Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Субъекты, методы и способы влияния



На общественное мнение

 

Носителями общественного мнения выступают индивиды, большие, средние и малые социальные группы, то или иное сообщество в целом. Причем любой из этих элементов коллективного носителя общественного мнения одинаково может претендовать на статус субъекта общественного мнения. Однако место каждого из них (в структуре общественного мнения) отнюдь не равнозначно: большинство людей выступают не более чем в роли носителя (объекта), тогда как меньшинство – в роли создателя общественного мнения или субъекта воздействия на него.

У всех элементов (коллективного по своей природе) субъекта есть пределы влияния, которые поставлены объективным положением вещей, однако ресурсы этого влияния распределены далеко не равным образом. Поэтому вопрос о том, почему и как население в целом, будучи носителем общественного мнения, разбивается на субъекта и объекта влияния (внутри механизма формирования общественного мнения), остается труднейшим для всей теории общественного мнения. Реально одной части населения всегда приходится влиять на мнение другой.[95]

Методы влияния на общественное мнение чрезвычайно многообразны, поэтому для их описания требуется какая-либо типология. Вот одна из возможных классификаций.

1.Информационные методы. Информационные методы более всех других методов формирования общественного мнения ориентированы на незаинтересованное информирование. Здесь используются рас-суждения, проливающие свет на ту проблему, которая является объектом оценки в общественном мнении. Подобное информирование имеет целью постижение истины и, как правило, принимает форму об-суждения (дебатов, спора и т.д.). Конечная цель данной группы методов – информирование и просвещение людей, своеобразное «просветление» общественного сознания, или «когнитизация» общественного мнения.

Информационные методы основаны на убеждении. Убеждение – процесс и результат превращения некоторой информации в систему установок и принципов поведения личности. Убеждение ориентировано на рациональную сферу и способствует формированию сознательной деятельности общественности. Условием убеждающего воздействия является личная заинтересованность и подготовленность индивида в информации или воздействия. «Психологи считают, что убеждать следует аудиторию, обладающую большими познавательными способностями, высокообразованную и находящуюся в привычной ситуации; внушение же дает больший эффект в аудитории с невысокими познавательными способностями и в кризисных ситуациях».[96]



Основные средства этой группы методов – обзоры, аргументация, публикации, конференции, форумы и др. Теория аргументации описывает схематику убеждения, которую разрабатывал еще Аристотель: этос – источники, логос – послание, пафос – эмоции аудитории. Тот же источник убеждающей информации, или коммуникатор, должен заслуживать доверия, вызывать впечатление квалификационного, знающего и надежного человека, т.е. не должен выглядеть предупрежденным пропагандистом, хотя бы и выполнял роль пропагандиста.

Все способы убеждения имеют следующие общие черты. Во-первых, убеждение является сознательной попыткой социального воздействия. Во-вторых, убеждение выражает намерение одних людей изменить установки, ценности, мнения, поведение других людей. В-третьих, основным способом осуществления данного намерения является коммуникация. В-четвертых, в коммуникативном акте акцент делается на таком роде сообщениях, которые содержат аргументы. Таким образом, по поводу фактов реальной жизни можно высказывать обоснованное суждение (рас-суждение), основанное на рассмотрении посылок, которые поддерживают это убеждение, а можно – заявление о предпочтении, не подтвержденное соответствующими доводами.

2.Пропагандистские методы.Пропаганда (лат. – подлежащее рассмотрению) – деятельность (устная или с помощью СМИ), осуществляющая распространение и популяризацию идей в общественном сознании. Если информирование (просвещение) есть акт передачи знаний, умений и навыков, то пропаганда (проповедование) – систематическое распространение определенных идеологем («измов», мифов, утопий и т.п.). Агитация (лат. – приведение в движение) – деятельность, воздействующая на сознание и настроение масс с целью побудить их к определенной активности.



Пропаганда и агитация ведутся систематически с целью повлиять на сознание людей для достижения заранее намеченного результата. Здесь массовое влияние осуществляется посредством манипуляции символами. Конечная цель пропаганды и агитации – добровольное принятие индивидом той позиции, которая навязывается извне (к желательной позиции надо подтолкнуть).

Основные средства пропаганды – СМИ, хотя может быть привлечено огромное количество других средств массовой коммуникации (слухи и т.д.). Сюда же можно отнести инструментарий «черного» пиар, недобросовестной рекламы и т.д. Одним из известнейших методов является софистика, или «ложная аргументация». Так, одним из любимых выражений Протагора было следующее: «у каждой проблемы имеются две стороны», т.е. при необходимости можно выпятить одну, забыв о второй, и наоборот. В целом, пропаганда и агитация представляют собой одностороннюю коммуникацию, где не учитываются этические аспекты и навязывается определенная точка зрения с помощью информационного давления.

Пропаганда и агитация основана на внушении. Внушение – это формирование общего психологического состояния и побуждения к массовому действию. В свое время В.М. Бехтерев дал следующее определение внушению: «искусственное прививание путем слова или другим каким-либо способом различных психологических явлений, например настроения, внешнего впечатления, идеи или действия другому лицу при отвлечении его волевого внимания и сосредоточения».[97] В этих словах удачно описан механизм соединения коллективного «изма» с подсознательной мотивацией индивида при одновременном игнорировании индивидуального разума.

Внушение связано со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, а также с отсутствием целенаправленного активного понимания, развернутого логического анализа и оценки (в отношении с индивидуальным опытом). Внушение осуществляется в форме гетеро- и автосуггестии. Как правило, используются вербальные средства, но главная цель их обращения – чувственно-эмоциональная сфера. Обычно это – персонифицированное воздействие, поэтому эффективность внушения зависит от авторитетности источника информации и степени доверия к этому источнику. Обычные тактики влияния с помощью внушения – позиционирование влияющего субъекта как знающей и авторитетной фигуры, манипуляция ожиданием целевых групп (исцеления – у доморощенных «целителей», спасением – у религиозных проповедников, изменения жизни в лучшую сторону – у политических деятелей).

3.Культур-массовые методы. Ф. Ланд еще в 20-х гг. ХХ столетия показал, что наши представления ближе к желаниям, чем к реальности (соотношение между желанием и представлением составляет 88%, между представлением и реальностью – 42%, а между желанием и реальностью – 3%). Отсюда следует, что человеку свойственно выдавать желаемое за действительность, следовательно – нет особой необходимости использовать разум и уповать на логику, когда речь идет о желании и чувствах.

Основные средства, которые используются в культур-массовом воздействии, – культурно-зрелищные мероприятия, реклама, туризм, спорт, сервис, шоу-программы и др. Данная группа методов основывается на заражении и подражании.

Заражение – спонтанная и в целом бессознательная форма включения личности в определенные психические состояния. Заражение осуществляется путем передачи определенного эмоционального заряда. Причем эта передача осуществляется посредством эмоций (страха, тревоги, экстаза), а не информации. Здесь нет давления «сверху», как в пропаганде. Это целенаправленный процесс, который осуществляется невербальными средствами и адресован к подсознательной области. Известны многочисленные формы заражения – паника, массовый психоз, религиозный экстаз, спортивный азарт и др.

Подражание – воспроизводство определенных образцов мироощущения и поведения. Примером может служить мода как стандартизация массового поведения на основе стихийного и временного доминирования определенных вкусов, увлечений, настроений. Подражание означает отказ от собственного выбора и принятия индивидуального решения.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!