Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Тема 1. Россия в 20 в.: от империи к советскому обществу



Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

Н.А. Мамаев

__________________ 2008 г.

 

ОТЕЧЕСТВЕНАЯ ИСТОРИЯ

Программа курса

 

 

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности (направлению) 020700 - История

 

СОГЛАСОВАНО

Декан исторического факультета

В.В. Грудзинский

_____________________ 2008 г.

 

 

Челябинск, 2008


Утверждена на заседании кафедры новейшей истории России

Протокол № __ от «___»____________2008 г.

 

Зав. кафедрой ____________ Г.А. Гончаров

 

Согласована с учебно-методической комиссией и принята на

Совете исторического факультета.

Протокол № __ от «___»___________2008 г.

 

Декан исторического факультета ______________ В.В. Грудзинский

 

Специальность (Направление):020700 - История

 

Составитель: Назыров П.Ф., к.и.н., доцент.

 


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА

 

Цель курса: формирование целостного и содержательного представления об истории России в период революционной модернизации и становления советского строя (1900-е – 1930-е гг.), подкреплённого знакомством с методами, источниками и основными подходами к изучению советского прошлого.

 

Задачи:

1. Формирование у студентов умения самостоятельно мыслить и научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы.

2. Знакомство студентов с современными точками зрения и подходами к анализу событий российской и советской истории 20 в., формирование способности сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей.

3. Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации, организация у студентов практических навыков работы с источниками по изучаемому периоду отечественной истории.

4. Воспитание у студентов уважительного отношения к историческому опыту России 20 в.

 

Программа составлена на основании ГОС ВПО по специальности (направлению) 020700 "Отечественная история". В основу изучения предмета положен проблемно-хронологический принцип с широким применением общенаучных и социально-исторических методов.



Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общее количество часов В том числе: лекции семинарские занятия самостоятельная работа   68???

 

Контрольные мероприятия (количество):

аттестация текущей успеваемости промежуточный контроль итоговый контроль: экзамен (6 семестр)

 

 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

 

Темы лекций часы
1. Россия в 20 в.: от империи к советскому обществу. Концептуальные основы изучения и источники российской (советской) истории 20 в.
2. Особенности модернизации России в конце 19 – начале 20 вв. Феномен русской революции. Основные тенденции развития страны к началу первой мировой войны.
3. Первая мировая война и Россия. Военные кампании 1914-1916 гг.
4. Россия в годы мировой войны. Перестройка тыла и государственная политика в 1914 – 1916 гг.
5. Власть и общество в условиях войны. Февральская революция в России.
6. Политические партии, народ и власть в 1917 г. Феномен двоевластия.
7. Россия от Февраля к Октябрю. Политические кризисы весны – осени 1917 г.
8. Октябрьский политический переворот и создание Советского правительства. "Левый блок".
9. Россия на выборах в Учредительное Собрание. Установление советской власти на местах.
10. Выход России из войны. Брестский мир.
11. Социально-экономическая политика советской власти в 1917 – первой половине 1918 г.
12. Гражданская война в России. Российское общество в условиях гражданской войны.
13. Политика "военного коммунизма".
14. Национальный вопрос в русской революции. Создание РСФСР и СССР. Национально-культурная политика в 1920-е гг.
15. Советская Россия в 1920-е гг. Переход к нэп.
16. Государство и рынок в 1920-е гг. Результаты и противоречия нэп.
17. От гражданской войны – к миру. Становление политических институтов Советского государства в 1917 – 1920-е гг.
18. Партия в 1920-е гг. Вопрос о путях строительства социализма и борьба в руководстве РКП(б).
19. Переход к стратегии форсированного экономического развития. Первый пятилетний план.
20. СССР в условиях индустриальной революции (конец 1920-х – начало 1930-х гг.). Коллективизация сельского хозяйства и стройки социализма.
21. Социально-экономическое развитие СССР в середине – второй половине 1930-х гг. "Неонэп". Складывание системы принудительного труда.
22. Культурная революция в Советской России/СССР (1917-30-е гг.).
23. Советское общество в 1930-е гг.: истоки сталинизма.
24. Формирование режима личной власти Сталина. Репрессии второй половины 1920-х – 1930-х гг.
25. Внешняя политика СССР в 1920-е – первой половине 1930-х гг. Попытки создания системы коллективной безопасности.
26. Сотрудничество СССР с западными демократиями и война в Испании. СССР и Германия.
27. Советско-германский пакт и начало второй мировой войны.
28. Итоги развития СССР к концу 1930-х гг. Подготовка к войне.
Всего

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ



Темы часы
1. Российское общество и война. Феномен "солдатской революции".
2. Политические партии, народ и власть в 1917 г.
3. Власть и экономика в революционной России (1917 – 1918 гг.).
4. "Красные" и "белые": гражданская война как социокультурный феномен.
5. Интеллигенция и советская власть: опыт сотрудничества в годы гражданской войны и нэп.
6. От "военного коммунизма" к нэп: большевики и революционная демократия о путях экономического и политического развития Советской России.
7. Первый пятилетний план и разработка стратегии индустриализации страны.
8. Стахановское движение и сталинизм.
9. Государство и человек: официальный дискурс и воспоминания современников.
Всего

Рабочая программа (заочная форма обучения)

Темы лекций часы
1.От империи к советскому обществу: феномен русской революции
2. Становление институтов Советского государства (1917- 20-е гг.).
3. Социалистическая модернизация и становление советской экономической модели (1917 – 1930-е г.).
4. Культурная революция: основные идеи и направления.
5. Советское общество и сталинизм.
Всего

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

 

Тема 1. Россия в 20 в.: от империи к советскому обществу.

Концептуальные основы изучения российской (советской) истории. Теория модернизации, "тоталитаристский" и "ревизионистский" подходы. Предмет и задачи курса.

Особенности российской модернизации в конце 19 – начале 20 в. Общество имперской России: "традиционное" и "современное". Социокультурные процессы 1880-х – 1900-х гг. Феномен русской революции. Итоги социально-экономического и политического развития России к началу мировой войны.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная

1. Боффа Дж. История Советского Союза. М., 1990.

2. История России. ХХ век. Учебное пособие под ред. В. П. Дмитренко. М. 1997.

3. Соколов А.К. Курс советской истории. 1917 – 1940. Учеб. пособие для вузов. М., 1999.

4. Хоскинг Дж. История Советского Союза. 1917-1991. М., 1994.

Источники

1. Дневники императора Николая II. СПб., 1992.

2. Программы политических партий России. Конец XIX – начало XX вв. М., 1995.

3. Государство Российское: власть и общество. Сб. документов. М., 1996.

4. Хрестоматия по отечественной истории (1914 – 1945 гг.): Учебное пособия для студентов вузов / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. М., 1996.

 

Дополнительная

1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

2. Власть и реформы. От самодержавия к Советской России. СПб., 1996.

3. Век памяти. Память века. Опыт обращения с прошлым в XX столетии. Сб. статей. Челябинск, 2004.

4. Грациози А. Война и революция в Европе. 1905 – 1956. М., 2005.

5. Искендеров А.А. Российская монархия, реформы и революция // Вопр. истории. 1993. №№ 3, 5, 7; 1994. №№ 1, 6.

6. Кулешов С.В., Свириденко Ю.П., Федулин А.А. Модернизация России (XIX – XX вв.). Социальные и политические процессы. М., 2007.

7. Опыт российских модернизаций XVIII – XX веков / Под ред. А.А. Алексеева. М., 2001.

8. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 2003.

9. Селунская Н.Б., Бородкин Л.И. и др. Становление российского парламентаризма: нач. XX в. М., 1996.

10.Струве П.Б. Размышления о русской революции. М., 1991.

11.Шанин Т. Революция как момент истины: Россия 1905 – 1907 – 1917 – 1922. М., 1997.

***

12.Батуйский М.А. Православие, ислам и проблемы модернизации России на рубеже XIX – XX веков // Общественные науки и современность. 1996. № 2.

13.Бородкин Л.И. Дореволюционная индустриализация и её интерпретации // Экономическая история. Обозрение. Выпуск 12. Изд-во МГУ, 2006.

14.Булдаков В.П. Историгорафические метаморфозы "Красного Октября" // Исторические исследования в России. Тенденции последних лет. М., 1996.

15.Хеймсон Л. Об истоках революции // Отечеств. история. 1993. № 6.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

1. Как современные исследователи определяют социальный строй и экономику России в начале XX века?

2. Каковы были последствия ускоренной модернизации страны?

3. Каковы были особенности политического развития российского общества?

4. Каковы основные точки зрения на происхождение и содержание русской революции?

 

Тема 2. Первая мировая война и революция 1917 г.

Европейский национализм и предпосылки мировой войны. События на Балканах и Россия. Вступление страны в войну. Боевые действия и российская армия в 1914 – 1916 гг. Экономика страны в условиях войны. Война и общество. Консолидация оппозиционных сил. Николай II и русский генералитет. Продовольственный кризис и начало народного движения в Петрограде.

Февральская революция и создание органов революционного управления на местах. Сущность "двоевластия". Основные "потоки" русской революции и их институционализация. Народная "программа" Февраля. Роль армии в событиях 1917 г.

Формирование Временного правительства и его программа социально-экономических и политических преобразований. Экономическая политика новой власти. Политические кризисы весны – лета 1917 г. "Демократическая диктатура" А.Ф. Керенского. Генерал Корнилов и "корниловщина".

Россия на выборах в Учредительное Собрание. Расстановка социально-политических сил в стране осенью 1917 г. Октябрьский политический переворот и создание Советского правительства. "Левый блок". Первые декреты и их значение для укрепления социальной базы советской власти.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная

1. Боффа Дж. История Советского Союза. М., 1990.

2. История России. ХХ век. Учебное пособие под ред. В. П. Дмитренко. М. 1997.

3. Соколов А.К. Курс советской истории. 1917 – 1940. Учеб. пособие для вузов. М., 1999.

4. Хоскинг Дж. История Советского Союза. 1917-1991. М., 1994.

Источники

1. Готье Ю.В. Мои заметки // Вопр. истории. 1991. №№ 6-12; 1992. №№ 1-5, 11-12; 1993. №№ 1-5.

2. Декреты Советской власти. М., 1957 – 1986. Т. 1-14.

3. Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте // Вопр. истории. 1990. №№ 6-12; 1991. №№ 1-11.

4. Русское политическое масонство, 1906-1918 гг. (документы Гуверовского университета) // История СССР. 1990. № 1.

5. Страна гибнет сегодня: воспоминания о Февральской революции 1917 г. М., 1991.

6. Троцкий Л. Д. К истории русской революции. М. 1990.

7. Учредительное Собрание. Документы и материалы // Вестник Челябинского университета. Серия 1. История. 1993. № 1-2.

8. Хрестоматия по истории России, 1914 – 1945 гг. М., 1996.

Дополнительная

1. Беккер Ж.-Ж. Первая мировая война. М., 2006.

2. Бурджалов Э.В. Вторая русская революция. T.I. M., 1964; Т.2. М., 1971.

3. Верт Н. 1917. Россия в революции. М., 2003.

4. Герасименко Г.Д. Народ и власть. 1917. М., 1996.

5. Знаменский О.И. Всероссийское Учредительное собрание. Ис­тория созыва и политического крушения. Л., 1976.

6. Карр Э. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1929. М., 1990.

7. Карр Э. История Советской России. Кн. 1. Т.1-2. Большевистская революция 1917-1923. М., 1990.

8. Катков Г. Февральская революция. М., 2006.

9. Лейберов И. П., Рудаченко С. Д. Революция и хлеб. М. 1990.

10.Мау В. Реформы и догмы. 1914 - 1929. Очерки истории становления хозяйственной системы советского тоталитаризма. М. 1993.

11.Николаевский Б. И. Русские масоны и революция. М., 1990.

12.Октябрь 1917 г.: величайшее событие века или социальная катастрофа? М., 1991.

13.Пайпс Р. Русская революция. М., 1994.

14.Рабинович А. Большевики приходят к власти. Революция 1917 года в Петрограде. М., 1989.

15.Рабочий класс России, его союзники и противники в 1917 г. Л., 1989.

16.Старцев В.И. Крах керенщины. Л., 1982.

17.Хоскинг Д. Россия: народ и империя. 1552 – 1917. Смоленск, 2000.

18.Шиссер Б., Трауптман Й. Русская рулетка. Немецкие деньги для русской революции. М., 2004.

***

19.Архипов И.Л. Общественная психология петроградских обыва­телей в 1917 г. // Вопр. истории. 1994. № 7.

20.1917 год глазами отечественных и зарубежных историков // Отечеств. история. 1998. № 5-6.

21.Волобуев П.В., Булдаков В.П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению // Вопр. истории. 1996. № 5-6.

22.Всероссийское Учредительное собрание и демократическая альтернатива. Два взгляда на проблему: Протасов Л.Г., Миллер В.И. // Отечеств. история. 1993. № 5.

23.Гайда Ф.А. - Механизм власти Временного прави­тельства (март-апрель 1917 г.) // Отечеств. история. 2001. № 2.

24.Бурганов А.Х. Была ли возможность создания демократического правительства после Октябрьской революции // Отечеств. история. 1993. № 5.

25.Гайда Ф.А. Февраль 1917 года: революция, власть, буржуазия // Вопр. истории. 1996. № 3.

26.Генерал Л. Г. Корнилов перед Чрезвычайной комиссией Временного правительства // Кентавр. 1995. № 5-6.

27.Голиков А.Г. Феномен Керенского // Отечеств. история. 1992. № 5.

28.Жданова И.А. Проблема федеративного устройства государства в Февральской революции 1917 г. // Вопр. истории. 2007. № 7.

29.Журавлёв В.В., Симонов Н.С. Причины и последствия разгона Учредительного собрания // Вопр. истории. 1992. № 1.

30.Иоффе Г.З. Мистерия керенщины // Переписка на исторические темы. М., 1989.

31.Ленин В. И. О двоевластии // Полн. собр. соч. Т. 31.

32.Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти // Полн. собр. соч., Т. 36.

33.Малиа М. В поисках истинного Октября (Размышления о советской истории, западной советологии и новой книге Ричарда Пайпса) // Отечеств. история. 1992. № 4.

34.Миллер Б. 1917-й: взлёт и падение меньшевиков // Свободная мысль.1995. № 10.

35.Мощелков Е.Н. Россия между двумя революциями 1917 г.: ана­лиз переходного политического процесса // Кентавр. 1995. № 6.

36.Николаев А.Б., Поливанов О.А. Российский парламентаризм в 1917 г. // Кентавр. 1995. № 2.

37.Первая мировая война: 1914 – 1918 гг. Неизвестные страницы // Родина. 1993. № 8-9.

38.Рейман М. Заметки по интерпретации 1917 года // Отечеств. история. 1994. № 4-5.

39.Уайлдман А.К. Армия и вопрос о законности власти в России// Отечеств. история. 1994. № 2.

40.Харитонов В.Л. Февральская революция в России (попытка многомерного подхода) // Отечеств. история. 1993. № 11-12.

41.Шелохаев В.В. Либералы и массы в годы первой мировой войны// Вопр. истории. 1996. № 7 .

42.Шелохаев В.В. Политическая программа русского либерализма// Кентавр. 1995. № 6; Он же. Социальная программа русс­кого либерализма // Кентавр. 1995. № 1.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

1. Назовите основные точки зрения на причины участия России в первой мировой войне.

2. Какое влияние оказала война на российское общество? Какие изменения произошли в составе российской армии? В чём заключались основные направления государственного регулирования в экономике России в годы первой мировой войны?

3. Охарактеризуйте политические предпосылки Февральской революции. Какова была роль армии в событиях февраля – марта 1917 г.?

4. Охарактеризуйте лозунги народного движения в Петрограде в феврале 1917 г. Что такое двоевластие? Как и почему оно возникло? Какие функции присвоил себе Петросовет? Каков был состав и программа первого Временного правительства?

5. Как была организована новая власть на местах?

6. Как эволюционировал состав и политика Временного правительства в марте – октябре 1917 г.? Охарактеризуйте "левую" (большевики и их союзники) и "правую" (генерал Корнилов) альтернативы русской революции 1917 г.

7. Охарактеризуйте состав и лозунги революционного движения осенью 1917 г. ("политическая армия Октября").

8. Назовите основные итоги октябрьского политического переворота.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!