Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Приватизация 1992—1995 гг. и ее итоги



Реформы 1990 г.

Весной 1990 г. был принят “Закон о собственности в СССР”, в котором была сделана робкая попытка разгосударствления производства через собственность трудового коллектива. По сути, в законе лишь обозначены, но не конкретизированы три возможные канала формирования и пополнения собственности трудового коллектива: за счет части прибыли от хозяйственной деятельности, за счет приобретенного коллективом или переданного ему другими лицами имущества, а также за счет добровольных взносов членов коллектива. Закон вступил в силу с 1.июня.1990, но слабую заинтересованность госпредприятий в реализации предоставленных им возможностей можно было предугадать заранее: слишком незначительными представлялись им результаты.

Одновременно со вступлением в силу Закона о собственности Верховным Советом был принят “Закон о предприятиях в СССР”. Его новизна состояла в признании равными перед законом весьма широкого спектра организационных форм функционирования предприятий — индивидуальных, семейных, коллективных, принадлежащих кооперативу, акционерных (товарищества), производственных кооперативов, государственных, совместных, малых, арендных.

В отличие от предыдущей версии закона (“О госпредприятии”) новый закон реально расширил права предприятий в планировании (полная самостоятельность планирования, исходя из спроса на продукцию), в ценообразовании (резко снижена доля продукции, продаваемой по государственным ценам). Нормативное распределение прибыли наконец заменено ее налогообложением, ведь только госпредприятиям можно указывать сверху, что и как производить, кому и почем продавать и как поступать с заработанной прибылью.

Изменения роли и места предприятия в экономике страны, как видим, становится все заметнее, причем эти изменения, реальные и существенные, идут со значительным ускорением. Происходит постепенное осознание ущербности прежней системы управления, необходимости ее коренной ломки с тем, чтобы в основание экономики поставить именно предприятие. Важно, однако, отметить, что законодательного признания частной собственности еще не произошло.



Приватизация 1992—1995 гг. и ее итоги.

К способам приватизации в России принято относить так называемые варианты льгот, которые обеспечивали участникам приватизации (в первую очередь администрации предприятий и их трудовым коллективам) фиксированные размеры пакетов акций. К этим вариантам необходимо добавлять еще один — аренду с выкупом, позволявшую инсайдерам получить до 100 % акций. Доля предприятий, приватизировавшихся последним способом, довольно значительна, особенно среди предприятий строительства и промышленности строительных материалов, а также пищевой и легкой промышленности (более 50 %). По данным Мирового Банка, на 1996 г. (когда широкомасштабная приватизация в России в основном была завершена), 55 % активов государственных предприятий оказались выкуплены работниками предприятий (менеджерами и служащими), 11% населением через ваучеры, 34 % оставались в собственности государства.Главным архитектором "шоковой терапии" стал вице-премьер правительства Гайдар со своими единомышленниками, молодыми экономистами, сторонниками монетаристских методов управления экономикой Чубайсом, Шохиным и др. Их программа экономических реформ включала 3 основные направления:· либерализация цен;· свобода торговли;· приватизация.

В результате освобождения цен с 1 января 92 года денежные средства населения практически обесценились, в результате оказалось, что покупать акции приватизируемых предприятий уже было не на что. С 1ноября 92 года началась выдача всему населению ваучеров (приватизационных чеков на которые затем можно покупать акции предприятий). Началась неконтролируемая скупка ваучеров у населения новыми предпринимателями, банкирами. С помощью ваучеров сколачивался первоначальный капитал, а в процессе приватизация возникли многие огромные состояния. Одновременно с освобождением цен упразднялась система централизованного распределения ресурсов. Правительство пыталось добиться стабилизации, прежде всего на макроэкономическом уровне (т.е. стабилизировать показатели экономики всей страны, контролируя основные показатели--ВВП, дефицит бюджета, инфляцию, объемы производства). Микроэкономические показатели (на уровне предприятий) выпали из поля зрения правительства и предприятия, в условиях свободных цен, взлетевших в сотни раз, испытывали огромные трудности -- не могли закупить сырье и комплектующие, сбыть товар. В российской экономике существовали огромные перекосы: доминировали сырьевые отрасли и ВПК (военно-промышленный комплекс) процветали монополии, многие устаревшие производства выпускали ненужную продукцию, а потребительский рынок был пуст. После распада СССР России достались не только его проблемы, но и проблемы, связанные с его распадом: остался огромный внешний и внутренний долг, предприятия, связанные ранее производственным циклом оказались в разных государствах, исчезли рынки сбыта многих товаров. В результате положение в экономике ухудшалось. Промышленное производство упало в 1992 году на 35%. Эта тенденция сохранялась до 1996 года. При высокой степени монополизации производства, производители диктовали свои цены, что привело к их увеличению в 100-150 раз, при росте средней зарплаты в 10-15 раз. Наиболее сильно пострадали «бюджетники», начался отток научных кадров и специалистов ВПК в коммерческие структуры и за границу. Медленно разворачивалась приватизация госсобственности и ее децентрализация, в отличие от приватизации сферы торговли. Условия были таковы, что значительная доля госсобственности на предприятиях отошла управленческому аппарату, трудовые коллективы, которым предоставлялись преимущества, не смогли ими воспользоваться. Акции многих перспективных предприятий были скуплены новыми предпринимателями и банкирами. Снизился жизненный уровень населения (сократилось потребление, ухудшилась структура питания, отсутствие у малообеспеченных получить квалифицированную медицинскую помощь и лекарства), что привело к сокращению продолжительности жизни. Растет безработица.



Итоги первого (92) года реформ: 1). спад промышленного производства -- 35%, взаимные неплатежи предприятий достигли 3,5 трлн. рублей; 2). не удалось добиться успеха в финансовой реформе -- жесткая кредитная политика под давлением директорского корпуса, депутатов, профсоюзов сменилась политикой уступок; 3). увеличение денежной массы привело к новой волне инфляции; 4). внешний долг рос, на его обслуживание уходило треть годового дохода страны; 5). снижение жизненного уровня, рост социальной напряженности, рост безработицы, забастовки.

В конце 1992 года Съезд народных депутатов сменил главу правительства, взамен Е.Гайдара пришел В.Черномырдин. С его приходом началась корректировка курса реформ, вернее курс остался (рыночная экономика), но ставка была сделана на поддержку государственных (в том числе и убыточных) производств. Особое внимание было уделено топливно-энергетическому (газ, нефть, уголь, электроэнергия) и военно-промышленному (ВПК) комплексам, т.е. проводилась политика протекционизма. Была принята единая тарифная система оплаты труда, что смягчило ситуацию в бюджетной сфере. Все это потребовало новых денежных средств, взаимозачетов долгов предприятий и как следствие -- новый виток инфляции. Только путем ужесточения финансово-кредитной политики к концу 1993 года темпы роста удалось снизить. Но непоследовательность в принятии решений в финансовой сфере и протекционизм были присущи правительству и последующие годы.

В 1993 году чековая приватизация продолжалась, росло количество коммерческих банков, в сельском хозяйстве государственными остались не более 15% колхозов, но фермеры без поддержки государства разорялись. Продолжался спад производства промышленности (16%) и сельского хозяйства (4%), сократились грузовые перевозки. В негосударственном секторе было занято уже 40% работающих. Дефицит бюджета -- 12 трлн. руб. Цены выросли в 9 раз, происходит расслоение населения на богатых и бедных, 10% богатых имеет доходы в 11 раз превышающие доходы остальных. Но число забастовок постепенно сокращается. Хотя официально численность безработных не велика, но растет скрытая безработица (неполный рабочий день, вынужденные отпуска). К концу 1993 года завершилась первая стадия приватизации («ваучерная»), в результате реально появился частная собственность, возникают экономические методы регулирования. Произошла частичная адаптация производителей и потребителей к рынку, заработал потребительский рынок. Центр деловой активности переместился в негосударственный сектор. Удалось обеспечить конвертируемость рубля, пополнить золотовалютный запас. Россия постепенно интегрировалась в мировое хозяйство.

В 1994 году правительство сосредоточило свои усилия на стабилизации уровня жизни населения, поощрении предпринимательской деятельности, целевой поддержки наиболее незащищенных слоев населения, получении западных кредитов и инвестиций.

В 1995 году приоритетной задачей была жесткая финансовая политика с целью обуздать инфляцию.

В 1996 году -- прекращение падения производства и стабилизация экономики. Уровень инфляции удалось снизить, но связанные с этим надежды на инвестиции и подъем производства не оправдывались. Нестабильная политическая обстановка (выборы в Государственную Думу 1995 года и Президента 1996 года), непоследовательная финансово-кредитная политика не способствовали стабилизации экономики, и отпугивала западных инвесторов. Проводимый 2 этап приватизации (денежный) выявил противоречия в политической и промышленно-финансовой элите, разразились скандалы по поводу условий приватизации и ее результатов. На фоне падения производства (многие отрасли с высоким уровнем технологий угасали) все заметнее становился перекос в сторону производства сырья. Например, доля отчислений в бюджет такого монополиста как Газпром составляет 25%. Росла доля импорта, особенно продовольствия на фоне снижения производства продуктов питания.

В 1997 году удалось остановить падения производства, но инвестиций было недостаточно для подъема. Высокая энергоемкость промышленности России и устаревшее оборудование делали товары неконкурентоспособными. Экспорт единственное, что росло в годы реформ, теперь уже сокращается, в 1997 году экспорт упал на 2%. Дефицит бюджета в 1997 году составил 6,8%. Падение за все предыдущие годы производства достигло 50%, 45% предприятий стали убыточными, взаимонеплатежи между предприятиями и невыплаты налогов в бюджет, при отсутствии инвестиций в производство, замены и обновления оборудования. Инфляция была не высока, курс доллара в основном стабилен благодаря достаточным золотовалютным запасам Центробанка, но на обслуживание внутреннего и внешнего долга уходило 30% доходов. Сохранялась высокая социальная напряженность, вызванная скрытой безработицей невыплатой зарплат, пенсий и социальных пособий. За чертой бедности оказались от 30 до 40 млн. человек (по разным оценкам), забастовки, голодовки, перекрытие железных дорог.

Итак, подведем итог под периодом относительной стабильности 1996 - 1997 годов. Этому времени, как ни какому другому, подходит термин «виртуальная экономика». И действительно, экономика России превратилась в некую искусственную реальность, которая имело мало общего с истинным положением дел. Нельзя сказать, что создание такой экономики имело лишь отрицательные стороны. Ведь сохранялись рабочие места, пусть и при минимальных заработках. В результате мы имели социальную стабильность, которую трудно было бы достичь в случае массовых банкротств, массовой и свободной продаже предприятий в частные руки и т.д. Но, к сожалению, мирное сосуществование социалистической и капиталистической моделей экономики в рамках одного общества невозможно, что и привело к возникновению дисбаланса, вызвавшего нынешний глобальный кризис.

Государство, собирая по всему миру огромные кредиты, истратило их на поддержание остатков старого, ожидая, что они дадут новые, жизнеспособные всходы. Увы, чуда не произошло, и сегодня нам приходится начинать все почти сначала, но уже в гораздо более сложных условиях.

События 1998 года можно воспринимать, как последние попытки удержать экономическую ситуацию в прежнем русле. Несмотря на то, что курс акций российских предприятий начал катастрофически падать, рубль продолжали удерживать на прежнем, малореальном, но таком желанном уровне - около 6 рублей за доллар. Смена правительств, переговоры по получению новых кредитов, написание новой красивой программы, выполнять которую после демонстрации западным кредиторам явно никто не собирался - мы знаем, к чему это привело. А заявление Президента за день до объявления о девальвации рубля, о том, что девальвация невозможна в принципе, окончательно лишило его доверия даже тех, кто продолжал питать некоторые иллюзии по поводу его компетентности. Рост курса доллара, который привел к резкому подорожанию товаров как импортного, так и отечественного производства. Полное недоверие к России, как к партнеру на мировом поприще. Реальные перспективы банкротства страны. Серьезный кризис банковской системы и крушение самых, казалось бы незыблемых, монстров, вроде «Инкомбанка» и прочих. А самое главное - невозможность попыток исправить ситуацию прежними методами. Ведь на Западе очень боялись, что если Россия останется совсем без средств к существованию, то она потянет за собой и всю мировую экономику. Но этого не произошло. Да, есть некоторые неприятные нюансы от наших неурядиц, но в целом - ничего глобального и непоправимого не произошло. И теперь получать кредиты, пугая Запад заклинаниями, вроде «Лучше дайте, а то всем плохо будет!», не получится. Мы так и не вписались в мировую экономику, и все наши беды касаются только нас самих.

Издержки реформ можно объяснить следующим:

1. Плохие стартовые условия реформ, экономика находилась на грани краха, с распадом СССР распались хозяйственные связи, рухнул прежний механизм управления и нужно было создавать новый. Обесцененный рубль, отсутствие золотовалютных запасов, долги СССР, отсутствие в стране продовольственных запасов, высокая социальная напряженность, диспропорция в промышленности с перекосом к ВПК и добывающей промышленности и тяжелой индустрии.

2. Политическая нестабильность, борьба законодательной и исполнительной властей, а затем между финансово-промышленными группировками.

3. Ошибки теоретиков и исполнителей реформ в выборе стратегии и в оценке ситуации и последствий принимаемых решений. Например, расчеты на приток инвестиций и подъем производства после стабилизации курса рубля и победой над инфляцией не оправдались.

Нельзя сказать, что данный курс не дал обществу каких-либо позитивных импульсов. Может быть, самым существенным сдвигом было преодоление трудного психологического барьера перехода к рынку, возникновение предпринимателей и появление рыночных механизмов.

 


Просмотров 1590

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!