Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






НЕДЕЛЯМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ РАЗНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ



ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Целью освоения дисциплины «История и методология юридической науки» является обучение знаниям в области истории и методологии юридической науки, уметь самостоятельно применять методы научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, иметь навыки в практическом применении указанных знаний и умений.

 

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

 

- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, и требующие углубленных профессиональных знаний;

- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;

- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;

- вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;

- понимать методологические основы и специфику методов, используемых в юриспруденции;

- владеть проблематикой современной мировой юриспруденции.

 

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП НАПРАВЛЕНИЯ

Дисциплина «История и методология юридической науки» представляет собой дисциплину базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла (М2.2) направления «Юриспруденция»..

Курс «История и методология юридической науки» базируется на общетеоретических представлениях и знаниях отраслевых юридических дисциплин, полученных магистрантами по программе бакалавриата.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ПК-11: способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права

ПК-12: способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне.

 

3.2. В результате изучения дисциплины обучающийся студент должен:

Знать:

 

- методологию научного познания (ПК-12).

- исторические истоки и закономерности методологии юридической науки (ПК-11).

- современные представления о научном по знании и принципы методологии юридического познания (ПК-11).



- методологию юриспруденции как самостоятельная область юридического познания (ПК-12).

 

Уметь:

 

- применять методы научного познания (ПК-12).

- определять исторические истоки и закономерности методологии юридической – науки (ПК-11).

- определять современные представления о научном познании и принципы методологии юридического познания (ПК-11).

- определять методологию юриспруденции как самостоятельная область юридического познания (ПК-12).

 

Владеть навыками:

 

- навыками применения научного познания (ПК-12).

- использования в исследовательской деятельности исторические истоки и - закономерности методологии юридической науки (ПК-11).

- применения современных представлений о научном познании и принципы методологии юридического познания в исследовательской деятельности (ПК-11).

- применения методологии юриспруденции в педагогической деятельности (ПК-12).

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

Структура преподавания дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины «История и методология юридической науки» составляет 3 зачетные единицы или 108 часов.

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФОНДА ВРЕМЕНИ ПО СЕМЕСТРАМ,

НЕДЕЛЯМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ РАЗНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

 

очная форма обучения

 

№ п/п Наименование раздела и темы Семестр Неделя семестра Всего часов Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)*
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. сам. раб.
1. Методология научного познания.   - -  
Исторические истоки и закономерности методологии юридической науки 20-21 - -  
Современные представления о научном по знании и принципы методологии юридического познания - -  
Методология юриспруденции как самостоятельная область юридического познания.        
Всего за семестр: - - -
Экзамен: -   - - - - -
Общая трудоемкость (количество часов / зачетных единиц): 108 / 3 - - - - - -
Формы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
  Курсовая работа (проект) Зачет Экзамен
Семестры:   -

 



 


заочная форма обучения

№ п/п Наименование раздела и темы Семестр Неделя семестра Всего часов Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. сам. раб.
1. Методология научного познания.   - -  
Исторические истоки и закономерности методологии юридической науки   - - -  
Современные представления о научном по знании и принципы методологии юридического познания   - -  
Всего за семестр:      
Экзамен: -            
Общая трудоемкость (количество часов / зачетных единиц): 108 / 3            
Формы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
  Курсовая работа (проект) Контрольная работа Зачет Экзамен
Семестры: - -

 

Содержание дисциплины

Содержание тем дисциплины

№ п/п Наименование темы Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии**
1. Методология научного познания. ПК-12 Знать: методологию научного познания. Уметь: применять методы научного познания; Владеть: навыками применения научного познания. Лекция, семинар-дискуссия
2. Исторические истоки и закономерности методологии юридической науки ПК-11 Знать: исторические истоки и закономерности методологии юридической науки; Уметь: определять исторические истоки и закономерности методологии юридической науки; Владеть: навыками использования в исследовательской деятельности исторические истоки и закономерности методологии юридической науки. Лекция, семинар-дискуссия
3. Современные представления о научном по знании и принципы методологии юридического познания ПК-11 Знать: современные представления о научном по знании и принципы методологии юридического познания; Уметь: определять современные представления о научном познании и принципы методологии юридического познания; Владеть: навыками применения современных представлений о научном по знании и принципы методологии юридического познания в исследовательской деятельности. Лекция, деловая игра
4. Методология юриспруденции как самостоятельная область юридического познания ПК-12 Знать: методологию юриспруденции как самостоятельная область юридического познания; Уметь: определять методологию юриспруденции как самостоятельная область юридического познания; Владеть: навыками: применения методологии юриспруденции в педагогической деятельности.  

Тема 1. Методология научного познания.

 

Понятие и значение методологии. Предмет методологии юридической науки. Методология юридической науки как самостоятельная отрасль знания. Функции и принципы методологии правоведения. Методология и метод науки. Метод и теория: единство и взаимосвязь. Знания и метод. Предмет и метод. Специфика методов правоведения. Уровни методологического знания. Философская и нефилософская методология. Общенаучная и частнонаучная методология. Понятие «источник (форма) права». Понятия «категория», «принцип», «метод», «исторический источник», «исторический факт», «историографический источник», «историографический факт».

 

Литература

1. Грибова М.М. О современной трактовке понятия «наука»//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 76-1. - С. 115-119.

2. Давыдова М.Л. Категории «сущность», «содержание» и «форма» государства как научная основа построения учебного курса общей теории государства/А.А.Шанин//Право и образование. - 2008. - № 1. - С. 56-65.

3. Жданова М.Г. Понятие «наука» в социально-философском исследовании//Медицина и образование в Сибири. - 2008. - № 3. - С. 11.

4. Иванов А.А. Становление древнеримской юридической науки и юридического образования//Юридическое образование и наука. - 2008. - № 1. - С. 41-43.

5. Ильин И.А. Теория права и государства//Закон. - 2009. - № 3. - С. 256-261.

6. Казанцев Н.М. Идеология права государству или идеология государства праву?//Общественные науки и современность. - 2010. - № 1. - С. 42-50.

7. Каратаев О.Г. Системный анализ общей теории государства и права//Журнал университета водных коммуникаций. - 2009. - № 1. - С. 187-198.

8. Комаров С.А. Категории теории государства и права в трудах Н.Г. Александрова/Е.А.Копылов//Право и государство: теория и практика. - 2010. - № 7. - С. 6-9.

9. Кузьмин А. В. Некоторые аспекты соотношения понятий «правоотношение» и «правовое взаимодействие» // Правовые состояния и взаимодействия: историко-теоретический, отраслевой и межотраслевой анализ. Материалы VII международной научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 1–2 декабря 2006 г. / Под общ. ред. Р. А. Ромашова, Н. С. Нижник: В 2 ч. Ч. I. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2006. С. 41–45.

10. Лазарев В.В. Место теории государства и права в системе гуманитарного знания//Ленинградский юридический журнал. - 2008. - № 1. - С. 5-23.

11. Левакин И.В Об основных подходах в теории государства и права как науке и учебной дисциплине//Государство и право. - 2009. - № 4. - С. 80-85.

12. Летяев В.А. Проблемы систематизации историографических знаний в области теории и истории права и государства//Вестник Саратовской государственной академии права. - 2009. - № 2. - С. 8-11.

13. Малахов В.П. Многообразие методологий современной теории государства и права: историческая методология//История государства и права. - 2009. - № 20. - С. 46-48.

14. Малахов В.П. Многообразие методологий современной теории государства и права//История государства и права. - 2010.- № 6. - С. 2-17.

15. Нижник Н.С. Российская юриспруденция: симбиоз юридической практики, юридической науки и образования? Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2010. - № 3. - С. 86-91.

16. Поляков С.Б. О влиянии юридической науки на юридическую практику//Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2009. - № 3. - С. 118-124.

17. Стрельников К.А. Вопросы методологии теории и истории государства и права//История государства и права. - 2009. - № 4. - С. 2-4.

18. Урумов А.В. Дидактические принципы преподавания дисциплины «теория государства и права»//Юридическое образование и наука. - 2010. - № 3. - С. 25-29.

19. Хорошильцев А.И. Системообразующая методология юридического познания: аспект теорий права и власти//Философия права. - 2010. - № 3. - С. 75-79.

20. Шишков В.И. Концептуальные проблемы подготовки студентов-юристов в процессе изучения теории государства и права//Философия социальных коммуникаций. - 2009. - № 2. - С. 94-100.

 

Тема 2. Исторические истоки и закономерности методологии юридической науки.

 

Становление и развитие юриспруденции как отрасли научного знания. Классическая и неклассическая научная рациональность. Объективность и субъективность в познании. Закономерности и категории познания. Специфика получения объективного знания в науке. Роль личности исследователя в процессе научного познания. Понятие историзма. Количественные методы в познании. Соотношение объективного и относительного знания. Исторический источник и исторический факт. Историографический факт и его интерпретация. Научная концепция. Закономерности исторического развития и право. Необходимость и случайность. Законы цикла, маятника, спирали. Общесоциологические, конкретно-исторические уровни законов. О фаталистическом понимании развития истории права и государства. Отличие законов природы от закономерностей истории. Историческая тенденция как форма проявления закономерности в истории. Вероятностный характер закономерности. Закон как реализованная альтернатива (возможность). Место и роль случайности в истории и в праве. Её связь с необходимостью и вероятностью. Факторы, определяющие вариативность. Основные тенденции и проблемы развития методологии современной юриспруденции.

 

Литература:

1. Дербов Л.А. Введение в изучение истории: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1984.

2. Добриянов В. Методологические проблемы теоретического и исторического познания. М., 1968.

3. Дорошенко Н.М. Методология истории как система : Учебное пособие. - Калинин : Изд. Калининского университета, 1985.

4. Дьяков В.А. Методология истории в прошлом и настоящем. - М.: Мысль, 1974.

5. Ельчанинов В.А. История - наставница жизни. - М., 1981.

6. Ерофеев Н.А. Что такое история? - М., 1976.

7. Жеребкин В.Е. Логический анализ понятий права. Киев, 1976.

8. Жоль К.К. Философия и социология права. М., 2005.

9. Жуков Е.М. Очерки методологии истории. - М., 1980.

10. Зотов А.Ф. Структура научного мышления. М., 1973.

11. Иванов В.В. Соотношение истории и современности как методологическая проблема. - М., 1973.

12. Иванов Г.М., Коршунов А.М., Петров Ю.В. Методологические проблемы исторического познания. - М., 1981.

13. Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. М., 1965.

14. Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986

15. Каск Л.И. Системный подход в познании государства и права // Правоведение. 1977. № 4

16. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2000.

17. Керимов Д.А. Общая теория государства и права. Предмет. Структура. Функции. М., 1977.

18. Керимов Д.А. Основы философии права. М., 1992.

19. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М., 1986.

20. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. М., 1916.

21. Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб., 1998.

22. Кнапп В. О возможности использования кибернетических методов в праве. М., 1965.

23. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. - М., 1987.

24. Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1989.

25. Козлов В.А., Суслов Ю.А. Конкретно-социологические исследования в области права. Л., 1981.

 

Тема 3. Современные представления о научном по знании и принципы методологии юридического познания.

 

Проблемы философской методологии в правоведении. Методологическая роль законов и категорий философии в юридической науке. Философия права как методологическая база правоведения. Особенности философской методологии. Мировоззренческая позиция как методологический феномен. Основные философские методы правоведения. Диалектический метод. Отражение и опережающее отражение. Эмпиризм и априористический метод. Аксиоматический и аксиологический подходы. Основные методологические категории философии. Конкретное и абстрактное. Явление и сущность. Содержание и форма. Отдельное и общее. Целое и часть. Необходимость и случайность. Причина и следствие. Действительность и возможность. Цель и средство. Теоретическое и практическое. Тенденции и проблемы применения общенаучного методологического инструментария в юридической науке. Общие методы познания государства и права: понятие и природа. Нефилософские общенаучные положения и их методологическая роль в юридической науке. Место общенаучных методов познания в системе методов юридической науки. Основные общенаучные методы правоведения. Анализ и синтез. Аналогия и сравнение. Индукция и дедукция. Логический и историеский методы. Системный подход. Функциональный метод.

 

Литература.

 

1. Лось В.А. История и философия науки. Основы курса. Учебное пособие. М., 2005.

2. Лукач Г. Методология права. М., 1981

3. Малинова И.П. Философия права (от метафизики к герменевтике). Екатеринбург. 1995.

4. Марченко М.Н. Место и роль сравнительного права в системе юридического образования // Правоведение. 1999. № 1.

5. Методологические вопросы общественных наук. М., 1966.

6. Методологические и теоретические проблемы юридической науки: Сб. научных трудов / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1986.

7. Методологические проблемы советской науки (Д.А. Керимов, Л.С. Явич, В.Н. Кудрявцев и др.) / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1980.

8. Методологические проблемы советской юридической науки. / Под ред. А.М. Васильева, В.П. Казимирчука, Д.А. Керимова, В.Н. Кудрявцева и др. М., 1980.

9. Методологические проблемы юридической науки. Киев, 1990

10. Могильницкий Б.Г. О природе исторического познания. - Томск, 1978.

11. Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания. Л., 1972.

12. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997.

13. О методологии научных исследований в области государства и права. // Советское государство и право. 1980. № 12.

14. Орзих М.Ф. Содержание методологии юридической науки // Правоведение. 1973. № 1.

15. Остроумов М.С. Правовое осознание действительности. М., 1969.

16. Петряев К.Д. Вопросы методологии исторической науки, - Киев, 1976.

17. Подгурецкий А. Очерк социологии права. М., 1974

18. Пономаренко Е.В. Правовое освоение действительности. Тюмень, 1999.

19. Право и социология / Под ред. Казимирчука. М., 1973.

20. Правовой эксперимент и совершенствование законодательства. М., 1988.

 

Тема 4. Методология юриспруденции как самостоятельная область юридического познания.

Частные (специфические) методы познания в юридической науке: их виды и содержание, соотношение с общенаучными методами познания. Место и роль частнонаучных положений в методологии юридической науки. Развитие частных гуманитарных и юридических наук и совершенствования методологии правоведения. Основные частнонаучные методы правоведения. Статистический метод. Кибернетический метод. Социологический и психологический подходы к праву. Антропологический подход. Метод конкретно-социологических исследований. Математические методы и познание правовых феноменов. Частноправовая методология. Фундаментальные проблемы и категории теории государства и права и их методологическое значение. Метод юридической догматики. Метод герменевтики. Сравнительно-правовой метод. Социально-правовое экспериментирование. Основные тенденции и проблемы взаимодействия правоведения и частных гуманитарных наук в сфере совершенствования методологического инструментария. Междисциплинарные методы в юриспруденции: их виды и содержание, соотношение с общими и частными методами познания.

Литература:

 

1. Сырых В.М. Метод правовой науки: основные элементы, структура. М., 1980.

2. Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности. СПб., 1991.

3. Токарев Б.Я. Логический и исторический методы в теоретическом исследовании права. Ростов-на-Дону, 1986.

4. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. Учебник. М., 2005.

5. Фельдман Д.И., Курдюков Г.И., Лазарев В.В. Теоретические проблемы методологии исследования государства и права. Казань, 1975

6. Философские проблемы исторической науки. - М., 1969.

7. Хмылёв Л.Н. Проблемы методологии истории в русской буржуазной историографии конца 19 - начала 20 вв. - Томск, 1978.

8. Черненко А.К. Причинность в истории. - М., 1983.

9. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.

10. Шабалин В.А. Методологические вопросы правоведения. Саратов, 1972.

11. Юдин Б.Г. Объяснение и понимание в научном познании. // Вопросы философии. 1988. № 9.

12. Явич Л.С. Гносеологические вопросы общего учения о праве // Правоведение. 1976. № 1.

 

 

Лабораторный практикум

 

Лабораторный практикум по дисциплине «История и методология юридической науки» в соответствии с учебным планом не предусмотрен.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!