Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ОТДЕЛЕНИЯ КОНЦА 1920-Х ГОДОВ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИМ 7 часть



В 1929—1931 гг. арестам, ссылкам, тюремному заключению подвергались тысячи священнослужителей. Первый удар нанесли по отделившимся от Патриархии после издания Декларации 1927 года епископам и клирикам. Арестованы и сосланы были митрополит Иосиф (Петровых), архиепископ Серафим (Самойлович), епископы Димитрий (Любимов), Алексий (Буй), Виктор (Островидов), Дамаскин (Цедрик).

В 1930 году отделившиеся от Патриархии иосифляне сохраняли еще несколько приходов в разных епархиях. В Питере им принадлежали соборы Воскресения-на-Крови, Святителя Николая и Князь-Владимирский. После закрытия этих церквей последний иосифлянский храм Тихвинской иконы Божией Матери продержался до 1936 года. В Москве «непоминающие» удерживали за собой до 1931 года храмы Святителя Николая на Маросейке и св. мучеников Кира и Иоанна, где постоянно служил отец Серафим (Битюгов). Большая часть иосифлян и других «непоминающих» клириков в течение 30-х годов уходят в катакомбы, начинают совершать богослужения и требы для своих единомышленников тайно. Престолы с антиминсами устраивали в частных домах, доступ в которые был открыт только хорошо известным, доверенным лицам. Очаги нелегальной Церкви стали появляться в местах ссылок: в Сибири, на Урале, в Казахстане, а также на Северном Кавказе. Воронежская и Тамбовская епархии оказались опорой для оппозиционной группировки так называемых «буевцев», сторонников епископа Алексия (Буя) — близких к «иосифлянам».

Еще в 1929 году в Питере арестованы были все видные священники-иосифляне: протоиереи Василий (Верюжский), Феодор (Андреев), Иоанн (Никитин), Сергий (Тихомиров), священник Николай (Прозоров), монахиня мать Кира.

6 июля 1931 года в Москве расстреляли епископа Максима (Жижиленко).

Репрессиям подвергались и те священнослужители и миряне, которые не отходили от митрополита Сергия. Тысячи священнослужителей, находившихся в послушании Заместителя Местоблюстителя, были тогда заточены в тюрьмы и этапированы в концентрационные лагеря. В 1930 году арестовали протоиерея Димитрия (Боголюбова), в прошлом миссионера Петроградской епархии, после освобождения Патриарха Тихона в 1923 году ставшего одним из его ближайших помощников в управлении Московской епархией. Рассказывая впоследствии о своем пребывании в тюрьме на Лубянке, он вспоминал такой эпизод: «Во время одной из ночных бесед... следователь вдруг спрашивает меня: «Не хотите ли у нас послужить?» А я притворился дурачком и спрашиваю: «А что, разве у вас здесь есть храм?» На другой день меня переправили в Бутырку и дали десять лет».

В феврале 1931 года по сфабрикованному делу в нелегальной отправке регалий Преображенского полка в Копенгаген и передаче их Императрице Марии Феодоровне были расстреляны настоятель Преображенского собора митрофорный протоиерей Михаил Тихомиров, генерал Казакевич, церковный писатель Поселянин (его настоящая фамилия — Погожев), юноша 20 лет Карцев и вдова члена Казанской судебной палаты Рымкевич.

По делу о нелегальном вывозе из СССР женщины из аристократической фамилии расстрелян был ее духовный отец протоиерей Михаил Чельцов, приговоренный уже в 1922 году вместе со свяшенномучеником Вениамином (Казанским) к смертной казни, но тогда помилованный. Перед смертью своим однодельцам и сокамерникам он говорил: «Мне 63 года, прожита жизнь не всегда легкая. Дети уже выросли, и мне надо радоваться, что Господь посылает мне этот конец, а не старческий недуг и многолетние страдания на одре болезни. Вы еще молоды, а меня Господь к Себе призывает таким ангельским путем».

Большой потерей для Церкви явилась кончина архиепископа Илариона (Троицкого), последовавшая 15 (28) декабря 1929 года. Это был ревностный поборник восстановления Патриаршества, и на Соборе 1917—1918 гг., еще в сане архимандрита, один из кандидатов на Патриарший Престол, неутомимый борец с обновленчеством, ревнитель церковного единства и выдающийся богослов.

Его мирское имя — Владимир Алексеевич Троицкий, родился он в 1886 году. По окончании Московской Духовной Академии защитил магистерскую диссертацию «Очерки по истории догмата Церкви». Приняв постриг, служил профессором и инспектором родной академии. Участник Поместного Собора 1917—1918 гг., он произнес на нем удивительно яркое слово в защиту мысли о восстановлении Патриаршества, которое произвело сильное и глубокое впечатление на соборян. В 1920 году архимандрит Иларион был рукоположен в сан епископа Верейского. Когда вспыхнул обновленческий раскол, епископ Иларион стал ближайшим помощником Святейшего Патриарха в борьбе против смуты.

Оказавшись в ссылке на Соловках, исповедник Православия сохранил свой жизнерадостный, общительный, неунывающий характер. Он скрашивал тяготы соузников непоколебимым благодушием, веселостью, остроумием. Работая на рыболовных тонях вместе с другими епископами и священниками, архиепископ Иларион шутил, перефразируя стихиру Троице: «Вся подает Дух Святый — прежде рыбари богословцы показа, а теперь, наоборот: богословцы рыбари показа. Соловки, — говорил он, — замечательная школа нестяжания, кротости, смирения, воздержания, терпения, трудолюбия».

В лагере его полюбили все — не только собратья по священству, интеллигенция, дворяне, офицеры, невинно сосланные крестьяне, но и соловецкая шпана. Часами он мог разговаривать с отпетым уголовником, и тот после разговора с архипастырем исполнялся особым уважением к нему. Под его началом на Соловках работала «артель Троицкого». По воспоминаниям одного из соузников, артель была и настоящей духовной школой. Архиепископ Иларион терпеть не мог лицемерия, притворства, елейности, самомнения. В разговоре с одним из вновь прибывших на Соловки иноков, он спросил: «За что же вас арестовали?» — «Да служил молебен у себя на дому, когда монастыри закрыли», — ответил тот. — «Ну, собирался народ, и даже бывали исцеления...» — «Ах, вот как? Даже исцеления бывали?! Сколько же вам дали Соловков?» — «Три года». — «Ну, это мало. За исцеления надо бы дать больше!»

Человек необычайной физической силы, архиепископ Иларион после вторичного пребывания на Соловках занемог, здоровье его было подорвано.

На Соловках с владыкой Иларионом беседовал известный впоследствии писатель Олег Волков, который почти тридцать лет своей жизни провел в лагерях и ссылках. Архиепископ Иларион, ободряя юношу, сказал: «Надо верить, что Церковь выстоит. Без этой веры жить нельзя. Без Христа люди пожрут друг друга — это понимал даже Вольтер. Пусть сохранятся лишь крошечные, еле светящиеся огоньки, — когда-нибудь от них все пойдет вновь».

Когда весть о разделениях в церковном народе дошла до Соловецкого концлагеря, архиепископ Иларион решительно встал на сторону митрополита Сергия. В письме, направленном из концлагеря на волю, он писал:

«Что реку о сем? А то, что всем отделяющимся я до крайней степени не сочувствую, считаю их дело совершенно не основательным, вздорным и крайне вредным. Не напрасно каноны (13-15-е правила Двукратного Собора) определяют черту, после которой отделение даже похвально. А до этой черты отделение есть церковное преступление. То или другое административное распоряжение, хотя и явно ошибочное, вовсе не есть. Точно так же и все, касающееся внешнего права Церкви (т. е. касающееся отношения к государственной политике и под.), никогда не должно быть предметом раздора.

Я ровно ничего не вижу в действиях митрополита Сергия и Синода его, что бы превосходило меру снисхождения или терпения. Ну, а возьмите деятельность хотя бы Синода с 1721 по 1917 год: там, пожалуй, было больше сомнительного, однако ведь не отделялись! А теперь будто смысл потеряли... Удивительно, ничему не научились за последние годы, а пора бы, давно пора бы! Утверждаются часто на бабьих баснях... Что поделаешь, ухищрения беса весьма разнообразны, а главное есть — и ему-то все будто подрядились доставлять всякое утешение. Да, не имеем мы культуры и дисциплины. Это большая беда...»

В другом письме на волю, составленном из-за цензурной перлюстрации слегка завуалированным языком, но для посвященных в перипетии церковных разногласий вполне прозрачным, он дает характеристику и самому инициатору разделений митрополиту Иосифу (Петровых), называя его «Осиповым»:

«Открыточку Вашу получил. Рад, что письмо мое Вы получили, которое долго ждали. Но только это не по моей вине долго дождаться не могли, больше тут Ваши приятели виноваты, которые совсем не хорошо поступают, что хоть не пиши совсем. Ну и еще какие письма получил, то скажу так: везде писаны пустяки, кто напротив пишет. Какую шутку выдумали — он, мол, отступник. И как пишут — будто без ума они! Сами в яму попадают и за собой других тащат. А Осиповы письма уж очень не понравились, будто и не он пишет вовсе, у него будто злоба какая. И самый главный грех тот, что его на другую должность перевели. Значит, и отступник? Это глупость! Что и других переводят — так что же делать! Поневоле делают, как жить им дома нельзя. Допрежде по каким пустякам должность меняли и еще рады были, а теперь заскандалили. А теперь — для пользы дела, не по интересу какому. Лучше дома жить, это что говорить, да от кого это зависит! С ним ничего не поделаешь, хоть об стенку лбом бейся — все то же будет. Значит, ругаются по пустякам, и зря, вред себе и другим делает. Так-то, дорогой мой!..»

В 1929 году заканчивался его очередной трехлетний срок. В результате нового рассмотрения дела вынесено было постановление: «ссылка в Казахстан на вечное поселение».

Путь изгнанника лежал через Питер. Дорогой он вместе со своими спутниками заболел сыпным тифом. В Питер больных привезли на Введение во храм, и всех ссыльных положили в тюремную больницу. В тюрьме больного владыку принудительно обрили. Из тюрьмы архиепископ Иларион написал о себе митрополиту Ленинградскому Серафиму (Чичагову), и тот отечески заботился о нем, присылая ему передачи.

Но состояние больного становилось с каждым днем все тяжелее, температура доходила до 41. Близким он писал с одра смерти: «Я тяжело болен сыпным тифом: заразился, должно быть, в дороге. В субботу, 15 декабря, решается моя участь — кризис болезни. Вряд ли переживу». Митрополиту Серафиму, он, умирая, писал: «Со мной страшная жара, пришли мне клюквенного морса». Но когда посылка с морсом пришла, владыка уже не смог воспользоваться им. По телеграфу священномученика Серафима известили: владыка в бреду. В агонии он говорил: «Вот теперь я совсем свободен! Никто меня не возьмет!» Потом митрополиту Серафиму позвонили еще раз и сказали. «Владыка скончался в 4 часа».

Митрополит Серафим испросил у тюремного начальства останки почившего исповедника и сам, в сослужении двух архиереев и питерского духовенства, отпел его в храме Ново-Девичьего монастыря, на окраине города, у Московской заставы. На могиле поставили белый крест с надписью: «Архиепископ Иларион (Троицкий)».

Организатор репрессий против духовенства Тучков был награжден за массовое избиение христиан орденом Красного знамени. Представляя его к награде, начальник секретно-политического отдела ОГПУ Агранов так изобразил доблестный революционный путь этого палача. «Тучков Евгений Александрович происходит из семьи крестьянина-бедняка Член партии с 1917 года. В органах ВЧК ОГПУ работает с 1918 года. В настоящее время состоит в должности начальника 3-го отделения секретно-политического отдела ОГПУ. Участвовал в 1919 году в подавлении и ликвидации Мензелинского восстания в Башкирии. Под руководством товарища Тучкова и при его непосредственном участии была проведена огромная работа по расколу Православной Церкви (на обновленцев, тихоновцев и целый ряд других течений). В этой работе он добился блестящих успехов. При его непосредственном участии проводилась в 1921 году работа по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих. В 1923— 1925 годах им были проведены два церковных собора (всесоюзные съезды церковников), на которых был низложен патриарх Тихон и вынесено постановление об упразднении монастырей, мощей, а также о лояльном отношении Церкви к соввласти.

На протяжении ряда лет товарищем Тучковым проводилась серьезная работа по расколу заграничной Православной Русской Церкви. Блестяще проведена работа по срыву объявленного папой римским в 30-м году крестового похода против СССР. Под непосредственным руководством и при участии товарища Тучкова была проделана серьезнейшая работа по признанию сектантами службы в Красной Армии с оружием в руках, им ликвидирован ряд нелегальных контрреволюционных организаций, действовавших под флагом сектантских организаций.

Благодаря энергичной работе товарища Тучкова была раскрыта и ликвидирована в конце 30-го года всесоюзная контрреволюционная монархическая организация церковников «истинно православная церковь», опиравшаяся в своей антисоветской деятельности на черносотенно-клерикальные круги. Организация имела множество своих филиалов, 300 повстанческих ячеек, огнестрельное и холодное оружие. Стоящий во главе этой организации церковно-политический центр, возглавлявшийся профессором Лосевым, Новоселовым, епископом Иосифом и другими, ставил своей задачей объединение под флагом Церкви всех контрреволюционных сил для свержения советской власти и реставрации монархии.

Целый ряд филиалов, как, например, филиалы на Северном Кавказе, в ЦЧО, Никольском районе Северного края и др. превратились в ряд контрреволюционных выступлений с лозунгами: борьбы с коллективизацией, с ликвидацией кулачества и т.д. Ликвидированная в 1929 году на Северном Кавказе повстанческая организация так называемых «имяславцев» работала под руководством церковно-политического центра «истинно православной церкви».

Под руководством товарища Тучкова за последние два-три года было ликвидировано несколько сотен крупных антисоветских организаций и группировок церковников повстанческого и террористического характера. В деле борьбы с контрреволюционным движением среди церковников и клерикально-монархических кругов, группирующихся вокруг Церкви, Тучков проявил огромную энергию, инициативу, решительность и находчивость».

Из этого документа видно, что работники ОГПУ не страшились тогда дезинформировать руководство страны. В действительности, конечно, не существовало монархической организации под названием «истинно православная церковь» с «тремястами повстанческими ячейками», хотя, возможно, эта дезинформация была мнимой, не рассчитанной на обман начальства, а только данью принятому для характеристики церковных деятелей канцелярскому стилю.

Гонения, обрушившиеся на Церковь в годы «великого перелома», потрясли христианский мир. Видный русский эмигрант А. В. Карташев писал в 1930 году в журнале «Китеж»: «Мы ждем от европейцев и христиан гордой брезгливости к кровавым чудовищам, позорящим XX век христианской цивилизации. И какое счастье и какая радость, что призывы к моральной изоляции мировых московских преступников исходят из среды христианских исповеданий. Лицемерная корыстная тактика безрелигиозных политиков должна быть изобличена носителями заветов Евангелия. Христиане чрезмерно деликатно уступили влияние на мировое общественное мнение логически настроенным профессиональным политикам, и они довели до мировой опасности бесчеловечного коммунизма. Довольно этой ложной христианской скромности! Высоко и властно поднимем над близоруким материализмом знамя Богочеловека, знамя Господа нашего Иисуса Христа, и мировой голос христианской совести да сокрушит иерихонские стены коммунистической Бастилии!»

Гонения на христиан в России осудил архиепископ Кентерберийский, который в начале Великого Поста организовал в Великобритании моления о страждущей Русской Церкви, на которые приглашен был из Парижа митрополит Евлогий (Георгиевский).

2 февраля с призывом о молитве за гонимую Русскую Церковь выступил папа Пий XI: «Мы испытываем глубочайшее волнение при мысли об осужденных и святотатственных преступлениях, — говорится в его послании, — которые умножаются и усиливаются с каждым днем, и которые направлены как против Церкви Божией, так и против душ многочисленного населения России, дорогого нашего сердцу хотя бы уже из-за величия его страданий».

Настроения христианской общественности, заявления видных церковных деятелей влияли на позиции правительств западных стран по отношению к Советскому Союзу, в том числе и тех, кто по разным причинам заинтересован был в сближении с ним. Над Советским Союзом нависла угроза международной изоляции. Чтобы предотвратить ее, власти вынудили Заместителя Местоблюстителя дать два интервью, в которых он отрицал факт гонений на Церковь в СССР.

Первое интервью состоялось 15 февраля 1930 года для корреспондентов советских газет и подписано, помимо митрополита Сергия, членами Временного Патриаршего Синода: архиепископом Алексием (Симанским), архиепископом Филиппом (Гумилевским) и епископом Питиримом (Крыловым).

На вопрос, действительно ли существует в СССР гонение на религию и в каких формах оно проявляется, дан был ответ: «Гонения на религию в СССР никогда не было и нет. В силу Декрета «Об отделении Церкви от государства», исповедание любой веры вполне свободно и никаким государственным органом не преследуется. Больше того, последнее Постановление ВЦИК и СНК СССР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 года совершенно исключает даже малейшую видимость какого-либо гонения на религию».

Вопрос: «Верно ли, что безбожники закрывают церкви, и как к этому относятся верующие?»

Ответ: «Да, действительно, некоторые церкви закрываются. Но проводится это закрытие не по инициативе властей, а по желанию населения, а в иных случаях — даже по постановлению самих верующих. Безбожники в СССР организованы в частное общество, и поэтому их требования в области закрытия церквей правительственные органы отнюдь не считают для себя обязательными».

Вопрос: «Верно ли, что священнослужители и верующие подвергаются репрессиям за свои религиозные убеждения, арестовываются, высылаются и т.д.?»

Ответ: «Репрессии, осуществляемые советским правительством в отношении верующих и священнослужителей, применяются к ним отнюдь не за их религиозные убеждения, а в общем порядке, как и к другим гражданам, за разные противоправительственные деяния. Надо сказать, что несчастье Церкви состоит в том, что она в прошлом, как это всем хорошо известно, слишком срослась с монархическим строем. Поэтому церковные круги не могли своевременно оценить всего значения свершившегося социального переворота и долгое время вели себя как открытые враги соввласти (при Колчаке, при Деникине и пр.). Лучшие умы Церкви, как, например, Патриарх Тихон, поняли это и старались исправить создавшееся положение, рекомендуя своим последователям не идти против воли народа и быть лояльными к советскому правительству. К сожалению, даже до сего времени некоторые из нас не могут понять, что к старому нет возврата и продолжают вести себя, как политические противники Советского государства...»

Вопрос: «Соответствуют ли действительности сведения, помещенные в заграничной прессе, относительно жестокостей, творимых агентами соввласти по отношению к отдельным священнослужителям?»

Ответ: «Ни в коей степени эти сведения не отвечают действительности. Все это сплошной вымысел, клевета, совершенно недостойная серьезных людей...»

В связи с обращением папы в защиту гонимой Русской Церкви сделано было заявление:

«...Мы считаем излишним и ненужным это выступление папы римского, в котором мы, православные, совершенно не нуждаемся. Мы сами можем защищать нашу Православную Церковь. У папы есть давнишняя мечта окатоличить нашу Церковь, которая, будучи всегда твердой в своих отношениях к католицизму как к ложному учению, никогда не может связать себя с ним какими бы то ни было отношениями».

А по поводу выступления архиепископа Кентерберийского сказано было, что «... оно грешит той же неправдой насчет якобы преследований в СССР религиозных убеждений, как и выступление римского папы... пахнет подталкиванием паствы на новую интервенцию, от которой так много пострадала Россия».

18 февраля митрополит Сергий дал интервью иностранным журналистам.

Вопрос: Не будете ли Вы так добры и не пополните ли Вы сообщения об ухудшении положения Церкви, сделанное Вами для советской печати, статистическими данными о количестве прихожан в 1913 году, в первые годы революции и в 1929 году? Также желательны данные относительно количества крестин, венчаний, похорон и вообще посещаемости церкви за те же годы (1913, 1922 и 1929 гг.). Какое количество священников имеют приходы и совершают службы и какое имеется количество учащихся, получающих в данный момент богословское образование?

Ответ: Отвечая на заданный вопрос, мы должны сказать, что в дореволюционное время никакого точного учета верующих не существовало, так как все население, обслуживаемое православным храмом каждого данного прихода, считалось формально принадлежащим к Православной Церкви. Кроме того, вопрос о количестве прихожан в Православной Церкви до войны и революции 1917 года надо рассматривать в связи с вопросом о свободе совести, которой в России не было до революции, когда сектантские вероучения преследовались, и поэтому искусственно повышалось количество прихожан в Православной Церкви. При советской же власти многие, считавшиеся православными, перешли в различные сектантские организации (баптистов, евангелистов и др.). Что касается первых годов революции, то в это время органы управления Православной Церкви нормально отправлять свои функции не могли, потому что в указанное время большая часть территории нынешнего СССР находилась в сфере военных действий.

Переходя к настоящему времени, мы прежде всего должны заявить, что мы располагаем только цифровыми данными о так называемых «двадцатках», которые составляют, по советскому законодательству, ядро религиозной общины, необходимое для регистрации этой общины как таковой. Все остальные верующие являются посетителями Церкви, не подлежащими никакой регистрации.

Можем сказать, что в настоящее время количество прихожан в Православной Церкви составляет несколько десятков миллионов. Мы думаем, что безбожники увеличивают свои успехи.

Что касается статистики венчаний, похорон и т.д., то, как вам известно, функции метрикации отошли после революции к государственным органам. Количество приходов, принадлежащих нашей Патриаршей Церкви, составляет около 30 тысяч. Каждый приход, само собой разумеется, имеет священнослужителей. Необходимо сказать, что число священнослужителей гораздо больше, чем число приходов, так как в каждом приходе имеется от одного до трех священников и даже более. Все эти приходы находятся в духовном окормлении 163 архиереев, находящихся в каноническом подчинении Патриархии, не считая епископов, пребывающих на покое и находящихся в молитвенном общении с Патриархией. Кроме того, в каноническом подчинении Патриархии находятся: в Западной Европе — митрополит Евлогий (Георгиевский) с подчиненными ему епископами и духовенством; в Литве — митрополит Елевферий (Богоявленский); в Японии — архиепископ Сергий (Тихомиров) и в Китае — епископ Никон (Анисимов).

Относительно учащихся, получающих в данное время богословское образование, считаю необходимым отослать вас к интервью, опубликованному в советской прессе 16 февраля с.г. (по новому стилю).

Вопрос: Как может Церковь продолжать существовать ввиду политического, экономического и общественного положения священства и активных приходов — именно их лишенства, по которому им предстоит выселение, невозможность получения продовольственных карточек, и им, по последнему декрету, запрещено проживание в Москве?

Ответ: Что касается избирательных прав и других вопросов, связанных с Конституцией страны, которая является народным законом, обязательность которого для всех очевидна, то в этой области не произошло никаких изменений за последние годы. По поводу же избирательных прав активных прихожан я должен заметить, что вы ложно информированы из явно негодных источников.

Миллионы активных прихожан нашей Церкви — это трудящиеся люди, пользующиеся всеми правами, в том числе и избирательными, согласно Конституции. Эти прихожане поддерживают нас материально, но мы не испытываем нужды в какой-либо помощи и тем более вмешательстве извне.

Что касается вашего заявления о выселении всех священнослужителей из Москвы, то это не отвечает действительности. Случаи выселения отдельных священнослужителей в судебном порядке ничем не отличаются от выселения других граждан, выселяемых за невзнос квартирной платы, за невыполнение обязательных постановлений, из домов, подлежащих сломке, домов специального назначения и т.д.

Вопрос: Имеете ли Вы еще какие-нибудь доказательства и каково Ваше мнение относительно выступлений:

1. Папы Пия XI (Ратти).

2. Архиепископа Кентерберийского и других не римско-католических деятелей Церкви, имеющих нехристианские цели:

а) подорвать православие и б) нанести вред советскому государству как в пределах СССР, так равно и за границей.

Ответ: В основном мы на этот вопрос уже ответили в беседе с представителями советской печати 16 февраля с.г. (по новому стилю). Мы ознакомились с заявлениями Пия XI и Архиепископа Кентерберийского, а также многих других руководителей Церкви, призывающих к крестовому походу против СССР. Упомянем о заявлении епископа Лонгли из штата Айова (Северо-Американские Соединенные Штаты), который не только присоединяется к выступлению папы Пия XI,но заявил, что не надо останавливаться и перед кровавым конфликтом.

Мы считаем все эти выступления в корне противоречащими духу нашего христианского учения. Все эти выступления должны быть решительно осуждены всеми верующими христианами. Вы спрашиваете, на каком основании мы считаем папу врагом Православия? Как же нам думать иначе, если католическая церковь, возглавляемая папой, в одной только Польше за один только 1929 год насильственно отобрала у православных прихожан около пятисот православных церквей, обратив их в католические костелы. Нам неизвестно, чтобы какие-нибудь епископы в Англии, Америке или другой стране выступили против этих насильственных действий католической церкви. Вы спрашиваете, имеются ли у нас какие-либо доказательства того, что эти выступления как римского папы, так равно архиепископа Кентерберийского и других глав церквей, присоединяющих свой голос к этим призывам о крестовом походе, имеют целью нанести вред советскому государству как в пределах СССР, так и за границей. Мы считаем по меньшей мере странным этот вопрос со стороны представителей иностранной печати. Вы не можете не знать, что иностранная печать полна в эти дни самых кровожадных, несправедливых и недостойных христианина нападок на СССР и призывов к враждебным против него действиям.

Вопрос: Объясните нам, пожалуйста, какой церковный устав и какие полномочия имеет действующий Синод, о котором вы опять упоминаете, а также от имени какой части Греко-Православной Церкви Вы уполномочены действовать и говорить? В середине лета 1927 года в своем Обращении в советской печати Вы выразили надежду, что Вы и другие члены действующего Синода получите разрешение созвать церковный совет и основать законно избранный Синод. Был ли этот совет созван и если да, то каковы были его результаты?

Ответ: Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и существующий при нем Синод действуют на основании полномочий, данных покойному Святейшему Патриарху Тихону первым Поместным Собором Православной Церкви 1917—1918 гг. Мои личные канонические полномочия восприняты мною от законного Местоблюстителя Патриаршего Престола. Синод же существует в соответствии с положением того же Собора. Я возглавляю подавляющее большинство верующей части СССР, примыкающее к Патриаршей Церкви. Что касается созыва Поместного Собора, то подготовка к нему ведется.

Вопрос: Каково Ваше отношение к административным мерам, принятым против Православной Церкви, как:

1. Запрещение колокольного звона в Москве.

2. Упразднение воскресений и других церковных праздников.

3. Закрытие церквей, например, в Одессе, по постановлению Одесского совета.

Ответ: Вам, иностранцам, вероятно, известно, что в ряде стран давно уже ограничен законом колокольный звон, а в некоторых случаях даже совершенно запрещается. В некоторых местах СССР колокольный звон отменяется по желанию трудящегося населения. Мы не видим в этом решении ничего, что умаляло бы нашу религию.

Что касается религиозных праздников, то соввласть, не соблюдая их в государственных и общественных учреждениях, отнюдь не препятствует празднованию их Церковью, и мы, празднуя их в свое время, не можем пожаловаться на отсутствие молящихся. Переход на пятидневку и непрерывную неделю, по нашему наблюдению, мало отражается на посещаемости церквей. Еще Господом нашим Иисусом Христом было сказано: «Не человек для субботы, а суббота для человека».

О решении Одесского горсовета нам ничего не известно. Я думаю, что решение, если оно существует, будет верующими обжаловано центральной власти, которая отменяет постановления местных органов власти в случае незаконности их решений.

Вопрос: Какое количество священников было приговорено к тюремному заключению и к ссылке в 1929 году и за какие проступки?

Ответ: По этому вопросу Мы уже высказались в интервью от 16 февраля 1930 года (н. ст.), данном представителям советской печати».

В какой обстановке давались эти интервью митрополита Сергия? Митрополит Евлогий (Георгиевский) по этому поводу говорил: «Оказывается, что текст большевики дали митрополиту Сергию за неделю до интервью, а потом держали его в изоляции. Перед ним встала дилемма. Сказать журналистам, что гонения на Церковь есть — это значит, что все тихоновские епископы будут арестованы, то есть вся Церковная организация погибнет. Сказать: гонений нет — себя обречь на позор лжеца... Митрополит Сергий избрал второе. Его упрекали в недостатке веры в несокрушимость Церкви, ложью Церковь все равно не спасти. Но что было бы, если бы Русская Церковь осталась без епископов, священников, без таинств — этого и не представить... Во всяком случае, не нам, сидящим в безопасности, за пределами досягаемости, судить митрополита Сергия».



Просмотров 768

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2023 год. Все права принадлежат их авторам!