Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Как этап социологического исследования



 

Анализ и интерпретация собранной информации является одним из завершающих и самых важных[240] этапов социологического исследования, в ходе которого проверяются исходные гипотезы, выявляются новые проблемы, делаются соответствующие выводы и предложения. При этом описание преобразуется в понимание и объяснение социальной реальности.

Данные – структурированная информация, фиксированная в определенной форме, пригодной для соответствующей обработки, хранения и передачи. Различают первичные и вторичные данные. Первичные данные обычно получают в результате проведения качественных и количественных исследований. Эти данные отличаются тем, что собираются точно в соответствии с поставленной целью, и вероятность их недостоверности весьма невелика. Вторичные данные – это разнообразная информация, которая ранее была уже кем-то собрана, причем в целях, не обязательно соответствующих тем задачам, которые ставятся в исследованиях, направленных на сбор первичной информации. В ПР- и рекламной деятельности в качестве источников вторичных данных выступают: внутрифирменная информация, официальная государственная статистика, публикации в прессе, открытая отчетность коммерческих структур и т.д.

Анализ данных – это процесс обобщения исходной («сырой», неструктурированной) информации. Чтобы перейти к анализу, необходимо собранную в ходе полевого этапа первичную социологическую информацию соответствующим образом структурировать, т.е. сделать доступной для обозрения и непосредственного изучения. Это вытекает из следующего: сложность социальных объектов, общественного мнения в том числе, приводит к тому, что непосредственный (визуальный) анализ полученных (многообразных и разнородных) данных невозможен. Поэтому приходится прибегать к «сжатию» первичной информации, чтобы в итоге получить обозримую форму представления структуры исходных данных. Для подобного «свертывания» информации вполне подходят статистические и математические методы как методы обработки, сравнения, классификации, моделирования и оценки данных, полученных в ходе социологического исследования. Это могут быть, например, различные формы дискриптивной статистики (среднее, мода, медиана, дисперсия, энтропия), различные виды анализа зависимости между характеристиками (коэффициенты корреляции и сопряженности) или методы многомерного анализа. Для проведения анализа массива данных социологи активно применяют компьютерные программы математико-статистической обработки данных. Специализированные математические пакеты обладают большими возможностями обработки данных. Согласно официальным данным Международного статистического института, число статистических программных продуктов приближается к тысяче. Среди программных средств выделяются такие пакеты, как Statistica, SPSS и другие, которые имеют большой набор статистических функций (факторный анализ, регрессионный анализ, кластерный анализ, многомерный анализ и т.п.). Эти пакеты содержат средства для визуальной интерпретации полученных результатов (графики, диаграммы и т.д.). Большим спросом при обработке данных массовых опросов пользуется одна из старейших систем статистического анализа и управления данными – SPSS. Пакет SPSS построен как традиционная база данных: накопление массива информации, его формализация и представление результатов статистической обработки массива в виде отчета.



Характер отображения полученных в ходе социологического исследования данных предопределяется, в первую очередь, формой обобщения первичной информации. А этих форм существует множество, поэтому «понятие «анализ» на различных этапах социологического исследования трактуется по-разному. Если исходить из упрощенной схемы социологического исследования, опирающегося на эмпирические данные, то она состоит из трех уровней (это тот случай, когда имеет смысл горизонтальное и вертикальное строение понятийного аппарата): концептуальная схема исследования, включающая определение предмета, объекта, цели, задач, гипотез исследования, а также понятийный аппарат исследования (гипотезы могут и отсутствовать); методика сбора эмпирических данных, то есть эмпирическая интерпретация понятий и инструментарий исследования (в широком смысле включающий и методы измерения); методика обработки данных, то есть формы представления информации, методы первичного анализа данных, логика применения математических методов (в том числе разные виды кодирования текстовой информации, построение пирамиды обобщений)… на последнем из трех уровней анализ может интерпретироваться как статистическая обработка информации, применение какого-нибудь математического метода, вычисление некоторого логического индекса (обобщенного показателя, полученного на основе некоторых эмпирических индикаторов посредством использования логических операций), так называемое осевое кодирование транскриптов и т.д. На втором уровне речь идет об анализе познавательных возможностей вопросов анкеты или другого рода эмпирических индикаторов. Если же взять первый уровень, то под анализом могут пониматься различные логические схемы проверки гипотез исследования (если таковые в исследовании имеются), логика интерпретации эмпирических закономерностей, логика проведения таких видов анализа, как типологический, факторный, причинный».[241]



Обычно в силу того, что гипотезы подразделяются на описательные и объяснительные, выделяют два основных класса процедур анализа: дескриптивные процедуры (группировка, классификация, типологизация) и аналитические процедуры (установление причинно-следственных и функциональных связей).

Дескриптивные процедуры предназначены для описания полученных данных и сводятся, в основном, к оформлению и интерпретации одномерных и двумерных распределений респондентов по их ответам на вопросы анкеты. Аналитические процедуры направлены на объяснение полученных данных и сводятся, в основном, к выявлению связей между типами ответов на вопросы анкеты и установлению причинно-следственных и функциональных отношений (оценка характера, направленности и иных связей между типами ответов). Надо отметить, что при проведении опросов общественного мнения зачастую исследование завершается на первом уровне (первичный анализ: статистическая обработка данных), тогда как второй уровень (вторичный анализ: системный анализ проблемы) отдается в руки экспертов-специалистов.

 

Элементарный анализ

 

Характер анализа и представления социологических данных, в первую очередь, определяется формой обобщения полученной информации. Наиболее простыми формами обработки первичной социологической информации являются группировка и эмпирическая классификация (типологизация). Они представляют собой процедуры упорядочения данных, предваряющих их анализ.

Группировка позволяет зачислять респондента в определенную группу – в соответствии с выбранным признаком (признаками) группировки. Выделяют простую и перекрестную группировку.

Простая группировка – это упорядочение полученных данных по одному признаку. При этом исходная информация «уплотняется» (связывается) относительно ведущего признака группировки: по полу, возрасту, образованию, национальности и т.д. При этом количественные показатели ранжируются по возрастанию-убыванию признака, а качественные – по принципу построения неупорядоченных номинальных шкал.

Перекрестная группировка – это связывание данных, предварительно упорядоченных по двум признакам (показателям), с целью обнаружения взаимозависимости этих показателей или нахождения сложного показателя (индекса). Перекрестная группировка производится в виде таблицы, в которой указывается наименование таблицы (какие показатели сопрягаются между собой) и общая численность включенных в данную группировку объектов. Перекрестная группировка предназначена для выявления устойчивых связей между отдельными структурными элементами или свойствами изучаемого явления. Перекрестная группировка помогает выявить тенденции в развертывании социального явления, например, проследить динамику общественного мнения.

Эмпирическая типологизация – метод поиска устойчивых сочетаний свойств тех или иных социальных явлений, которые рассматриваются в нескольких измерениях одновременно. Согласно П. Лазарсфельду, эмпирическая типологизация выступает как «пространство свойств» (например, изображение социальной структуры общества в виде скопления или рассеяния признаков в трехмерном пространстве). Если встает задача проанализировать социальные объекты в многомерном пространстве, тогда применяют методы таксономии и кластерного анализа.

Теоретическая типологизация – метод обобщения признаков социальных явлений на основе идеальной теоретической модели в соответствии с обоснованными критериями. В отличие от эмпирической типологизации, где устойчивость свойств социального явления находится путем их многократного перебора, в теоретической типологизации критерии выделяемых свойств определяются с помощью логического анализа. «Метод теоретической типологизации ведет к объяснению, сформулированному в гипотезах, вытекающих из данной теории, тогда как эмпирическая типологизация допускает лишь описание полученных данных и их интерпретацию,[242] что позволяет сформулировать более общие гипотезы, продвигает исследование в сторону разработки теории. В первом случае «теория на входе», во втором – «теория на выходе» – как результат анализа эмпирических данных».[243] На этом этапе выделяются существенные признаки или один какой-либо признак (например, пол, возраст, образование), и респондент зачисляется в ту или иную группу в соответствии с выбранным признаком. Когда суммируются ответы респондентов с учетом, например, пола, то осуществляется простая группировка. Точно такую же работу можно проделать, взяв в качестве важнейшего признака уровень образования. Но в данном случае групп будет не две, а как минимум три или четыре. Выделенные группы можно легко сопоставить, сравнить, а следовательно, глубже и обстоятельнее проанализировать то или иное социальное явление, мотивы, интересы опрашиваемых.

Выбор признака группировки предопределяется задачами социологического исследования, а также его гипотезами. Ошибка в выборе признака группировки приводит к ошибкам при анализе характеристик групп. Используя один и тот же эмпирический материал, разные исследователи могут сделать диаметрально противоположные выводы.

Итак, социологическая информация может быть сгруппирована:

- по номинальному признаку (род занятий, национальность и т.д.);

- по признакам, соответствующим ранговым шкалам (например, по характеру труда: ручной труд, работа с механизмами, наладка станков, интеллектуальный труд);

- по количественному признаку (группы характеризуются числовым значением, они качественно сравнимы между собой, например, группировка по возрастным интервалам: 18-20 лет, 21-25 лет, 26-30 лет и т.д.).

 

Шкалы, типологии, индексы

 

Измерение в социологии – это способ изучения социальных явлений с помощью количественных оценок; это процедура, с помощью которой объекты социологического исследования отображаются на определенную числовую или графическую систему. При измерении каждому объекту приписывается определенный элемент используемой математической системы. В социологической практике чаще всего используются числовые математические системы, однако возможно использование и нечисловых систем (графы, матрицы и др.). Сам порядок проведения измерений социологического исследования описывается в методической части программы, которая определяет методику и технику проведения социологического исследования. Описание методов сбора информации предполагает обоснование избранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов, т.е. методическое обоснование.

Основные компоненты измерений: объекты измерения, свойства (измеряются не объекты, а их свойства), шкалы, на которых отображаются измерения. Шкала – алгоритм, с помощью которого осуществляется измерение в тех случаях, когда оно является отображением изучаемых объектов в числовую математическую систему. Шкала в социологии используется как процесс получения ответа респондента на вопрос анкеты, как способ получения значений того или иного индекса, как тестирование и т.д. Конструирование шкалы предполагает определение индикатора, т.е. фактора, который количественно может отразить измеряемые свойства. Индикатором может быть пол, возраст, образование и т.д. При построении шкалы необходимо соблюдение следующих требований:

- шкала должна отражать именно те свойства, которые измеряются, и учитывать все значения,

- чувствительность шкалы должны быть достаточной,

- все позиции располагают симметрично (значение с + симметрично значению с -)

- достаточная точность и надежность шкалы (устойчивость к изменению объекта), чтобы объективно отразить картину измерений.

Различают следующие виды шкал:

1) простая номинальная (неупорядоченная шкала наименований). Само название шкалы говорит о том, что здесь лишь перечисляются объекты (фиксация состава социальной группы и т.д.). С помощью номинальной шкалы измеряются как объективные признаки опрашиваемых (пол, возраст, род занятий и др.), так и субъективные представления респондентов (мнения, ценности, интересы и др.). В целом номинальные шкалы получаются, если в качестве моделируемых отношений выступают лишь отношения равенства и неравенства. Например, номинальной шкалой, измеряющей побудительные мотивы опрашиваемых, будет процентное распределение ответов на вопрос «Что заставляет Вас участвовать в движении…?». Другим примером служит шкала самооценок. Это наиболее простой вид шкалы измерения установки. Она может быть сконструирована в форме обычного вопроса или в виде числовой оси с положительными и отрицательными градациями. При конструировании шкалы самооценки в форме «традиционного» вопроса ее позиции обязательно располагаются симметрично и состоят из равного числа положительных и отрицательных оценок, разделенных «нейтральной» позицией. Например, группировка по мотивам отказа голосовать за данную партию на выборах: а) не заботятся о таких людях, как я; б) я о ней ничего не слышал и т.д. (шкала мотивов – не упорядочена).

2) частично упорядоченная номинальная шкала. Когда в шкалу наименований вводятся отношения упорядочения между изучаемыми объектами, тогда получается шкала порядка. Если при этом анализируются не только количественные отношения, но и проводится какая-либо группировка, то получается интервальная шкала. «Эта шкала служит для установления отношений равенства между явлениями в каждом классе и отношений последовательности в терминах «больше» или «меньше», между несколькими, но не всеми классами (минимум двумя из n классов)».[244]

Надо отметить, что использование номинальной шкалы[245] существенно суживает возможности анализа. Например, в этом случае уже нельзя вести расчет индексов или подсчитывать ряд коэффициентов корреляции с другими переменными.

3) порядковая, или полностью упорядоченная ординарная шкала. Порядковая шкала – это полностью упорядоченная шкала наименований, которая устанавливает отношения равенства между явлениями в каждом классе и отношения последовательности в понятиях «больше» и «меньше» между всеми без исключения классами. Порядковые шкалы получаются, если при измерении эмпирических отношений между объектами моделируются не только отношения равенства и неравенства, но и отношения порядка между ними. С помощью этой шкалы измеряется большинство свойств социальных явлений. Она широко применяется в опросах общественного мнения. С ее помощью, например, измеряют интенсивность оценок каких-либо свойств, степень согласия и др.: «вполне согласен», «пожалуй, согласен», «затрудняюсь ответить», «пожалуй, не согласен», «совершенно не согласен».

Одна из самых распространенных разновидностей порядковых шкал – ранговые шкалы. «Они предполагают полное упорядочение каких-то объектов от наиболее к наименее важному, значимому, предпочитаемому. Например, можно ранжировать соотносительную важность тех или иных методов решения общественной проблемы, предпочтения тех или иных действий ради достижения желаемой цели, какие-то ценностные суждения и т.д. Задание на ранжирование респонденту (или эксперту) обычно формулируется так: «Из перечисленных ниже суждений (возможных решений некоторой проблемы…) выберите самое для Вас предпочтительное, затем – наименее предпочтительное, а остальные расположите от первого к последнему». Далее предлагаются объекты для ранжирования и указывается место, где следует приписать нужный ранговый порядок:

Ранги Объекты для ранжирования

(их наименования)

4 А

15 В

1 С

- - - - - - - - - - - - - - - - - -

3 К

…значение рангов – результат работы опрашиваемого. В опросном листе обозначено лишь место (оставлена линейка) для приписывания ранга каждому объекту».[246]

Шкала ранжирования отличается той особенностью, что результаты измерения установок при ее помощи анализируются в соответствии с правилами, применимыми для ранговых шкал. Наиболее простой прием измерения установок по правилам такой шкалы – ранжирование респондентами тех объектов, отношение к которым с их стороны интересует исследователя. Так, для выявления шансов на успех того или иного кандидата при многомандатных выборах респондентам предлагают расположить карточки с фамилиями кандидатов в порядке предпочтения. В этом случае все объекты значимы с точки зрения предмета исследования. Итог ранжирования даст информацию о шансах кандидатов быть избранными.

Существуют сложные варианты измерения при помощи ранговой шкалы – метод парных сравнений. Суть его заключается в том, что обозначенные на карточках объекты (их наименования) для оценки парами поочередно показывают респондентам, предлагая указать более предпочтительный. Примером может служить шкала Богардуса – метод измерения установки одной социальной группы относительно других социальных групп.

Особенность этой шкалы заключается в том, что каждая оценка (мнение, позиция) автоматически включает в себя все последующее и исключает все предыдущее. На вопрос для нее имеет следующую формулировку: «Какие взаимоотношения с представителем такой-то национальности для вас приемлемы?» – Брачные отношения; Личная дружба; Быть соседями; Быть коллегами по работе; Быть жителями одного города, поселка, села; и т.д. Опыт свидетельствует о том, что подобные шкалы могут быть построены и успешно использоваться для измерения установок относительно явлений в различных сферах общественных отношений.

4) интервальная, или шкала разных интервалов. Используется только для числовых значений. Интервальная шкала отличается от ранговой степенью непрерывности: в ранговой шкале интервал («дистанция») между вариантами ответов на вопросы анкеты нельзя определить (она является различной между разными вариантами), а в интервальной шкале «дистанция» имеет равное значение или хотя приближается к нему. Например, после вопроса «В какой мере Вы доверяете…?» в анкете следует указание: «Ваш вариант ответа на данный вопрос отметьте на шкале вариантов, где полное недоверие обозначает 1 балл, а полное доверие – 5 баллов» (расстояние между интервалами ответов – 1 балл). Строго метрической шкалой являются данные по доходу (единица измерения – денежная единица), по возрасту (единица измерения – 1 год) и т.д. Именно метрические шкалы наиболее подходят для статистических процедур, поэтому они являются наиболее эффективными при анализе данных.

Примерами данной шкалы являются шкала Терстоуна, многие тестовые процедуры и др. Шкала Терстоуна – метод шкалирования социально-психологических характеристик респондентов (социальных установок, ценностных ориентаций и т.д.), основанный на предварительном измерении шкальных значений набора суждений, отражающих различную степень выраженности измеряемой характеристики.

5) идеальная (абсолютная) шкала, или шкала пропорциональных оценок.

Каждая из шкал имеет свои достоинства и недостатки, поэтому уже на стадии подготовки программы необходимо продумать и сконструировать именно такой тип шкалы, который наиболее подходит для решения задач социологического исследования.

Комплексное обследование общественного мнения возможно только с помощью целой системы показателей. При этом применяемые показатели можно подразделить на несколько групп:

1) абсолютные (численность проголосовавших, число президентов и т.п.) и относительные (процент величины);

2) показатели динамики (темпы изменения: рост-снижение и т.п.);

3) показатели вариации (распределение областей по численности);

4) показатели интенсивности. Например, показатель политическойактивности выводится методом логического анализа соотношения индексов, фиксирующих оценки электоратов двух основополагающих параметров: доверие к власти и доверие к оппозиции;

5) средние величины;

6) показатели причинно-следственных связей (коэффициент регрессии, характеризующий влияние одного признака на другой);

7) индексы (индекс потребительских настроений, индекс социальных настроений и т.д.). «Индексы и шкалы позволяют перейти от многообразия конкретных, наблюдаемых переменных-индикаторов, отражающих лишь отдельные аспекты теоретического понятия, к более абстрактным переменным теоретической модели. Так, например, конкретный вопрос об участии в голосовании позволяет сделать определенные выводы о политической активности людей».[247]

При обработке и анализе данных, полученных методом массового опроса, обычно применяются методы ранжирования, рейтингования, шкалирования, корреляции и т.д. Ранжирование – процедура установления относительной предпочтительности исследуемых объектов на основе их упорядочивания. Ранг – это показатель, характеризующий порядковый номер явления среди других; показатель порядкового места оцениваемого объекта в группе, а также места других объектов, которые имеют существенные для оценки свойства. При ранжировании расположение пунктов осуществляется в порядке предпочтения, а не по абсолютной шкале. В итоге получаются порядковые данные. Процедура ранжирования активно применяется, например, для оценки степени корреляции переменных (коэффициент ранговой корреляции Спирмена и др.). Коэффициент корреляции рассчитывается по формуле, построенной на разнице между ранжированиями.

Рейтингование осуществляется с помощью научно обоснованной методики в ходе массового или экспертного социологического опроса. Рейтинг – числовой показатель популярности успехов, авторитетности групп, организаций, лиц, их политики, планов, деятельности в определенный изучаемый период; качественно-количественный индикатор, который прямо или опосредованно выражает общественно значимую оценку события, института, личности, товара и иных социальных объектов. Вот, например, какие критерии предлагает Клуб рекламодателей для составления рейтинга брэндов рекламных агентств:

1. Общеизвестность рекламного агентства в среде рекламодателей.

2. Принадлежность рекламного агентства к своим профессиональным ассоциациям. Призы и профессиональные достижения, полученные рекламным агентством на профессиональных конкурсах.

3. Предпринимательская деловитость рекламного агентства и творческое отношение к поставленной задаче. Бухгалтерская точность (или, наоборот, небрежность).

4. Партнерство или жесткость во взаимоотношениях. Способность признать свои ошибки и искать возможности компромиссных решений.

5. Спектр востребованных рекламных услуг – то, что рекламодатели у этого рекламопроизводителя чаще всего приобретают (а не то, что он на самом деле декларирует).

6. Количество клиентов рекламного агентства в выборке. Реальный спектр его деловых связей.

7. Репутация. Рекомендации данного рекламного агентства в среде рекламодателей.

8. Наличие сертификатов от органов власти или от органов государственного регулирования рекламного рынка.

9. Конфликтность на рынке…

10. Уникальность технологической базы – ресурсы. Эксклюзивное положение на рынке за счет наличия кадров или реального оборудования, или программного обеспечения.[248]

В электоральных социологических исследованиях различают два основных типа рейтинговых замеров:

1) простой, при котором для получения информации используется только один критерий. В одной из книг данный метод называется «укол», предполагающий исчисление рейтингового веса и построение рангового ряда на базе данных, полученных в результате ответа респондента только на один вопрос («Если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, то за кого бы Вы проголосовали?»).[249] Рейтинговый вес рассчитывается по формуле:

где – индекс «укол», А – количество респондентов, избравших один и тот же предмет замера, 100 – условная величина, введенная формула для перехода к индексному выражению полученного процентного веса.

2) сложный, при котором респонденту задается целая серия взаимосвязанных вопросов («За кого бы Вы проголосовали, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье?» и «За кого бы Вы не проголосовали ни при каких обстоятельствах?»). Рейтинг рассчитывается по формуле:

где – индекс «весы», А(1) – число респондентов, сделавших положительный выбор; (2) – число респондентов, сделавших отрицательный выбор; 100 – условная величина, введенная в формулу для перехода к индексному выражению полученных процентных весов.[250]

Индекс – специфическая конструкция, образованная путем комбинации индикаторов. Зачастую конструирование индекса является единственным средством формирования нового понятия на эмпирическом уровне знаний или замены неточного понятия теоретического уровня на более точное. Построение индекса можно рассматривать как способ получения значений такого признака, который не поддается непосредственному измерению с помощью индикаторов. «Экономисты часто используют индексы розничных цен, отражающие динамику стоимости жизни. При этом разные товарные группы, например, имеющие неодинаковое значение в потребительском бюджете, – как, скажем, хлеб и деликатесы – учитываются с разными весовыми коэффициентами. Но и в этом случае индекс остается несовершенным типом шкалы: эмпирическая информация здесь используется лишь для шкалирования различий между субъектами (или другими единицами анализа), но не для шкалирования различий между пунктами-ответами (эмпирическими индикаторами)».[251]

Одним из современных и достаточно эффективных средств изучения целых массивов социальной информации являются сводные индексы различного рода, которые искусственно конструируются на основе определенной обработки эмпирических данных. «По своей методологической природе любой сконструированный индекс – величина, искусственно полученная в результате обработки ряда эмпирических данных. В принципе такой индекс может служить показателем состояния или тенденции изменения изучаемого материала («массового сознания») как некоего целостного образования… на основе опросных массивов для различных исследовательских целей могут строиться индексы настроений, оценок, установок и пр. – в зависимости от набора и способа сопоставления интегрируемых данных».[252]

Как отмечает Ю.А. Левада, частные индексы строятся по данным определенных вопросов следующим образом: из числа (процента) позитивных ответов вычитается число негативных ответов, к полученному результату для удобства расчетов (устранения отрицательных величин) добавляется 100. Так создаются индексы настроения, терпения, отношения к реформам и др. Обобщенные индексы (например, оценок положения в стране, собственного положения респондента, ожиданий на будущее) вычисляются аналогичным образом по средним значениям ряда выделенных показателей. Сводный индекс социальных настроений для каждого момента измерения может быть получен в результате суммирования показателей обобщенных индексов. Например, большую известность приобрел «индекс потребительских настроений». Индекс потребительских настроений был разработан в США в середине XX столетия. «ИПН строится на основе систематических социологических опросов населения. Вопросов может быть задано много, но для построения индекса используются ответы на пять основных: 1) Как изменилось материальное положение вашей семьи за последние шесть месяцев? 2) Как, по-вашему, изменится материальное положение семьи в предстоящие шесть месяцев? 3) Как вы считаете, следующие 12 месяцев для экономики страны будут хорошим или плохим временем? 4) Следующие пять лет будут хорошим или плохим временем для экономики страны? 5) Сейчас в целом хорошее или плохое время для того, чтобы делать крупные покупки для дома? …Индекс потребительских настроений одновременно учитывает динамику всех частных составляющих. Его отдельными компонентами являются индекс текущего состояния экономики (ИТС), исчисляемый простым усреднением ответов на первый и пятый из вышеперечисленных вопросов, и индекс экономических ожиданий (ИЭО), являющийся усредненным вариантом ответов на второй, третий и четвертый вопросы.

Таким образом, ИПН и составляющие его индексы агрегируют в себе простыми и понятными даже неспециалисту методами частные мнения самостоятельно действующих на потребительском рынке людей. Это делает ИПН независимым показателем, характеризующим динамику экономического развития страны».[253]

В социологических исследованиях общественного мнения в последнее время часто используют показатель «индекс социальных настроений». С его помощью дается сводная оценка динамики общественных настроений. Индекс социальных настроений – «наиболее общий показатель массовых настроений общества. Его регулярные измерения ведутся с 1988 г., когда он был построен по результатам данных по набору вопросов, задающихся в Мониторинге ВЦИОМ с начала 1990-х годов. Он позволяет, с одной стороны, оценить динамику состояния общества и, с другой – опосредовано отслеживать влияние массового сознания на развитие страны. Методология построения этого показателя исходит из следующей предпосылки: частные мнения людей о различных сторонах своей жизни, отношение к экономическим и социальным событиям, которые происходят вокруг них и действующими лицами которых они являются, формируют обобщенную оценку восприятия социально-экономической и политической действительности. Эта сводная оценка. В свою очередь, является базовой предпосылкой индивидуальных действий отдельных людей… ИСН строится по данным опросов общественного мнения путем простой и очевидной процедуры обобщения результатов ответов респондентов на серию вопросов (всего используется девять вопросов). Все вопросы, используемые для построения индекса, нацелены на выделение положительных и отрицательных оценок (или направлений их изменения) с тем. Чтобы их последовательный ряд мог дать наилучшее представление о динамике этого показателя. При построении ИСН внимание уделяется следующим моментам:

1) как люди оценивают материальное положение своих семей;

2) как респонденты оценивают экономическое и политическое положение страны в целом;

3) что они думают о будущем развитии страны;

4) наконец, социально-психологическому состоянию людей, их настроению.

Приведенные ниже индексы построены по ряду показателей, получаемых в регулярных опросах по программе «Мониторинг» (каждые два месяца опрашивается по 2400 чел.). Чтобы избежать отрицательных чисел, к разности между позитивными и негативными показателями добавляется 100. Поэтому значения индексов менее 100 означают преобладание негативных оценок, более 100 – преобладание позитивных оценок.[254]


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!