![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
О преподобной Марии Египетской
За вечерней в четверг 17.03.1922 Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Вчера полагалось по церковному Уставу прочесть житие Марии Египетской. Вот о ней сегодня и хочу поговорить с вами. Вы сами знаете, как Мария Египетская семнадцать лет прожила в грехе, удовлетворяя исключительно свои греховные наклонности. Испытала всё и, как она потом сама исповедовалась прп.Зосиме, грешила не из-за голода или нужды, а из-за наслаждения, получаемого от порока. Она не брала денег от мужчин, с которыми сходилась. Она и без них была богата. И вот, испытав всё, что можно испытать в Александрии, душа её пресытилась и требовала новых наслаждений и ощущений; она решила ехать вместе с паломниками в Иерусалим, не на поклонение животворящему Кресту Господню, но, повторяю, ища новых удовольствий, стараясь как-нибудь заглушить неопределенное стремление души. Её манили перемена места, новые люди, смена впечатлений. Она имела успех и на пароходе, и сама потом удивлялась благости и милости Божией, которая терпела всё это и не потопила её вместе с участниками греха в пучине морской. И нового ничего не получила, а опять всё то же и то же старое, столько раз пережитое. Так она приехала в Иерусалим, пошла в храм Воскресения поклониться Древу Креста Господня, но какая-то сила не допустила её это сделать. Она попыталась вторично проникнуть в храм и опять не смогла; тогда она почувствовала, что это не случайность, осознала всю свою жизнь, порочную, грешную, проведенную только в наслаждениях в течение семнадцати лет. Ничего не нажито для души, одна пустота, скука и гнетущая тоска, которая многих приводит к крючку. И, видимо, так велик был ужас, что она не успеет загасить в своей душе этот демонский, чёрный, мрачный пламень и зажечь яркий, светлый божественный огонь Любви, что вся её душа содрогнулась, всё в ней перевернулось, и в жаркой молитве понеслось искреннее покаяние и раскаяние во всех содеянных грехах перед Господом, и твёрдое решение созрело в душе — переменить жизнь свою заново. И в тот же момент она была допущена в церковь, приложилась к Кресту Господню, поисповедовалась, причастилась Таин Христовых и ушла в пустыню, по ту сторону Иордана, чтобы начать жизнь сначала — в покаянии, плаче о грехах, в умерщвлении своей плоти, и зажгла в своём сердце такой огонь, который победил прежнее пламя и очистил сердце настолько, что Мария Египетская потом во время молитвы поднималась от земли и молилась, как бы стоя на воздухе. Или <когда> ей надо было перейти Иордан, она его перекрестила и перешла реку, «яко по суху». Конечно, далось ей это не даром, великие она и труды положила, прожив в пустыне 34 года, терпя стужу и зной, голод и жажду, совершенно нагая, так как е` одежда истлела, собирая для питья росу с камней, боясь потерять даром одну минуту, так как и без того было потеряно семнадцать лет. А вот если мы присмотримся к нашей жизни, сколько таких дорогих минут у нас проходит даром, а ответ за них придётся дать на Страшном Суде Божием. Велики были грехи у Марии Египетской, но велико было и покаяние, в ней горело пламя любви к Богу, такое же сильное, каким было пламя адской любви к наслаждению. А у нас ни того, ни другого. Мы теплохладные. Самое отчаянное состояние. У нас искра Божия лежит под пеплом греха и едва тлеет, а нам надо стараться е` раздувать в пламя, пожигающее грех. Конечно, необязательно в такое же сильное и яркое, как у Марии Египетской, но каждому в свою меру. А то часто можно наблюдать, как человек и в церковь не ходил совсем, как вдруг начинает ходить и утром и вечером, горит весь и через шесть-семь месяцев, много — год, уходит в свою прежнюю жизнь, чтобы уж никогда больше не возвращаться на путь спасения. Надо благодать Божию зарабатывать постепенно, неуклонно, настойчиво и терпеливо, не приходя в уныние от неудач и падений и особенно от зависти к чужим подвигам и успехам. Силы разные, у одного больше, у другого меньше, нечего смотреть на других, спасайся каждый по силам, полученным от Бога. Нельзя браться за вещи, которые делаются в конце, после долгого опыта на пути спасения, а нужно начинать с мелочей, хотя бы с поклонов, одежды и тому подобного. Надо уметь поклониться архиерею и священнику, уметь подойти под благословение и иметь соответствующий костюм для церкви, а то иногда затрудняются идти в церковь, не имея подходящего скромного платья. И так тихонько, осторожно, терпеливо, постепенно, но всё вперёд и вперёд идти к Вечной Правде — Христу. Аминь.
![]() |