Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Общественное сознание – общественное мнение»



Общественное мнение представляет собой определенный «срез» общественного сознания, поэтому теоретические постулаты и методологические основания учения об общественном сознании могут пригодиться при тематизации и анализе практически любой проблемы общественного мнения. Известно, что общественное сознание подразделяется, с одной стороны, на теоретический и эмпирический уровни, и на разные формы общественного сознания – с другой. Отсюда мы можем сделать некоторые заключения-аналогии в отношении общественного мнения. Например, общественное мнение по структуре должно напоминать общественное сознание, а его когнитивный и чувственно-эмоциональный компоненты должны описываться по аналогии с теоретическим и эмпирическим уровнями общественного сознания.

Далее. Общественное мнение, будучи «срезом» общественного сознания, должно быть представлено всеми формами общественного сознания, т.е. по природе оно является комплексным ментальным явлением, в котором представлены феномены разных форм общественного сознания и которое само представлено во всех формах общественного сознания.

Известно, общественное сознание выступает как система теоретических и обыденных знаний, оценок, настроений, чувств и т.д., в своей совокупности отражающих общественное бытие. Общественное мнение является элементом этой системы, и, естественно, обладает своими особенными чертами. Так, общественное мнение – на своем когнитивном уровне – должно представлять знание. Теоретическое знание характеризуется такими чертами, как целостность, систематизированность, объективность, внутренняя непротиворечивость, рациональность. Эмпирическое знание, наоборот, имеет такие свои родовые черты, как отрывочность, противоречивость, несистематизированность, повышенная эмоциональность. Ясно, что в общественном мнении знание не дано в форме научного знания (как, впрочем, и любой другой формы общественного сознания – права, морали и т.д., представляемых в «чистом» виде совсем другими ментальными феноменами). К тому же в общественном мнении основной массив знаний представлен через проекцию средств массовой информации, т.е., с одной стороны, в упрощенном виде, с другой – в неспециализированной форме (в отличие от всех форм общественного сознания, где функционирует именно специализированное знание – политическое, правовое, эстетическое и т.д.). Таким образом, в общественном мнении, как коллективном оценочном суждении, даны все виды знаний, но при этом – в превращенном виде. Поэтому здесь знание дано в виде оценки, которая всегда требует своей корректировки.



Общественное мнение и общественные настроения. Общественные настроения, в отличие от общественного мнения, целиком и полностью представляют собой чувственно-эмоциональную форму преломления в общественном сознании экономического, социального и политического положения больших масс людей. Их разница, главным образом, состоит в разнице психических процессов, в рамках которых они протекают: общественное мнение выступает как разновидность логического отражения действительности (в виде суждения определенного типа), а общественные настроения – как разновидность чувственной формы отражения действительности (в виде чувственно-эмоциональных феноменов: эмоциональный накал, апатия, депрессия, энтузиазм и т.д.). Общественное мнение – это всегда умственная оценка, а общественные настроения – это переживание комфорта-дискомфорта, удовлетворенности-неудовлетворенности.

Общественное настроение – это преобладающее состояние группового сознания в определенном социальном пространственно-временном континууме. По мнению А.В. Петровского и М.Г.Ярошевского, общественное настроение характеризуется, с одной стороны, своей предметной направленностью (религиозное, политическое и т.д.), с другой – характером и уровнем своего эмоционального накала (апатия, депрессия, подъем, энтузиазм). Например, по характеру общественных настроений можно различать такие группы общественности, как «оптимисты-пессимисты», «сомневающиеся-доверчивые», «энергичные-апатичные» и т.п. Как отмечают Ж. Тощенко и С. Харченко, «социальное настроение как реальное социально-психологическое образование является прежде всего продуктом духовно-практического освоения мира. Его специфика состоит в том, что оно отражает действительность, реальность, исходя из содержания коренных интересов субъекта, его конечных целей и идеалов. Действительность, выраженная через социальное настроение, детерминирует целеполагающую деятельность субъекта, постановку им важнейших целей социальной и духовной жизни. Именно поэтому социальное настроение как важнейшая характеристика общественного сознания участвует в регулировании как отдельных поступков, действий людей, социальных групп, общественных институтов, так и демонстрирует их умонастроения и мироощущение, ценностные ориентации и установки».[55]



Общественные настроения могут предшествовать общественному мнению, но могут и формироваться на его основе. Общественные настроения, предшествующие общественному мнению, существуют в виде устремлений, притязаний, ожиданий, претензий, предчувствий. Общественные настроения, следующие за общественным мнением, существуют в виде готовности-неготовности действовать, эйфории и т.д. Социальные настроения носят результирующий характер, выражают «неотложное», актуализированное общественное сознание, являют собой пограничное состояние между готовностью действовать и самим действием. Общественные настроения, будучи непрерывным «фоном» будничной жизни людей, весьма точно проявляют направленность мыслей и чувств больших масс людей, а значит – позволяют спрогнозировать и скорректировать поведение людей.

Общественное мнение и общественные настроения существуют в неразрывном единстве, а в определенные периоды могут сливаться друг с другом (так, анекдот выступает как форма существования того и другого). Д.В. Ольшанский рассматривает общественное мнение и массовые настроения как основные макроформы общественного сознания[56]. Следует только добавить, что общественное мнение является более адекватным специфике обыденного сознания, чем специфике теоретического уровня общественного сознания (субъектоцентризм, стихийность, субъективизм и эклектичность суждений есть проявление неразрывной связи общественного мнения с общественными настроениями).

 

Общественное мнение


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!