Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Раздел 2. Тема: Новая модель системы образования РФ



Цель образования сегодня - создание условия для развития и саморазвития учащихся, воспитания у них способности принимать самостоятель­ные решения. Поэтому центром новой государственной образовательной политики становится личность человека - в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека. Реализация этого права потребовала принципиальных изменений системы образования России, формирования новой образовательной политики.

Реформированию подверглись сами цели образования, его экономический фундамент, управление системой образования, структура школы, форма оплаты за обучение. Основными причинами реформирования выступали:

1. Попытка демократизировать систему образования. 2. Стремление гуманизировать образование для учета интересов отдельного человека. 3. Необходимость приспособления к новым экономическим условиям существования общества и системы образования. 4. Создание условий для формирования системы образования, которая бы обеспечивала качественное освоение образовательных программ.

Начиная с середины 80-х гг. реформирование системы образования протекало неравномерно. Можно выделить несколько этапов реформирования, каждый из которых отличался от других своей основной задачей, условиями проведения и результатами.

Первый этап - подготовительный, или этан развития ал­тернативного образования (конец 80-х годов - 1992 г.). На -этом этапе стояли две основные задачи: I) сменить концептуальные подходы к образованию, 2) разработать концепции развития личности в образовании и апробировать инновационные подходы.

Второй этап - становление вариативного образования (1992 - 1996 гг.). В начале 90-х годов в сфере образования стали проявляться положительные тенденции: гуманизация и гуманитаризация образования, увеличение видов образовательных учреждений, реформа в содержании педагогического образования. Основные приоритеты реформы были закреплены Законом РФ «Об образовании» 1992 г.: демократизация образования, т.е. ликвидация монополии государства на образование, децентрализация управления, автономизация образовательных учреждений, государственно-общественный характер управления. Вариативное образование получило свое законодательное оформление; открылось значительное количество негосударственных образовательных учреждений, разрабатывалось и использовалось на практике громадное число инновационных авторских программ и методик. Педагоги на деле ощутили свободу в преподавании и творчестве. Темпы преобразований сферы образования в условиях экономической и политической нестабильности привела к ряду явлений, которые тормозили дальнейшее развитие реформы: несформированность нормативной базы, систематическое невыполнение принятых нормативных документов. Поэтому в 1996 г. в Закон «Об образовании» были внесены серьезные изменения, были сформированы основы новой нормативной базы системы образования.



Третий этап - формирование механизмов обеспечения качества образования (начинается с 1996 г.) привёл к существенному изменению нормативной базы образования и принятию в 2012г нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Новый закон существенно расширил и полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования (ст.9 ). Законодателем установлены новые виды образования, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование): общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение.



В новой модели образования общее и профессиональное образование включают 8 уровней образования. Уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее ;3) основное общее; 4) среднее общее. Уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации. Узаконены 2 формы получения образования: 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). Их следует отличать от форм обучения– очной, очно-заочной, или заочной.

Новая модель системы образования может быть рассмотрена в единстве и взаимосвязи трёх основных подсистем – содержательной, функциональной и организационно-управленческой.

Основными элементами содержательной подсистемы образования выступают Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и образовательные программы. ФГОСы обеспечивают: 1) единство образовательного пространства РФ; 2) преемственность основных образовательных программ;3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня, 4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований.

ФГОСы включают требования к: 1) структуре основных образовательных программ, 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ. Результаты освоения обучающимися программы содержат предметные, метапредметные и личностные результаты.

Содержание образования определяется образовательными программами. В системе образования РФ реализуются 2 вида программ: основные образовательные программы и дополнительные, которые самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. К основным образовательным программам относятся: 1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования; 2) основные профессиональные образовательные программы: а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена; б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки; 3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. К дополнительным образовательным программам относятся: 1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы; 2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Основным элементом функционального компонента системы образования РФ остаются традиционные образовательные заведения, получившие новую организационно-правовую форму организаций, которые по степени самостоятельности, в соответствии с законодательством РФ, могут быть бюджетными, казёнными и автономными. Основным звеном изменений является снижение темпов роста расходов бюджетов, создание условий для сокращения издержек учреждений и привлечения ими дополнительных источников финансирования за счет осуществления деятельности, приносящей доход. Образовательная организация (ОО) создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. ОО зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной. ОО подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности. Устанавливаются следующие типы ОО, реализующих основные образовательные программы: 1) дошкольная ОО, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми; 2) общеобразовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования; 3) профессиональная ОО, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования; 4) ОО высшего образования, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность. К типам ОО, реализующих дополнительные образовательные программы, отнесены: 1) организация дополнительного образования (осуществляет в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам); 2) организация дополнительного профессионального образования (осуществляющая в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам).

Функции организационно-управленческой подсистемы образования определяются государственно-общественным характером управления. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения. Органы управления образованием включает в себя органы управления трех уровней.

Первый, федеральный, уровень включает в себя органы управления образованием общегосударственного значения. К ним относятся федеральные органы управления образовани­ем (Министерство образования и науки РФ и другие федеральные органы, имеющие отношение к системе образования).

Второй уровень органов управления образованием - уровень субъектов Р Ф (Министерство образования Чувашии, Департамент образования г. Воронежа, и т.д.).

К третьему уровню относятся районные и городские органы самоуправления (управления образованием при местных администрациях).

Управление системой образования включает: 1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; 2) осуществление стратегического планирования развития системы образования; 3) принятие и реализацию государственных программ РФ, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования; 4) проведение мониторинга в системе образования; 5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; 6) государственную регламентацию образовательной деятельности; 7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию; 8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников.

Основными элементами управленческой подсистемы являются

государственная регламентация образовательной деятельности (включающая: 1) лицензирование образовательной деятельности, 2) государственную аккредитацию образовательной деятельности; 3) государственный контроль в сфере образования);

общественная аккредитация.

 

 

 


Просмотров 1394

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!