![]() Дисциплины:
Архитектура (936) |
В воскресенье за поздней литургией 13.03.1922
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Сегодня празднуется память знаменитого отца Церкви прп.Иоанна Лествичника. Такое прозвание, или имя, ему дали за его сочинение под названием «Лествица», в котором этот святой отец приводит душу к Богу по лестнице спасения, и из этой книги ясно, что путь спасения постепенный и нельзя перескочить сразу через две или три ступеньки, а надо подниматься шаг за шагом. В основание этого сочинения положены Иоанном Лествичником заповеди блаженства, увеличенные в три раза, то есть у него 30 поучений. И вот в ныне чтомом Евангелии (Мф. 5:3) как раз Господь открывает нам в заповедях блаженства тот же путь спасения, постепенный, от одной добродетели к другой, в стремлении к наивысшей точке — Богу, по горе спасения. Первое: Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное. Значит, первое, с чего надо начинать спасение, — смирение. Первым делом надо осознать, что ты ничто, песчинка, былинка и без помощи Божией никуда не годен и ничего сделать не можешь. Вы представьте какого-нибудь интеллигентного учёного человека, который думает, что у него семь пядей во лбу, что он всё знает. И вот такого человека каким-либо путём, хотя бы смертью близкого, Господь вразумляет, показывая, насколько он ничего не значит и не знает без Его святой воли и помощи; этот человек ударяется лбом в стенку, и видит, что идти дальше некуда, и даёт обет за исполнение своего желания посвятить всю свою жизнь Богу. И вот возьмём случай, когда его желание Господь удовлетворяет, и этот человек не обманывает Бога, а действительно переделывает всю свою жизнь заново и идёт по пути спасения. Следовательно, первое, что нужно от человека, — это искреннее сознание своей никчемности без помощи Божьей. Дальше идёт: Блажени плачущии. Вот этот человек убедился, что он ничто, припоминает свою жизнь, свои заблуждения, ошибки, и перед ним ясно встают все его грехи; он начинает оплакивать свои страсти и согрешения и просить Бога о милости и помощи, чтобы не погибнуть совсем. Когда он достаточно поплачет, тогда он приобретает кротость — Блажени кротцыи, то есть ему будут не опасны и не страшны насмешки и обличения его грехов, когда он сам их в себе осознал и 20-30 лет их оплакивал. Он ни на кого не сможет рассердиться; пусть его обличат, что он блудник; он сам знает свои страсти и считает себя всех грешнее, всех хуже. После плача он сделается кротким, незлобивым. Дальше, Блажени алчущии и жаждущии правды. Вот когда кротость приобретёт он, начинается жажда правды Божией. Что наше хождение в церковь? Ничто, никак уж не добродетель, потому что мы как ходим в церковь? Как купцы, торгаши, идём в церковь и думаем: всё-таки и мы молимся, авось Господь воздаст сторицей. Потом надо успокоить свою совесть: всё-таки православный христианин, а звонят в церковь, не идти как будто бы неудобно, надо сходить, да глядишь, за это что-нибудь и получишь; а стоим в церкви, думаем, как бы поскорее уйти, через час или два чувствуем усталость, скуку, торопимся домой из церкви, придумывая всевозможные причины и дела, и якобы дома попадёт и так далее. Мы ходим в церковь не из любви к Богу, а те, алчущии и жаждущие правды, никогда не бывают сыты церковной службой, простоят 4-5 часов и не заметят, готовы простоять ещё четыре часа, им не хочется идти из церкви домой на грех, у них сердца горят любовью к Богу. Блажени милостивии. Опять же, мы милостыни не подаём; какая это милостыня, когда на собственное удовольствие мы можем тратить (на прежние деньги) два рубля, а нищему подадим копейку, да ещё скажем: «Он по копейке много соберёт, нас много». Значит, опять думаем только о себе, себя успокаиваем, подавая что-нибудь нищему, а не ради исполнения заповеди, не ради Бога. А те люди не могут быть немилостивы, потому что милость они творят ради Бога, исполняя повеление Божие, Который сказал:Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть (Лк. 6:36), из любви к Нему, желая всеми поступками высказать свою любовь, не ради даже будущих райских наслаждений; у них уже сейчас наслаждение в любви Божией. Далее идёт: Блажени миротворцы. Теперь, когда он очистил своё сердце от страстей и от гнева, конечно, тогда он может мирить людей, потому что всякий спорщик убежит при одном его появлении. Как мы можем мирить, сами заражённые этой страстью? Нам могут сказать: Врачу, изцелися сам (Лк. 4:23). Это всё равно что больного тифом стал бы лечить сам больной человек, не имея на то права, не имея известных знаний; нужен врач, изучивший науку медицину, он может принести пользу. Так и мы, не очищенные от страстей, ничем помочь не можем, а человек, прошедший все прежние добродетели, сам не болея этой страстью, может помочь близким. И последняя заповедь: Блажени изгнани правды ради. Блаженны не просто изгнанные, выгоняют людей часто, а изгнанные правды ради, то есть за исповедание имени Господа Иисуса Христа; блаженны все те, кто, не глядя ни на какое гонение, насмешки и издевательства, твёрдо стоят на пути спасения; этим людям Господь скажет: Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Воспитанный человек может удержаться от проявления гнева, когда его обидят, по своей воспитанности и деликатности, а на душе зацепка всё равно останется. Никакая воспитанность, никакая наука не научит вас, чтобы сердце не волновалось от обид, а оставалось покойно и была бы только любовь к врагу-обидчику, кроме науки духовной жизни, а о ней мне некогда сейчас говорить. Аминь. О заповедях блаженства
|