Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






В воскресенье за вечерней (параклисис Божией Матери) 6.03.1922



Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Я вам в прошлое воскресенье говорил о том, что Церковь не стыдится говорить о всех членах человеческого тела, потому что не считает нечистыми эти члены и все действия, связанные с ними, потому что Церковь свята и для неё нет ничего грязного. А ведь для нечистого — всё нечисто. Коли так говорит она о людях, что же можно сказать о Владычице, у Которой, конечно, всё называется собственными именами, ибо что у Чистейшей может быть скрываемо как нечистое, постыдное? А меня некоторые упрекали, что я с амвона выношу грязь, а теперь и вам ясно, кто это может называть грязью. Мне вот одно кажется странным: к врачу приходить и раздеться у него можно, рассказывать ему всё в подробностях можно, для того чтобы продлить на один или два года свою жизнь или избежать некоторых страданий, а пастырь с амвона не может говорить о том, чему нас учит Церковь...

Пришли ко мне ещё люди и сказали: «Мы ожидали большего, потому что между современной молодёжью посильнее бывают разговоры, особенно когда речь идёт о медицине» (видимо, вывод из собственного опыта). Я растерялся и не знал, что мне ответить, да и сейчас не знаю, что сказать «на это».

Сегодня мне хочется разобрать ещё две страсти: чревоугодие и гортанобесие.

Всех людей можно разделить на три разряда: жрущих, или лопающих; едящих и вкушающих. Есть такие люди — их можно всюду наблюдать: в вокзалах, буфетах и тому подобном... Сидит человек в буфете, например, и весь поглощён одной мыслью, что ему сейчас съесть, берёт ещё только карточку с меню, а глаза уже загораются похотливым огоньком, он уже мысленно смакует блюда, с видимым наслаждением выбирает меню и ждёт... Наконец ему подают заказанное, и вот здесь можно увидеть нечто отвратительное: он начинает буквально лопать по-скотски, теряя человеческий облик, потому что в этот момент всё духовное, мысли, настроения у него в одном наслаждении от принятия в себя пищи. Эти люди бывают часто недовольны приготовленной пищей, никто им угодить не может при всём желании и старании. Люди второго типа едят всё, что им ни подадут, только бы быть сытыми, наполнить побольше чрево. Такие люди могут есть целый день. Идёт мимо шкафа, откроет, что-нибудь положит в рот. Зайдёт в чулан, наложит в карманы еду и так весь день ходит и ест. И третьи — вкушают, то есть отдают себе отчёт в том, что делают, и благодарят Бога за Его милость к ним, потому что считают себя недостойными за свои грехи есть такую пищу. Вот поэтому один прозорливый старец, сидя за трапезой, видел, как некоторые монахи едят конный помёт, вторые — простой хлеб и третьи — пшеничный, необыкновенной белизны. То есть первые жрут, вторые едят, а третьи вкушают с молитвой. Отсюда вытекает, что бы кто ни ел, хотя бы очень сладко, все это только по попущению Божию, по Его Святому Промыслу; потому что если Он чего-нибудь не захочет дать, то хоть лоб расшиби, а не получишь, и надо за всё принимаемое благодарить Бога, как за дар.



Ещё можно разобрать страсть зрения. От нехранения глаз много страстей входит в человека. Знаю, в пустынных монастырях монахи всегда смотрели в землю, чтобы через зрение не давать возможности скитаться помыслам по предметам, которые перед глазами проходят, а непрестанно пребывать в Боге. И слышал, ещё будучи в миру, такую вещь (это теперь, конечно, ни за что считается, а 20-30 лет тому назад молодёжь была поскромнее): по Кузнецкому мосту нельзя было обогнать ни одной девушки, не заглянув ей в лицо, чтобы дать ей оценку. А чего только в этом взгляде не прочтёшь? Между тем, как бы надо было подумать, увидев красивое лицо? Хвалу воздать Творцу, создавшему всякую красоту.



Одному пустынному старцу-схимнику пришлось полить сад. Он надвинул куколь на самые глаза так, что видел только носки своих ног, а другой монах подглядывал за ним, как он будет работать, и когда увидел, как ему неудобно поливать, сказал ему об этом. Схимник ему ответил замечательными словами: «Я боюсь, как бы мне не увидеть деревьев, чтобы через них не вошли в меня помыслы, которые могут отлучить меня от Бога!» Вот как наши отцы боялись потерять благодать Божию через посторонний помысл. А у нас зрение служит только для того, чтобы подсматривать, высматривать, усматривать и так далее. Авва Дорофей вопросил Великого Варсонофия, можно ли молиться в церкви с закрытыми глазами, потому что окружающие смущаются этим, а у него от такой молитвы сосредотачивается ум, и ему легче бороться с помыслами. Великий Варсонофий ответил, чтобы авва Дорофей молился так, от чего больше получается пользы, и не обращал внимания на окружающих. Из всего сказанного ясно, как нужно всякую страсть пресекать, а все помыслы сосредотачивать на лицезрении Бога.

Аминь.

О заповедях блаженства


Просмотров 350

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!