовательской группы ЦИРКОН (Россия), лаборатории НОВАК (Белоруссия), Донецкого информационно-аналитического центра (Украина) и Казахстанского института социально-экономической информации и прогнозирования (Казахстан) в рамках проекта «Евразийский монитор». Были получены данные для сравнительного анализа жизни населения на постсоветском пространстве. Как показал опрос, уровень удовлетворенности жизнью в указанный период был выше в Казахстане и Белоруссии, несколько ниже в России и существенно ниже в Украине.[270]

 

Варианты ответов Россия Белоруссия Украина Казахстан
Вполне удовлетворен
Скорее удовлетворен
Скорее неудовлетворен
Совершенно неудовлетворен
Затрудняюсь ответить

 

В общенациональном масштабе в Российской Федерации проводятся самые различные мониторинговые исследования. Например, на протяжении ряда лет Группа компаний monitoring.ru (НИСПИ и АРПИ) посредством мониторинга общественного мнения и социального поведения россиян получает данные, которые позволяют «понять складывающуюся в обществе ситуацию и тенденции ее развития (поскольку мониторинг выявляет динамику соответствующих процессов), позволяет более или менее точно предоставлять информационную базу для построения прогнозов предстоящих выборов».[271]

А вот тематика исследований под характерным названием «МОНИТОРИНГ», осуществленнх Всероссийским центром изучения общественного мнения в 1995-2000 гг. (за 2000 год отражены лишь первые четыре волны).



 

  Название темы Количество волн «Мониторинга», в которых эксплуатировалась тема
   
  ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  Мнения, оценки, общественные настроения
  Отношение к реформам - - - -
  Политическое участие, политические установки, электоральное поведение - -
  Выборы в местные органы власти - - - - -
  ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
  Демографическое поведение, проблемы воспроизводства населения
  Социально-демографические характеристики населения (в том числе положение в сфере труда)
  Проблемы молодежи - - - -
  Межнациональные отношения - - - -
  Конфессиональная принадлежность, религиозное поведение, отношение к религии -
  Образование родителей - - - - -
  Вторичное образование - - - -
  Имя как социальная характеристика - - - - -
  УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
  Уровень и качество жизни - - -
  Отношение к льготам как виду социальной защиты - - - - -
  Приватизация - - - - -
  Виды ИТД, бизнеса как основного занятия - - - -
  Формирование среднего класса - - - - -
  ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  Материальное положение - - -
  Потребительское поведение - - - - -
  Отношение к рекламе - - - - -
  Сберегательное поведение -
  ПРОИЗВОДСТВО / ЗАНЯТОСТЬ
  Производственная обстановка - -
  Трудовая мотивация - - -
  Трудовая и профессиональная мобильность - -
  Оценка условий труда - - - - -
  Оплата труда, доходы -
  Производственные конфликты - - -
  Дополнительная занятость -
  Общественное мнение о проблемах безработицы -
  Положение безработных, неполная занятость   -          
  Женский труд - - - - -
                 

 

Особое значение для реальной работы на местах имеют региональные и местные мониторинговые исследования.

Так, издание «Регион-Информ» периодически знакомит общественность с информационно-аналитическим продуктом регионального мониторинга общественного мнения. Данные касаются жизни определенного региона Российской Федерации и разбиты на следующие рубрики:

1. Социальная ситуация и проблемы:

а) уровень жизни населения региона (экспертные мнения о данных официальной статистики за текущий и предыдущий годы; факторы, влияющие на уровень жизни; динамика в сравнении с предыдущими годами; какие категории населения стали жить лучше/хуже),

б) занятость и безработица, рынок труда (экспертные мнения о данных официальной статистики за текущий и предыдущий годы; тенденции, наиболее востребованные профессии, динамика занятости по отраслям; факты массовых увольнений/массового приема на работу; местные особенности),

в) обеспеченность жильем (экспертные мнения о данных официальной статистики за текущий и предыдущий годы; основные и особенные факторы, влияющие на обеспеченность жильем; тенденции в обеспечении жильем и в жилищном строительстве; изношенность жилищного фонда),

г) система образования (экспертные мнения о данных официальной статистики за текущий и предыдущий годы; количество школ, ПТУ, техникумов, лицеев, колледжей; характеристика основных вузов и т.д.),

д) система здравоохранения (экспертные мнения о данных официальной статистики за текущий и предыдущий годы; особенности местной системы здравоохранения; представление населения о качестве лечения, доступность платной медицины и т.д.),

е) пенсионное обеспечение и другие виды социальной защиты (регулярность выплаты пенсий, других социальных пособий; оценка эксперта по сравнению с предыдущим годом и т.п.),

ж) культура (перечень объектов, знаменитости, меценатство и благотворительность, местные программы и мероприятия по развитию культуры, оценка их результативности),

з) спорт (крупнейшие физкультурно-оздоровительные и спортивные объекты, наиболее развитые виды спорта, известные спортивные команды и спортсмены и т.п.),

и) проблемы молодежи (актуальные проблемы молодежи с точки зрения населения; тенденции и факторы, влияющие на их появление/исчезновение; местные программы и мероприятия, направленные на улучшение жизни молодежи, оценка их результативности),

к) преступность (экспертные мнения о данных официальной статистики за текущий и предыдущий годы; основные сферы экономики, контролируемые преступными группировками; громкие дела; экспертные мнения об уровне коррупции чиновников),

л) межнациональные и религиозные проблемы (проблемы, скандалы, конфликты, наиболее яркие события в области межнациональных и межрегиональных отношений).

2. Общественно-политическая жизнь региона:

а) основные партии и общественные объединения региона (наличие филиалов крупнейших федеральных партий; перечень местных партий, союзов, общественных движений и т.п.; характеристики наиболее значимых общественно-политических организаций и т.д.),

б) политическая элита того или иного региона (во властных органах – руководители и ключевые сотрудники администрации и силовых структур, в экономике – руководители наиболее крупных предприятий, компаний, банков и др.),

в) лидеры общественного мнения для большинства населения,

г) результаты последних выборов, депутаты Государственной Думы, предстоящие выборы,

д) взаимоотношение между представителями различных ветвей и уровней власти (наличие проблем, общая характеристика проблем).

3. Основные средства массовой информации региона – местные и федеральные:

а) пресса, радио, телевидение (названия, адреса, руководители, тираж или диапазоны, широта охвата аудитории, общая характеристика, политическая характеристика).[272]

На местном уровне часто проводятся городские мониторинги. Так, мониторинговые социологические исследования в Челябинской области проводятся дважды в месяц на территориях городов Челябинска, Златоуста, Миасса, Коркино, Копейска, Еманжелинска, Верхнего Уфалея, двух сельских районов. В вопросах используется случайная стратифицированная выборка (N = 2500). Основными направлениями социального мониторинга в Челябинской области стали оценки социального и психологического самочувствия и материального благосостояния населения, отношение населения к различным ветвям власти, политическая и гражданская активность населения и т.д. Два раза в месяц на специальном аппаратном совещании при главе города в присутствии представителей средств массовой информации проходит активное обсуждение состояния и характера изменения социологических показателей по главным направлениям исследований.[273]

Мониторинг общественного мнения позволяет оперативно и эффективно реагировать на соответствующие изменения социально-психологического самочувствия, материального благосостояния населения, повышения социально-психологической напряженности и т.д. Вот пример оценки городским населением обстановки в городе, деятельности администрации и социальных проблем.

 

Оценка городским населением обстановки в городе, (%)

Варианты ответов
Спокойная  
Между спокойной и напряженной  
Напряженная  

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!