Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Архивы в Российской империи (XVIII в.-1917г.)



Государственные архивы

Архивы в Древнерусском государстве, в период феодальной

Раздробленности, в Русском централизованном государстве ( IX-XVIIвв.)

Много веков насчитывает история архивов нашей страны. Первый этап в истории архивов характеризуется тем, что документы хранились вместе с рукописными книгами и материальными ценностями. Это объясняется прежде всего важным значением письменных материалов, сравнительно незначительным их количеством

Появление письменности сыграло огромную роль в развитии человеческого общества.

Письменные документы в Древнерусском государстве были распространенным явлением. Многочисленные находки надписей на пряслицах, сапожных колодках, а также берестяные грамоты XI-XII вв. являются подтверждением широкого распространения грамотности. В результате деятельности великокняжеского двора и таких должностных лиц, как «печатник»(хранитель княжеской печати), «металник» (исполнял обязанности секретаря на суде) и «писец», возникали документы, отлагавшиеся в казне. На местах административные и судебные функции выполняли «посадники». В процессе их деятельности также отлагались документы. В городах архивы помещались в храмах. Большие комплексы документов складывались в церковных учреждениях и монастырях.

Летописи сообщают, что в храме Софии в Киеве имелось большое собрание книг, которые передал туда Ярослав Мудрый. В Новгородском Софийском соборе так же хранилось много книг и различных документов. Хранились книги и документы вместе с церковной утварью в ризницах, которые позднее стали называться книгохранилищами.

Документы имели большое политическое значение, в них фиксировались феодальные отношения, взаимодействие с другими странами. Широко использовались документы в летописании. Летописцы в процессе работы привлекали народные предания, воспоминания очевидцев, документы великокняжеского архива, церквей, монастырей

В Древнерусском государстве шло накопление, хранение и использование многочисленных документов.



С XII века стали быстро развиваться производительные силы, что привело к возрастанию значения документов. Вновь образовавшиеся княжества стали наследниками письменных материалов Древнерусского государства. Осуществляя внутренние и внешние функции, они также порождали новые документы. Князья закрепляли жалованными грамотам

 

 

Архивы в Российской империи (XVIII в.-1917г.)

С первой четверти XYIIIв. начинается новый этап в развитии архивного деда. Это явилось следствием коренных реформ, проводимых правительством Петра I.

Преобразования в системе государственного аппарата привели к

существенным изменениям в области архивного дела, которые прослеживались по двум направлениям: создание архивов при новых ВЫСШИХ, центральных и местных учреждениях и устройство фондов упраздненных учреждений, а также документации действующих учреждений, потерявших справочное значение. В поисках лучших организационных форм архивные фонды смешиваются, разъединяются, перевозятся в другие города, старые фонды сливаются с новыми и т.д

результате этих преобразований архивы отделились от канцелярии и превратились в самостоятельные структурные части. учреждений, что было закреплено юридически в Генеральном регламенте 1720 г. Мероприятия, проводимые Петром I оказались сильное воздействие на дальнейшее развитие архивного дела

44-я глава "Генерального регламента" посвящена архивам.



По «Генеральному регламенту» впервые в, мировой практике предусматривалась обязательная сдача учреждениями своих документов в архивы по истечении определенного срока.

Для дел, потерявших практическую ценность, он устанавливался в три года. Что касается материалов, необходимых для нормальной деятельности учреждения, то для них конкретных сроков не существовало. Видимо, их надо было передавать в архив после того, как документы теряли справочное значение.

Одновременно устанавливался порядок передачи дел в архивы и вводились специальные должности – архивариусы. Была сделана попытка провести концентрацию материалов: дела, «которые касаются приходу - расходу должны быть под надзором Ревизион-коллегии», все другие документы - "под надзиранием Иностранных дел Коллегии». Видимо это было заимствовано из опыта Швеции, в которой существовало два главных архива: политический и финансовый. Однако, для России с ее огромным государственным аппаратом - это было неприемлемо.

Концентрация документов в двух архивах не была осуществлена. Однако укрупнение ведомственных архивов произошло.

По Генеральному регламенту должность архивариуса в штате была единственная. Оклады архивистов зависели от степени важности хранившихся документов. В превелигированных архивах они были выше. Но в целом жалование было невысоким, к тому же его порой не получали на протяжении нескольких лет. На служащих архива лежали обязанности "надзирать и охранять" документы и осуществлять справочную работу.

Продолжительность рабочего дня архивариусов составляла сначала 6 часов, позднее стала 14-16 часов. Но к концу 18 в. опять сохранилась до 8 часов, т.к. условия в архивах были очень тяжелые.

Средства на нужды архивов отпускались явно недостаточные.

Вместо приказов созданы 12 коллегий, что способствовало более компактному отложению дел.

Под влиянием развития книгопечатания в целях улучшения сохранности документов в делопроизводство стало внедряться ведение дел на листах книг и тетрадей. В 1700-1726 гг. столбцовое делопроизводство было отменено, что сильно сказалось на развитии архивного дела. В инструкции 1720 года архивариусу Коллегии иностранных дел, требовалось материалы разбирать по годам, месяцам и по числам, а затем переплетать в книги по годно.. Инструкция предписывала бережно относиться к делам, заботиться об их сохранности.

Важные источники отлагаются в архивах высших органов власти:

В 1704 году был образован Кабинет Петра 1 – канцелярия и архив при ней, куда вошли личные документы Петра1, проекты указов, известия о важнейших событиях в стране, военная и финансовая документации, челобитные, доносы, жалобы, материалы о постройке дворцов, записные книжки Петра I.

Сюда же по „указанию Петра I передали свои документа Б. Шереметьев, П. Апраксин, М. Голицын.

Большое научное значение имеют фонды сенатских архивов Москвы и Петербурга. Указом 16 июля 1712 г. предписывалось «собрать помесячно" дела И "приговоры" правительствующего Сената, « учинить тем приговорам реестры с объявлением каждого дела" и отдать на хранение их в архив. Так 16 был создан Московский сенатский архив – исторический, в Петербурге – текущий. Сейчас их документы находятся в РГАДА.

В 1718 году начали формироваться коллегии вместо приказов. При коллегиях создаются собственные архивы, важнейшими из которых были • Финансовый-при Ревизион-коллегии • Судебный – при Юстиц- коллегии • Хозяйственный – при вотчинной коллегии и Эконом-коллегии.__

 

 

1.1.3 Архивы в первые годы советской власти

(октябрь 1917 -1921гг.)

Октябрьская революция разрушила старый государственный аппарат, ликвидировала правительственные учреждения буржуазно-помещечьего государства и вместо него создала новые органы государственной власти и управления. Это повлекло за собой упразднение архивов старых правительственных учреждений. В связи с этим возникла необходимость сохранения дореволюционных архивов, которые стихийно уничтожались в массовом порядке.

В течение 1917-1920 гг. были заложены политические и организационные основы организации архивного дела в нашей стране.

I июня 1918 г. Совет народных комиссаров принял Декрет о реорганизации и централизации архивного дела. В нашей стране впервые публично были узаконены не только принципы и технологии организации архивного дела, но и фактически подтверждена необходимость существования центрального органа управления архивным строительством. До 1991 года да и сейчас он является основополагающим документом в организации архивного дела.

В первых пунктах декрета определяется сущность коренной перестройки в .управлении этой отраслью: -

1. Все архивы правительственных учреждений ликвидируются, как ведомственные учреждения и хранящиеся в них дела и документы отныне образуют единый Государственный архивный онд(ЕГАФ).

2. Заведывание государственным Архивным фондом возлагается на Главное управление архивным делом. И далее коротко (всего в декрете 12 пунктов) излагаются задачи, стоящие перед вновь созданным органом, его 28 права, .указываются те организационные меры, которые надо принять для проведения в жизнь главных идей декрета.

В состав единого государственного Архивного фонда были включены архивные фонды не только правительственных учреждений и общественных организаций, профсоюзов, кооперативных учреждений, умерших ученых, писателей, композиторов, а также церквей, монастырей, существовавших до издания декрета об отделении церкви от государства.

22 апреля 1919г. принят Декрет о хранении и уничтожении архивных дел, который решил ряд назревших вопросов, в первую очередь в области экспертизы ценности документов:

1) Установлен срок хранения документов в учреждениях.

2) учреждениям запрещалось уничтожать какие-либо документы без санкции Главархива.

3) Создана система государственных экспертных органов: разборочно - проверочные комиссии Главархива.

В губерниях начинается работа по организации архивного дела.

Принципы организации ЕГАФ и формы объединения фондов были серьезной проблемой. Было признано, что в ЕГАФ создаются комплексы фондов, связанных по содержанию своих материалов с какой-либо стороной государственной и общественной жизни страны. Комплексы образуют секции, которые состоят из отделений. Внутри отделений основываются отделы. Секция, имея отделения и отделы, является научно- организационным центром. В 1918-1919 гг. создано 8 секций:

1 – законодательства, верховного управления и внешней политики,

2-юридическая

3-военно-морская

4-народного образования

5- историко-экономическая

6-внутреннего управления и самоуправления

7-историко-революционная

8-печатных изданий официального характера.

В 1921 году была образована 9 – историко-культурная секция. 30.01.1919 г. был издан декрет СНК РСФСР о губернских архивных фондах, которым предусматривалось создание губернских архивов, разделение документов на до 1917 года и после.

29 июня 1919 года был подписан Декрет «Об отмене права частной собственности на архивы умерших русских писателей, композиторов, художников и ученых, хранившихся в музеях и библиотеках. Этим Декретом фактически вся эта категория документов признавалась общенародным достоянием и необходимость включения их в ЕГАФ. Декрет положил начало государственному вмешательству в дело охраны и использования частных архивов по истории литературы и искусства.

31 марта 1919 года был подписан Декрет «О хранении и уничтожении архивных дел». В нем говорилось, что «все оконченные дела советских учреждений, профессиональных и кооперативных союзов сохраняются в них 29 не более пяти лет».После этого поступают в соответствующие архивные отделения в качестве исторического материала. Декрет предусматривал создание централизованной системы организации разбора и выделения к уничтожению дел. При архивных управлениях создаются проверочные комиссии, на рассмотрение которых предоставляются описи дел, намеченные к уничтожению. Декрет дает указания, какие документы могут быть уничтожены. Из этих материалов должны быть отобраны документы, требующие постоянного хранения. В сентябре 1920 г. декретом об организации Истпарта – комиссии для собирания и изучения материалов по истории Октябрьской революции и истории РКП(б) - было положено начало собиранию и изучению документов по истории партии. Все учреждения, имеющие документы по Октябрьской революции были обязаны передавать их в распоряжение Истпарта. В 1920 году был открыт Архив Октябрьской революции – до 1925 года в нем было собрано около 200 фондов. На местах существовали бюро Истпарта, которые сотрудничали с губернскими архивами.__

 


Просмотров 1337

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!