Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






В воскресенье за поздней литургией 13.03.1922



Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Сегодня празднуется память знаменитого отца Церкви прп.Иоанна Лествичника. Такое прозвание, или имя, ему дали за его сочинение под названием «Лествица», в котором этот святой отец приводит душу к Богу по лестнице спасения, и из этой книги ясно, что путь спасения постепенный и нельзя перескочить сразу через две или три ступеньки, а надо подниматься шаг за шагом. В основание этого сочинения положены Иоанном Лествичником заповеди блаженства, увеличенные в три раза, то есть у него 30 поучений. И вот в ныне чтомом Евангелии (Мф. 5:3) как раз Господь открывает нам в заповедях блаженства тот же путь спасения, постепенный, от одной добродетели к другой, в стремлении к наивысшей точке — Богу, по горе спасения.

Первое: Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное. Значит, первое, с чего надо начинать спасение, — смирение. Первым делом надо осознать, что ты ничто, песчинка, былинка и без помощи Божией никуда не годен и ничего сделать не можешь. Вы представьте какого-нибудь интеллигентного учёного человека, который думает, что у него семь пядей во лбу, что он всё знает. И вот такого человека каким-либо путём, хотя бы смертью близкого, Господь вразумляет, показывая, насколько он ничего не значит и не знает без Его святой воли и помощи; этот человек ударяется лбом в стенку, и видит, что идти дальше некуда, и даёт обет за исполнение своего желания посвятить всю свою жизнь Богу. И вот возьмём случай, когда его желание Господь удовлетворяет, и этот человек не обманывает Бога, а действительно переделывает всю свою жизнь заново и идёт по пути спасения. Следовательно, первое, что нужно от человека, — это искреннее сознание своей никчемности без помощи Божьей.

Дальше идёт: Блажени плачущии. Вот этот человек убедился, что он ничто, припоминает свою жизнь, свои заблуждения, ошибки, и перед ним ясно встают все его грехи; он начинает оплакивать свои страсти и согрешения и просить Бога о милости и помощи, чтобы не погибнуть совсем. Когда он достаточно поплачет, тогда он приобретает кротость — Блажени кротцыи, то есть ему будут не опасны и не страшны насмешки и обличения его грехов, когда он сам их в себе осознал и 20-30 лет их оплакивал. Он ни на кого не сможет рассердиться; пусть его обличат, что он блудник; он сам знает свои страсти и считает себя всех грешнее, всех хуже. После плача он сделается кротким, незлобивым. Дальше, Блажени алчущии и жаждущии правды. Вот когда кротость приобретёт он, начинается жажда правды Божией.



Что наше хождение в церковь? Ничто, никак уж не добродетель, потому что мы как ходим в церковь? Как купцы, торгаши, идём в церковь и думаем: всё-таки и мы молимся, авось Господь воздаст сторицей. Потом надо успокоить свою совесть: всё-таки православный христианин, а звонят в церковь, не идти как будто бы неудобно, надо сходить, да глядишь, за это что-нибудь и получишь; а стоим в церкви, думаем, как бы поскорее уйти, через час или два чувствуем усталость, скуку, торопимся домой из церкви, придумывая всевозможные причины и дела, и якобы дома попадёт и так далее. Мы ходим в церковь не из любви к Богу, а те, алчущии и жаждущие правды, никогда не бывают сыты церковной службой, простоят 4-5 часов и не заметят, готовы простоять ещё четыре часа, им не хочется идти из церкви домой на грех, у них сердца горят любовью к Богу.

Блажени милостивии. Опять же, мы милостыни не подаём; какая это милостыня, когда на собственное удовольствие мы можем тратить (на прежние деньги) два рубля, а нищему подадим копейку, да ещё скажем: «Он по копейке много соберёт, нас много». Значит, опять думаем только о себе, себя успокаиваем, подавая что-нибудь нищему, а не ради исполнения заповеди, не ради Бога. А те люди не могут быть немилостивы, потому что милость они творят ради Бога, исполняя повеление Божие, Который сказал:Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть (Лк. 6:36), из любви к Нему, желая всеми поступками высказать свою любовь, не ради даже будущих райских наслаждений; у них уже сейчас наслаждение в любви Божией.



Далее идёт: Блажени миротворцы. Теперь, когда он очистил своё сердце от страстей и от гнева, конечно, тогда он может мирить людей, потому что всякий спорщик убежит при одном его появлении. Как мы можем мирить, сами заражённые этой страстью? Нам могут сказать: Врачу, изцелися сам (Лк. 4:23). Это всё равно что больного тифом стал бы лечить сам больной человек, не имея на то права, не имея известных знаний; нужен врач, изучивший науку медицину, он может принести пользу. Так и мы, не очищенные от страстей, ничем помочь не можем, а человек, прошедший все прежние добродетели, сам не болея этой страстью, может помочь близким.

И последняя заповедь: Блажени изгнани правды ради. Блаженны не просто изгнанные, выгоняют людей часто, а изгнанные правды ради, то есть за исповедание имени Господа Иисуса Христа; блаженны все те, кто, не глядя ни на какое гонение, насмешки и издевательства, твёрдо стоят на пути спасения; этим людям Господь скажет: Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

Воспитанный человек может удержаться от проявления гнева, когда его обидят, по своей воспитанности и деликатности, а на душе зацепка всё равно останется. Никакая воспитанность, никакая наука не научит вас, чтобы сердце не волновалось от обид, а оставалось покойно и была бы только любовь к врагу-обидчику, кроме науки духовной жизни, а о ней мне некогда сейчас говорить.

Аминь.

О заповедях блаженства


Просмотров 255

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!