Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Современное состояние и перспективы развития



 

Средства массовой информации выступают важным индикатором хода российских реформ: с одной стороны, они оказались наиболее стойким и продвинутым завоеванием демократии, с другой – именно в эволюции СМИ наиболее наглядно проявились традиционные проблемы развития российского общества. Так, курс на создание рыночного хозяйства подразумевал формирование «информационного» рынка, который и был создан в числе первых структурных звеньев нового гражданского общества. Однако при этом складывание информационного рынка протекало с известными издержками (чрезмерная политизация СМИ, крайняя коммерциализация ведущих телерадиоканалов и др.).

Можно выделить следующие ключевые моменты.

1. Везде в мире идет конвергенция и трансформация СМИ. Объединение разных СМИ (газеты, ТРК, журналы и т.д.) в единый комплекс приводит к образованию «империй» (Мэрдок, Берлускони, Березовский, Гусинский и т.д.). Происходит укрепление за счет включения в ТРК предприятий массовой культуры, спорта и развлечений. Например, в 1998 году Р. Мэрдок предпринял попытку купить футбольную команду «Манчестер Юнайтед» для укрепления престижа, рекламы во время матчей и т.п. Аналогичные процессы наблюдаются и в России.

2. Эволюция региональных СМИ в Российской Федерации совершалась и (в известной мере до сих пор) совершается под воздействием трех основных детерминант: общемировые тенденции – глобализация, конвергенция, развертывание всемирных сетей коммуникации типа Интернет и др., общероссийские особенности – демонополизация, разгосударствление СМИ и др.; местная специфика – удаленность от центра, уровень развития технологической базы и др. Сложное взаимодействие данных детерминант и определяет генезис российских региональных СМИ в каждый данный момент: первые выступают как долгосрочные и определяющие, вторые – как среднесрочные и регулирующие, третьи – как временные и специализирующие.

3. Главными тенденциями региональных СМИ в настоящий момент являются: политизация (в кампанию по выборам президента уже в 1996 г. было вложено около 1 млрд. долларов, в том числе и очень большая часть этой суммы – в СМИ), втягивание СМИ в рекламный рынок (в стране в 2000 году действовало около 5 тыс. рекламных агентств с оборотом в 1,1 млрд. долларов), индустриализация и коммерциализация (превращение СМИ в доходный бизнес), криминализация и этическая деградация (в 2000 году было убито 15 журналистов; «Свобода продажи слова вместо свободы слова» – по заявлению одного из ведущих деятелей российских СМИ и др.). Вот резюмирующая выдержка из профессионального издания: «Подорвана экономическая база прессы, рухнули целые журналистские творческие школы, появились новые стили и виды изданий, вошел в обиход подкуп журналистов и целых редакций, на газетный и телевизионные рынок хлынул мутный поток «желтизны», графомании и откровенной похабщины, основная масса читательский аудитории оказалась в силу распада системы распространения газет оторванной от серьезной журналистики, традиционному «главному автору» родимой прессы – простому человеку – отказано в газетной площади и эфире, вышла из обихода обязанность власть имущих реагировать на выступления печати...».[104]



4. Сложилась мозаичность форм собственности, целей, социокультурных и идейно-политических пристрастий в деятельности СМИ. Российские СМИ вообще и региональные СМИ в особенности, не выполняют своих важнейших функций (артикуляция назревших социальных проблем, поддержание национально-государственного единства и др.).

5. Главные недостатки в функционировании региональных СМИ в настоящий период состоят в следующем: несовершенство правовой базы, отрыв массы населения от серьезной журналистики, вовлечение СМИ в информационные войны, утрата просветительских и образовательных функций и др. Причем борьба за аудиторию между федеральными и региональными СМИ усиливает противоречивость развития СМИ в целом.

6. В России идет мучительный поиск адекватного механизма управления СМИ. Обнаружилось противостояние вектора общественного мнения и генеральной линии политической элиты. Так, около 80% респондентов выступили за государственное регулирование телевидения, а соотношение выданных (в 1999 г.) лицензий на вещание в государственном и, соответственно, частном секторе составило 1:8. При этом главной задачей государства была и остается задача стимулирования декоммерциализации СМИ, утверждения самоконтроля, внедрения высоких стандартов качества информации и т.д. В качестве идеала выступает создание системы своевременной, достоверной, полной, объективной, безопасной информации.



7. В России закончен раздел федерального телевизионного пространства между несколькими крупными телевизионными компаниями (система федерального телевидения – это те каналы, общая аудитория которых составляет более половины населения страны, т.е. свыше 70 млн. человек. Это – ОРТ, РТР, НТВ, ТВ-центр, СТС и др.). Наряду с политическими группировками в СМИ (например, у каждой партии свое издание), на федеральном уровне образовалось деление СМИ на финансовые группировки (медиа-холдинги Березовского, Гусинского, Потанина, Лужкова, Газпрома и т.п.). Произошло разобщение журналистского братства, появилась клановость, что привело к деэтизации и известной депрофессионализации журналистского корпуса.

Данные многих конкретно-социологических исследований показывают довольно низкую степень доверия россиян к СМИ. Многие отмечают тенденциозность ведущих передач и журналистов в подборе фактов и их освещении. Поэтому общественное мнение россиян склоняется к тому, чтобы ведущие СМИ были национализированы. Так; по данным независимого исследовательского центра РОМИР, 59,1% российских граждан согласны с утверждением, что «первый канал общенационального телевидения должен быть государственным».[105]

Одной из альтернатив негативным тенденциям в развитии российских СМИ называется глобализация информационного пространства. В настоящее время именно Интернет выступает одним главных факторов единого информационного пространства, подверженного эрозии и дефрагментации в части традиционных СМИ. Действительно, хотя Россия находится где-то 30-32 месте в мире по доступу к Интернету, ей, тем не менее, придется пройти путь других стран (в Англии правительство каждому школьнику планирует свойадресв сети, а в Финляндии таковой уже имеет каждый студент). Новые средства массовой коммуникации с их ориентацией на общественное вещание (см.: Резолюция №1 «Будущее общеевропейского телерадиовещания» 4-й Европейской конференции министров по политике в области СМК, декабрь 1994) будут просто принуждать к необходимой «свободе информации» и «социальной ответственности» СМИ. В связи с этим возникает острый вопрос о характере и механизме взаимостыковки формирующейся глобальной культуры и традиционного российского менталитета а также антиглобалистских поползновений региональных элит. Представляется, что именно логика их взаимопроникновения и будет определять будущее российских СМИ.

Везде в мире система вещания состоит из государственных и негосударственных станций. Главное дляРоссийской Федерации – найти эффективную пропорцию того и другого. Сегодня идет спор о господдержке СМИ. Опыт стран Совета Европы[106] показывает: протекционизм осуществляется по нескольким направлениям – прямые финансовые ассигнования (так, ежегодная финансовая помощь французской прессе составляет 5 млрд. франков, т.е. 4,8 триллионов рублей), налоговые и таможенные льготы, льготные тарифы на услуги почты, телефона и др. Цель известна иобщественно значима: с помощью подобной политики государство обеспечивает информационный плюрализм, пытается предоставить гражданам максимум информации о деятельности центральных и местных органов (например, по данным «Фонда защиты гласности», жители Пензенской области получают лишь 10% информации о том, что в действительности происходит), препятствует монополизации СМИ. Можно использовать положительный опыт некоторых бывших социалистических стран. Так, в Польше успешно с 1999 г. функционирует Всепольский негосударственный общественный Совет по телерадиовещанию («совесть нации» состоит из 9 человек, избираемых нижней и верхней палатами парламента и предлагаемых президентом – по 3 человека с каждой стороны.).

Состояние главных видов российских СМИ выглядит следующим образом.

Телевидение (ТВ). Сегодня в Российской Федерации (РФ) функционирует около 2,3 тыс. телерадиокомпаний (ТРК), что на 500 больше, чем соответствующих вещателей в США. Доля региональных телекомпаний – среди их общего числа – составляет 20% (в среднем по РФ, а в отдельных регионах данная цифра существенно разнится). Приоритеты региональных телезрителей: 86,7% – художественные фильмы (из них: 57,6% – отечественные фильмы; 21,8% – иностранные; 4,8% – совместного производства); 85,6% – информационные передачи; 81,9% – развлекательные программы. Самыми важными качествами информационных программ жители провинции признают: 47,4% – достоверность; 18,2% – актуальность; 17% – информативность; 10,6% – оригинальность.

Радио остается самым «всепроникающим» среди других средств массовой информации, но нарастает его манипулятивная составляющая. При советской власти главными агентами управления общественным мнением были ТВ и пресса, а сегодня уже и радио берет на себя часть этих функций. В результате реформ в большинстве регионов оказалась свернутой проводная радиотрансляционная система.

Вместе с тем необходимо отметить, что из всех традиционных средств массовой информации наиболее устойчивым выглядит положение как раз радио: неуклонно растет число автовладельцев, а вместе с ним и число радиослушателей. Приоритеты радиослушателей Российской Федерации (по данным НИСПИ, май 2000): 68% – музыкальные программы, 64% – новости, 29% – развлекательная программа, 21% – культурно-просветительная, 17% – встречи в студиях, 13% – спортивные программы, 12% – радиопостановки, 7% – экономические программы.[107]

Пресса. В Российской Федерации выходит 25 тыс. печатных изданий. Региональная пресса достигает 70% всей российской периодики. Прослеживаются попытки экспансии центральной прессы, хотя она и вынуждена отказаться от «чистой» экспансии (переход к вкладышам, приложениям, «региональным» выпускам и т.д.). Молодежь почти не покупает прессу, а среднее поколение предпочитает еженедельники (Аргументы и факты, СПИД-инфо, КП-толстушка и др.). Согласно КСИ, лишь 15% опрошенных читают хотя бы один раз в неделю общероссийскую газету. Местные негосударственные газеты почти целиком нацелены на коммерческие цели и, как правило, не несут просветительных функций.

Кино. Из-за непродуманной государственной политики и изменения экономических отношений за 1990-е годы показатели национального кинопроизводства снизились в 7 раз (средняя посещаемость кино уменьшилась в 45 раз, за год продается один билет на 6 человек). Из всех присущих кино функций (коммуникативная, компенсаторная, эстетическая, коммерческая, развлекательная) наибольшее развитие в настоящее время получили такие функции, как развлекательная и коммерческая. На региональном уровне развивается, в основном, документальный жанр, остальные представлены в очень небольшом объеме или вообще оказались свернутыми.

Интернет. Общий прирост подключений составляет в России 10-15% в год. Уже сегодня по числу персональных компьютеров Россия находится на 12 месте в мире (около 10 млн. пользователей) и на 12 месте по числу интернет-пользователей (на конец 2000 г. их было 6,6 млн., что составило долю всех мировых интернет-пользователей в 1,77%).

Насыщение рынка новыми информационными и коммуникационными технологиями происходит во много раз быстрее, чем соответствующие процессы в других видах технологий. Зачастую отсутствие или ограниченность доступа к другим СМИ (газетам, журналам и т.д.) компенсируется подключением к интернету. Налицо процесс дигитализации, перевод всех СМИ в цифровую форму, что упрощает доступ к традиционным СМИ, унифицирует и объединяет их. Основные пользователи – это молодые люди в возрасте 25-34 лет. Качество интернет-аудитории в РФ: 55% – высшее образование, 15% – руководители, 18% – студенты. Сам характер аудитории интернета свидетельствует о революции, совершающейся в средствах массовой информации: последние все больше превращаются в средства массовой коммуникации (средства массовой информации с устойчивой обратной связью), а процесс получения информации приобретает индивидуализированную форму.

Приведенные и дополнительные данные обобщены и систематизированы в следующей таблице.[108]

 

  Тенденции Позитив Негатив Приоритеты
ТВ Рост числа кана-лов, появление новых видов ка-налов,увеличение количества пере- даваемой инфор- мации, глобали- зация, формиро-вание мультиме-дийных комплек- сов, рост частных ТРК и др.   Демонополиза-ция, децентрали-зация, появление передовой техно-логии и др. Вестернизация, регионализация, утрата просвети-тельских функ-ций, засилье раз-влекательности рекламы, засилье «грязных» технологий И др. РФ Ульяновск ОРТ ОРТ (77%) РТР НТВ (71,3%) НТВ РТР (56,7%) ТВ-6 ТНТ (19,2%) ТВЦ Репортер(17%) ТНТ 2Х2 (15,8%) СТС Культура
  Ра-дио     Резкое увели-чение количества радиостанций, демократизация, децентрализация, появление ком-мерческого ра-дио и др. Появление мно-жества радиостанций, развитие прямого эфира, демокра-тизация и др. Не поднимает злободневных проблем, заказ-ная информация, информационные войны и др. РФ Радио России Маяк Русское радио Европа-плюс Радио 1 Ностальжи Радио ретро Хит FM
Прес-са Падение разово-го тиража рос-сийских газет (3,88% к уровню 1990), появление федеральных и местных медиа-магнатов, паде-ние престижа и доступности прессы (более 40% жителей провинции не читают газет).   Расширение функций (рек-ламная, справоч-ная, развлека-тельная), демо-кратизация и др. Ориентация на утилитарно-бытовые нужды, недоступность прессы боль-шинству насе-ления, нараста-ние удельного веса «чтива» и др. Более 50% местного населения отдают предпочтение местной прессе, но влияние общероссийской прессы в целом превосходит местное воздействие
  Кино   Системный кри-зис, недостаток финансирования, вестернизация проката и др. Появление «нового русского кино», доступ-ность зарубеж-ного рынка кино-проката и др. Свертывание кинопроизводства, низкопробность продукции, коммерциа-лизация и др.        
  Ин-тернет Динамичность развития, комплексность («электронные дома»), основа дигитализации традиционных СМИ и др.   Наиболее дина-мичное СМИ, создание элект-ронных изданий, компенсатор от-сутствия доступа к другим СМИ и др. Конкурент традиционных СМИ, формиро-вание массовой интернет-зависи-мости и др. Интернет-предпочтения: 55% - новости 42% - игры, развлечения 39% - бизнес 37% - музыка, кино, литература 33% - информация о товарах, услугах
    СМИ в це-лом Трансформация и конвергенция, глобализация и регионализация, преобразование СМИ в СМК, изменение роли и функций СМИ, объединение и унификация традиционных СМИ и др. Формирование межрегионального (горизонтального) информационного пространства, бум современных технологий и средств коммуникации, появление незави-симых СМИ Невыполнение роли посредника между народом и властью (4-я власть),нарушение законов со стороны СМИ, разобщенность с массой (12–14% населения неадекватно и еще 25–30% частично неадекватно воспринимают информацию СМИ) РФ 35%-доверяю СМИ, 40%-не доверяю, 25%-зат-рудняюсь ответить   Доверяю в первую очередь: 34%-ТВ 13%-пресса 10%-радио 30%-не доверяю ни одному СМИ Ульяновск Доверяю в первую очередь: 58,3%-ТВ 46,7%-друзьям 43,7-радио 36,3-прессе 20,7-знако-мым 20%-со-служивцам 13,3%-дру-гое

 

Таким образом, в настоящее время существует множество средств массовой информации, поэтому структурирование бывает разным:

1) массовая коммуникация – средства массовой информации – средства массовой коммуникации – средства массовой информации и пропаганды – технические средства;

2) глобальные – федеральные – региональные – местные;

3) политические – культурные – религиозные – развлекательные;

4) традиционные – новые – новейшие;

5) «холодные» – «горячие»;

6) одностороннего воздействия – с обратной связью.

Средства массовой информации (по определению) призваны давать массовую многоплановую и достоверную информацию, что отнюдь не всегда получается. Чтобы СМИ с наибольшей эффективностью выполняли свою основную (информационную) функцию, необходимы определенные условия. В первую очередь, это гарантии гласности и плюрализма мнений (свободы слова и информации):

1) политические (демократический политический режим);

2) правовые (законодательство о СМИ, исполняется оно или нет);

3) нравственные (саморегулирование СМИ);

4) творческие (творческому человеку противно насилие, в том числе навязывание чужой точки зрения);

5) финансовые (есть деньги на поиск и распространение информации или нет, самообеспечение или дотации);

6) социально-классовые (разные социальные группы имеют разные социальные интересы, это порождает разные взгляды и ведет к плюрализму мнений, борьбе точек зрения).

Если есть одни гарантии, но нет других, исполнение информационной и иных функций осуществляется не в должной мере. Например, сами по себе финансово-экономические факторы могут выступать как гарантия свободы СМИ (самостоятельность, саморегулируемость и т.д.), так и антигарантия СМИ (подкуп СМИ при отсутствии финансовой самостоятельности, нравственной состоятельности и др.).

Роль СМИ в жизни общества вообще и в отношении общественного мнения, в частности, не бывает однозначной и устойчивой. Так, журналистское сообщество считает, что в настоящее время их «звездный час» прошел: при М.С. Горбачеве, по мнению журналистов, СМИ шли на четвертом месте (37% опрошенных) по степени и возможностям влияния на принятие решений главой государства (после коммунистов – 73%, Запада – 51% и ВПК – 41%); при Б.Н. Ельцине их роль относительно возросла (49%), однако при этом одновременно существенно расширился круг «агентов влияния», а также способность их влияющего воздействия (олигархи – 93%, теневые структуры – 82%, региональные элиты – 79%, экономисты-рыночники – 73%, демократы – 72%); при В.В. Путине влияние журналистов (по их собственным признаниям) резко упало (до 4%), тогда как резко возросло значение новых субъектов общественно-политической жизни (органы госбезопасности – 74%, военные – 57%, патриоты – 39%, ВПК – 36%).[109] Конечно, самооценка журналистского корпуса не совпадает с оценкой места и роли СМИ в жизни российского общества со стороны общественного мнения (она то излишне завышена, то слишком занижена). Например, в том же 2001 г. общественное мнение россиян довольно высоко оценивало способность российских СМИ влиять на социум (на третьем месте после президента и олигархов, но впереди правительства, губернаторов, вооруженных сил, Совета Федерации, Государственной Думы, интеллигенции, политических партий, церкви, профсоюзов и др.).[110]

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!